Память предков

Общеизвестно, что каждая поездка сулит что – то неизвестное, готовит для вас новое открытие, позволяет взглянуть на места, святыни, города, деревни свежим взглядом и заметить то, что стало привычным местным жителям и потому обыденным, но весьма интересным для пытливого человека. Два дня 26 и 27 мая 2022 года, во время Литературного фестиваля Вологодского района «Заветное слово», встреч с читателями, библиотекарями не стали исключением. О посёлке Сосновка, об особо значимых для рубцововеда сведениях и встречах напишу позднее. Только упомяну о поразивших деревянных двухэтажных домах – распашонках на две стороны с крыльцом, вернее с двумя, посередине дома, без сенников, помещений для скота в другом селе Вологодского района – Кубенском. Впрочем, о них надо писать специалисту. Видимо это какой - то кубенский, купеческий стиль чисто жилых деревянных, помещений для большой семьи, возможно даже со сдаваемыми комнатами, разбогатевших крестьян или купцов не первой гильдии. Думается, что это наследие веков надо сохранять, изучать и ставить на государственный учёт. Этими фактами удалось заинтересовать Дмитрия Ермакова, писателя, который написал книгу «По старой Кубенской дороге» и кажется всё знает об этой местности. Но подробнее, сегодня, напишу о другом.
    Если ехать по старой Кирилловской или Кубенской дороге от Вологды, а ехали мы с друзьями Виктором Борисовым и Сергеем Петровым как раз на Литературный фестиваль «Заветное слово», то помимо красот природы, распаханных полей привлекают внимание и памятники истории и архитектуры. Мы почтили память лётчиков, разбившихся при облёте новой техники в годы войны, на их скромном мемориале и восхитились красотой активно реставрируемого и возрождаемого храма Святого Василия Великого. Он как сказочный корабль сверкал позолотой куполов, поражал совершенством линий архитектурного декора. Конечно, мы не могли проехать мимо этого рукотворного совершенства среди полей. «Звезда полей» так и просилось назвать храм и колокольню строкой Н. М. Рубцова около деревни Кулемесово…  Первым делом спустились к роднику и выпили воды из святого источника рядом с храмом. А потом оказалось, что некоторые надгробия на действующем кладбище около храма сохранились с давних времён. Как историку, мне было просто необходимо увидеть их вблизи. Скажу сразу, что уверенности, что могилы не кенотафы не было, но сами памятники датами, надписями на них пробудили желание написать и вспомнить людей, некогда живших и работавших на этой земле, бывших прихожанами храма. С огромным уважением отнёсся к некоему родовому участку кладбища Свистуновых. Не знаю из какого они поселения, но самый старый памятник относится к 1912 году. Под ним лежит Анастасiя Акиндиновна Свистунова, ушедшая от нас перед Первой мировой войной, прожившая в мире без великих потрясений 20, да и 19 века, как немой укор нам, потомкам – а ведь можно и так… Самым заметным, даже величественным памятником на кладбище оказался дорогой, основательный, даже монументальный памятник Василию Александровичу Гробожилову (1863 – 1909). Что же о нём известно, кроме того, что скончался в возрасте 46 лет и был, видимо, состоятельным человеком. В издании «Вологодские в СПБ» ч. 1. Генеалогический форум ВГД (ЦГИА. СПБ) читаем, что Гробожилов Вас. Алекс. 45 лет, Вологодского уезда, Кубенской волости, дер. Кулемёсова живёт в Санкт – Петербурге и является прихожанином ц. Рождества Христова на Песках (6-я Рождественская). Что – то случилось с человеком и на следующий год он скончался, не знаем в СПБ или на родине. С большой долей вероятности он был богатым крестьянином по своему социальному статусу и продвигал коммерческие интересы семьи в СПБ. Ибо в книге «Фабрики и заводы Вологодской губернии». Ежегодник Вологодской губернии за 1913 год. Вологодская тип. Н. В. Знаменского, 1913, стр. 119 – 135 читаем, что Гробожилов Николай Александрович (крестьянин, судя по отчеству брат В. А. Гробожилова) имеет сельде – коптильный завод в Вологодском уезде, Турундаевской волости, дер. Хорхорино. А работало на нём 18 рабочих – серьёзное предприятие по тем временам. Кроме того, из Окладной книги ч.1 г. Вологды за 1907 – 1911 годы узнаём, что Гробожилов Н. А, крестьянин, имеет одноэтажный дом, нынешний адрес которого Советский проспект 85. Этот же адрес подтверждается в списках населённых мест и подготовительной переписи жилых домов по 1, 2, 3 участкам города Вологды на 22 апреля 1914 года (ГАВО, 17 – 1 – 600 ГуберСтатУправления).
Есть ещё упоминание, видимо, о третьем брате Александре Александровиче Гробожилове в документах той поры. Итак, дом крестьянина Н. А. Гробожилова сохранился в приличном виде в городе Вологда по указанному адресу, а надгробие и, возможно, могила его брата, жившего в СПБ сохранилась на сельском погосте.
  Следующий надгробный памятник, обративший на себя внимание, был относительно небольшим, не полностью сохранившимся, но из чёрного мрамора, изящное по задумке, не кричащее, сделанное со вкусом, видимо, весьма дорогое надгробие середины 19 века. Давайте вчитаемся в надписи на этом семейном памятнике. «Здесь покоится тело раба Божия крестьянина Василия Алексеевича Свинкина Скончался в 1849 году» и надпись на обратной стороне памятника, что показалось весьма необычным «Здесь покоится тело рабы Божией крестьянки Василисы Семёновны Свинкиной Скончалась в 1856 году». Да, это ещё одно надгробие людям из сословия крестьян. Хороши же были и зажиточны некоторые крестьяне, жившие в окрестных деревнях и сёлах, если у них были средства на подобные мраморные памятники. Дмитрий Ермаков, которому рассказал об этих фактах, пояснил, что некоторые крестьяне, хотя имели капиталы, не хотели переходить в купеческое сословие, ибо это налагало новые обязательства, а уходить от привычного крестьянского уклада, видимо, не хотелось. А надгробие, прямо - таки указывало именно на крестьянский быт, смётку, экономию даже в месте вечного упокоения. Это дорогой мраморный памятник, заказанный у известного мастера (сегодня есть попытки варварства или попытки сбить надписи и использовать памятник повторно), но он относительно небольшой по размерам (сэкономили) и двум разным людям, хотя и родным. Надписи выбиты на двух сторонах его, что не характерно для обычаев и обряда захоронения. Видимо дети и родственники решили поставить достойное надгробие богатым крестьянам Свинкиным, но зря деньгами не разбрасываться, они нелегко достаются. Память осталась хорошая, пусть и несколько нарушена традиция писать кто похоронен только с одной стороны надгробия, ориентируя его строго в одну сторону, как у всех. Но ничего, приняла их земля, на которой они всю жизнь работали, чтобы оставить потомкам такую красивую память о себе, о крестьянах Свинкиных. Напомним, что речь идёт о середине 19 века, о дореформенной Российской империи. Впечатлил памятник, вызвал бурные положительные эмоции. Хорошо, что хоть что – то подобное сохранилось до наших дней. А фамилия Свинкиных встречается в документах времён уже Великой Отечественной войны, но в пределах Вологодского района. Родственников или точных данных о крестьянском или торговом деле Свинкиных пока обнаружить не удалось.
   Но, пожалуй, самым трогательным оказался надгробный памятник со следующей надписью «Под сим памятником покоятся бренные останки усопших рабов Божьих Акиндина Андреевича и Евдокии Васильевны Торговановых. Честно на сём свете поживших». Не счёл возможным даже прикосновением тревожить все эти захоронения. О чём даже несколько жалею, так как где – то, что – то не читается на фотографиях, возможно интересное или важное. Но вот что существенное уж точно пропустить нельзя. «Храм Святого Василия Великого находиться в семи верстах от Заоникиева монастыря…». Это цитата из книги 1910 года. А на обратной стороне памятника Торговановым можно прочитать «Дорогимъ и незабвеннымъ родителямъ отъ благодарнаго и любящего сына Настоятеля Владимирской Заоникiевской пустыни Игумена Нектарiя». В списках игуменов Заоникиевской пустыни имя Нектария отсутствует, впрочем, все краеведческие работы заканчиваются началом двадцатого века. Но вот, в Прибавлениях к Вологодским Епархиальным ведомостям № 11 за 1 июня 1910 года в статье В. Лебедева «Путешествие воспитанников Вологодского Духовного Училища во святые обители» читаем «…У монастырских ворот встретил паломников предупредительный о. игумен Нектарий…» и далее «…Затем, поблагодарив земного хозяина Заоникиевской пустыни о. игумена Нектария за сердечный приём…». Таким образом, вероятнее всего, если о. игумен Нектарий в 1910 году настоятель монастыря, то он был им и в 1917 году, когда монастырь закрывали. А ведь это тоже важно кто стоял у истоков монастыря, и кто у его исхода, получилось правда, временного исхода. По другим данным архимандрит Нектарий служил в монастыре с 1901 по 1915 год.
 Сегодня Владимирский Заоникиевский монастырь возрождается к монашеской жизни, к молитвам о России. Интересно, известно ли нынешнему настоятелю монастыря иеромонаху Кириллу (Биденко) о могиле родителей о. игумена Нектария, надеемся, что, конечно, известно. Остаётся только помолиться за упокой их душ, как и многих русских людей оставшихся безвестными в социуме русский народ.


Рецензии
Низкий поклон Вам,уважаемый Леонид, за труды ваши в поисках и сохранении сведений о людях земли русской. Александр.

Александр Жгутов   10.06.2022 06:13     Заявить о нарушении
да, тут вроде и не большой поиск, а так по ходу дела. Но интересного много получилось!

Леонид Вересов   12.06.2022 19:07   Заявить о нарушении