Мирослав Морозов о становлении ВМФ СССР

Я уже в предыдущем материале об атаке нашей подводной лодки К-21 на немецкий линкор "Тирпиц" писал, что уважаю мнение и глубокую эрудицию двух историков, кандидатов исторических наук, авторов многих книг о Второй мировой войне на суше и на море - Алексея Исаева о войне на суше, и Мирослава Морозова о войне на море.  Сегодня я хочу кратко написать его лекцию на канале "Архивная революция" о становлении Военно-морского флота СССР в период 20-30-х годов, т.е.  межвоенный период.

Как известно, основные боевые действия Первой мировой войны разворачивались на суше. Кайзеровская Германия и Австро-Венгрия воевали со странами Антанты, в число которых входила и Россия. Если Австро-Венгрия воевала преимущественно на одном фронте, против России, то Германии пришлось воевать на два фронта. На Восточном против России и на Западном, против Франции и Англии.  Именно это обстоятельство и привело к поражению Германии и Австро-Венгрии, когда на заключительном этапе войны против них стали воевать Соединенные Штаты Америки.

Формально Россия как член Антанты победила в той войне, но Февральская революция свергла царя, а пришедшие к власти либералы не смогли удержать власть, и её, бесхозную, в свои мозолистые руки взяли большевики в результате Октябрьского переворота, названного через 10 лет Октябрьской социалистической революцией.  Потом началась Гражданская война, интервенция в Россию, польско-советская война, и когда все закончилось и наступил мир, оказалось, что у молодой республики советов нет ни промышленности, ни сельского хозяйства, ни армии, ни флота. Страна была отброшена в начало ХХ века, если не в конец века предыдущего.

Когда в 1921 году 10-й съезд РКП(б) обсудил создавшееся в стране положение, то помимо введения в РСФСР НЭПа, была принята и небольшая экономическая программа, в которой о строительстве военно-морского флота совсем не было сказано, хотя на съезде с развернутым сообщение о флоте выступил  будущий адмирал Немитц (не путать с Нимицем из США). 

Почему так? Морозов дал развернутое пояснение. Для чего нужен ВМФ, спрашивается? Для охраны торгового судоходства. А для чего нужно торговое судоходство? Для торговли со странами, которые заинтересованы в производимых в РСФСР товарах. А что в той разрушенной Первой мировой и Гражданской войнами стране производилось? Да ничего! А что производилось, можно было продавать соседям по Евро-Азиатскому континенту.  Поэтому в первой программе что-то говорились о строительстве гражданский судов, в первую очередь лесовозов, а вот о строительстве военных кораблей - ничего.

Почему надо было строить морской гражданский флот? У царской России он был очень слабый, с заморскими странами торговали, конечно, но за товарами в порты России приходили иностранные суда.  Судостроительная промышленность была слабо развита, все крупные гражданские суда и уж тем более военные корабли строили за границей, преимущественно в Британии и США.  Но у больших морских начальников в царской России был живуч "комплекс Цусимы", им хотелось взять реванш за то позорное поражение, и поэтому в России были построены 4 линкора, которым нечего было делать в мелководном Балтийском море, а в Черном у линкоров не было противников.

После Гражданской войны на флоте, немногочисленные корабли которого существовал лишь на Балтике и Черном море, а Тихоокеанский флот был уведен японцами или потоплен,  т.е. ВМФ Советской России практически отсутствовал, и на него долгое время не обращали внимание. Многие матросы с кораблей ушли воевать на суше, были убиты,  офицерские кадры были преимущественного из потомственных дворян и воевали за "белых", поэтому ушли в эмиграцию.   Все оставшиеся в стране корабли Гражданскую войну простояли в портах и практически не обслуживались.  Оставшиеся к 1921 году 3 старых линкора, 3 крейсера, 13 подводных лодок, некоторое количество эсминцев, которых можно было поднять в Новороссийске после их затопления - вот все, чем располагал ВМФ тогда еще не СССР, а Советской России.

На немногочисленных кораблях некому было служить.  А ведь флот это не пехота, где есть винтовка, граната, пулемет, ими научиться владеть пара пустяков.  А на кораблях пушки, торпедные аппараты, мины, штурманское оборудование, котельное  и другое весьма сложное оборудование, пользоваться которым надо долго учиться, т.е. быть хотя бы грамотным.  А вот таких кадров на "гражданке" в Советской России, а потом в СССР, было очень мало.

К тому же построить корабль тоже нужны кадры, которых у нашей стране было очень мало, их надо было готовить. Сменивший Троцкого на посту наркома по военным и морским делам Фрунзе, по мнению Морозова, допустил всего одну, но большую ошибку, назначив начальником штаба РККА Тухачевского, который был "великим" стратегом  на суше, но совсем не понимал войну на море. Он из Первой мировой войны сделал вывод, что военно-морской флот лишь разбазаривание денег, а толку от него мало. За всю войну состоялось лишь одно Генеральное сражение - Ютландское, которое ничего не изменило в войне на театрах военных действий на суше. Тухачевский бредил ста тысячами танков в Красной армии и ни о чем другом слушать не хотел. 

В 1926 году Тухачевский добился своего.  Флот и до этого не имел своего наркомата, еще после революции был наркомат  по военным и морским делам во главе с Троцким.  Но теперь был сокращен флотский главный штаб,  и командовать флотом стали сухопутные офицеры в Главном штабе РККА, во 2-м отделе этого штаба. Они не занимались даже вопросами строительства военных кораблей, а вот чем занимались, Морозову так и не удалось узнать.

Нет, кораблями командовали моряки, и над ними был свой начальник - Петров, офицер старой школы, который видел перспективы участия флота на приморских театрах военных действий.  Он возглавлял так называемое учебно-строевое управление. Поэтому несколько лет на реставрацию старых кораблей деньги выделялись по остаточному принципу, и говорить о возрождении флота не приходилось.

После смерти Фрунзе наркомом обороны стал Ворошилов, тот еще военачальник. Он нигде не учился военному делу, в Первой конармии Буденного был комиссаром, поэтому Тухачевский его ни в грош не ставил, а за ним и другие начальники с опытом Гражданской войны.  Но вот именно Ворошилов оказался тем наркомом, который помог выиграть Генеральное сражение на военном совете  8 мая 1928 года между Тухачевским и Петровым, и флот получил поддержку у наркома, а Тухачевского по его просьбе сняли с должности начальника Генерального штаба и отправили командовать Ленинградским военным округом.

Петров на этом заседании военного совета предложил строительство небольших кораблей для обороны побережий. Если какой-нибудь вражеский флот приблизится к нашим берегам, многочисленные небольшие корабли и подводные лодки, торпедные катера могут с помощью торпед нанести какой-то урон эскадре противника, вынудив её отступить, а потом все наваливались на неё и могли разбить. Главным противником флота в те годы были английские корабли, тем более что они уже однажды в 1919 году входили в Финский залив.  Эта стратегии войны на море и была поддержана на военном совета.  Не знаю, как она называлась тогда, но Морозов назвал её стратегией малой войны на море.

К этому времени по-прежнему господствовала теория войны на море для завоевания господства, которую предложили в конце XIX  века англичанин и американец. Они считали, что для этого необходимо генеральное сражение, после которого поверженный противник не будет мешать гражданскому судоходству. Именно этой стратегии придерживались адмиралы воюющих стран в Первую мировую войну. Произошедшее случайно Ютландское  сражение между флотами Британии и Германии не внесло перелома в войне, но позволило Антанте организовать торговую блокаду Германии и в конечном итоге привело к её поражению из-за возмущения народных масс.

Тем не менее, Петров и начальник военно-морской академии Жерве сумели кое-что добиться. В 1932 году был принят Устав военно-морского флота, в котором получила свое развитие теория малой войны на море, при которой имевшиеся в стране линкоры должны оказывать поддержку малым силам флота в случае нападения Антанты в лице Британии на Ленинград на Балтике, на Одессу и Крым на Черном море. При этом два линкора дореволюционной постройки остались на Балтике, а один перешел на Черное море.

Но "виктория" у Петрова была недолгой. Закончившие академию молодые военморы, как считает Морозов, решили побороться за теплые места в командовании флотом.  Им казалось, что у них получится лучше командовать флотом, чем старым начальникам. Они стали писать статьи, заметки, в которых обвиняли в невозможности осуществления стратегии, предложенной Петровым. Говорили, что эта стратегия взята у капиталистов и не подходит нашей стране победившего пролетариата. К тому же высказывались сомнения в его преданности СССР из-за его дворянского происхождения, забывая, что и Ленин из дворян.  Петрова сняли, вместо него пришли молодые и не разбирающиеся в морской стратегии командиры, и почти на десять лет в их руках было строительство ВМФ СССР.

Принятая еще до планов первой пятилетки первая кораблестроительная программа предусматривала строительство подводных лодок и сторожевых кораблей, но отсутствие экономических возможностей в стране приводило к постоянным срывам ввода в строй новых кораблей.

Вначале в стране должна была пройти коллективизация сельского хозяйства, которая дала миллионы новых рабочих рук для проведения индустриализации, культурная революция, научившая не только грамоте, но и другим наукам, нужным молодому поколению. И лишь потом началось перевооружение армии и военно-морского флота. То есть впереди должна быть экономика, и это хорошо понимал Ленин, который не раз критически высказывался в отношении планов моряков.  Он так же понимал, что доставшийся большевикам ВМФ представлен устаревшими кораблями. Например, наши линкоры имели 12 дюймовые орудия главного калибра, а английские - 15 дюймовые, которые и стреляли дальше, и пробивали броню толще. 

И хотя корабельный состав флота пополнялся, но упор был сделан на строительство торпедных катеров и подводных лодок в ущерб другим кораблям. Это было отражено в принятой в 1933 году второй кораблестроительной программе. По мнению Морозова, была выбрана ошибочная стратегия.  Считалось, что основным противником в войне на мере для СССР будет "владычица морей" Британия с её мощным военно-морским флотом.  Тогда наши торпедные катера и подводные лодки могут своими торпедами наносить урон этому флоту.  Совершенно не учитывалось, что ход торпед того времени не превышал дальность 4 км, к тому же торпеды плохо держали глубину.  А артиллерия английских дредноутов могла обстреливать торпедные катера с большой дистанции, превышающей 4 км. Да и подводным лодкам в мелководном Финском заливе трудно выйти в атаку на линкор, окруженный кораблями охранения.  Настоящего стратега в военно-морских делах не нашлось. 

Подводные лодки, на которые сделали упор в те годы, хороши в атаках на торговые суда, имея скорость хода быстрее их и не встречая ответного огня артиллерии, что и доказали немецкие подводники в годы Второй мировой войны.  А против боевых надводных кораблей они практически бессильны, те на большой скорости могут от субмарины уйти.  Только если подводной лодке повезет и военных корабль окажется на её пути, можно осуществлять торпедную атаку.  Но какие транспорты могут быть при вторжении эскадры противника в наши воды? Никакие!  Поэтому построенные в предвоенные годы 206 субмарин не оказали большого влияния на ход боевых действий. Вообще вместе с 12 старыми, еще дореволюционной постройки лодками наш подплав оказался самым большим в мире.  Но он был разделен на 4 флота - Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский, и на не одном флоте не было большого количества субмарин, к тому же очень много было "малюток", которых с большим трудом можно отнести к настоящим боевым единицам.

Правда, удалось достроить начатые еще до революции три крейсера, которые получили названия "Чернова Украина", "Красный Крым" и Красный Кавказ". Но корабли эти уже устарели ко времени их готовности к боевой службы на Черном море.

А потом написанные ученым Ивановым и адмиралом Смирновым в 1933 и в 1936 году  две книги о стратегии английского флота в годы Первом мировой войны, где утверждалось, что самыми сильными кораблями на море являются линкоры, попали в руки Сталина, и, как считает Морозов, не без его влияния, была принята кораблестроительная программа, в которой предусматривалось строительство 4 линкоров (по одному на каждый флот) типа "Советский Союз". Один линкор был заложен в Ленинграде, второй - в Николаеве, где в советское время был построенный крупный судостроительный завод, на котором затем строились все крупные военные корабли и гражданские суда в Советском Союзе.  Третий линкор "Советская Белоруссия" был заложен вместе с начавшимся строиться судостроительным заводом № 402 в Молотовске (ныне Северодвинск). Ни один из этих линкоров не был построен, да по большому счету, без солидного флота других кораблей они стали бы легкой добычей авиации Люфтваффе как на Балтике, так и на Черном море, особенно после падения Крыма, этого непотопляемого авианосца.

Так Сталин допустил ошибку, решив строить линкоры? Видимо, да, но Сталин не был сведущ в военном-морской стратегии времен Второй мировой войны. Британия островная империя, и для неё важно иметь как большой торговый флот, так и большой военно-морской флот для охраны торговых судов. Но даже она, "владычица морей" едва не оказалась в торговой блокаде, под натиском субмарин Дёница, разработавшего стратегию "волчьих стай" при атаке на конвои торговых судов и танкеров, и если бы не эсминцы США, старые, времен Первой мировой войны, которые были отданы англичанам, англичанам вряд ли бы удалось переломить неудачно начавшуюся для них "битву за Атлантику".     А СССР мог торговать по суше и ему не надо было иметь слишком большой торговый флот.

Но большие корабли типа линкора "Тирпиц" одним своим присутствием в Норвегии заставляли английский флот держать много кораблей для охраны северных конвоев.  Это развязывало руки немцам на других театрах военных действий, но в конечном итоге не сказалось на результатах войны в целом.  К тому же все немногочисленные крупные корабли Германии - "Бисмарк", "Тирпиц", "Шарнхорст", "Грейзенау" и тяжелые крейсера в конце концов оказались на дне морей и океанов, а с многочисленными подводными лодками Кригсмарине союзники научились бороться, введя систему охранения торговых судов в качестве приманки.

Но такие корабли, как линкоры, были свидетельством могущества государства, и именно с этой целью могли помочь Советскому Союзу, представляя его на океанских просторах и в гаванях различных государств мира.  Видимо, поэтому Сталин и дал команду строить линкоры, а человека, более сведущего в морской стратегии, в его окружении не нашлось. Это мнение Морозова. Хотя был сформирован наркомат по морским делам, но за короткий срок в нем сменилось 4 наркома, включая даже бывшего замнаркома НКВД Фриновского.

Так что, по мнению Морозова, наш ВМФ перед войной не имел четкой стратегии его применения, хотя в том же уставе говорилось, что он должен поддерживать действия сухопутных войск на прибрежных направлениях. Но флот пока не имел нужного количества кораблей для полноценной войны на море, к тому  же сравнивать войну на Балтике и Черном море с войной в Атлантике неправомочно.  Самыми крупными кораблями немцев на Балтике были эсминцы, а на Черном море вообще лишь подводные лодки 2 серии, примерно такие же, как наши "малютки".  Поэтому основными противниками нашего ВМФ на этих театрах военных действий были самолеты берегового базирования.  Такая война вообще характерна на закрытых театрах военных действий, которые и являли собой Балтика и Черное море.

Говоря о том, в какой состоянии наш флот подошел к войне с Германией, Морозов подчеркивает, что низкое качество наших кораблей и еще более низкое и отсталое качество вооружений, устанавливаемых на них, не вина, а беда наших кораблестроителей и моряков. Для того, чтобы создать современный кораль с чистого листа, как получилось у нас в стране, надо построить  вначале корабли первого поколения,  обкатать их в походах и учениях, а потом с учетом опыта и выявленных недостатков, надо строить корабли второго поколения.  На все это требуется минимум 14 лет, так как на этапе от чертежей до создания корабля уходит не менее 6 лет. Потом пару лет надо на выявление недостатков и еще 6 лет на строительство кораблей второго поколения.  Немцы своей первый крейсер начали строить в 1921 году, и у началу Второй мировой войны немногочисленный, но надежный военно-морской флот.  А у нас 1-я кораблестроительная программа была начата в конце 20-х, и крейсера 1 поколения типа "Киров" появились лишь в 1938 году, и хотя имели массу недостатков, в таком состоянии и вошли в состав ВМФ накануне войны. А крейсера 2-го поколения у нас стали строить уже после войны.

Вообще за годы первых пятилеток до войны из заложенных 533 кораблей разных классов был сданы флоту  312 кораблей общим водоизмещением 243 тысячи тонн, а также 477 катеров (торпедных, бронекатеров, морских охотников), в том числе  4 легких крейсера, 7 лидеров, 30 эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 31 тральщик, 206 подводных лодок.

Так в каком составе встретил войну наш флот? Вот что об этом рассказал Морозов. 

Линейные корабли
3 линкора, 2 на Балтике и 1 на Черном море. Старые, постройки 1914 года, они значительно уступали линкорам как Германии, так и наших союзников. Слава Богу, ни на Балтике, ни на Черном море у них не  нашлось противников в лице крупных кораблей Кригсмарине и союзников немцев.
Начатая постройка линкоров "Советский Союз" и "Советская Украина" к началу войны была всего в 15% готовности, и начавшаяся война поставила на кораблях крест. Но вот планы у нашего морского командования были грандиозные. 24 линкора им требовалось, чтобы отразить нападение врага на нас.  Со всех точек зрения явная утопия, но такие планы были, об этом рассказал Морозов.

Авианосцы.
Оказывается, в планах моряков еще в  1923 года была постройка авианосца.  Но даже дать предложения на создание таких кораблей и самолетов моряки не смогли выдать судостроительной промышленности.

Легкие крейсера
К 3 легким крейсерам на Черном море добавились построенные в предвоенные годы крейсера типа "Киров" - проект 26 и 26-бис в количестве 6 штук.  Их конструкцию взяли у итальянцев, те и проектировали эти крейсера. В угоду высокой скорости (до 37 узлов) был максимально облегчен корпус корабля, что сказалось на его прочности и мореходных качествах.  Очень небольшой была дальность плавания - в пределах 4 тысяч миль.  Даже для Балтики и Черного моря это было мало, что уж тут говорить о Северном и Тихоокеанском флоте. Все оборудование было установлено без амортизационных подушек и  даже большая волна выводила из строя устройства прицельной стрельбы орудий главного калибра. Вообще все эти крейсера отличались недостаточной живучестью. И это мнение высказали не моряки, а члены экспертной комиссии, которые изучали итоги первых морских походов этих кораблей.

Лидеры эсминцев и эсминцы
Новый класс лидеров появился в предвоенные годы.  Лидер "Ленинград" проект 1 и построенный за границей лидер "Ташкент" обладали высокой скоростью ("Ташкент" - 44 узла), но в угоду ей  пожертвовали прочностью корпуса. Лидеры отличались от эсминцев немного большим водоизмещением и более мощным вооружением. Эсминцы  проекта 7 могли ходить со скоростью 38 узлов, но как показали испытания, при волнении моря в 6 баллов не могли развить скорость свыше 10 узлов.  Транспортные суда ходили со скоростью 8-12 узлов, т.е. быстрее эсминцев. А волнение  на Баренцовом море явление постоянное. У одного их эсминцев на волне оторвало кормовую часть.
Всего на всех флотах лидеров и эсминцев было 54 единицы.

Сторожевые корабли.
Морозов считает, что построены в СССО сторожевые корабли по неудачным проектам (Ураган и проект 29) . Какая задача сторожевых кораблей? Отражать атаки малых кораблей противника, подводных лодок, но в первую очередь авиации, идя в охранении крупных кораблей и конвоев транспортов. Но достаточно мощного вооружения на сторожевиках не было. К тому же, как и крейсера и эсминцы, они были построены с облегченным корпусом, и ставить на них более мощные пушки - значит, утяжелять верхний вес корабля, и он терял остойчивость. Значит, надо было в трюм брать балласт, а это повышение водоизмещения и потеря скорости.  У всех сторожевиков была слабая зенитная артиллерия.

Мониторы и канонерские лодки
По мнению Морозова, эти речные корабли не сыграли  большой роли в войне, без них могли спокойно обойтись.  Разве что для поддержания транспортных коммуникаций они были нужны, но лучше для этой цели подошли бы корабли с мощным зенитным вооружением и тральщики.

Подводные лодки
Конструктивно наши субмарины были вполне на уровне. Их стали строить раньше всех других кораблей, и поэтому к началу войны их детские болезни уже были устранены. Они получили дальнейшее развитие. Лодки типа "Ленинец" превратились в лодки крейсерские типа К, "Щуки" - в лодки С ("сталинец"), "Малютки М-2 в лодки М-3" с лучшим вооружением и условиями обитаемости.  Но вот по своей начинке и качеству торпед уступали лучшим образцам зарубежных лодок (примитивные автоматы торпедной стрельбы, слабая гидроакустика, отсутствие  РЛС, которые уже были у немцев и американцев, не надежные торпеды без хороших контактных взрывателей)

Тральщики
Самым распространенным кораблем этого класса были тральщики типа "Фугас", но их было мало (47 единиц) и в годы войны их почти не строили.  Поэтому для целей траления фарватеров от мин использовали всякие суда, не подходящие ни по скорости, ни по осадке.  Судно с осадкой больше 2 метров сама часто подрывалась на минах, которые обычно устанавливались на 2-х метровой глубине.  К тому же наши тральщики не имели гирокомпасов и здорово ошибались в выборе своего места при отсутствии ориентиров на берегу.
А немцы за годы войны построили 400 тральщиков, которые к тому же могли тралить и при волнении моря, что не могли наши тральщики.
Правда, в конце войны в Ленинграде построили 46 тральщиков, которые помогли разминированию Финского залива от поставленных за годы войны  больше тысячи мин.

Бронекатера, торпедные катера, малые охотники
Сдерживало производство этих малых форм боевых единиц отсутствие достаточного количества двигателей ГАМ, выпускаемых лишь на одном заводе в Москве, но они  шли не только в ВМФ, на и на бомбардировщики в авиации. Бронекатера были в основном на Амуре, в Пинской флотилии, а торпедные катера во всех флотах. Построенные к 1937 году 24 катера с двигателями ГАМ-34 развивали скорость до 50 узлов, но не обладали хорошей мореходностью и имели малый запас хода.  Двигатели имели моторесурс 500 часов, после чего его требовалось менять на новый, а вот новых двигателей не хватало.  По лэнд-лизу были поставлены двигатели паккард, но для их установки требовалось в конструкцию катера вносить изменения, что было возможно лишь в заводских условиях.  Из поставленных 1,5 тысяч паккардов было установлено 900 штук на катера МО-4, получивших обозначение  ОК-200.

Была попытка сделать проект универсального катера для торпедных атак и малого охотника за подводными лодками. Но от этого пришлось отказаться, так как разные задачи перед катерами требовали и разную компоновку, даже боевой рубки, а так же разное вооружение.

В заключение своих двух лекций продолжительностью свыше 4 часов Мирослав Морозов сказал, что он преклоняется перед мужеством и героизмом наших моряков, которые на таких несовершенных кораблях смогли нанести урок противнику во всех морских театрах войны на море - на Севере, на Балтике и Черном море.  И его слова о несовершенстве наших кораблей и подводных лодок не бросают упрек  кораблестроителям, потому что они создавали корабли 1 поколения, в отличие и кораблей немцев, которые были 2 поколения, да и многие отрасли нашей промышленности в части обеспечения приборами, нужными для ведения боевых действий на море, находились в зачаточном состоянии. А наши союзники, у которых все это было, не очень охотно делились и своими секретами, и самими приборами, предлагая нам устаревшие образцы. К сожалению, получив задание на строительство линкоров, судостроители не сумели построить достаточное количество сторожевых кораблей, а также кораблей 3 ранга, которые могли бы оказать более сильное воздействие на суда противника. Тухачевский сильно ошибался, говоря, что без военно-морского флота Красная армия обойдется. За годы войны было перевезено свыше 1 миллиона бойцов десанта, и очень многое было сделано для защиты коммуникаций, проходящих по морям и рекам для обеспечения Красной армии всеми необходимыми припасами. Если бы не флот, ни Одесса, ни Севастополь не продержались бы столько дней, и немцы бы бросили освободившиеся войска на другие участки Восточного фронта.


Рецензии