О творчестве М. А. Волошина Начало послесловия

                Преддверие Пути Христианского.
          (Посвящено 145-летия со Дня рождения Максимилиана А. Волошина)
                Глава десятая – вернее – послесловие.
  Есть у М.А.Волошина цикл с символическим  названием «Блуждания»,  что создавался несколько раньше «Киммерийской весны», и во многом с ним перекликающийся. К нему напоследок  и обратимся – вернее к двум замечательным, преисполненным глубоких философских раздумий произведениям. И завершить беседу о творчестве поэта можно было бы любым из них.  Мы же начнём с этих строк, с которыми, наверное, вся «Киммерийская весна» перекликается    
 Я к нагорьям держу свой путь
По полынным лугам, по скату,
Чтоб с холма лицо обернуть
К пламенеющему закату.
Жемчугами расшит покров
И венец лучей над горами –
Точно вынос Святых Даров
Совершается в темном храме.
Вижу к небу в лиловой мгле
Возносящиеся ступени...
Кто-то сладко прильнул к земле
И целует мои колени.
Чую сердца прерывный звук
И во влажном степей дыханьи
Жарких губ и знакомых рук
Замирающие касанья.
Я ли в зорях венчанный царь?
Я ли долу припал в бессильи?
Осеняют земной алтарь
Огневеющие воскрылья...
       Удивительно, как можно в такой неразрывной, органической связи, даже                в единстве, наверное,  отразить и «жарких губ и знакомых рук замирающие касанья»,и «Вынос Святых Даров», что «совершается в темном храме»!  Да ведь если не стал человек отшельником, то в жизни земной всё в единстве духа, души и плоти совершается. Главное, чтобы плоть не «руководила» – но это не про одного из любимых поэтов и его лирического героя...   
  А начинается произведение с причастности любимой Земле, о которой столько уже сказано. И дело не только в том, что ходил будущий поэт по этим нагорьям                в феодосийскую гимназию. И холм, с которого смотрит лирический герой                на «пламенеющий закат», судя по всему, не просто окружающий поэта пейзаж,                а, очевидно, -  стремление подняться над суетой и поразмыслить о сути бытия.
    Тем более, что и закат сам по себе символичен  - некое «подведение итогов».
   А далее, кроме воплощения чего-то похожего на тайные  встречи под покровом сумерек или ночи –  а у поэта почти не встречается «привычной» любовной лирики – самый яркий, привлекающий внимание образ, конечно же, этот: 
 Жемчугами расшит покров
И венец лучей над горами –
Точно вынос Святых Даров
Совершается в темном храме.
 Столь присущий мышлению русскому Образ Храма Мироздания!
Как будто внутренность собора —
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.                (Б.Л.Пастернак)
               
                или
Есть пора святая в жизни деревенской -
Осени прозрачной тихая пора.
В ясный день природа - это храм вселенский:
В нем богослуженье до ночи с утра.
Лишь с долин росистых волны фимиама
Возлетят навстречу утренней заре,
Для молитв открыты на просторе храма
Всюду алтари.                (А.М.Жемчужников)
  И великое множество самых-самых разных по образам и мыслям примеров.
Звучит эта мысль и у М.А.Волошина. Только отразился в этих строках ещё и поиск смысла, желание постичь смыл бытия или тайну… 
Я ли в зорях венчанный царь?
Я ли долу припал в бессильи?
Невольно на ум приходят слова из Первого Послания Коринфянам: «Мы сейчас видим неясно, как отражение в тусклом зеркале, потом же увидим лицом к лицу. Сейчас я знаю лишь отчасти, тогда же буду знать так же совершенно, как меня знает Бог».
«Познаёт совершенство» и лирический  герой великой оды Г.Р.Державина:
 Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю;
Я царь, — я раб, — я червь, — я бог! —
Но будучи я столь чудесен,
Отколь я происшел? — Безвестен;
А сам собой я быть не мог...
  И финал  стихотворения поэта-символиста, если приглядеться, - вернее вчитаться, очень похож. Только  само «умозаключение» более «обобщённое» что ли:
Осеняют земной алтарь
Огневеющие воскрылья...
 «Огневеющие воскрылья» - символ устремления, «горения», как сказал                кн. Е.Н.Трубецкой, к  Небесам. И земля становится «Алтарём» для совершения Литургии всего Мироздания. Для каждого, души и веры не утратившего, – для всей земли...
Всё стихотворение словно «движение по восходящей» - и соединением земли с Небесами завершается… 
  (Скоро завершим)   


Рецензии