Рецензия на фильм Пацаны, реж. Динара Асанова

И если конь уже решил пуститься в дорогу и звенеть подковой, его надо жалеть, а вовсе не бить плетью.

«Это очень трудно – быть добрым». Интервью в самом начале, снятое как документальное, задаёт фильму реалистическое настроение. Предельно искренние перед камерой ребята – их смущение выглядит неподдельным, а может, и является таковым. Казалось бы, люди, говорящие, что могут ударить человека должны вызывать страх, но ты испытываешь к ним сочувствие и интерес. Сразу хочется подглядеть за их жизнью, что и предлагает фильм. С первой сцены мы видим бессилие ребёнка перед миром взрослых – как и перед государством, так и перед собственным родителем. Неблагополучных детей считают виноватыми, хотя по-настоящему виноваты в таком положении вещей только равнодушные взрослые. К счастью, для них находится защитник, человек, который становится отцовской фигурой. Он позволяет называть себя «Паша», ведь, по его мнению у каждого ребёнка рядом должен быть взрослый, к которому можно обратиться на ты. Он предан своему делу, самоотверженно выполняет свою работу. Он является примером для мальчиков – когда они вырастут, они хотят быть как он. Его противоположность – Олег – ставит себя выше ребят, не считает нужным применять к ним мягкие меры и, соответственно, не пользуется авторитетом. В отличие от других, с днём рождения его поздравляют вяло и то, только с подачи Паши. «Детей надо любить, а не учить» - эту мысль Паша старается как до Олега, так и для зрителей. По мнению этого талантливого от природы педагога – действительно ведущего за собой - важно не наказывать детей сверху, а привить им чувство морали, научить их самим отвечать за свои проступки, в первую очередь - перед собой. И когда все мальчики, даже «подонок» Зайцев, срываются и бегут остановить юного Киреева от совершения преступления, мы понимаем, что они осознали этот урок.

Сам лагерь не похож на трудовую колонию – ребята работают, но также устраивают спортивные соревнования, поют песни, танцуют. В этом месте они наконец могут снова почувствовать себя обычными детьми. Насилие насилием не побороть – репрессивные меры и жестокие наказания приводят потом к ещё более жестокому поведению. Юность в тюремных условиях заставляет к ним возвращаться – это мы видим на примере мальчика из телерепортажа. При этом ребята не предоставлены сами себе, они подчиняются установленным правилам и системе баллов – но такое внимание скорее в радость – на тебя не всё равно, к тебе проявляют заботу.
Основной конфликт происходит между обществом и детьми, которые из этого общества выбиваются. Лагерь, находящийся за рекой на природе, становится местом своеобразной изоляции. Хотя кому она больше идёт на пользу – обществу или самым ребятам – большой вопрос. В девиантном поведении подростков виноваты сами взрослые – авторы фильма стоят на стороне простых пацанов, которые не выбирали, в какой семье им родиться и, возможно, как им жить.

Фильм минималистичен. Многие сцены выглядят документальными. В картине не заметны постановочные кадры, действие на экране до предела правдиво. Связного, цельного от начала до конца сюжета нет – показаны только эпизоды из жизни этих ребят и их воспитателя. События картины – течение их жизней, явления, которые важны для судеб героев. Большая часть фильма построена на крупных планах – мы можем полностью приблизиться к героям, прочитать их мысли по глазам. Картина сумела преодолеть барьер художественности – ни на секунду не получается усомниться в реальности происходящего. В момент, когда ребята вместе поют романс они сидят, как будто подготовившись к групповой фотографии. Может, они и хотели остаться во времени такими – открытыми, творческими, спокойными – обычными счастливыми детьми.


Рецензии