Любовь и жизнь Эссе

ЛЮБОВЬ И ЖИЗНЬ
ЭССЕ

    Распространено мнение, что первоначально образ любви был создан в классической литературе и искусстве, а потом уже как бы позаимствован жизнью из высокого искусства, перенесен в той или иной мере и в разных обличьях в реальную действительность человеческого существования на земле.
           Однако, это не совсем так и не во всем так.
           Да эталоном беззаветной любви стали для человечества ныне (и давно уже) шекспировские образы Ромео и Джульетты. Да, говоря о рождении современных представлений о возвышенной любви, справедливо ссылаются на поэзию Данте и Петрарки.
            Все это так.
             Но в реальной жизни подавляющего большинства художников слова и деятелей искусства в целом властно проявил себя в первую очередь Эрос, а вовсе не Любовь в своем точном и тем более романтическом значении в человеческой жизни.
               А Эрос и Любовь - совсем не одно и то же.
                И это прекрасно понимал, например, Ницше, считая источником подлинного искусства вольное «дионисийское начало» жизни, пронизанное стихией свободного Эроса,  а вовсе не Любовью с его романтикой поклонения возлюбленной или возлюбленному, с ее идеализацией   образов возлюбленной и возлюбленного  и некой подачей в идеальном ключе и самой «темы пола» в человеке, когда эротика и сексуальность как таковая неизбежно отодвигается на второй план и ущемляется в своих правах на существование и свободное проявление в человеческой жизни.   
                В  реальной жизни, скажем, великих русских писателей мы видим по большей части вольный Эрос, а не Любовь.
                Кто может сказать, что Пушкин по настоящему глубоко влюблялся в женщин?  Никто этого всерьез и без большого преувеличения утверждать не будет и на фактах доказать не сможет.
                Пушкин любил женщин как таковых - любил всех красивых молодых  женщин и неизменно стремился обладать ими. Это было главное в Пушкине как в мужчине. И об этом красноречиво говорит Донжуанский список Пушкина.
                Даже в годы ссылки в Михайловском где не было обширного дворянского общества и   где выбор предметов страсти был у Пушкина в
в целом невелик (хотя рядом с Михайловским находилось полное очаровательных дворянских девушек и дам Тригорское) Пушкин не остался без эротических и сексуальных удовольствий, столь для него важных и значимых.
                Во-первых, Пушкин сожительствовал тогда со своей крепостной крестьянкой - привлекательной девушкой, от которой потом имел и ребенка.
                А во-вторых, Пушкин завел в Михайловском и знаменитую страстную, хотя и непродолжительную любовную связь с очаровательной Анной Керн, которая тоже нередко наезжала в Тригорское и оказалась и любвеобильной и весьма доступной молодой и красивой замужней женщиной, презиравшей своего мужа и, в сущности, так и не ставшей ему верной женой.
                Эта любовная связь прославила Анну Керн посвященныцм ей шедлевром любовной лирика Пушкина «Я помню чудное мгновенье.» Но у нее конечно было и земное, сексульное измерение – интимные отношения Пушкина с Анной Керн имели место не только в годы сссылки Пушкина в Михайловское. Они эпизодически продолжались - «по старой памяти» можно сказать - и в Петербурге. Хотя тогда уже накал любовной страсти  к Керн со стороны Пушкина явно угас.
                Кроме этого страстного, хотя и кратковременного романа с Анной Керн Пушкин с увлечением «играл в эротические игры» и с другими девицами и дамами в Тригорском, хотя там видимо до полноценной плотской близости так и не доходило.
                А в Петербурге как и в годы южной ссылки Пушкин если называть вещи своими именами  вел «разгульную жизнь» завзятого Дон Жуана - у него было тогда великое множество самых разных женщин и он активно посещал помимо этого и публичные дома.
               Что же касается до выбора будущей жены, то и жену для себя Пушкин выбирал с выдающимися внешними женскими данными - непременно красавицу, непременно очень молодую и непременно благородного дворянского рода (чтобы «стыдно не было» за ее происхождение).
                В итоге и выбрал юную Наталью Гончарову - статную юную красавицу, на которую при последующем знакомстве далеко не случайно сразу обратил свое благосклонное мужское внимание и известный «женолюб» ( или бабник  говоря по простому) император Николай 1, пользовавшийся сексуальными услугами множества любовниц. И в том числе - балерин Императорского театра.
              То есть в своей жене Пушкин видел в первую очередь достойную (молодую., красивую, сексуально желанную) партнершу в интимной жизни.    И как только  супружеская интимная жизнь у Пушкина началась - из года в год рождались у Натальи Николаевны и дети.  Что само по себе наглядно свидетельствовало о том, зачем нашему прославленному поэту нужна была его законная жена.
                Кстати, вообще частое рождение детей было в то время (при здоровых половых партнерах) безошибочным признаком активной половой жизни.
                Ведь «не в капусте же» детей находили.
                Дети рождались в итоге частных и никакими сдерживающими правилами (такими как эякуляция на наружные органы партнерши например) не ограниченных половых актов.
                Если мужчина чувствовал себя «самцом», ему трудно было сдержаться в сексе. И он непременно кончал в женщину. А эффективных противозачаточных средств в те времена почти не было.
                Что и было чревато бесконечным рождением детей в эпохи до начала ХХ века по крайней мере.
                Вспомним великое множество детей Льва Толстого например - наглядный показатель его огромной и необузданной сексуальности.
                Да и многие «почтенные люди» отличались подобной сексуальностью в те времена - и легко плодили в итоге все новых и новых детей в браке.
                Таким был, в частности, и знаменитый российский историк С.М. Соловьев, автор многотомной и кропотливой «Истории России с древнейших времен», который несмотря на свои усердные занятия  русской историей находил достаточно времени и сил тем не менее и для интимной жизни.
            А в благонравной Англии Х1Х-го столетия таким был Диккенс, не особенно любивший свою жену, но наплодивший при ее интимных услугах немало детей. 
            Сексуальность владела нашими писателями и деятелями искусства безраздельно. И ее-то в сущности Ницше и назвал (весьма интеллигентно и завуалированно) «дионисийским началом» жизни.
             Конечно, не каждый бык в стаде коров - воплощенный Дионис.
             Но каждый истинный творец и художник - наделен дионисийским началом «истинного самца», покоряющего женщин.
                Мы выяснили без слащавых извинений сущность сексуальности Пушкина - сексуальности неутомимого по своему темпераменту в любви Дон-Жуана который готов к бесконечной череде соитий и днем и ночью.
                А как же другие наши большие писатели и поэты?
                Вот Тютчев - выдающийся философский лирик, но и яркий поэт любви.
              Сколько раз  Тютчев  считал, что он безумно  влюблен!
                И всегда при этом «волочился» за любимой им в этот период женщиной, добивался ее благосклонности, обладал ею в свое удовольствие… Но однако  свою собственную жизнь не разрушал - разрушал жизнь своей возлюбленной.
                Вспомним любовь Тютчева к Денисьевой.
                Об этой любви говорят и его стихи (Денисьевский цикл любовной лирики Тютчева).
                Но преданную и покорную ему Денисьеву Тютчев сумел сделать окончательно и бесповоротно несчастной - несчастной навсегда. Что ее возможно и убило.
                Любя Денисьеву, Тютчев не бросал свою жену. Хотя и открыто жил с Денисьевой в одно и то же время - это было непередаваемым унижением для Денисьевой, которое она безропотно терпела «во имя Тютчева» год за годом.  Ведь нравы того времени были строже нынешних… Особенно формально освещаемые Церковью и законным церковным браком нормы поведения и норма интимной жизни…
                Но Тютчев Денисьеву совершенно не жалел. Он только пользовался ею как любовницей – в свое удоволствие.
              И если кто-то в этом интимной союзе и действительно любил своего партнера - то это была несчастная Денисьева, а вовсе не Тютчев. Какие бы вдохновенные стихи он о своей любви ни писал.
              Ничем пожертвовать ради Денисьевой Тютчев не собирался.
              Ведь в  сущности, ему итак была хорошо - у него была и законная жена, и вдохновлявшая его в интимных отношениях Денисьева…  Зачем что-то менять? Он итак обладал всеми возможными радостями в своих интимных удовольствиях.
              Тютчев в его постоянных «влюбленностях» и сменявших друг друга интимных отношениях с разными дамами  в сущности - весьма неприятен.
                В нем как в любовнике есть что-то от «склизкого волокиты» образно говоря -  от настырного, но и безвольного в то же самое время эротомана. стремящегося избранной женщиной попользоваться в свое удовольствие. Но делающего удивленные глаза когда его женщине становится плохо от его манипуляций в интимной сфере, от его двойственности и постоянной игры.
                Неприятным по правде говоря человеком был Тютчев.
                И хорошо что не Тютчев стал первым поэтом России вместо Пушкина и Лермонтова. Пусть торжествует хоть таким  образом моральная справедливость в истории отечественной литературы и культуры.
                Для меня воплощением высокой Любви и романтической влюбленности с детских и отроческих лет всегда был Александр Блок.
                Его Прекрасная Дама, его Снежная Маска, его Кармен - это как мне казалось в юные годы и есть воплощение высокой Любви.
                Учитель Блока Вл. Соловьев как певец Вечной Женственности меня уже и тогда не убеждал.
                Стихи Вл. Соловьева были мне доступны еще в советские времена в домашней библиотеке моего отца.
                И мне казалось, что их герой - слабый человек и большой фантазер, который боится быть мужчиной и которого женщины как настоящего мужчину поэтому и не воспринимают.   
                Другое дело - Блок. Его рыцарственный, смелый и благородный образ вырисовывается сразу в стихах о Прекрасной Даме.
                Пусть сами эти стихи меня тогда честно говоря утомляли и не особенно мне нравились - мне казалась не стоящей такого надуманного поклонения сама эта Прекрасная Дама  юного Блока.
                Но я чувствовал, что Поэт на этом не остановится. Что его ждут бури и вихри жизни, в которых он должен победить или гордо погибнуть, погибнуть - не сломленным. 
                Так мне казалось в юности.
                Не потому что я был таким уж  всезнающим и необыкновенно умным ( хотя я немало знал и в те годы и не был глупцом), а потому, что у меня было чутье истины и в жизни и в искусстве - интуиция, природу которой очень часто и понять и тем более осмыслить весьма трудно. Но интуиция существует. И она многое в нашей жизни определяет.
                Мою поэзию без рифмы сейчас сравнивают с поэзией Уолта Уитмена и Поля Элюара. Однако никто не подумал, что основа той поэтической стихии которая безраздельно владеет мной в последние годы -  поэзия Александра Блока.
                А ведь именно так и есть.
                По менталитету и по судьбе я русский человек. И я понимаю  Блока и я чувствую Блока как поэта, может быть, как никто другой в наше время.
                Но посмотрим и на жизнь Александра Блока трезво, без приукрашивания «судьбы гения.»
                Посмотрите - Блок всегда и достаточно регулярно посещал проституток. Это неотрицаемо. Есть множество фактов в его биографии и множество свидетельств современников Блока, которые об этом говорят очень ясно и однозначно.
                Число посещений Блоком этих девушек легкого поведения, конечно, неизвестно. И неизвестны естественно его пристрастия в сексе - уж об этом в прежние времена вообще запрещено было говорить вслух.
                Но совершенно очевидно, что в интимном контакте с проститутками Блок снимал с себя то избыточное напряжение мужской сексуальной неудовлетворенности - он имел с проституками в сексе то, что хотел без всяких ограничений  - и  уже потом был готов к «мистическим туманам» и бесплотной высоко духовной Любви.
                Чувствуете уловку и хитрость (пусть и неосознанную)??? Конечно чувствуете! Эта психологическая и поведенческая  уловка  -  на поверхности биографии Блока фактически.
                Лев Толстой сам загнал себя в «благопристойную» интимную жизнь только с своей собственной женой (кстати ненавидевшей Толстого в сексе и с трудом терпевшей его в интимной жизни как мужчину   годами - о чем супруга Льва Толстого  открыто писала в своих дневниках ).
                А Блок этой «нравственной правды» благополучно избежал для себя как для мужчины - он имел проституток для плотских утех и поклонялся Прекрасным дамам поддерживая в себе духовность возвышенного Поэта.
                Замечу однако, что хотя и к Блоку в любви и к Льву Толстому в его любовных отношениях с женой можно предъявлять различные обоснованные претензии, но все таки – это настоящие мужчины и по настоящему в высоком смысле этого слова благородные люди.
                Мне прямо скажем неблизок Пушкин в любви.
                Пушкинское отношение к женщинам кажется мне не столько даже развратным, сколько -  несколько  мещанским и бездумно потребительским.
                Лермонтов как любовник тоже не вызывает моих симпатий. В образе Печорина Лермонтов может быть и выявил наиболее благородные черты в своем отношении к любви и женщинам.
                Но в жизни Лермонтов был с женщинами избыточно злым и резким.  И мне кажется он вообще как личность и как мужчина не успел по настоящему сформироваться.
                Жизнь Лермонтова трагически и нелепо оборвалась в те годы когда по своему мировосприятию он еще не преодолел возраст «безрассудной молодости.»

                В итоге мы ничего не знаем о том, каким Лермонтов мог бы стать в зрелые годы - и в любви и вообще в жизни.
                Но Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой, Блок – это те творцы в нашей литературе, в которых в целом благородное мужское начало в любви проявилось очень ярко.
                А ведь есть в нашей литературе и  такие мужчины как поэт Гумилев или публицист Розанов мной вообще как любовники всерьез не воспринимаются.
                Они могли только «поиметь женщину», но не любить ее. Не чувствовать особую связь с ней.
                Розанов конечно имел семью (чем очень гордился). Но жил по мещански. Для него иметь в интимном плане любую новую женщину -большое счастье. И Розанов это открыто и со всей своей мещанской беззастенчивостью признавал во многих своих автобиографических писаниях.
                Вожделение же Розанова в любви и сексе было каким-то ущербным и провинциально убогим. Хотя одновременно  - беспредельным.
                Я помню как Розанов хвастался в письмах (кажется в письмах Голлербаху), что он мол «маг пола» больший чем Распутин. И ссылался при этом на то, что он в поезде с Юга России в Петербург кем-то там благополучно и легко завладел. Перед его мол «магией пола» женщины робели и ему мол всегда безропотно отдавались…
                Все это – хвастовство маленького человека, и «подпольного человека», которым Розанов всегда в сущности и был.   
                _____________________________________________________

                Без животного начала в сексе не обходится. Это естественно.
                Но секс есть на самом деле - СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЕ – превращение человека в высшее богоподобное существо, которое творит новую реальность и новую жизнь.
                Таким бывает секс в своих высших и подлинных проявлениях.
                А грязный обезьянник можно устроить из чего угодно - из любых «составляющих», даже с благопристойными семейными парами.
                Жизнь наша льется и льется свободным потоком в высоких горах… Мы приникаем к этому потоку и пьем ее чистейшую целительную и кристально прозрачную воду.
                И мы счастливы!
                Мы на верху блаженства.
                И нас ждет счастливая и свободная земная Любовь. 


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -





         
               
               
          
               
               


Рецензии