Вопрос, на который у меня нет ответа

     В 1990 году я устраивался на работу в корпорацию с красивым названием «Стерх».  Руководство этой организации пыталась всю работу организовать по западному манеру. Поэтому оно придумало при поступлении новых сотрудников на работу устраивать им экзамены в виде тестов. Тесты были взяты из известного американского университета, и состояли из 150 вопросов, на которые надо было ответить: словами «да, нет или не знаю». На основании этих ответов потом строились научные графики, где оценивались различные качества поступающего на работу, такие, как решительность, умение работать в коллективе, работоспособность и ещё много чего. Вопросы были абсолютно разные. Я помню, например, был вопрос: «даёте ли Вы в долг?» На все вопросы я ответил словами «да» или «нет» и только на один вопрос я ответил «не знаю». Вопрос этот звучал так «можете ли Вы умертвить своё любимое животное, чтобы оно не мучилось»?
    Много лет спустя это вопрос задала мне сама жизнь.  Но сначала немного воспоминаний. Всё своё детство я провёл вместе с котами. И, хотя моя семья жила в одной комнате в коммунальной квартире, у нас всегда жил кот. А однажды и кот, и кошка.  Спасибо за это соседям, что они не только терпели их, но даже их и любили. Особенно мне запомнился сибирский кот по кличке «Маркиз». Он прожил у нас 16 лет.  Маркиз очень любил моих родителей. Однажды они уехали в Ленинград на неделю, и он остался на моём попечении и моего старшего брата. И всю неделю, пока они не приехали, он ничего не ел и только пил воду.
    И все коты умирали естественной смертью. Прошли года, я женился. Жить мне с женой было негде, вначале мы снимали жильё, и нам долгие годы было не до кошек. Но постепенно жизнь налаживалась, и мы решили завести кошку. Мы даже ходили на выставку кошек, но выбрать себе такую, чтобы одновременно она понравилась и мне, и жене, не смогли.
    Однажды зимой 1991 года я возвращался домой с работы в ужасном настроении. В то время я работал в фирме по недвижимости, и в этот день у меня сорвалась сделка, которую я готовил несколько месяцев. На переходе от метро «Тургеневская» до «Чистых прудов» я заметил женщину, которая продавала  котят. Один котёнок посмотрел на меня, и я понял, что это именно то, что я искал. Он был очень маленький, пушистый. И сразу я забыл о всех моих неприятностях. Не раздумывая, я его купил. Он оказался очень редкой породы, которая называется перс-шиншила. Он был дымчатого цвета с зелёными глазами.
    Я назвал его в память о старом коте Маркизом. У нового Маркиза был очень своенравный характер. Он признавал только нашу семью. Чужим людям он не давал себя гладить, а на некоторых людей он шипел так, что они боялись войти в нашу квартиру. И, конечно, он был полным хозяином на даче, всем котам на наш участок вход был запрещён.   
    Так получилось, что через пару лет у Маркиза появился брат, которого звали Тони. Это был вислоухий шотландец. До этого он жил с семьёй моего сына, но так как он целый день был дома один, у него был скверный характер.  Через некоторое время он с Маркизом подружился, и, несмотря на абсолютно разные характеры, они стали не разлей вода.
     Однажды летом на даче Маркизу стало плохо. Мы помчались в Москву. В ветеринарной клинике ему сделали биохимию (при этом, чтобы взять у него кровь из вены, его держало три человека), сделали рентген, узи и выдали нам страшный результат: у него полностью отказала одна почка, а вторая работает только на двадцать процентов. Сказали, что шансов на жизнь практически нет. На наши просьбы сделать что-нибудь врач сказал, что можно попробовать сделать три капельницы в вену, и если это не поможет, то кота надо умертвлять. Мы с женой были в шоковом состоянии. Медсестра с помощью нескольких помощников ничего не могла с Маркизом сделать, он вырывался, он всех буквально рвал до крови. Я с женой не могли его успокоить.  И тогда на него надели смирительную рубашку и шапочку, закрывающее его мордочку, и только после этого начали ему делать капельницу, которая продолжалась полтора часа.  Это было страшное зрелище. И такие экзекуции продолжались несколько дней.
    К счастью, показатели крови стали улучшаться и через восемь дней он стал немного пить и есть. После этого он прожил ещё два года.
    Последний год мы с женой каждый день ставили ему подкожные капельницы, каждый день делали ему   по несколько уколов. В последние два дня своей жизни он перестал есть и пить, но мы не могли его усыпить. При этом Тоник от Маркиза не отходил буквально ни на шаг. Он всегда сидел и смотрел, как мы делали Маркизу уколы и капельницы. Если Маркиз где-нибудь ложился, он обязательно пристраивался рядом.  Мы очень переживали эту потерю, просто умер любимый член семьи. А через два года во сне умер Тоник.  Я считаю огромной несправедливостью, что любимые наши домашние питомцы: собаки или кошки живут намного меньше, чем их хозяева. И мы с женой решили больше не заводить котов.
    Но прошло три года, и наша внучка подарила нам снова породистого котика персидской национальности. И вот уже почти пять лет, как мы не мыслим свою жизнь без этого очаровательного существа. Конечно, мы снова назвали его Маркизом. В отличие от всех предыдущих котов, он очень ласковый и не только с нами, но и с любым человеком, который  его погладит.
     А я до сих пор не знаю ответа на вопрос, заданный мне при приёме на работу.


Рецензии