Маска

                МАСКА

     В большом по площади и высоком помещении трудился над куском мрамора мужчина. На вид ему можно было дать более пятидесяти лет. Квадратное лицо с волевым подбородком покрывала густая щетина. Маленькие серые глаза были расположены близко к переносице. На скульпторе была клетчатая  рубашка, рукава закатаны по локоть. В сильных и крепких руках он держал молоток и зубило. Молотком он, соизмеряя силу ударов, бил по рукояти зубила. От глыбы мрамора отскакивали мелкие кусочки породы. Все помещение: пол, подоконники,  готовые изделия: бюсты, маски, скульптуры людей и животных были засыпаны тонким слоем пыли. Тем не менее он работал без респиратора, из средств защиты был только кожаный фартук неопределённого цвета из-за длительной его эксплуатации.
       Каждый час он делал небольшой перерыв, выходил на лестничную площадку и жадно курил. При возвращении в мастерскую выпивал небольшую чашку кофе из термоса и вновь начинал с увлечением  работать.  Заказ  был серьёзным: бюст маршала Жукова для исторического музея.
     Скрипнула дверь. Мужчина повернул голову, отложив на стол долото и молоток. В дверном проёме показался элегантный мужчина. Который держал в руках бутылку конька и бумажный пакет. На мужчине очень точно был подогнан темно-синий костюм. Весь его вид показывал довольство и безмятежность жизни. Он быстро подошел к скульптору.
      - Ну, здорово Михаил!
      - Женя, ты ли это. Сколько лет и зим пролетело? Как там в столице?
      - Живём с ускорением. Тебя вот как обнять? – весь в пыли. И где бы нам по бокалу выпить? Есть место?
      - Да, собственно, здесь на столе, вот газету положу.
      Михаил смел рукою пыль со стола, точнее верстака, положил газету.



Гость поставил на верстак бутылку коньяка и бумажный пакет с закуской, где была колбаса, ветчина и лимон.  Скульптор снял фартук, отошел в дальний конец помещения и стряхнул с себя пыль. Вернулся он быстро.
     - Домой как ездишь? – интересуется гость.
     - На своей машине. В общественном транспорте стыдно…
     - И эта работа даёт тебе удовлетворение? В школе ты подавал хорошие надежды. Найди хотя бы пару рюмок под коньяк.
     - Только стаканы.
     - Ну, давай, хотя дипломату и неприлично пить из стаканов.
      Михаил подошел к небольшому навесному шкафу, открыв стеклянные створки, взял два стакана, которые были накрыты полотенцем.
      - Дипломат надеюсь не побрезгует...
      - Да, ладно: не ресторан и не официальный приём. Давай нож.
       Михаил вновь сходил до уже знакомого нам шкафа.
       Вскоре была нарезана колбаса, ветчина и лимон, стаканы наполнены коньяком.
       - Ну, Миша, давай за встречу. Двадцать лет не был на родине.
       - Давай!
       - Служил в ряде посольств африканских стран. Помотался по свету, а вот милее нашего провинциального города нет. Помнишь, как мы влюбились в одноклассницу Галю Пехташеву.
        - Помню. Руку и сердце она отдала ученику из другого класса. А мы с тобой дрались из-за неё. Дурачьё.
        - Ну, не скажи: первая любовь остаётся на всю жизнь. Наливай, а я пока посмотрю твою работу.
   


   - Узнаю Сократа, Аристотеля – классические работы.. Бюст Сталина, Льва Толстого, а это чей?
    - Фидий, далее Пракситель. Древнегреческие скульпторы и архитекторы.
    - Ну, мне помнится у Праксителя не было прижизненной скульптуры?
    - Ваял образ тот, каким он мне показался по описанию современников.
    - А-а-а. Ну, выпьем за богатую творческую фантазию.
     Мужчины выпили, закусили. Здесь Евгений обратил внимание на маску, которая была прикреплена на стену.
     - Смотри, как здорово похоже на нашего Лешку Хвостова, одноклассника.
     - Так это и есть он. Алексей Иванович теперь у нас возглавляет муниципалитет. Величина..
      - Так в школе он учился исключительно на тройки.
      - Должности заслуживают не только умом, но и лестью, угодливостью, если так угодно, то подхалимажем.
      - Он попросил тебя сделать маску.
       - Нет. Я по собственной инициативе.
       - Решил умаслить руководителя?
       - Нет.  Если ты знаешь: на все карнавалы, маскарады люди надевают маски. А почему это делают? Маскарад – это буйство глупости, озорства, позерства. Под маской не стыдно показать дурака. А чтобы показать интеллект и ум надо вживую увидеть образ. Одним словом: у скульптора, я люблю слово: ваятель, маска для недалёких людей. А одаренных людей мы творим полностью в 3D параметрах и добавляем четвертое измерение – мысль и достоинство, написанное на лице, то есть для таких персон обязателен бюст, для глупой публики – маска. Да и физически видно: у маски нет мозгов, а бюста мозги в голове, как положено.
     - Ну, бывает и посмертная маска?- выразил недоумение посол во многих африканских странах
 
      
        - Есть такое. Но тут другой фокус: умершему всё уже безразлично каким он был при жизни, ибо о нём говорят: либо хорошо, либо ничего. По этой причине после смерти маска может сделана для всех, а при жизни только в особых случаях, о котором я сказал...
     - Что -то Миша от твоего рассказа стало грустно. Давай наливай.
      - Не переживай, Женя, для тебя друг сделает бюст.
      - Хорошо. Умирать буду на родине. А сейчас мне надо спешить, завтра вылетаю в столицу, а мне надо ещё заскочить к сестре. Давай, будем прощаться. Не известно через сколько лет я вновь появлюсь здесь. Тебе завидую, что ты творишь для малой родины. А как наша классная руководительница Надежда Николаевна?
      - Уже более десятка лет, как умерла..
      - Понятно.
      Мужчины пожали друг другу руки и без объятий простились.
   

      


Рецензии
Здравствуйте, Павел Маркович!
Замечательный рассказ, ох, как
тонко...
"Под маской не стыдно показать дурака"...
А у меня есть стихотворение "Маски"...
С уважением и благодарностью,

Эльвира Гусева   08.06.2022 16:58     Заявить о нарушении
Спасибо Эльвира. Моей дочери этот рассказ тоже понравился. А разве не так!
Еще раз спасибо за добрый отзыв. С теплым уральским приветом Павел

Павел Патлусов   08.06.2022 17:09   Заявить о нарушении