Рецензия на фильм Последний Император
«Последний император» - фильм про иллюзию власти, как в масштабах личности, так и в масштабах государства. Правители и режимы сменяются, а народ всё также продолжает преклоняться, пусть уже под другим флагом. Для обычных людей нет разницы между политическими играми, но для императора это становится трагедией, которую он пытается исправить.
Ребёнок, с детства запертый в Запретном городе не может выстроить никаких представлений о мире, кроме как наивных предположений. Более того, выросший в неволе человек рано или поздно захочет туда возвратиться. Как только оковы его дворца снимаются, он через некоторое время бежит в новые и становится правителем-марионеткой Манчжурии. Пу И, с детства привыкший быть игрушкой в чужих руках, вновь становится покорным узником, опять закрывая глаза на бесчинства двора. Но авторы фильма дают герою шанс обрести свободу в неожиданном месте – тюрьме. В начале, бывший император снова лишает себя внутренней свободы и запирается в чувство вины, пытается вернуться к прошлой жизни, где ему все прислуживали. Начальник тюрьмы играет роль освободителя в жизни главного героя – он учит видеть вещи в реальном свете, а мир не в чёрно-белых тонах. После того, как Пу И выпустили из тюрьмы он полностью внутренне свободен. В этот момент он осознаёт себя как полноценную личность, а не как продолжение династии. Отпустив своё прошлое, герой умирает.
Исторический процесс берёт человека в заложники, превращая его в своего раба. Один индивид не может повлиять на течение жизни. Личность – маленькая крупица бесконечного потока времени. Император может быть последним, а за одной эпохой последует другая. Человек, в одиночку стоящий во главе государства, будь это монарх или народный лидер, не может повлиять на его судьбу. Он оказывается лишь исполнителем воли некой группы людей, сам осознавая это или нет. Абсолютная, безграничная власть – всего лишь призрак, который главный герой так стремится вернуть.
Ребёнка, который ещё не умеет завязывать шнурки, назначают императором. Взрослого, который всё ещё не умеет завязывать шнурки, свергают и арестовывают. Условия жизни ребёнка императора – трагедия для нас, но традиция для востока. Когда маленький Пу И во время коронации видит сотни людей, склонившихся перед ним, больше всего его занимает кузнечик. Окружение лишает мальчика зрения, скрывая от него реальность. Этот же мальчик в попытке расширить свои горизонты сам теряет зрение. Когда избалованный ребёнок вырастет, он захочет поменять всё – правда, с подачи заграничного учителя. Но его реформы ограничатся возможностью передвигаться на велосипеде, носить очки и отрезать хвост. Герой с детства теряет всё – мать, кормилицу, мышку, учителя, вторую жену, а затем и первую жену в роли императрицы с её ребёнком. Затем в тюрьме из камеры с родственниками его переводят в камеру с бывшим правительство Манчжурии. И только когда от прошлого остался только видеофильм, демонстрируемый заключённым, Пу И осознал себя в отрыве от корней, которые не давали ему свободу действий. Роль императора мешала ему быть просто человеком.
По цветовой гамме фильм можно поделить на три части. Первая – жёлто-красная, будь это императорский дворец, роскошные наряды или коммунистические знамёна. Жёлтый цвет разрешён только императору – это демонстрирует с одной стороны абсолютность власти, но с другой стороны, этот запрет ничего в себе не несёт, и это в который раз доказывает её практическую бесполезность. Цвета в Манчжурии – бледные и холодные, в тюрьме – грязные серо-зелёные. Путь героя насыщен не только событиями, но и богатой цветовой палитрой, которая передаёт настроение конкретного этапа повествования. Несмотря на то, что действия охватывают пол века, задействовано огромное количество актёров массовых сцен, эпичность повествования захватывает дух, картина остаётся по-восточному минималистичной и спокойной, хотя и не лишённой западного взгляда.
Тонкое психологическое исследование одной личности, показ условий, через которые она прошла, не дают оторваться от экрана. Мы, как зрители, становимся свидетелями рождения, взросления, смерти и непрекращающейся исповеди.
Свидетельство о публикации №222060501199