По маршруту автобуса 211

   

                Автобусный маршрут № 211 связывает Санкт-Петербург с
                Курортным районом города. Он начинается у станции метро
                «Черная речка», проходит по улице Савушкина и затем следует
                по Приморскому шоссе. Конечной остановкой движения
                автобуса является город Зеленогорск. Он сегодня отнесен
                административно к территории  Большого Петербурга. Путь
                от начальной точки движения до конечной занимает примерно
                два часа. Автобус проезжает по живописной местности и время
                от времени за окном мелькает Финский залив. Среди растущих
                деревьев преобладает сосна. Это направление хорошо известно
                любителям отдыха на природе. Проложенные велодорожки
                указывают на то, что спорту в Курортном районе уделяется
                повышенное внимание. Тем более, что автобус иногда в
                летнее время попадает в неприятное положение ожидания,
                когда закончится тот или иной этап велогонок. Что же касается
                активного отдыха на воде, то этот факт не создает никаких
                помех для сидящих в автобусе граждан. Он вызывает лишь
                желание поскорее выбраться на свежий воздух и насладиться
                всем тем, что нам может подарить и природа, и погода.

                Честно говоря, я совсем не хочу углубляться в очень
                длинный рассказ с описанием всего того, что можно увидеть
                по дороге в Зеленогорск. Я даже не укажу на ту заветную
                тропу, которая ведет в поселке Солнечное от Приморского
                шоссе в сторону знаменитого песчаного пляжа с приятным
                названием «Ласковый». Также я не буду указывать на
                музей-усадьбу Ильи Ефимовича Репина в поселке, который
                носит его имя. А в поселке Комарово я не расскажу о тех
                новомодных коттеджах, ресторанах и домах отдыха, появившихся
                в последнее время. А там уже и Зеленогорск недалеко. Я не буду
                ничего рассказывать о местах интересных и любимых многими,
                потому что мой рассказ ограничится только тем расстоянием,
                которое автобус проедет от поселка Лахта до города Сестрорецка.
                Если пользоваться терминологией начала восемнадцатого века,
                то можно этот отрезок пути обозначить так: от Ближних Дубков
                до Дальних Дубков. И Ближние и Дальние Дубки относились
                к резиденциям Петра Первого. Многие дубы он посадил
                собственноручно, приумножив тем самым вековые дубравы,
                растущие когда-то в этих местах и сумевшие возродиться
                после ледникового периода. Для защиты от дующих ветров с
                Финского залива царь велел посадить сосновый лес, который
                в свою очередь пострадал от строительства городских очистных
                сооружений. Лес был вырублен к огромному сожалению
                многочисленных дачников, которым пришлось менять место
                летнего отдыха. Слово «лахта» имеет финское происхождение
                и переводится на русский язык как «залив». История этого
                места тесно связана с первобытными стоянками человека и
                заселением этой территории, богатой рыбой и водоплавающей
                птицей. Одним словом, Лахта была и остается тем местом, где
                с давних пор селились люди и где у них была возможность
                добывать себе пропитание. Петр Первый неспроста заинтересовался
                этой местностью, где уже с 15 века были зарегистрированы
                жилые поселения, относящиеся к Ореховскому уезду, что
                указано в «Переписной книге Водской пятины».  Село Лахта
                принадлежало Ижорским землям, которые в 1617 году перешли
                Швеции.
 
                С приходом сюда шведов Лахта как и все побережье Финского
                залива стала частью шведской королевской дороги. Она связывала
                средневековую Швецию с ее восточной провинцией. Основанные
                шведами в те годы города и замки находились на землях, которые
                сегодня относятся к Финляндии и северу России и которые прилегают
                непосредственно к Финскому заливу. Петр Первый вернул назад
                некогда русские земли, входящие ранее в Новгородскую Республику.

                Современная Лахта далеко ушла по развитию и освоению
                территории от Петровского времени. Главной доминантой
                здесь выступает знаменитый Лахта Центр. Он представляет
                собой комплекс, состоящий из пяти объектов. Самым интересным
                из них является высокая башня из стекла, металла и бетона,
                высота которой является абсолютной доминантой  и
                составляет 462 метра. Такого рода архитектурных
                сооружений ни в Петербурге, ни в России еще не было.
                Башня стоит на берегу залива и видна из многих точек
                нахождения на территории города и его окресностей. Труд
                строителей этого колосса огромен, учитывая болотистую
                почву, на которой стоит весь город. Комплекс Лахта Центр
                является общественно-деловым центром и принадлежит
                богатейшей российской организации «Газпром».
                Современность, недавнее прошлое и следы цивилизации,
                оставленные тремя последними столетиями сосуществуют
                сегодня в Лахте в едином выражении. Такое сплетение
                несовместимых проявлений архитектурного дизайна требует
                его скорейшего разрешения. Если Петровский пруд, оставшийся
                после выемки из земли знаменитого Гром-камня, послужившего
                постаментом для памятника Петру Первому, имеет
                право на существование как историческое место, то полуразрушенные
                дома, служившие некогда украшением Приморского шоссе, требуют
                сноса. Сочетание не сочитаемого, роскошь и убожество, новое и
               старое слишком бросаются в глаза при поездке в сторону Сестрорецка
                из Петербурга по Приморскому шоссе в районе Лахты и Ольгина.
 
                Заселяя оставленные шведами земли, Петр Первый строил
                свои Летние дворцы в наиболее живописных местах побережья.
                При этом щедро раздавал своим приближенным и соратникам
                земельные угодья в близлежащей округе, чтобы быстрее заселить
                местность нужными ему людьми.
 
                Во времена правления Екатерины Второй мыза Лахта была ею
                подарена ближайшему сподвижнику и фавориту Григорию
                Григориевичу Орлову. Однако, о том времени в Лахте не осталось
                никаких наглядных свидетельств его пребывания. Со временем
                мыза Лахта  перешла во владение графа Якова Александровича
                Брюса. Он занимал видные посты при Екатерине Второй. Самым
                значительным назначением Брюса был пост генерал-губернатора
                в Петербурге.Тем не менее, следов его пребывания здесь тоже не
                найти. А что касается последних дореволюционных владельцев
                этих угодий, то это семья Стенбок-Фермор, которая приобрела
                огромное поместье на Финском побережье в 1844 году на
                публичных торгах. Александр Иванович был первым из семьи
                который стал законным владельцем бывших Ближних Дубков
                Петра Первого. От времени пребывания этой семьи в Лахте до
             сих пор остались наглядные доказательства, а не только воспоминания.
             Семья Стенбок-Фермор объединила в себе два известных рода.
             Родословная графа Стенбока, шведа по происхождению, известна в
             Европе с 13 века. Члены этой семьи занимали видные должности
             и прославили свой род как деловые и предприимчивые люди. Эти
             свои характеристики Стенбоки подтвердили и на службе в России.
             Ферморы не менее значимы по своему вкладу в достижения
             России. Семья имеет шотландские корни и известна с 15 века. Во
             времена грандиозной по мировым масштабам Семилетней войны,
             в которой приняли участие многие европейские страны, русские
             войска под руководством Виллима Виллимовича Фермора вступили
             в Берлин, столицу Пруссии. Он принимал участие во всех войнах,
             которые вела Россия в те годы. Граф дослужился до звания генерал-
             аншефа и до положения генерал-губернатора Смоленска.
                Есть два интересных маленьких факта, на мой взгляд, в биографии
             этого неординарного человека. Во-первых то, что человек с
             такой необычной для русского уха фамилией родился в Псковской
             губернии. А во-вторых то, что его адъютантом был молодой
             Александр Васильевич Суворов.
                Потомки этих двух значимых государственных деятелей получили
             право объединиться под одним именем. В их бытность владения
             Лахтой и прилегающими землями, произошло положительное
             развитие местности. Неподалеку от центра Лахты были построены
             кирпичные заводы, приносящие хорошую прибыль. Не только
             деловая хватка мужской половины семьи Стенбок-Фермор приносила
             деньги, но они получали также большие материальные вливания
             от приданного своих избранниц. Род богател и процветал до того
             момента, когда в семье начали появляться наследники, готовые
             сорить деньгами и не способствовать приросту семейного капитала.

                Одним из таких представителей семьи Стенбок-Фермор стал
             Александр Владимирович. О времени его пребывания в роли
             владельца землями у Финского побережья напоминают названия
             современных поселков, так хорошо известные пассажирам автобуса
             или электрички, идущей с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга
             на Сестрорецк. Абсолютное большинство проезжающих и очень
             многие из проживающих здесь не знают, откуда произошли
             названия поселков, носящие мужское и женское имена. 
             « Ольгино» и «Александровская» давно стали географическими
             обозначениями и история любви графа Стенбок-Фермор к
             даме незнатного происхождения исчезла из людской памяти.
             Несмотря на неудовольствие и противодействие со стороны
             матери, Ольга стала женой того самого Александра Владимировича,
             который по большой просьбе матери был ограничен царем
             Николаем Вторым в действиях по распоряжению имуществом.
             Семейные проблемы привели к тому, что молодой граф вместе
             со своей супругой покинул Россию и поселился в Париже.
             Жизнь за границей требует больших средств и он вернулся
             однажды в Россию, чтобы продать земли под дачное
             строительство. Эти места стали модным местом летнего отдыха.

                В Ольгино был разбит большой парк, оборудованы летний
             театр, яхт-клуб, спортплощадка, теннисный корт. Известные
             архитекторы занимались строительством теплых дач. В Ольгино
             было построено одновременно 150 одинаковых оштукатуренных
             домов. Архитектурный стиль «ранний модерн» нашел здесь
             свое прямое выражение. Расположенные поблизости села
             быстро превращались в дачные поселки с модными постройками.
             Многие дома конца 19 и начала 20 веков, связанные с бумом
             дачного строительства еще существуют и удивляют своей
             причудливостью. О том, что Лахта и ее окрестности стали
             супер популярными в летний период среди творческой
             интеллигенции говорит тот факт, что Александр Блок часто
             посещал эти места начиная с 1915 года. Это были непростые
             годы в его жизни и к этому периоду относятся написанные им
             строки, в которых сквозит тень отчаяния и разочарования в
             жизни. Блок писал: «...гнусные денежные дела и связанные с
             ними чувство отчаяния от людской подлости и собственной
             беспомощности...». Кроме него в Лахте бывал и Иван Шишкин.
             Здесь он рисовал свои картины. Воспоминания об этих моментах
             в жизни художника запечатлены в его двух картинах «Дубовая
             роща в Лахте» и «Дубки в Лахте».
             К слову сказать, граф Александр Владимирович Стенбок-
             Фермор не попробовал на себе силу революционных преобразований
             в России, так как вернулся назад в Париж. Свою долю тяжелых
             жизненных испытаний он все же получил, так как принимал
             участие в первой мировой войне на стороне Франции.
 
                Что из прошлого можно почтить вниманием в Лахте? Храм-
              памятник во имя Святого апостола Петра, 1894 года постройки.
              Далее можно назвать сосну, посаженную в 2000 году на месте той,
              которую когда-то посадил сам Петр Первый и которую тоже
              называют «Петровской». К свидетельствам эпохи, связанной с
              именем царя, относится также большой камень, отколовшийся
              от знаменитого Гром-камня при погрузке на баржу. Там же
              находятся руины пристани и земляная насыпь, связанные с работами
              по доставке гранитной глыбы для памятника царю-основателю
              Санкт-Петербурга. Как мы понимаем, эпоха создания этого
              символа города на Неве прямо связана с царствующей в то время
              Екатериной Великой. Она считала себя прямой продолжательницей
              всего того великого в стране, что было создано ее предшественником.

                Есть мнение, что во время Северной войны, Петр Первый часто
              находился на коне на вершине Гром-камня в Лахте. Он наблюдал
              в подзорную трубу за передвижениями шведов.

                Недалеко от бывшей пристани был построен в 1890 году
              дворец для семьи Стенбок-Фермор. Он сохранился, также как
              сохранился и окружающий его парк с парадными въездными
              воротами. Архитекторы Алексей Кузнецов и Владимир Цейдлер
              построили дворец в стиле замковых сооружений. Сегодня это
              строение относится к объектам культурного наследия России.

                В 60-десятые годы при советской власти Лахта и Ольгино успешно
                развивались как курортная зона. В те годы здесь было построено
                много домов отдыха для деятелей искусств. Летние детские
                сады были здесь также созданы в большом количестве. Эта зона
                отдыха находилась недалеко от городских объектов и была в этом
                смысле очень удобна для отдыхающих, которые могли не терять
                связь с местом работы и для родителей, которые навещали своих
                детей, отдыхающих на лоне природы, в выходные от работы дни.

                Следующим крупным центром на пути следования автобуса
                №211 будет город Сестрорецк. Однако, до него еще нужно добраться.
                В плотном потоке машин нужно проехать мимо новых торговых
                центров и современного мотеля в Ольгино.
                Здесь тоже была война, здесь тоже была блокада. А на
                территории мотеля находился военный госпиталь. Недалеко
                отсюда по правую руку согласно маршруту нашего следования
                находится кладбище, на котором есть братские захоронения.
                Это зримое напоминание о прошедшей войне. Ухоженное и
                чистенькое, оно постепенно год от года расширяется. Маленькая
                часовенка на возвышении, венки и цветы...Хорошее место упокоения
                для православного человека. Расположенное на высоком месте,
                хорошо освещенное солнцем, часто посещаемое родственниками,
                это кладбище не вызывает грустных мыслей. Сам поселок называется
                «Горская», что очевидно связано с возвышенным расположением               
                населенного пункта. Вполне возможно, что эта возвышенность
                была когда-то берегом отступившего несколько тысячелетий
                назад моря. Такие высокие места с правой стороны движения
                автобуса на Зеленогорск попадаются достаточно часто. Конкретные
                объяснения экскурсоводов указывают на развитие рельефа
                местности, связанные с новыми морскими границами. Дальше идет
                виадук ,сложная современная развязка дороги и три направления, по
                которым разбивается поток машин. Одно из них ведет к
                Верхнему Приморскому шоссе. Его выбирают те, кто направляется
                в Выборг и Финляндию. Поворот налево приведет к дороге на
                Кронштадт, которая проходит по построенной в конце 20 века
                дамбе. Наш автобус идет прямо, мы едем по Приморскому шоссе,
                которое после Сестрорецка перейдет в Нижнее Приморское шоссе.
                Значимым населенным пунктом на пути нашего следования является
                Лисий Нос. Название этого поселка произошло от формы вдающегося
                в Финский залив полуострова, на котором и расположено поселение.
                И остается также предположить, что в этой местности охотно
                селились лисы. Но это было, конечно, тогда, когда население
                здесь было незначительным. Современные постройки, новый
                бизнес активно развиваются сегодня в Лисьем Носу. На память
                приходят воспоминания, вычитанные в художественной
                литературе и относящиеся к царской России конца 19 и начала
                20 веков. В ту эпоху Лисий Нос был мало заселен и на мыс
                полуострова привозили приговоренных к смертной казни, где
                приговор приводился в исполнение...

                Приморское шоссе пролегает вдоль полотна железной дороги,
                которая была здесь проложена в 1894 году. С развитием курортной
                зоны в сестрорецком направлении, открытие железной дороги было
                вполне актуальным и пользующимся спросом курортников.
                За деревьями из окошка автобуса постоянно мелькают блестящие
                рельсы или зеленая электричка. Железнодорожное полотно
                одноколейное, потому что загруженность здесь небольшая.
                Платформа «Александровская» узнается до того, как прочитано
                название остановки. Она угадывается по белому зданию церкви,
                стоящей у самой железной дороги, и по закрытому вокзалу. Он
                перестал работать с акционированием железных дорог в стране
                и перевода работы железнодорожного транспорта на путь
                развития в капиталистических реалиях. Билеты продаются в
                стационарных кассах только на крупных станциях. Для того, чтобы
                обслужить пассажиров маленьких станций и платформ, в поезде
                работают бригады контролеров-кассиров. Владельцам
                железнодорожного транспорта это обходится дешевле, чем
                содержать здания вокзалов, неся значительные при этом издержки.
               Удобство пассажиров при таких обстоятельствах в расчет не берется.
                Что же касается построенного в 2005 году храма Рождества
                Пресвятой Богородицы, то он пользуется большой популярностью
                у населения: и месторасположение удобное, и сам храм выглядит
                красиво, и, наверное, прихожан здесь встречают приветливо.
                Далее следует платформа «Тарховка», которая связана с  развитием
                одноименного дачного поселка. Недалеко отсюда находится станция
                «Разлив». Это место связано с двумя выдающими личностями,
                чьи имена в разное время носил наш город. Недалеко отсюда
                находится озеро, которое образовалось при Петре Первом, когда
                была создана плотина на реке Сестре. Строительство каналов
                с гидросистемой, типичной для того времени, требовалось для
                работы основанного царем оружейного завода. А озеро получило
                название «Разлив». Вторым человеком, который связан с историей
                этого места, является Владимир Ильич Ленин. Вождь мирового
                пролетариата прятался на берегу озера «Разлив» летом 1917 года.
                Он спасался от жандармов Временного правительства вместе со
                своим соратником по борьбе с мировым капиталом Григорием
                Евсеевичем Зиновьевым. Сегодня  есть целая туристическая
                программа, связанная с этими событиями. Особой популярностью
               она пользовалась в советский период, когда был создан музейный
               комплекс. В него входят памятники вождю; шалаш, сделанный
                из гранита; павильон с документами, рассказывающими о подготовке
                Октябрьской революции и ее проведении. Эти экспозиции вызывают
                интерес у наших китайских друзей, которые охотно посещают в
                составе больших групп музей и весь комплекс, расположенный
                под открытым небом.
                Разлив и Тарховка вошли в последние годы
                в состав города Сестрорецк. Его основание связано с деятельностью
                Петра Первого. Летняя резиденция «Дальние Дубки», озеро
                Разлив, основание сестрорецкого оружейного завода, все это
                связано с освоением территории в начале 18 века. Что же из
                этого осталось в наши дни и что появилось нового? Дальние
                Дубки называются сегодня «Парк культуры и отдыха «Дубки».
                Он находится на мысе Дубковский на Финском заливе. Первое
                упоминание о Дальних Дубках восходит к 1714 году, а
                датой основания считается 1724 год. Сад устроен в голландском
                стиле. Здесь есть свидетельства и других эпох. К ним относятся
                укрепления в виде валов, построенные во времена русско-
                шведской войны 1741-1743 годов. Спустя более чем столетие
                в 1855 году эти фортификации представили защиту Сестрорецка
                при его обстреле англо-французским флотом. Событие было
                связано с ведением Крымской войны и служило актом устрашения
                России.
 
                При Петре же Первом в 1717 году в дубовую рощу на берегу
                Финского залива подсадили несколько тысяч молодых деревьев.
                Некоторые старые дубы здесь были в трехсотлетнем возрасте.
                При нем же строится сначала Летний дворец, а затем и Зимний.
                Цветники и закладка фруктового сада были всегда в приоритете
                при строительстве летних Петровских резиденций. Однако Дальним
                Дубкам повезло значительно меньше чем Петергофу и Царскому
                Селу. Эта усадьба потеряла статус царской резиденции практически
                сразу после смерти Петра Первого. Из дворца были вывезены
                дорогостоящая мебель, зеркала, драпировки. В резиденции
                разместили военные ведомства и дворец с парком приходили
                постепенно в упадок. Особенно пострадали парк и побережье
                залива при строительстве укрепления «Тотлебен» при Николае
                Втором в начале 20 века. Мыс Дубковский стал складом и базой
                строительных материалов, которые накапливались здесь в летнее
                время, а зимой переправлялись по льду в строящийся форт. Это
                разрушило конфигурацию Дубковского мыса и изменило его
                внешний вид. Тем не менее форт с немецким устрашающим
                названием  «Тотлебен» был построен и сегодня входит в программу
                многих туристических маршрутов, которые проходят по побережью
                Финского залива. В названии форта грозно звучит слово «смерть»,
                но оно совсем мирно уживается с жизнью поселка «Первомайский»,
                котором он и расположен. И еще неизвестно, знают ли все
                жители Первомайского, как переводится название форта.

                Жизнь в Дальних Дубках продолжается. От Петровского
                дворца остались руины, которые и демонстрируют туристам.
                Дубовые аллеи сохранились, хотя и не совсем в том виде, в каком
                они были задуманы их основателем. В летнее время здесь
                приятно прогуляться и подышать свежим воздухом.
                Если вернуться к упомянутому ранее Сестрорецкому
                оружейному заводу, то он тоже практически прекратил свое
                существование в последние годы, связанные с приватизацией
                и оптимизацией. Еще стоят отдельные корпуса, построенные из
                красного кирпича в стиле промышленной застройки, но и они
                очевидно приговорены к неминуемому сносу. Завод находится
                в центральной части Сестрорецка и является лакомым кусочком
                для застройщиков элитного жилья, мечтающих об очередных
                сверхприбылях. И конечно же, никакие рассуждения о  том,
                что уничтожается сама история города, в основе которого был
                этот завод, им просто не интересны. Строительство завода было
                закончено к 1724 году, хотя годом основания считается 1714 год.
                До 1923 года завод производил оружие. Здесь трудились многие
                знаменитые русские оружейники. Сергей Иванович Мосин,
                который в течение восьми лет руководил заводом, создал здесь
                в 1891 году знаменитую трехлинейную винтовку, известную под
                названием «трехлинейка».Она поступила на вооружение в русскую
                армию. На этом же заводе трудились создатели автоматического
                оружия Василий Алексеевич Дегтярев,  Федор Васильевич               
                Токарев, Владимир Григорьевич Федоров и многие другие.
                В 1922 году завод прекратил производство оружия. Теперь это
                уже был Сестрорецкий инструментальный завод и он носил
                с тех пор имя революционера Семена Петровича Воскова.
                История завода отразилась в памятниках и в названиях улиц
              города, неотъемлемой частью которого была заводская жизнь.
              Памятник Мосину выделен особо, он стоит в оживленном месте
              и недалеко от завода, где он когда-то трудился. Свою большую
              лепту в успешное развитие Сестрорецка внес и последний русский
              царь Николай Второй. При нем был основал «Сестрорецкий курорт»
              для отдыха и лечения петербуржцев. Данное учреждение существует
              поныне и пользуется заслуженной славой среди его отдыхающих.
              Место для основания курорта было выбрано на берегу Финского
              залива в устье реки Сестры. Густо поросшая сосной местность
              давала к лечебному воздействию морского воздуха дополнительный   
              положительный эффект. Под курорт были отведены казенные земли
              в безденежную аренду на 60 лет. Первоначальное название этой
              территории «Канонерская слобода» давно благополучно забыто,
               зато укрепившееся новое прижилось и название «Сестрорецкий
              курорт» практически у всех на слуху с момента его открытия в
              1900 году. Для успешной работы курорта такого уровня был изучен
              европейский опыт ведения санаторно-курортного лечения. Для
               удобства отдыхающих была продолжена железнодорожная ветка
               из Сестрорецка до Курорта. Лечебница с современным оборудованием,
               самый большой в России зимний бассейн, курзал с концертным залом
               на полторы тысячи человек, библиотека, ресторан... В курзале
               выступал знаменитый оркестр графа Шереметева. Городская
               публика ехала сюда не только, чтобы подышать свежим воздухом,
               но и побывать на музыкальных концертах. Они пользовались
               среди петербуржцев заслуженной славой. Построенные прогулочные
               дорожки, цветники, разного рода созданные для отдыха уголки,
               приятно разнообразили пребывание в Сестрорецком курорте.
               Вся окружающая обстановка этого места имеет положительное и
               укрепляющее влияние на здоровье человека. Сосновый лес, песчаные
               дюны, морской воздух усиливают воздействие лечебных грязей и
               минеральной воды на проходящих курс лечения в этом санатории.
                Если вы имеете проблемы с сердечно-сосудистой системой или
               страдаете от нервных расстройств, то вам подойдет отдых и лечение
                в Сестрорецком курорте. Но это еще не все: здесь лечат также
                минеральными водами органы пищеварения, а сапропелевыми
                грязями опорно-двигательный аппарат. Известно, что на этом
               модном сначала 20 века курорте, отдыхал в советское время
               пролетарский писатель Максим Алексеевич Горький. Сегодня,
               кроме проходящих курс лечения в санатории Сестрорецкого
               курорта, есть масса любителей отдыха на природе, которые
               приезжают на электричках из Санкт-Петербурга. Они пока
             могут беспрепятственно проходить через парк к благоустроенному
             курортному пляжу. Во время этой приятной прогулки можно
             прочувствовать всю атмосферу санаторно-курортного отдыха и
             слегка позавидовать тем, кто здесь отдыхает. Недалеко от
             лечебного корпуса можно познакомиться с картой территории и постоять
             перед памятником человеку, который вложил в свое время силы
             и талант в создание такого санатория. Речь, конечно же, идет о
             Петре Александровиче Авенариусе. Он был председателем
             «Акционерного общества Приморской Петербургско-
             Сестрорецкой железной дороги». Именно это учреждение и
             занималось вопросами основания курорта. А мы со своей стороны
             можем поблагодарить и судьбу, и всех тех, кто создал этот
             чудесный маленький уголок радости. Кроме этого, при желании
             мы можем посетить ресторан «Авенариус», расположенный
             в Сестрорецке. Его существование указывает, что этот человек
             не забыт потомками, пользующимися плодами его деятельности
             в далеком начале 20 века.

               Жаль, что маршрут автобуса №211 не идет в сторону Сестрорецкого
             курорта. На круглой площади при самом въезде в исторический
             Сестрорецк, наше движение отклоняется от следования по
             Нижнему Приморскому шоссе. Оно продолжается в правую сторону
             и наш автобус, сделав полукруг по площади въезжает на улицу,
             носящую имя оружейника Токарева. С правой стороны остается
             беседка Шаляпина, открытая в перестроечные времена в честь
             знаменитого певца, который в свое время тоже отдыхал в
             Сестрорецке. Она была воссоздана вместо первоначальной, уже
             разрушившейся и утраченной. Вместо снесенных деревянных
             домов в этом районе города возникли новые высотные строения.
             Они тянутся вдоль улицы до самого моста через водосливной
             канал, называемый в народе просто «речка Шипучка». Ее берега
             густо поросли деревьями и кустарниками, что делает этот уголок
             города очень живописным и притягательным для любителей
             пожарить шашлычок на лоне природы. Кроме того, здесь много
             любителей рыбалки в любое время года. Крутые берега речки
             добавляют свою изюминку в местный, доступный для народа,
             непритязательный отдых на природе. Дальше следуют все те же
             многоэтажные дома, а улица уже поменяла свое название. В
             советское время она получила имя революционера Семена
             Воскова. Он был первым председателем заводского комитета
             Сестрорецкого оружейного завода, который с 1924 года носит его
             имя. Наконец автобус выезжает к железнодорожному
             переезду. Здесь же находится и деревянный вокзал, построенный
             еще в начале 20 столетия. Он является объектом культурного
             наследия. Отреставрированное в последние годы, здание вокзала               
             выглядит вполне достойно и напоминает те времена, когда   
             начиналась слава Сестрорецка как модного курорта в пригороде
             Санкт-Петербурга. Нужно отметить, что строительство вокзала
             связано с именем Авенариуса, как и основание Сестрорецкого
             курорта. Расстояние в 35 километров, отделяющее две
             платформы в Сестрорецке от Финляндского железнодорожного
             вокзала в Санкт-Петербурге, кажется незначительным и было
             совсем недавно самым удобным видом транспорта. Однако после
              введения в строй станции метро «Беговая» ситуация изменилась.

               Теперь гораздо удобнее сесть на рейсовый автобус №211 и дальше
               быстро добраться до нужного места назначения на метро. При
               этом учитывается тот фактор, что автобус ходит регулярно один
               раз в 20 минут. Поезда также ходят строго по расписанию, но их
               периодичность примерно один раз в полтора или два часа.
               Дальнейшее следование автобуса проходит мимо северного берега
               озера «Разлив», где в советские времена была обустроена пристань
                и было организовано пароходное движение в музейный комплекс,
                связанный с пребыванием в этих местах Ленина. Эта программа
               с успехом действовала и обеспечивала нравственно-политическое
                воспитание населения в нужном в те годы направлении. Сегодня
                об этом времени остались только воспоминания. Взамен былого
                использования водоема, озеро украсилось современным фонтаном.
                С другой стороны улицы находятся здания бывшего Сестрорецкого
                оружейного завода, ведущие к нему каналы и памятник оружейнику
                Мосину. Но прежде, чем добраться до указанных городских
                достопримечательностей, нужно переехать железную дорогу и
                сделать обязательную остановку, которая называется «Воскова».
                На этой автобусной остановке многие пассажиры покидают наш
                автобус. Вместо них появляются другие. Это место является
                средоточием многих автобусных маршрутов, проходящих
                через Сестрорецк.
               
                Расположенный на юге Карельского перешейка, город имеет
                свои исторические районы. Они называются Горская,
                Александровская, Тарховка, Разлив, Курорт и Дюны. Все эти районы
                имеют хорошее автобусное сообщение с центром города. Как
                правило, все автобусные маршруты проходят вдоль озера «Разлив»
                и вблизи площади Свободы, которая возникла в 20 веке со сносом
                деревянного домостроения. Если углубиться в историю этой
                части города, то ее внешний вид полностью изменился.
                В 1871 году  здесь в центре Сестрорецка была заложена каменная
                церковь, носящая название Петропавловской. Архитектор
                Григорий Иванович Карпов закончил ее возведение к
                1874 году. Строение оказалось однокупольным, величественным,
                с высокой многоярусной колокольней
                и по мнению жителей построенным на века. Жизнь внесла свои
                коррективы и в 1931 году ее снесли. Площадь, на которой
                возвышалась Петропавловская крепость переименовали согласно
                новым веяниям времени. Ее название «Площадь Свободы»
                вполне подходило изменившимся жизненным реалиям, а на
                месте церкви построили здание новой школы и установили
                памятник Ленину. И вот проехав мимо озера и бывшей церковно-
                приходской школы, расположенной перед не работающем уже
                заводом,  оказываешься на улице Володарского. Она начинается
                от площади свободы и ведет на выезде из города к Нижнему
                Приморскому шоссе. Относительно снесенной Петропавловской
                церкви можно сказать следующее: она была возрождена в новом
                виде на противоположном берегу озера. Это событие произошло
                в 2009 году. Созданная в неорусском стиле, церковь привлекает
                внимание проезжающих по Приморскому шоссе автомобилистов
                и их пассажиров. В массовом сознании бытует даже мнение, что
                ее возвели на прежнем месте. Мы с Вами знаем, что это не так.
                А в здании церковно-приходской школы разместилась сегодня
                детская музыкальная школа. Строение отреставрировано и
                является памятником культурного наследия.

                При выезде из Сестрорецка по левую сторону находится
                Сестрорецкое кладбище, утопающее в зелени сосняка, выросшего
                на песчаных дюнах. Оно занимает большую площадь и сегодня
                закрыто для новых захоронений. В свое время здесь были
                обустроены захоронения воинов, павших за Родину в годы
                Великой Отечественной войны. Кроме этих могил, известностью
                пользуется также захоронение Михаила Михайловича Зощенко.
                Любимый многими писатель-сатирик был тесно связан с
                Сестрорецком с 30-х годов двадцатого столетия. В 1958 году
                он умер здесь и был похоронен на местном кладбище. В 60-е
                годы на его могиле был поставлен памятник, изображающий
                писателя сидящим на скамеечке. Место захоронения находится
                недалеко от кладбищенской часовни, поэтому его легко найти.

                По правую сторону от Приморского шоссе напротив кладбища
                есть песчаная дорожка, которая углубляется в небольшой
                сосновый лесок. Эта тропа ведет к музейному комплексу
                «Сестрорецкий рубеж». Он представляет собой артиллерийские
                огневые точки времен Великой Отечественной войны. Этот
                выставочный комплекс находится в зоне ответственности
                общественной организации по патриотическому воспитанию
                молодежи. Это фортификационное сооружение обеспечивало
                защиту Ленинграда в дни блокады. Каждый желающий может
                посетить этот музей под открытым небом и послушать рассказы
                ребят о работе данного укрепрайона. Если мы продолжим нашу
                поездку по маршруту автобуса №211, то мы увидим и другие
                памятники вдоль дороги, которые свидетельствуют о смертельной
                схватке с врагом, о подвиге советского народа, защищающего
                свою Родину. Если углубиться в лес, который растет по обеим
                сторонам дороги, то там можно найти заросшие травой и
                полу обвалившиеся блиндажи и окопы. Время от времени в лесу
                находят неразорвавшиеся снаряды. Хотя и прошло много лет,
                следы прошедших эпох не полностью стираются с лица земли
                и из людской памяти. Некоторые турфирмы даже организовывают
                выездные туры по местам былых боев. Как правило они включают
                в себя поездки на грузовиках, чтобы лучше прочувствовать всю
                тяжесть армейского быта.
                Эта местность вдоль побережья Финского залива интересна
                и для международного туризма, путь которого проходит через
                несколько стран. Сюда входят и Швеция, и Финляндия, и конечно
                же, Россия. Очень часто эта программа носит название «По
                старой королевской дороге».
               
               



   
               


Рецензии