Зрячее сердце

         СЫНОЧЕК ИЛИ ДОЧКА?

    Пока дни стояли ещё длинные, Илья возил Татьяну за город на свежий воздух. Он уже прилично водил машину, нарабатывал стаж по вождению, и им хорошо было гулять с Мишель дотемна. Татьяна постепенно привыкла к своему положению, возила с собой коробочку с едой на природу. На свежем воздухе она лучше себя чувствовала. Шутила, смеялась, держась за свой округлившийся животик. Илья смотрел на неё, любуясь. Она стала ещё краше, несмотря на испортившуюся фигуру. Как же беременность украшает женщину! Она, действительно, Богиня, Мадонна Пресвятая. И она – его женщина, любимая, родная! Как же Илья хотел крепко прижать её к себе, но боялся навредить малышу! Он только мог целовать её всю от головы до пят, особенно такой милый животик, в котором находится их сокровище – сыночек.
   Дома на кухне было постоянно открыто окно, чтобы запахи улетучивались.
   Однажды Татьяна сказала супругу:
   – Возьми тетрадь и ручку. Ты сейчас что-то запишешь за мной. –Татьяна лукаво улыбнулась.
   – Сейчас, Танюша, а что писать?
   – Я сначала буду тебе диктовать, а затем мы проверим запись с диктофона, правильно ли я тебе продиктовала.
   – Ну, ты заинтриговала.
   – Пиши.

               Я СКОРО СТАНУ МАМОЙ

          Я скоро стану мамой,
          И Богу я хвалу воздам.
          Счастливой буду самой,
          Молиться образам
          Отныне буду в храме
          За малыша всегда,
          И благодарность маме
          За все мои года.
          Любить всегда я стану
          Родного малыша.
          – Пусть всё плохое канет, –
          Кричит моя душа!

    - Всё, любимый. Давай теперь проверим с диктофоном, правильно ли я выучила. Тебе понравилось? А маме понравится?
   – Танюшенька моя, родненькая, как не понравится, если ты написала его сама для нашего малыша. Когда ты успела его написать?
   – А когда мама была на кухне, тарахтела посудой, я наговорила на диктофон, а затем выучила наизусть. Я сегодня его расскажу за ужином родителям.
   Вечером на кухне состоялась презентация стихотворения. Мама даже всплакнула, услышав такие слова от дочери. Мама поцеловала дочь, затем папа и похвалил.
   – Пока нет малыша, пиши, доченька, выливай на бумагу всё, о чём думаешь, мечтаешь. Потом некогда будет. Играй на скрипке, делай то, что хочешь, что желает твоя душа. Ты нам скоро подаришь внука, а это дорогого стоит. Мне на работе никто не верит, что я скоро стану дедом. Какая ты у нас умничка, – хвалил папа свою дочь.

    Наступило тёплое бабье лето. Молодые чаще стали выезжать на природу в лес. Ходили там, слушали пение птиц. Илья рассказывал о красоте леса, в какие цвета оделись деревья, собирали красивые листья, веточки, фотографировались. Даже Татьяна научилась фотографировать после нескольких уроков Ильи. Когда Илья видел красивый вид, сажал Мишель, настраивал фотоаппарат и садился сам с ней рядом, Татьяна щёлкала. Собака грациозно сидела и ждала, когда её сфотографируют и скажут, что можно выйти из кадра, а затем подбегала к хозяйке, как бы спрашивая: «Ну, покажите, как я там получилась?» Татьяне так понравилась работа фотографа, что она пожалела о том, что раньше не попросила Илью дать ей в руки фотоаппарат и что раньше этому не научилась.

    После нескольких очередных прогулок по лесу Татьяна написала ещё несколько стихотворений. Лесная красота и тишина благотворно влияли на её здоровье. Иногда ей даже домой не хотелось ехать.
   – Вот бы избушку построить и остаться здесь жить. Как здесь здорово! Как красиво перед перелётом поют птицы на прощание, а может быть, для меня? Я их очень люблю.
   – Танюша, знаешь, что я придумал?
   – Нет, не знаю, скажи.
   – Давай поедем в общество слепых и там найдём кассету с записью лесных птиц. Ты будешь дома слушать и представлять, что ты в лесу. Здорово, правда?
   – Ой, какой ты молодец, умница. Знаешь, давай спросим, есть ли у них колыбельные песенки. Я выучу слова, а затем сама буду петь своему малышу.
   – Ты тоже молодец, что подсказала. Если мне не удастся из-за работы поехать с тобой, то попроси папу, пусть он вас с мамой отвезёт, когда будет выходной. А ещё я забыл тебе сказать, что отпуск свой я перенёс на январь. Со мной согласились и разрешили. Впервые в жизни у меня ребёнок будет, а я на работе. Нет, я такой случай пропустить не хочу. Никогда бы себе такого не простил.
   – Через некоторое время родители с Татьяной съездили в общество слепых и привезли кассеты, которые выбрала сама дочь. Теперь в дождь Татьяна включала магнитофон и слушала пение птиц, лёгкую музыку, журчание лесного ручейка. Её это так успокаивало, что под блаженную музыку она даже засыпала, обняв свой кругленький животик. Малыш в это время, видно, тоже спал и меньше беспокоил свою маму.

    В ноябре, когда Таниному животику исполнилось семь месяцев, решили по просьбе бабушки её навестить. В выходной поехали все вместе. Бабушка старенькая и сама уже не может ездить в гости, только принимать. Дальше будет холодно, да и готовиться к родам надо. По телефону не покажешь живот внучки. Встретились, обнялись, поцеловались. Бабушке давно сказали, что будет сын, но бабушка сама хотела в этом убедиться.
   – Внученька, деточка моя, да у тебя дочь будет, а не сын. Я хорошо в этом разбираюсь. Я никого ещё не подводила. Всем правду говорила. Так что девочку ждите.
   Татьяна захлопала от радости в ладоши, а Илья опустил голову.
   – Бабушка, я так хотела девочку, а Илья мальчика. Он хоть и говорил, что ему без разницы, кто будет, но лучше – сын. Ну, ничего страшного, следующий будет сын. А может, бабушка ошиблась. Ещё неизвестно, что скажет врач, а бабушка не врач.
   – Да моя мама лучше разбирается, чем любой врач, – вставила в защиту своей мамы Светлана Алексеевна. – Она здесь всем беременным женщинам, которые к ней приходили, говорила, кто у них будет, и ни разу ещё не ошиблась, только надо дождаться семи месяцев.
   – Сынок, ты не обижайся, я в этом деле специалист. Врачи ошибались, а я – нет. Опыт большой – не интуиция. Не всем это дано. Вот и дочка на врача выучилась, только не захотела идти в гинекологию, а на зубника выучилась. Знаешь, в народе говорят: сначала няньку, а затем – ляльку. Вот и у вас так будет. Точно ты сказала, Таня, что второй будет сын. Я в этом убеждена. Вырастет помощница тебе, Танюша. Вот до правнука я могу и не дожить, а хотелось бы. Муж у тебя хороший, заботливый, любит тебя и детей своих будет любить. Илье сын нужен. Он его правильно воспитает, мужиком вырастит.
   Илья смущённо опустил голову и покраснел. Он всегда стеснялся, когда его хвалили, а особенно пожилые люди, многое видавшие на своём веку, а это дорогого стоит.

    Когда приехали домой, мама Татьяны сказала, что чувствовала, что у дочери будет девочка, но не решалась кому-либо об этом сказать. Не хотела расстраивать Илью. Правильно, что об этом сказала бабушка. «У неё большой опыт и авторитет, а я всего лишь тёща». Она сравнивала себя, когда была беременной, и свою дочь. Всё повторилось. Пусть хоть кто, лишь бы здоровеньким был, а это самое главное для всех. Сейчас самое критическое время, как сказали врачи. Надо быть очень осторожными, строго следить за женщиной, за её здоровьем. Нельзя нервничать, расстраиваться, а нужно придерживаться правильного питания, не давать набирать лишнего веса, тогда будет всё хорошо. Олег Сергеевич купил напольные весы, чтобы дочь чаще взвешивалась и не переживала.
   – Олег, может, ей тренировочный велосипед купить? – однажды спросила супруга.
   – Пусть крутит педали, ноги тренирует. Скоро будет холодно, и ребята редко будут выходить из квартиры, а так смогут вдвоём тренироваться.
   – Нет, это уже слишком. Во-первых – некуда ставить, во-вторых – ребёнок будет ходить и натыкаться на него, а ему нужно будет больше свободного места, которого у нас и так мало.
   – Да, ты прав, Олег. Я хотела как лучше. Очень переживаю за неё.
   – А ты думаешь, я не переживаю. Она умная девочка, делает всё, что ей говорят врачи. Давай не будем накалять обстановку. Всё будет хорошо. У неё очень хорошие покровители и святой крест на шее. Светочка, не волнуйся сама и не говори с ней на эту тему, и чтоб Илья не знал тоже. Он очень хорошо заботится о ней, как ребёнка носит на руках, одевает и раздевает, кормит с ложечки, босиком не даёт на пол ступить, чтоб ножки не застыли. У нас очень хороший зять. Как он её любит! Я не думал, что у них будет такая любовь.
   После очередной поездки к врачу ей сказали, что у неё будет девочка. Татьяна приехала домой в приподнятом настроении, а вечером, когда они остались одни в спальне, Илья тихонько стал шептать:
   – Танюшенька, милая моя, знаешь что… Ты прости меня, что я тебе раньше не сказал.
   – Что, Илья, ты хочешь мне сказать?
   – Да ты не волнуйся. Я просто втайне от тебя придумал имя нашему малышу. Все мы думали, что у нас будет сын, а оказалось, что дочь. Так вот я со своей мамой говорил, советовался, какое имя дать малышу. Мама спросила, когда родится ребёнок? Я сказал, что в начале января. Она узнала: в это время несколько имён для девочки – Анастасия, Богдана, Клавдия и Евгения. Я думал сначала, что Богдан будет, а оказалось, что Богдана. Танюшенька, какое тебе имя нравится больше? Давай вместе выберем имя или ты сама выбери, я согласен. Здесь ничего такого нет. Я буду гладить твой животик и называть по имени нашу доченьку, да и ты будешь с ней разговаривать, когда она будет ножками тебя беспокоить. Ты подумай, а потом мне скажешь, хорошо?
   – Илюша, я могу сейчас сказать, как её мы будем называть, какое у неё будет имя. Раз не получился Богдан, тогда будет Богдана. Богом данная наша доченька. Как красиво звучит – Богданушка.


              БОГДАНОЧКА

    В декабре Татьяна обратилась к супругу с вопросом:
   – Ты поедешь со мной покупать вещи для нашей доченьки?
   – Танюша, дорогая моя, я бы с удовольствием поехал, но избавь меня от этого.
   Я вас с мамой отвезу или папа твой. Я ничего в этом не понимаю, а с мамой ты выберешь то, что нужно. У неё опыт есть, а я только оценю ваши покупки. Договорились?
   – Хорошо. Тогда мы поедем с мамой. Я тебе предложила, чтобы ты не обиделся, что тебя не пригласили.

    В выходной день Илья повёз Татьяну и тёщу в город за покупками. За один день они купили почти всё необходимое по списку, даже кроватку и красивенькое платьице для Богданочки. Коляску решили купить, когда девочка родится. Да и холодно зимой ходить гулять на улицу. Если будет тёплая зима, тогда можно приобрести в любое время. Да и стоять она будет на балконе, ждать своей участи.

    За две недели до родов сделали генеральную уборку в квартире. Приняла ванну даже Мишель. Она как будто чувствовала, что с хозяйкой что-то происходит. Чувствовалось у неё волнение. Стала на себя не похожа. Чаще садилась у её ног, клала голову на колени, чтобы её погладили, и всё заглядывала в глаза и ждала, чтобы хозяйка с ней поделилась секретом, и словно знала, что ей скоро будут меньше уделять внимания, чем обычно.
   Годовщину свадьбы и Новый год отметили скромно. Пришли только родители Ильи. Поужинали, поздравили друг друга с напутствиями для Татьяны и на этом разошлись. Татьяне было не до гостей. Она уже отмучилась от токсикоза, с мамой подготовили вещи для роддома. Мама взяла отпуск на весь январь, чтобы помочь дочери в самый трудный период. Семья отсчитывала последние денёчки, оставшиеся до родов. Татьяне предложили заранее лечь в роддом в предродовую палату, но она не захотела. Сказала, что ей будет тяжело без родных, ведь за ней нужен постоянный уход, а она никого не хотела затруднять. На семейном совете решили до последнего ждать дома, а когда наступит критический момент, вызвать неотложку. Все считали, кажется, не дни, а часы, каждый раз спрашивая дочь:
   – Ну как ты?
   – Да вот доченька стала чаще пинать мой живот ножками, а так всё хорошо. Вы и так меня напичкали пилюлями и советами. Мама, дай мне, нет, не мне, а нам лучше шоколадку. Мы что-то сладенького захотели. Это она хочет, не я, – смеясь показала на живот Татьяна.
   – Спроси у неё, что ещё она хочет?
   – Пока только шоколад. Если что, я скажу.
   – Правильно, вам сейчас обеим нужны силы. Тебе – чтобы роды легче прошли, а ей – хорошо на свет появиться, без осложнений.
   С четвёртого на пятое января в три часа ночи Татьяна разбудила супруга:
   – Илюшка, из меня что-то льётся. Я вся мокрая. Это, наверное, воды отходят.
   Илья быстро вскочил, зажёг свет, и в это время зашла Светлана Алексеевна.
   – Что, доченька, началось?
   – Да нет, мама, это воды отходят. Я вся мокрая и постель.
   – Олег, вызывай скорую, быстро.
   – Иду, иду, уже вызываю.
   Мама быстро оделась сама, и вместе с Ильёй начали одевать Татьяну. Закутали её в пальто, чтобы скорей там раздеть.
   – Пакет не забудьте, – напомнила маме дочь.
   На носилках снесли роженицу вниз, а следом пошли мама, папа и Илья.
   – Мама, пусть Илья со мной тоже поедет.
   – Хорошо, доченька. Только не волнуйся.
   В роддоме договорились, как только родится ребёнок, чтобы обязательно сразу позвонили. Начались самые трудные, волнительные часы ожидания для всех. Илья сразу позвонил родителям и сказал, что Танечка в роддоме, чтобы мама утром пошла в храм, помолилась за неё и за доченьку. Светлана Алексеевна сидела у телефона, не отходя ни на минуту. Даже кушать не ходила, ждала звонка. В два часа дня раздался звонок, от которого она даже вздрогнула. Схватила трубку.
   – Да, я мама, слушаю. Всё хорошо? Всё нормально? Три двести, пятьдесят два сантиметра? Чувствуют обе себя хорошо? Когда можно будет приехать? Только завтра, она ещё не встаёт? Сегодня приезжать не надо? – взволнованным голосом разговаривала мама Тани с говорящей по телефону. – Хорошо, спасибо… Илья, Олег, вы слышали? – Она обняла и поцеловала зятя, а затем супруга. – Поздравляю нас всех с успешными родами нашей Танюшки! Завтра можно только передать передачу, а увидеть их можно будет только в окно, когда Танюшка поднимет нашу девочку.

    Шесть дней приезжали к Татьяне родители и Илья, увидели маленький кулёчек в окно, но, естественно, рассмотреть было невозможно. Мишель все дни искала хозяйку, вздыхала, плохо кушала и с улицы быстро возвращалась, снова ходила по комнатам.
   – Мишель, не волнуйся. С твоей хозяйкой всё хорошо. Она скоро приедет с доченькой, – объяснял ей Илья. – Она такая красивенькая, тебе понравится, вы будете дружить.
   Илья купил несколько букетов роз для тех, кто вынесет девочку и выведет его жену. Олег Сергеевич договорился, чтобы подогнали белую «Волгу» ГАЗ-24 к роддому, чтобы забрать своих любимых девочек. Богданочку вынесли одетой во всё белое, кружевное, а затем вывели Танечку, сияющую. Илья кинулся сначала к жене, вручил ей букет роз, затем преподнёс букеты с благодарностью женщинам, которые заботились о Тане и о ребёнке. Сотрудницы роддома поздравили с дочерью папу, а родителей с внучкой. Подошли родители и поздравили дочь поцелуем. Фотографировал Олег Сергеевич. Илья впервые взял на руки ребёнка. Папа повёл дочь к машине, усадил её, а затем сел Илья с доченькой. Мамаши и некоторые сотрудники из окон наблюдали за этой семьёй. Родители сели в свою машину. Обе машины тронулись в направлении Аршинцево, домой, где ждала их скучающая Мишель.
   Наконец-то все дома и раздался первый крик маленькой девочки в комнате родителей. Мишель, которая была в другой комнате, осторожно вошла, не понимая, что там происходит и чей это незнакомый голос она услышала. Прижалась к ноге хозяйки и стала лизать её руки, требуя внимания к себе.
   – Мишель, я уже дома. Посмотри, какая у тебя будет подружка. Какая она красивенькая и такая маленькая.
   Собака внимательно рассматривала ребёнка, боясь поставить лапы на постель, как это делала раньше.

    Да, действительно, эта крошечка очень сильно похожа на свою мать. Белокурая, с голубыми глазами, которые видят свою маму, своих родных и будут видеть весь окружающий мир.
   – Танюша, если ты устала, приляг, отдохни, пока девочка спит после кормления, я сфотографирую её для фотоальбома.
   Как только закончилась фотосъёмка, проснулась Богданочка.
   – Мамочка, перепеленай её, а я покормлю. Ты же не знаешь и я тебе не говорила, что у меня три дня не было грудного молока. Меня врачи успокоили, сказали, что такое бывает и чтобы я тебе не говорила, чтоб ты не расстраивалась. Сказали, что у меня обязательно будет молоко. Кормили доченьку мою женщины из моей палаты по очереди, а потом появилось и у меня молоко. С какой жадностью она кушала, как будто чувствовала, что это материнское молоко. Оно у меня, сказали, хорошее. Девочка набрала вес.
   Татьяна покормила ребёнка и легла отдохнуть. Светлана Алексеевна пошла на кухню готовить праздничный ужин. Был куплен торт, шампанское, пельмени, чищеные грецкие орехи для кормящей мамы, любимое Танино сгущённое молоко. Теперь его можно было есть сколько хочешь.

   – Танюша, пока ты будешь отдыхать, я сбегаю в магазин, затем к родителям. Приглашу их на ужин. Они обещали прийти, когда выпишут вас. Я ненадолго.
   – Хорошо, любимый, иди. Мама со мной.
   Когда Илья пришёл к родителям, он в первую очередь сказал, чтобы готовились к ужину, и попросил у них денег на подарок жене.
   – Мама, ну стыдно мне брать деньги у жены. Что я ей скажу? Что взял деньги ей на подарок? Так не делается. Я же мужчина, и я ей все деньги отдавал.
   – Сынок, правильно ты делаешь. Мы дадим тебе сколько надо. Мы собираем деньги всё равно вам на квартиру. А подарок ты обязан сделать, а не родители. Ты её муж, отец уже. Ей будет очень приятно получить от тебя подарок.
   – Вот и я об этом подумал. Триста рублей, я думаю, хватит. Хочу купить золотое кольцо. Я уже присмотрел в ювелирном. Ну всё, спасибо, я побежал. Ждём вас.
   Илья быстро пошёл в магазин. Размер он уже знал и выбрал кольцо «Чалма» с рубином. Полюбовался. Продавцы одобрили подарок.
   Вечером, когда пришли родители, они выложили целую кипу пелёнок, разной одежды для внученьки. Татьяне купили очень красивый халат, тапочки.
   – Ну, теперь показывайте нам нашу долгожданную красавицу.
   – Она сейчас спит. Когда проснётся, тогда не только посмотрите, но и подержите на руках, Ольга Анатольевна. Вам надо привыкать к ней, а ей к вам.
Через некоторое время ребёнок проснулся и дал о себе знать.
   – Маленькая наша малышечка проснулась, – подскочили одновременно обе бабушки.
   – Бабушка другая пришла к тебе знакомиться, Богданушка. Сейчас перепеленаю и вынесу тебя к ней.
   – Боже, какая красавица. Ну копия Танечки. Дедушка, иди посмотри на свою внученьку. Вылитый ангелочек.
   – Ну, ничего. Сынок будет похож на меня, – вставил Илья. – Правда, Танюшка? Дочка и должна быть похожей на маму, а сын на отца, я так думаю. Я и просил Всевышнего, чтобы она была похожа на мать. Так и получилось.
   – Так, бабушки, давайте я её покормлю. А вы идите на кухню, готовьте ужин, а то я очень проголодалась. Я теперь буду часто и много есть за тот период, когда бегала к унитазу.
   За ужином Илья торжественно преподнёс подарок жене. Открыл коробочку и надел кольцо на палец. Татьяна потрогала рукой кольцо, а затем обняла и поцеловала мужа.
   – Спасибо тебе, Илюшенька.
   – Это тебе спасибо за дочь, за твои мучения, за переживания. А какая дочь шикарная получилась. Обзавидуются потом все, глядя на неё, – гордился своей дочерью Илья.
   – Ольга Анатольевна, я буду с дочерью весь отпуск, а потом вы заступите на смену, – сказала Светлана Алексеевна.
   – Я уже договорилась, что скоро буду увольняться. Они подбирают кандидатуру на моё место, так что не волнуйтесь. Я уже на старте. Будем работать, как и договаривались раньше, день с утра, день с обеда, я помню. Вам ещё далеко до пенсии, а я пенсионер. У нас ещё две прабабушки есть в запасе. Слава Богу, что обе дожили до правнучки. Как они этого хотели! Они обе знают, что роды прошли хорошо и что все уже дома. Илья передал через знакомых, чтобы не волновались. После крестин сразу поедем знакомиться с прабабушками. Тридцать пять – сорок дней подождут. Дольше ждали.
   – Что-то у нас дедушки притихли. Ничего не говорят.
   – А что говорить. Если вы уже всё сказали. Мы поздравили Татьяну. Лучше мы выпьем за их здоровье. Пусть растёт наша девчушка здоровенькой, – как всегда, немногословно произнёс папа Ильи. – Пусть радуется, что у неё целая куча родни. Будет кому смотреть да водиться. Мы всегда рады вам помочь. Что надо, всё сделаем, поможем.
   – Спасибо на добром слове, – поблагодарил Олег Сергеевич. – Я знал, что вы родня отличная. Друг другу будем помогать.
   – А теперь мы им скажем, что надо дожить, чтобы выдать замуж, – с улыбкой сказала Светлана Алексеевна.
   За ужином Татьяна пила компот, а остальные – кто что. Кто водку, кто коньяк, а женщины – шампанское. Всё было в меру, но на столе обязательно должно быть, как сказал Танин отец, будут пить или нет, а чтобы стояло спиртное разное для гостей.
   – Танюша, ты теперь будь осторожна в еде. Тебе не всё можно кушать, чтобы аллергии не было у ребёнка, – предупредила Ольга Анатольевна.
   – А мне мама уже рассказала. Мы вечерами сидели на кухне, и она меня информировала понемногу обо всём. Как говорят, немного подкована.
   – Вот и хорошо. Молоденькой маме надо многое знать. Постепенно научишься, да и мы всегда будем рядом.
   Из комнаты молодых послышался всхлип ребёнка. Татьяна и мама тут же поднялись и пошли к девочке.
   – Ну что, Богданочка, выспалась? А может, ты мокренькая? Сейчас посмотрим. – Первая бабушка подошла и взяла ребёнка на руки. – Конечно, мокрая. Кто же это будет лежать в мокрых пелёнках? Танюша, подай пелёнку. Привыкай к месту, где они лежат стопкой. Я пока сама буду всё делать, а то у тебя руки дрожат. Постепенно привыкнешь, и будет всё хорошо.
   Бабушка перепеленала внучку, взяла на руки и вышла с ней на кухню показать ещё раз всем.
   – Вот мы какие. Пусть посмотрит на всех свысока.
   Девочка удивлённо рассматривала каждого, как бы запоминая в лицо своих родственников.
   Глаза, как два синих василька, смотрели и искали маму.
   – Вот она, вот она, твоя мамочка. Бери её на руки и иди в комнату кормить.
   Богданочка с удовольствием сосала грудь.
   Вошла мама.
   – Как вы здесь?
   – Мамочка, какое это счастье быть мамой, кормить ребёнка грудью. Жаль, что я никогда не увижу свою крошечку. Только она будет меня видеть. Как я переживала, чтобы у неё было всё хорошо со зрением. Но слава Богу, что всё обошлось. Она видит.
   – Доченька, не надо, не переживай. Тебе нельзя волноваться, ты же знаешь. Всё будет хорошо. Тебе Бог подарил дочь, а это такое счастье. Не каждому оно дано. Другие годами ждут ребёнка, надеются, верят, что когда- то и у них будет ребёнок, а у тебя такая красавица.
   – Мама, а это правда, что она красивенькая?
   – Для каждой мамы её ребёнок самый красивый, а твоя дочь необыкновенно красива.
   – Это правда, что она красивей, чем я была в детстве?
   – Конечно, доченька. Дети и должны быть красивей своих родителей. Тем более вы с Ильёй такая красивая пара. Удивительно, что у неё глаза твои, а не папины. Огромные будут и синие, а волосы русые, как у тебя.
   – Илье, наверное, обидно, что его ничего нет. Ну, ничего, как он сказал, парень будет похож на него – вылитый он.
   Татьяна, счастливая, улыбалась и гладила по головке свою доченьку. Родители Ильи стали собираться домой.
   – Илья, проводи родителей до дома. Сейчас уже поздно.
   – Хорошо, я провожу, заодно и Мишель выгуляю.
   Первую ночь все неспокойно провели. Просыпались, когда просыпалась малышка. Все привыкали к маленькому ребёночку и к новой жизни.

    Первые дни были невесёлыми, но потом постепенно становилось легче. Богданочка сама спала и давала спать другим. Хорошо, что Илья был в отпуске. Не приходилось ходить сонному на работу. Купили очень красивую колясочку для Богданочки. Бабушка поила внучку укропной водой, чтобы не болел животик, как подсказала патронажная сестра. Илье и свекрови скоро надо было выходить на работу. Ольга Анатольевна стала чаще приходить, чтобы ребёнок привыкал к другим рукам, к другому лицу, голосу. Выносили её и коляску на улицу, гуляли во дворе и с собакой.
   Уже месяц Богданочке. Илья фотографировал дочь, а фотографии передавал прабабушкам и другим родственникам. Надо готовиться к крестинам. В первую очередь надо получить согласие друзей стать крёстными. Друг Ильи сразу согласился, что станет крёстным папой для его дочери. С крёстной было хуже. Не знали, кому предложить, так как подруг у Татьяны особо и не было. Светлана Алексеевна сказала на работе, что собираются крестить внучку, но маму крёстную ещё не нашли. Неожиданно врач по смене, Валентина, сама предложила свою кандидатуру:
   – Светлана Алексеевна, а можно, я буду крёстной мамой? Я же ведь ходила к вам на массаж. Татьяна меня знает, и я её. Мы часто разговаривали. Она мне нравится. У вас очень хорошая дочь. Я молодая, не замужем. Вы меня хорошо знаете. А кто будет крёстным папой?
   – Ильи друг – Андрей. Они вместе на заводе работают. Часто бывал у нас в гостях и на свадьбе был. Красивый парень. Не курит, в общем хороший. Познакомитесь накануне крестин. Вот и хорошо, что согласилась. Умница. Теперь мы родственниками будем. Ты будешь моей кумой. Я сегодня скажу Танюшке. Вот обрадуется.
   В начале февраля Светлана Алексеевна пригласила будущих крёстных родителей внучки познакомиться и обсудить кое-какие детали по обряду. Когда все познакомились, Ольга Анатольевна взяла слово:
   – Андрей, ты, как будущий крёстный папа, купишь своей дочурке золотой маленький крестик, а Валентина – полотенце красивое. Я уже договорилась со священником о дате обряда крещения. Это будет тринадцатое февраля. Это рабочий день, но быть надо, раз вы уже согласились быть крёстными родителями. Как-то поменяетесь сменами. Со Светланы Алексеевны – ужин. Договорились?
   – Конечно. Всё так и сделаем. Думаю, что всё будет хорошо, лишь бы Богданочка, не дай Бог, не заболела, – взволнованным голосом сказала Светлана Алексеевна. – Волнуюсь очень.
   – Сама же сказала, что всё будет хорошо, – обняла за плечи Светлану мама Ильи.

    И вот настало тринадцатое, день крещения внучки. Все созвонились, договорились о встрече у храма в назначенное время. Погода стояла отличная. Солнышко с самого утра. Плюсовая температура, тихо, ни ветерка. Богданочка чувствовала себя превосходно. У всех было отличное настроение. Ведь такое событие будет сегодня происходить у молодых родителей! Впервые в жизни. С самого утра волнение у всех, советы каждому, чтобы ничего не забыли.
   – Карета подана для принцессы, – зайдя в комнату, объявил Олег Сергеевич.





                КРЕЩЕНИЕ


   – Мы уже собраны. Я надела платье голубое, а мама будет в костюме. Илья уже одет, – отрапортовала папе Татьяна. – Богданочка, сытая и нарядная, ждёт в кроватке.
   Девочка лежала спокойно и наблюдала за суетой в комнате.
   – Ну что, кажется, всё необходимое взяли, ничего не забыли? – заботливо спросила мама Татьяны.
    Светлана Алексеевна взяла внучку на руки. Стали выходить во двор к машине.
Когда приехали к церкви, там уже были крёстные, Валентина и Андрей. Перекрестились у входа и вошли в храм.
   – Ольга Анатольевна, узнайте, всё ли готово к крещению? – посоветовал Олег Сергеевич.
   – Конечно, сейчас подойду к матушке.
   Пока мама Ильи ходила, Валентина попросила подержать Богданочку, чтобы она немного привыкла к чужим рукам, чтобы не заплакала во время крещения. Мама крёстная подносила крестницу к иконам и рассказывала, кто там.
   – Попросили немного подождать. Священник готовится к обряду, пока воду будут наливать в купель, – сообщила подошедшая Ольга Анатольевна.
   Купель уже стояла посередине храма, и женщины приносили и выливали в неё тёплую воду.
   – Мама, я хочу услышать, что будет происходить. Как будут крестить мою дочь. Ты мне тихонько будешь рассказывать всё по порядку, хорошо?
   – Хорошо, доченька, я всё расскажу, а Илья будет фотографировать.
Когда было всё готово, священник подошёл и сказал, чтобы раздели ребёнка и крёстная мама взяла его. Валентина держала на руках девочку, а Светлана Алексеевна раздевала. Богданочка смотрела на бабушку и не могла понять, что происходит, почему её здесь раздевают? Мама Татьяны начала рассказывать тихонько о том, что происходит.
   – Батюшка взял голенькую Богданочку из рук Валентины, а рядом стоит Андрей. Священник окунул малышку в купель.
   После первого погружения девочка сильно закричала от испуга. Татьяна чуть не вышла со слезами на глазах к дочери. Ей так было жаль её. Хорошо, что рядом стояла мама и взяла её под руку и задержала.
   – Доченька, такое бывает. Она сейчас успокоится.
Пока мама успокаивала свою дочь, священник уже окунул девочку в купель три раза со словами:
   – Крещается раба Божия Богдана во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь.
   – Доченька, я думаю, ты услышала слова батюшки. Богданочку вытирают, а она продолжает плакать.
   – Мама, ей, наверное, холодно, вот она и плачет. Она замёрзла, бедная моя девочка.
   – Не волнуйся ты так. Всё быстро пройдёт. Она не успеет замёрзнуть. Вода тёплая, да и в храме не холодно.
   – Сейчас будет миропомазание, – сказала свекровь, – Богданочку немного раскройте.
   – Священник мажет ей лоб, глаза, уши, ноздри, губы, грудь, руки, ноги со словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь», надел на неё крестик, передали Богданочку крёстному папе, а Валентина со священником стали надевать рубашку, закутали её в тёплое одеяло.
   Только сейчас Богданочка перестала плакать, видно, согрелась.
   – Матушка дала крёстным в руки по зажжённой свече, и они обходят вокруг купели. Обошли три раза. Теперь батюшка взял Богданочку на руки и понёс к иконам.
   – Это называется воцерковлением, – тихо сказала Татьяне и её маме Ольга Анатольевна.
   – Валентина низко поклонилась перед алтарём, перекрестилась, как её, видно, проинформировали раньше, и батюшка отдал Богданочку ей, – продолжала рассказывать мама Татьяне.
   – Сейчас её причастят, и всё, крещение завершено, – подытожила все комментарии по поводу крещения свекровь. – Дайте ей попить святой водички, и она сейчас уснёт. Танюша, возьми её на руки, подержи. Она почувствует родные руки, успокоится.
   Таня прижала родную доченьку к груди, прислонила её личико к своему лицу, поцеловала и облегчённо вздохнула.
   – Родная моя девочка, любименькая, как ты плакала, и я тоже чуть не разревелась.
   – Танюша, давай, может, я подержу на руках, – предложил Илья. – Я тоже разнервничался, кода она плакала. Так было её жалко.
   – Нет, Илья. Я сама подержу, когда будем выходить, тогда возьмёшь, хорошо?
   Все поблагодарили священника, матушку и тех, кто помогал в обряде крещения. Татьяна передала дочь Илье, и стали выходить из храма. Ольга Анатольевна чуть задержалась со священником, а затем и она присоединилась к своим родственникам. Илья и Татьяна сели в машину Олега Сергеевича, а сваты и крёстные в ожидавшее их такси. Поехали на праздничный ужин к Золотарёвым, а Богданочка мирно спала на руках у мамы, посапывала во сне, накричавшись во время крещения.


            АКТИВНЫЙ РЕБЁНОК


    После крещения Татьяна переживала, вдруг дочь заболеет или ещё что-то случится, но ничего не случилось. Она даже ни разу не чихнула, чего боялась её мама. Зато Богданочка ещё больше полюбила купаться в ванночке. Её оттуда невозможно было вытащить. Она шлёпала руками, ногами, смеялась, разбрызгивая воду на тех, кто её купал. Однажды Татьяна попросила маму дать ей самой выкупать свою доченьку. Мама дала согласие, но сама стояла рядом и наблюдала за происходящим, ни на секунду не отрывая взгляда от ванночки. Она понимала, что Татьяне хотелось, конечно, самой пошалить со своей доченькой. Татьяна была также забрызгана водой и хохотала вместе с Богданочкой.
   – Всё, доченька, хватит, пора её вынимать. Я подержу полотенце, а ты подай её мне. Держи крепко, она не хочет расставаться с водой. Вот наша купальщица. – Бабушка быстро подхватила внучку в полотенце и стала вытирать. Вместе втроём смеялись. Всем было весело.

    Патронажная сестра теперь приходила только по приглашению. Она осталась довольна развитием и уходом за грудным ребёнком. Девочку возили в поликлинику на осмотр, на взвешивание и измерение роста. Всё было в норме, даже с опережением шло. Богданочка ночами спала хорошо. Татьяна кормила грудью, но вскоре молока не стало хватать и по совету врача приступили к прикорму из бутылочки детским питанием. Первые зубы, первые слова – как это было мило услышать и увидеть! Взрослые радовались каждому слову, каждому новому зубу.

    Как только немного потеплело, дедушка привёз летнюю лёгкую коляску для прогулок. Та оказалась очень тяжёлой для бабушек. По очереди бабушки с Татьяной и внучкой стали чаще выходить на улицу. Каждый день, между сменами бабушек в обед, было прогулочное время.
   В марте всё зазеленело, зацвело, прилетели птицы, и Богданочка, лёжа в коляске, рассматривала всё вокруг. Татьяна посоветовала Илье не покупать подарки женщинам, а только цветы, так как недавно отдали первый взнос за кооперативную квартиру – пять тысяч. Татьяна переживала, что долго будут ждать свою отдельную квартиру, вдруг не хватит денег на следующий взнос, если понадобится. Родители её убеждали, что соберут, если надо будет, чтобы не переживала. Илья оформил документы на трёхкомнатную квартиру.
   – Илья, ведь ты сам сказал, что хочешь ещё и сына, а разнополым детям желательно жить в отдельных комнатах.
   – А вдруг и вторая будет девочка?
   – Я буду Господа молить, чтобы был мальчик, как хочешь ты.
   – Хорошо, любимая, я буду стараться быть экономным, но не скупым. Меня же мои родители за жадину посчитают. Они сказали, что помогут оплатить второй взнос, тем более они хотели оплатить первый, а твой папа отказался и оплатил сам.
   – У нас, Илья, очень хорошие родители, а особенно мамы. Нам очень повезло. Правда, Илюшка?
   – Да, любимая моя жёнушка.
   – Когда мы будем жить отдельно, всё равно они к нам будут приходить так же по очереди к внучке. Я не смогу справиться одна с такой егозой.

    Вот уже и майские праздники. Весна была ранней – так тепло, что захотелось поехать на природу, как всегда, в Марьевский лес всей семьёй, теперь уже и с Богданочкой, и с крёстными родителями. Договорились с Валентиной и Андреем. Они с удовольствием согласились. И вот 1 мая на двух машинах выехали на природу. Продуктами запаслись, словно на целую неделю собрались. Для Богданочки, дедушка Олег одолжил палатку у знакомых, чтобы внучка ползала по палатке, а не по траве. Татьяна осталась довольна, что папа так придумал. Были снова шашлыки, шампанское, а для мужчин напитки покрепче. Илья, как всегда, за рулём, а свёкор отдыхал от баранки, наслаждался природой, дышал чистым воздухом, баловался с внучкой, носил по лесу её на руках.

    Лето пробежало очень быстро. Семья часто выезжала на пляж с Богданочкой в Героевку на своё место, где они обычно отдыхают. Брали с собой ванночку для купания девочки. Она с удовольствием плескалась в ванне с морской водой, нагретой на солнышке, с любимыми игрушками. Илья не успевал её фотографировать. Любовались её развлечениями. Илья с Татьяной плавали в море, загорали, а бабушка с дедушкой – под деревом с внучкой. Она уже спокойно говорила «мама», «баба», «дай» и руками показывала на предметы, которые ей называли. Татьяна не могла нарадоваться такому счастью. Она с ней разговаривала, носила на руках, бесконечно обнимала и целовала свою крошечку. Татьяна была безмерно счастлива, что Бог подарил ей такое прекрасное чудо.

    Осень подкралась незаметно, а за ней и зима. После первого выпавшего снега Богданочку вывезли на улицу показать его. Она с удовольствием рассматривала белый снег на руках бабушки, щурилась от яркого солнышка, улыбалась, довольная, такой красоте. Она впервые увидела такое изменение в природе, и вообще всё было впервые.
   – Богданочка, скажи: снег. Это – снег.
   – Снех.
   – Вот умничка. Правильно – снег.
   Во дворе ребята уже успели слепить первую снежную бабу. Бабушка показывает пальцем на неё и говорит:
   – Баба.
   Внучка повторила:
   – Баба, дай.
  – Нет, внученька, её нельзя брать. Это ребята смастерили из снега. Она большая и тяжёлая. Я сейчас маленькую сделаю и тебе отдам. Хорошо?
   Бабушка быстро слепила колобки из снега, соединила друг с другом и подала внучке.
   – На, внученька, игрушку из снега. Она тоже называется «баба». У нас даже красивей вышла, – довольная своим изделием, показывала Танина мама.

    Богданочка говорила уже много слов, начала ходить. Ей скоро уже годик. Впереди Новый год, ёлка. Олег Сергеевич привёз небольшую ёлочку для внучки и поставил в своей комнате, чтобы ни Татьяна, ни внучка не наткнулись на неё, да ещё и Мишель. Места маловато. Светлана Алексеевна не хотела, чтобы была ёлка, но Олег Сергеевич настоял на своём.
   – Как это в Новый год без ёлки! У нас внучка, и ей нужна ёлка. Впервые в жизни. Как это. Вырастет, посмотрит фото и спросит: «А где моя первая ёлка?» Ну что ты ей тогда скажешь.
   – Ты прав, Олег. И правда. Что это я. Просто я переживаю, что внучка такая активная, чтобы чего не вышло.
   – А вы будьте внимательнее. Не пускай её сюда одну или с Татьяной. Сама показывай ёлку и игрушки. За Мишель я не переживаю. Она очень аккуратная. Даже Богданочку учила ходить. Было интересно смотреть, как она за ошейник возьмётся, а Мишель аккуратно с ней идёт. Она у нас как третья нянька.
   – А кто же – две?
   – Да вы, две бабушки, – улыбаясь, ответил супруг.
   На праздник пригласили родителей Ильи и крёстных родителей. Готовились, как говорят, как на свадьбу. Первый Новый год у внучки. Надо, чтобы он запомнился ей на всю жизнь. Раз зять ведёт фотодневник, надо, чтобы внучка, когда вырастет, не сказала: что так скромно было на моём первом Новогоднем празднике? Светлана Алексеевна и Олег Сергеевич волновались, чтобы не ударить в грязь лицом, как говорили. Накупили разных продуктов и сладостей, мандаринов и других свежих фруктов. Раньше всех пришла сваха, чтобы помочь в приготовлении. Когда было всё готово, стали собираться гости. Накрыли стол в комнате родителей, так как на кухне мало места для такой компании. Владимир Семёнович принёс большого Деда Мороза и Снегурочку под ёлку, так договорились, чтобы никто другой не купил, но всё не было Олега Сергеевича. Он по телефону сообщал, что задержится на работе. И вот звонок в дверь.
   Зашёл Олег Сергеевич и с порога:
   – Илья, пойдём со мной, поможешь мне.
   Через некоторое время дверь открылась и вошли мужчины, а в руках – огромный телевизор.
   – Давай занесём в вашу комнату. Это наш подарок вам на Новый год. Внучка будет смотреть теперь не у нас телевизор, а у себя в комнате. Ну, как, нравится? «Рубин-714», цветной, новая модель. Только с завода выпущен. А мы по-старому будем смотреть программы.
   – Папочка, большое тебе спасибо. Такой сюрприз. Не ожидали.
   – Спасибо, Олег Сергеевич. Ну зачем вы такой дорогой подарок сделали? – тоже удивился Илья.
   – Вы нам ещё дороже подарок подарили – внучку. Ей цены нет, а это – пустяк, правда, Ольга Анатольевна?
   – Чистая правда. Для меня она на вес золота, долгожданная. Не налюбуюсь ею.
   – Завтра установим телевизор, а сейчас все за стол, я голодный как волк. Внученька, иди к деду, поцелуемся. Я так соскучился. Целый день не видел. Всё телевизор ждал, когда завезут. Как дедушка тебя любит. Всё готов отдать для тебя.
   Богданочка обняла деда и поцеловала в щёку.
   – Деда, пасибо. Я люблю тебя.
   Все расселись за стол и праздновали Новый год. «Голубой огонёк» смотрели. Богданочка танцевала под музыку, хлопала в ладоши и всё пальчиком показывала маме на экран, ещё не понимая, что мама не видит, а только слышит. Старались об этом не говорить ребёнку. Пусть немного подрастёт, потом расскажут. Она ещё слишком мала.

    И вот настал день рождения Богданочки. Собралась та же компания. Крёстный подарил золотые серьги для своей крестницы, а Валентина принесла огромную куклу, ростом с крестницу, что девочка даже испугалась. Она никогда не видела таких огромных кукол, хоть и было у неё много игрушек, но, как говорят дети, много игрушек не бывает. Бабушка Оля подарила самое красивое розовое платье до пола. Тут же его надели для фотосессии. Как она была ему рада! Кружилась, всех обнимала, целовала, а особенно бабушку Олю. Илья купил огромный букет роз для своей «куколки», так он её называл. Она тут же подбежала и спросила:
   – Мне?
   – Конечно, тебе. Ты же моя куколка. Сегодня у тебя день рождения. Сегодня тебе ровно годик. Вот и гости пришли тебя поздравить. Тебе нравятся подарки?
   – Да, класивые. И кукла класивая. Я буду с ней иглаться. Мозна?
   – Конечно, можно. Это всё для тебя, – держа на руках дочь, объяснял Илья. –
   Сейчас я тебе ещё один подарок принесу. – Илья достал из шкафа игрушку – лошадку-качалку: – Смотри, что у меня. Давай я тебя посажу на лошадку, и ты поскачешь на ней в своё будущее. Держись за ручки и качайся вперёд и назад. – Илья помог дочери, показал, как это делается. – Ну что, нравится? А поцеловать?
Илья нагнулся, чтобы Богданочка поцеловала его. Дочь обняла папу крепко за шею и поцеловала в щёку. Она качалась, улыбаясь, довольная своей игрушкой.
   – Говори ей: но, лошадка.
   – Но, лосадка.
   Илья бегал за ней с фотоаппаратом и всё фотографировал, каждый интересный, как казалось ему, момент для истории. На память.
 
   – Ну, а теперь, дорогие мои родственнички, пора и за стол, пока горячее всё,
   – голосом хозяйки пригласила всех Светлана Алексеевна.
   – Надо обмыть такие подарки и за внученьку нашу по пять капель, – предложил Олег Сергеевич. – Айда все за стол.
   Когда все сели, Татьяна объявила, что ей надо что-то сказать, очень важное, прежде чем примутся за праздничный ужин.
   – Говори, доченька, – предложила мама. – Мы тебя слушаем.
   – Послушайте, что я написала для нашей малышки. Я записала на диктофон, а читать я буду сама. Вдруг собьюсь от волнения.
  – Внученька, смотри на маму, она сейчас будет тебя поздравлять. Читай.


                ДОЧЕНЬКЕ

            Доченька моя родная,
            Долгожданная моя.
            Ты полюбишь меня, знаю.
            Жизни ты моей струя.

            Я люблю тебя безмерно.
            Счастье ты моё, цветок.
            Благость будет неизбежно,
            Обойдёт тебя порок.

            Были тихие молитвы –
            Появился плод любви.
            Пусть не будет в жизни битвы.
            Боже, нас благослови!

    Татьяна читала в полнейшей тишине, стоя, и, прочтя, перекрестилась, поднявши голову кверху. У неё были слёзы на глазах, как и у бабушек. Аплодировали все, даже доченька своими ладошками, зажатыми в ладони бабушки.
   – Доченька моя, когда же ты успела сочинить такие слова, да ещё и записать? – с волнением спросила мама. – Богданочка, пойдём поцелуешь свою замечательную мамочку.
    Девочка обняла маму и поцеловала её в губы.
   – Мама, моя мама.
   – Ну конечно, твоя мама, а то чья же, – сказал Илья, сидящий рядом.
   – Я месяц писала, переписывала, записывала на диктофон, когда Богданочка спала, а вы, бабушки, занимались на кухне. Я нашла время. Ну, всё. Пора приниматься за ужин. Приятного всем аппетита.
 
    После ужина все остались довольны, завязался разговор между мужчинами, женщины разговаривали отдельно, а именинница пошла кататься на лошадке, сытая и счастливая от такого количества внимания и подарков.
    – Спасибо тебе, Танюша, за стихи, – поблагодарила мама Ильи.
    – Да это не стихи, а рифмованные мои страдальческие слова. Как я за неё переживала, да и всю жизнь буду переживать, но самое главное, что она видит, за это я больше всего боялась, хоть и врачи успокаивали меня, но всё равно страх был всё время, пока меня не успокоили после родов, после обследования. Теперь я спокойная. Мама, мне порой кажется, что я её вижу. Может, это какие-то галлюцинации на нервной почве?
   – Доченька, не говори глупостей. Просто ты её очень хочешь увидеть, представляешь её, какая она, вот тебе и кажется, что ты видишь.
   – А вдруг свершится чудо и я прозрею. Как мне этого хочется, мамочка.
   – Доченька, давай не сегодня будем об этом говорить. У нас сегодня праздник. Пойдём к гостям, а то неловко, что мы их оставили.
   – Хорошо, мамочка. Я не буду больше об этом говорить.
   Женщины вышли на кухню, где шёл мужской разговор.
   – Ну что, нам пора расходиться, – вежливо сказал Андрей. – Уже поздно. А серьги когда хотите наденете, только ушки ей бабушка пусть проколет. Она врач, – посоветовал он. – Я выбрал небольшие и чтобы не кололись, как посоветовали.
   – Ну конечно, потом проколем. У нас бабушка врач, профессионал. Она и мне прокалывала уши, совсем не больно. Спасибо вам, дорогие мои крёстные, за подарки. Скажи своим крёстным спасибо, – напомнила мама Богданочке.
   – Пасибо, клёсные.
   – Пожалуйста, будь только всегда здоровой, – ответила Валентина. – Мы любим тебя и будем приходить к тебе в гости. Договорились?
   – Холосо, мама Валя, – не выговаривая букву «р», говорила девочка.
   – Ну что, и нам пора. До новых встреч! – стали прощаться родители Ильи.
   – Илья, проводи родителей до самого дома. Уже поздно и темно, – предложил свёкор.
   – Я так и хотел сделать. Я бы их не отпустил одних.
   – Внученька, давай прощаться. Ты сегодня и так надолго задержалась со сном. Столько гостей. Поцелуй бабушку, дедушку, крёстных и спаточки ложись.
   Богданочка всех перецеловала, помахала всем ручкой. Взрослые попрощались и разошлись по домам.

             (продолжение следует)


Рецензии