О творчестве М. А. Волошина. Финал послесловия

                Преддверие Пути Христианского.
          (Посвящено 145-летия со Дня рождения Максимилиана А. Волошина)
     Глава десятая – вернее – послесловие.               
...Кажется, добрались мы до финала беседы…
 Вот тоже удивительные строки. Никогда, наверное, не подумаешь, что пишет их ещё сравнительно молодой поэт. От создания предыдущего стихотворения всего четыре года прошло.
Столько глаголов прошедшего времени, словно вся жизнь позади… Потому, наверное,                и здесь, как и в предыдущем произведении, образ ночи… 
А в настоящем – только начало и финал, звучащие будто некое «подведение итогов».                И каждое четверостишие словно очень важным для лирического героя «выводом» завершается.
 Склоняясь ниц, овеян ночи синью,
Доверчиво ищу губами я
Сосцы твои, натертые полынью,
            О, мать-земля!
Я не просил иной судьбы у неба,
Чем путь певца: бродить среди людей
И растирать в руках колосья хлеба
            Чужих полей.
Мне не отказано ни в заблужденьях,
Ни в слабости, и много раз
Я угасал в тоске и в наслажденьях,
            Но не погас.
Судьба дала мне в жизни слишком много;
Я ж расточал, что было мне дано:
Я только гроб, в котором тело Бога
            Погребено.
Добра и зла не зная верных граней,
Бескрылая изнемогла мечта...
Вином тоски и хлебом испытаний
            Душа сыта.
Благодарю за неотступность боли
Путеводительной: я в ней сгорю.
За горечь трав земных, за едкость соли –
            Благодарю.
 Снова отразилась в стихотворении любовь к родной Земле Крымской, но образ её - лишь часть всех размышлений - вернее, - начало.
Словно выполнил лирический герой-поэт дарованное свыше, то, к чему Создатель призвал, для чего явил его в мире земном.  Какой бесконечно многогранный образ – певец! И калики перехожие, духовные канты поющие,  - оттого и «растирает он                в руках… колосья хлеба чужих полей».
И поющий под псалтирь псалмы Царь Давид, и легендарный Арион.
 Да и вообще - музыка, что со стихом ранее не разделялась, была и частью богослужения...
И, конечно, звучит в произведении напоминание о том, что предназначение поэта                в жертвенном служении – об этом ещё пушкинский «Пророк» сказал. (См. также «Готовность к Сораспятию»)...
 Если прочитать внимательно, то невозможно не увидеть, не почувствовать, что в этих строках М.А.Волошина, как и в предыдущем произведении, тоже «происходит» «движение вверх», только немного иное. Словно «проходит» лирический герой                в становлении своём и мысли дохристианского мудреца Платона о том, что тело – «гроб» души, и нечто присущее символизму как направлению – «бескрылая мечта», что взлететь не в силах -  оттого что на земле «грани добра и зла» утратила…
И, наконец, настоящий христианский «итог» -  «выстраданное познание», о котором                не раз уже говорилось.
   Благодарю за неотступность боли
Путеводительной: я в ней сгорю.
За горечь трав земных, за едкость соли – Благодарю.
 Словно звучит в финале: «Слава Богу за боль и за радость»...
 Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю -
 сказал в свой год смертный С.А.Есенин. (См. также «От любомудрия  к Истинному Христианству»).
«Спасибо за то, что мучился…», - говорит, глядя на заходящее солнце, восьмидесятилетний Федос Ходос в финале не раз уже ранее упомянутого фильма «Белые росы»...
 А М.А.Волошин был ещё молодым, хоть и не юным, но «путеводительная боль»                к пониманию Главного его уже «привела». Оттого и готов он «сгореть» «во имя грядущего», как сказал несколькими годами ранее Н.С.Гумилёв…
 Вот и всё, наверное…. Мы говорили о преддверии христианского мышления, христианского пути М.А.Волошина. И самое «ближнее» преддверие - последние приведённые в исследовании строки поэта...
Остаётся только ещё раз с благодарностью вспомнить истинно русского поэта, Родину в годы окаянные не покинувшего. И постараться познать его творчество...


Рецензии