3. 9. Гайрат Честь. ГАТА3. Хазрат Инайят Хан

3.9. Гайрат (честь)


Гайрат, защита или заступничество чести, считается мудрыми великим качеством, благородством, которое, как правило, встречается в редких душах. Человек, не считающийся с этим смыслом, ничем не лучше домашнего животного, собаки или кошки. Когда их хозяину они не нужны, он может их отругать, прогнать, и они могут прийти снова, виляя хвостами, ибо в них нет чувства гордости, чтобы задеть их. Они чувствуют только дискомфорт от необходимости переехать с удобного места, и они также могут чувствовать неудовольствие своего хозяина, но в этом нет никакой болезненности. В человеке развито чувство чести; с его эволюцией он развивается больше. Не только необходимо, чтобы человек был смиренным, но также необходимо, чтобы человек был горд. Гордость — признак эволюции, честь рождается из гордости. Если бы не было ни гордости, ни чести, не было бы и добродетели.

Очень часто люди путают гхайрат, это чувство чести, с самомнением, иногда с завистью; но и дух ревности, который стоит на защите чести, не может быть ничем иным, как добродетелью. Люди называют это тщеславием, но они не знают значения чести, что в смысле чести скрыта божественная искра; ибо именно совершенство чести есть логос, эго, которое суфии называют Кибрией.

Несомненно, когда это чувство чести развито без мудрости, человек может стать глупо чувствительным и не только защищать свою честь, но и умереть напрасно, в иллюзии, как предполагает история Отелло. Для человека, чье чувство развито в гайрате, его честь не только в нем самом, но и в его друге, в его возлюбленном, в его матери, сестре или жене, в том, кого он уважает, или кого он любит, или с кем он связан сам. Это чувство ghairat имеет свои огни и оттенки в отношениях с друзьями, в отдачи и получении, и очень часто люди предпочитают смерть бесчестию, и с более тонкой точки зрения разум на их стороне. Те, кто старается для своего окружения в жизни, кто является обузой для своих близких, неприятностью для своих друзей, досадой для своих знакомых, отвращением для чужих, - те, кому не хватает этого смысла. Это показывает, что развитое чувство гайрат делает жизнь более гармоничной, ибо благородный человек занимается своим делом и держится подальше от дороги, меньше беспокоит других, даже если ему приходится терпеть из-за этого больше хлопот.

Есть история, в которой говорится, что четыре человека были арестованы за одно и то же преступление и предстали перед мудрым королем для суда. Он увидел первого человека и сказал: «Повесьте его». Увидел очередного человека и приговорил его на всю жизнь. Он увидел третьего человека и сказал: «Его нужно выслать из страны». Он увидел четвертого человека и сказал: «Я никогда не мог ожидать, что вы совершите такое преступление». Первые трое понесли наказание, а этот последний ушел домой и на следующее утро был найден мертвым; что одно слово короля было для него хуже смерти.

Гайрат — это знак благородного происхождения, в каком бы состоянии ни находился человек. Он может быть в лохмотьях, но этот дух гайрата будет сиять во всех условиях, доказывая, что он благороден. Смирение имеет свое место, гордость имеет свое место в жизни. На место гордости нельзя поставить смирение. Однажды низам Хайдарабада прогуливался по стране, и случайно один рыцарь увидел шип, воткнутый в его ботинок. Он бросился, прежде чем слуга заметил это, и вынул шип из королевского башмака. Царь оглянулся и сказал: «Неужели не было прислужников? Это было для них, а не для тебя, — сказал король, — и, поскольку ты взялся за эту работу, ты больше не можешь оставаться моим рыцарем. Пожалуйста, уйдите в отставку». Именно чувство чести, ожидаемое его окружением, делает короля настоящим королем.

Для суфия чувство чести не для его личности, он не ставит своей личности выше праха, и центральная тема его жизни — простота, а его мораль — смирение. Однако помните, что суфий дышит дыханием Бога, поэтому он осознает честь Бога. Поэтому его гордость больше, чем гордость любого человека. Именно в опьянении этой гордости он оказывается богосознающим.

Перевод: Садананда Брамхачари


Рецензии