Памир-Мургаб рассказы о службе 11

"Памир-Мургаб"(42)

Дорога жмется к скалам,отвесной стеной вставшим слева по ходу,справа-река,за ней такой же хребет.Если голову задрать,то высоко-в белой пелене измороси закутанные кусты арчи-горного можжевельника,цепляются корнями,как когтистыми лапами, в расщелины скал.Дорога тоже обледенелая,без каких-либо защитных ограждений,но здесь это никого не удивляет.Весь Памирский тракт такой "благоустроенный"!Главная надежда на твердость рук и хладнокровие водителей наших.Геша привычно крутит баранку,почти без напряжения поглядывает под колеса впереди идущего Уазика.Сзади нас натужно ревет Зил с обмундированием,рядом с водилой видно невозмутимое лицо старлея Матвеева,с зажатой в зубах сигаретой....
Река петляет и дорога петляет,огибая отроги скал.Подъема почти незаметно,но он чувствуется по натужно гудящим моторам.Неожиданно ослепительно ярко проглядывает солнце и белизна снега режет глаза.Опытные водители едут в черных очках.Конечно все генералы-толстопузы в них.А нам не положено,мы щуримся,трем слезы...Только в горах так блестит снег,можно даже ослепнуть на время!Но мы вовсю крутим головами-столько нового вокруг и за каждым поворотом!
Тракт работает с полной нагрузкой,несмотря на погоду и время года-только водителям от Бога по силам такая трасса,да еще зимой!Навстречу машины и попутно машины.Все везут грузы для Мургаба и Хорога,для памирских высей.Это без преувеличения "дорога жизни".Не зря первым делом молодой советской власти было строительство самой высокогорной в то время автомобильной трассы в мире.Но и в царское время,с утверждением России на памирских рубежах,была пробита колесная дорога на месте старой вьючной тропы.В тридцатые годы ее расширили,пробили,попилили,прогрызли в скалах на огромной высоте.А первые машины поднялись на Памир уже в 1928 году.Но и теперь дорога эта испытание на прочность для людей и машин!Справа-странные красноватые скалы,словно башни дозорные.Их называют-Семеро.Кишлаков нет.Шлагбаум,домик дорожной службы(вот работки хватает у мужиков!)Чабанская глинобитная зимовка,мост через реку,направо-небольшое селение Суфи-Курган.За дувалом школа,во дворе играют детишки,видно перемена.Ряды высоких тополей.У речки бродит скотина,обьедая ветки тальника.Опять тучи надвинулись ватным одеялом,цепляются за зубцы скал,сыплют снегом.Погода меняется на ходу.ГОры то грозно супятся,то играют в солнечных лучах всеми цветами радуги-синие,красные,желтые,зеленые,фиолетовые,коричневые горы.Горы-звери.Быки,верблюды,динозавры,слоны.Словно возмещают недостаток растительности этой палитрой красок.Каждое ущелье,долина,щелка,уходящая вбок-так и манят.Спрыгнуть бы с машин,пройтись ..Но это все мечты!Нам -только вперед и поскорее,дни короткие и темнота в горах надвигается разом.А эта дорога и при свете дня опасна,а каково ночью,без фонарей и подсветок,только фары!
Вот горы сужаются и речка несется во всю прыть,подьем уже ощутим!Скоро Талдык!Это очень серьезный перевал,главный на тракте.Хотя и не самый высокий по высоте над уровнем моря,но самый высокий относительно подножия долины.Целых двенадцать серпантинов,словно витки гигантской змеи легли на крутой бок Алайского хребта.У самого подножья-широкая долина-Ак-босого(Ольгин луг).Все останавливаются.Разрешено,как и водится,выйти и оправиться.С радостным гамом выскакиваем наружу.У передних машин-совещание начальства перед ответственным подьемом.Решено надевать цепи на ведущие оси машин.Так надежнее и сцепление с ледяной дорогой лучше.Шофера занялись делом,у нас перекур.Осматриваемся.Мы здесь в синей холодной тени,словно на дне глубокого колодца.Задрав голову вверх,до тказа,можно видеть,как по серпантинам ползут,как по ступеням вверх-вниз машины.Со стороны обрыва дорога ничем не отгорожена.Если откажут тормоза-поминай как звали!Но "патушники"народ отчаянный-одно колесо на дороге,другое -по воздуху крутится,и ничего-едут!
И нам команда -по машинам!Пышка шутит:Граждане!Пристегните ремни!Но на душе кошки поскребывают у всех нас,новичков-как-то залезем мы на этакую верхотуру!Поползли!Натужно ревя,машины начали отсчет ступеней-серпантинов-один,второй,третий...Вошли в пелену туч,не видно ни зги!Все выше,уже мы над тучами и солнце сияет вовсю!Поворот на 180градусов и въезжаем в тоннель,пробитый в трехметровом слое снега,ветер свирепо кидает в лобовое стекло горсти колючего снега.Геша врубает дальний свет,и мы плывем сквозь метель вслепую,падать некуда-справа,слева-снеговые стены.И вдруг,неожиданно все стихло,,яркое,ослепительное солнце и горы вокруг!Мы-на вершине!На указателе-3630м.Все не так страшно,когда все уже позади,но впечатляет!Обзор вокруг во все стороны-горы,горы,горы...Рядом с дорогой памятник строителям,времянка рабочих,желтый ДТшник-бульдозер...Подтягиваются наши все,моторы остыли,вперед!Подумалось-вот,а пугали-одышка,головокружение..Не зря в Гульче эти месяцы парились,аклимматизация!А вот начальник округабез всяких-яких-наравне с нами,и держится молодцом,а ведь ему уже под шестьдесят!
Следующий перевал почти незаметен-40-летия Киргизии(гласит табличка у постамента памятника-винторогий козел вскочил гордо на пьедестал).Местное название-Кызыл-белес(Красная спина).Красного цвета здесь наверное хватает-в скалах,а сейчас все белым-бело!А вот остановка-другой памятник-скромный обелиск со звездой и надпись,гласящая,что здесь трагически погибли пограничники,сорвавшись на машине с обрыва...Домой ехали парни,три года отслужив на Памире!Остановились,сняли шапки,вечная память!Не повезло парням!Что и говорить....
Уже вижна панорама Алайской долины,мы быстро спускаемся вниз,а впереди ослепительно сияет,плавится,как мартеновская печь гигантский хребет,протянувшийся через весь горизонт-с запада на восток.Это Заалайский хребет-северная оконечность Памира,его незабываемый фасад!Все,кто однажды увидел это чудо природы-никогда не забудет!Сравнить это не с чем попросту!И погода позволяет рассмотреть окрестности во всем невероятном объеме...Нам повезло,что мы едем в автобусе и все видим.Белоснежные вершины величайших в Союзе гор,словно частокол огромного забора,ограждающего Крышу Мира от непрошенных гостей.Но мы-то свои,мы ведь едем на Мургаб,в самое сердце Памира,нам-то можно войти?Кажется до этих гор подать рукой,а ведь до них по прямой километров 25-30.В горах обманчивы расстояния!Долина вся просто завалена снегом,лишь стрела тракта проведена по девственной целине..Сары-таш(Желтый камень)-!Здесь остановка,гостиница для шоферов,киргизские домишки,столовая ПАТУ,заправка.Невдалеке невидимая подо льдом река Кызыл-су(Красная вода).Влево-вправо уходят тоже накатанные ленты дорог-в Дараут-курган и к китайской границе,к Иркештаму.Граница совсем рядом..Там неспокойно,одуревшие от пропаганды властей хунвейбины,регулярно задирают наших погранцов у переходного в Китай КПП.Но до стычек с солдатней ихней дело не дошло пока...Все это нам объясняют офицеры-Журов и Хохлов.Кстати они показали нам и пик Ленина (7134м)-одну из главных вершин Памира.Генералов повели в столовую,где наверняка накрыт приличный стол для высоких гостей(Пограничники здесь на Памире все-и власть и милиция и охрана).А мы жуем сухпай из банок-колбасный фарш,хлеб,на троих по банке сгущенки,пробиваем ножом пару дырок и сосем по очереди...Чай в фляге-термосе еще теплый.Аппетит у нас всегда самый отменный,смели все начисто...Гена смеется-ешьте сынки хороший хлебушек,скоро пластилин жевать придется,на Мургабе хлеб фиговый!Стало сытно и даже жарко-от солнца,плавящего снега.Можно перекурить,покидать снежки,поболтать с вездесущими пацанятами(среди них есть даже русские!)Водилы доливают воду в радиаторы,что-то меняют в движке одного из Уазов..Показались красные лампасы..Пора дальше двигать!

"Памир-Мургаб!(43)

Но не успели мы вырулить на тракт,как примчался какой-то взбалмошный киргиз и что-то прокричал своим односельчанам,толпившимся у гостиницы.Вмиг всех как ветром сдуло,а через пару минут все они куда-то понеслись,кто на чем-на лошадях,ишаках,верблюдах,даже на мотоцикле с коляской,прихватив с собой мешки,ведра,ящики...Оказывается недалеко отсюда, на тракте перевернулся Зилак с прицепом,груженый углем.Мы соазу поняли,что это за машина,она обогнала нас на спуске в Алайку-всех очень удивило,как можно передвигаться здесь еще и с прицепом!И по серпантинам!Но факт есть факт,памирским водилам все по плечу!Пока мы отдыхали в Сарыташе,углевоз уехал вперед,в сторону Бордобы(он вез топливо на метеостанцию Каракуль),но в нескольких километрах,у моста через Кызылсу перевернулся на совершенно ровной дороге,заснул.Бывает и такое!Гоняют мужики без рохдыху,деньгу зашибают,на перевалах внимание само собой,а на ровных прогонах уморило-и кирдык!Когда мы подъехали,прицеп уже перевернули,а Зилак валялся вверх колесами справа от моста,почти у промоины во льду,где шумела вода.Местные орлы нагр****и уголек в свою тару,а водитель,цел и невредим,сидел на борту прицепа и безучастно взирал на пропавший груз.По законам дороги мы не могли проехать мимо,и при помощи нашего зила и двух тросов поставили злополучную машину на колеса.Она почти и не пострадала,лишь из лопнувшего шланга бензонасоса вытекал бензин.Киргизы продолжили нагребать "трофейный"уголь,а мы двинулись наконец своим путем...
Справа от дороги,навстречу нам текла,тоже обозначенная лишь промоинами речушка Кок-сай,а слева показалась Бордоба-небольшой поселок из дорожной станции,почты и здания метеостанции,над которой,на флагштоке трепетал надутый ветром белый зонд.Когда-то здесь был придорожный рабат-глинобитная мазанка для проезжавших на Памир из Ферганы.Построили такие рабаты русские солдаты-туркестанцы под командой пол-ка М.Е.Ионова,покорителя этих диких краев,в конце 19 века.В советское время в Бордобе жили строители Памирского тракта и находился пограничный пост.Теперь ничего особенного тут нет,и мы проезжаем мимо.Заалайский хребет уже надвинулся ледяной грядой до небес,казалось-куда же ехать?Нет же никакого прохода!Но дорога упорно лезет вверх,в щель между скалами-к воротам Памира,перевалу Кызыл-арт(Красный перевал).Он заметно выше Талдыка(4280м),но без опасных серпантинов,просто затяжной подъем на целый километр(по сравнению с Алайкой).Раньше Кызыл-арт был выше на 250м,но дорожники срубили бульдозерами и взрывчаткой самую верхушку,и теперь там такой же коридор с отвесными бортами,как и на Талдыке.Обзора почти нет,с боков близко подступили склоны гор.Снега тут уже меньше,а на самом перевале его нет вовсе,красная глина с щебнем-и весь пейзаж!Словно мы в другой стране оказались-безжизненное плоскогорье,некрутой спуск в знаменитую Долину Смерти-Маркансу(Мертвая вода).Все отливает каким-то неестественным металлическим блеском,даже небо не голубого,а черного цвета...Хребты широко разбежались,отбрасывают тени на щебень дороги.Собственно дороги нет,прото едем по плоской,как стол равнине,а рядом такие же колеи и следы колес.Но пустынно,нет даже встречных машин,и позади пусто.Остались мы в одиночестве на Крыше мира...Окна наглухо задраиваем,ветер дует со свистом,как голодный волк,пыль крутит столбами в вертикальные смерчи....Неуютно как-то,что за мертвая земля,словно на Марсе!Нас уже укачивает,многие дрыхнут без задних ног,а мне интересно,смотрю в окно на снег,смешанный с пылью,на каие-то кости,выбеленные солнцем и ветром.Да,невеселый пейзаж!Но Геша бодрит нас-Не цы в труцы,молодежь!На Мургабе повеселее картинка!Вот скоро Каракуль увидим,это да!!!!
Незаметный,ровный взлет дороги на седловину невысокого хребта-перевал Уй-су(Исчезающая вода),с него прямо вниз в широкую чашу Каракуля.Жаль сейчас зима и огромного озера просто не видно,лишь ровная,снежная равнина справа от дороги.Ветра здесь такой силы,что местами лед очищен и отполирован до блеска зеркала,в котором отражаются окрестные горы(хребет Зулум-арт).Там,на западе,громоздятся гигантские вершины,одна выше другой,острыми макушками уперлись в вечернее небо.На берегу озера небольшой поселок,метеостанция.Озеро не зря называют Черным,в нем мертвая вода,нет водорослей,а на дне ,глубоко лежит не тая вечный лед.Нет,конечно и рыбы,лишь в устьях рек,впадающих в Каракуль можно чего-то найти.Короче,это не Сочи и даже не Иссыккуль.На Памире все особенное,здесь суровая,жесткая и даже жестокая природа,место явно не для сопляков и неженок.Надеюсь,мы к таким не относимся...На дороге шлагбаум,а слева невдалеке видна первая наша,мургабская застава-Каракуль,несколько домиков из белого кирпича,за оградой,обязательный атрибут-пограничная вышка,где торчит солдат в овчинной дохе,но с автоматом(По-заставски-колун).за заставой близко вздыбился ввысь пограничный хребет-Сарыкол.За ним-Китай!Это уже граница,настоящая,без прикрас!
Меркулов пожелал заехать на заставу.Офицеры там,конечно же уже предупреждены сто раз о приезде начальника округа,но все-таки это очень ответственно,и все напряжены до предела!Меркулов крутоват характером,фронтовик,его просто показухой не обманешь,но с солдатами он ведет себя по-отечески...Заставы Мургабского отряда(только в 1973 году ставшего таковым),конечно не новы,многое предстоит сделать,многое и сделано-ремонт,строительство идут полным ходом,для этого округ направил на Памир стройбат,специальную часть,задача которой- не только перестроить,но и построить новые заставы,ведь границу с враждебным Китаем приказано усилить и не мешкая,мало ли что взбредет в дурную голову Великого Кормчего!
Но генерал наш остался доволен,похлопывает Грибанова по плечу-порядок в спальне,оружейке,столовой...Мы тоже вышли размяться из машин,и сразу к нам,несмотря на прибытие начальства подошли несколько местных дедов-солдат.На дедов они правда мало похожи-с красно-серыми,обветренными лицами,в застиранном х/б,в раздолбанных яловых сапогах,прокопченных шапках...Диковато для нас,зеленых,одетых в новье,молодых огурцов.Но парни держатся совсем не грозно,просто спросили,есть ли с Урала,а узнав,что почти все уральцы,заулыбались широко,стрельнули курить,заговорили...В армии-земляки,это святое!Может знакомые,может весточку из дома какую!Из вольеров злобно лают здоровенные овчарки,чуют новый запах,из окон кухни на нас с удивлением смотрят еще какие-то пацаны,неужели и это деды?Не похожи!
Солнце клонится за зубчатую гряду гор на западе,окрашивая их в цвет раскаленного тигля,в казарме идет боевой расчет-отдается приказ нарядам,выходящим в ночь на границу.Мы видим их уже из отъезжающего автобуса-суровые фигуры,закутанные в полушубки,ватные штаны и плащи,обвешанные оружием и снаряжением-по трое,по двое,они сменят тех,кто был на "линейке"В дневных нарядах...Небо горит всеми цветами спектра,а на востоке уже зажигает ночь яркую россыпь звезд.Мы едем на юг,к белеющим зубцам Музкола,вдоль русла одноименной реки,которая почти не видна в сходящихся на ней белых наледях.Впереди самый высокий в Союзе(а может и в мире!)автомобильный перевал-Акбайтал(Белая Лошадь).Его высота-4655м,где нибудь в старушке Европе считалась бы высшей точкой многих гор,а тут перевал,дорога,и нам предстоит его одолеть,а ночь надвигается неумолимо...Мост через Кызыл-джиик,старый рабат.На той стороне,у подножия гор уже сгущаются сумерки,над которыми белеют в выси шеститысячники Музкола,налево,вверх по реке еще одна наша застава,которая называется просто-Памирская.Мы уже осоловели,хочется скорее приехать,но начался подъем ,и Гена сосредоточенно смотрит на красные огни идущего впереди Уаза.Машины не могут подниматься на такие высоты без некоторых доработок(например:отверстия жиклеров обычно растачивают,для охлаждения двигателя иногда приходится ехать с открытым капотом...),нужны,по идее специальные машины,обычные серийные Зилы-основное грузовое средство на Памире быстро выходят из строя...Но вот мы и на перевале,теперь катим вниз,граница практически подошла вплотную,и слева в полосе света видна система-длинный забор из колючей проволоки в несколько рядов.Системой его называют,потому,что сюда входит еще и КСП,и сигнализация с датчиками и еще многое,призванное преградить путь незваным гостям из Поднебесной!
Каких-то особых впечатлений Акбайтал нам не оставил,высота уже не пугает,привыкли.Слева опять русло невидимой реки-это тоже Акбайтал.Здесь реки текут уже в другую сторону,не навстречу нам,а попутно..Эта впадает прямо в Мургаб,до которого уже недалеко,говорят нам офицеры.Проезжаем участок следующей заставы-Чичекты,она находится по правую сторону от дороги,рядом с известной на Памире биостанцией.Нам видны лишь огоньки в кромешной тьме.Ярко блеснул ножом лучом прожектор,добавив свой ритм тарахтения.Может на заставе тоже ждали генералов,но колонна на скорости проходит мимо,видно и начальство притомилось,хочет поскорее добраться в отряд.Но им-то хорошо,их ждет званый ужин,а нас что ждет?Может это последние вольные часы наши?Долина все шире,до конечного пункта совсем немного,дальние и ближние хребты,причудливо изгибаясь,тянут к нам жадные лапы отрогов.Яркие звезды и луна освещают призрачным светом дорогу и окрестности.Безмолвие,лишь ветер гудит,разрезаемый стремительным бегом машин.Дорога прижимается к надвинувшемуся справа хребту.Это уже Пшарт.Горизонт внезапно открывается широко.Долина большой реки,внизу,слева.Еще чуть правее,за выдвиг скал,и сразу густо замерцали сотни огоньков-налево,до самой реки,направо-к подножию Пшарта.Удивительно,но совсем нет снега,лишь за рекой(Оксу) зубчато белеет мощная горная гряда(Базар-дара).Это все -Мургаб,столица Восточного Памира,место дислокации Мургабского 35 погранотряда.Справа,за рядами беленых домишек,длинный забор и зеленые ворота с красными звездами.Поворот,въезжаем через КПП вверх,еще вверх и вправо-на середину плаца,перед казармами,светящимися рядами окон.Мы в напряжении,робеем,но уже звучит команда Журова-Выходи строиться!...Приехали!

"Памир-Мургаб"(44).

Прежде,чем начать рассказ о первых наших шагах по Крыше Мира,хотелось бы сделать краткое описание места,куда мы прибыли.В некоторых местных справочниках Мургаб называют иногда городом,оно и понятно,хочется иметь хотя бы один городок в этом поднятом над миром безлюдном краю!Но на деле это конечно-просто поселок,кишлак,не такой и большой,население всего пара тысяч человек,да плюс около тысячи человек в погранотряде.Где-нибудь в Центральной России или на Кубани,его и поселком бы не назвали.Однако для Восточного Памира,где селения можно пересчитать по пальцам,Мургаб-конечно столица,центр огромного района,сосредоточение минимума цивилизованных удобств и культурной жизни.Все,кто приезжает сюда из отдаленных уголков беспредельного памирского пространства,пропыленный и прокаленный свирепыми ветрами и негреющим солнцем,чувствуют себя космонавтами,спускающимися на Землю!
История Мургаба тесно связана с установлением российской погранохраны на Памире.Самим своим появлением Мургаб обязан первому русскому укреплению на Крыше Мира-Посту Памирскому.В 1892 году ,после изгнания с Памира афганцев и китайцев,незаконно проникших на территории,перешедшие под российскую юрисдикцию после присоединения к России Кокандского ханства,здесь,рядом с переправой Шаджан,при впадении в Оксу реки Акбайтал(после слияния реку уже называют Мургаб(Луговая Вода),была заложена крепость и оставлен на зимовку отряд солдат и казаков.Пост закрыл путь на Памир непрошенным гостям и стал оплотом русской цивилизации.Начальник Поста помимо военных обязанностей ,обладал всей полнотой гражданской власти на Памире,оказывая посильную помощь местным жителям-кочевым киргизам и оседлым таджикам в решении повседневных,хозяйственных вопросов.Пост Памирский достраивался в последующие годы,из Ферганы сюда была пробита вполне приличная колесная дорога,а вдоль нее и по линии границы возведены посты для охраны и патрулирования.Возле крепости осели в постоянных жилищах местные жители,наемные проводники,пастухи и торговцы.Край начал развиваться под твердой рукой российских властей.После русско-английского разграничения на Памире в 1895 году,главный Памирский отряд российских войск был переведен в Хорог,на афганский рубеж,а Пост Памирский или по-просту Мургаб контролировал восточную часть Памира и границу с Китаем.
Как и вся страна особо тяжелый период пришелся на революцию и гражданскую войну,когда банды басмачей беспрепятственно проникали на Памир,грабили,убивали,угоняли скот.Не однажды Пост Памирский был в жестокой осаде,но выстоял,а с установлением советской власти заново возродился .С 1930-ых годов жизнь в памирском высокогорье вновь входит в мирное русло-строится знаменитый Памирский Тракт,границу взяли под охрану пограничные войска молодой республики.На Мургабе обосновалась 29-ая Отдельная погранкомендатура,участок которой протянулся от Киргизии до границы с Афганистаном.Неспокойно тут было в годы Великой Отечественной войны,когда подняли головы всякие недобитки,лелеющие мечты об отделении Памира от России.Свои претензии начали предъявлять и китайцы...Памир стал горячей точкой на карте страны,поэтому пришло время подумать об усилении здесь группировки погранвойск,о подтягивании армейских резервов на случай пограничного конфликта или вторжения на нашу территорию.В 1973 году было принято решение развернуть на Мургабе полноценный и даже усиленный,как и другие погранотряды китайской границы,пограничный отряд.Ему присвоили порядковый номер 35 и назвали Мургабским.За два с небольшим года молодой(самый молодой в Союзе)начальник отряда(генеральская должность тогда!) к-н,а через год майор Б.И.Грибанов сумел организовать не только качественную охрану границы,но и осуществить масштабное строительство в военном городке отряда и на заставах.Конечно к нашему прибытию в отряд все еще было в стадии незавершения,но нам в числе других предстояло поднапрячься,чтобы к маю этого года порадовать результатами инспекторскую комиссию из Москвы во главе с самим нач.войск генералом армии В.Матросовым!
Мургабский отряд расположен на высокой предгорной террассе,справа от дороги,по бокам к нему прилепились киргизский и таджикский кварталы.Основной поселок лежит ниже,слева,ступенями спускаясь к самой реке.Главная улица,как водится носит имя Ленина,здесь находится центральная площадь,райсовет,магазины,милиция и прочие конторы.Еще в поселке есть дормехбаза и гостиница ПАТУ,больница,школа,ателье.Ниже у реки-бойня,загоны для скота,площадки для лепки самана.Дома от центральной площади разбегаются в хаотическом беспорядке,так что непосвященному можно и заплутать.За рекой у черных увалов хребта-электростанция с небольшим поселком Суу-баши.Мы-россияне,побывав здесь по делам службы или работы,потом всю жизнь с гордостью называем себя "памирцами",но все же настоящие памирцы-это они,местные жители,живущие с рождения среди этих гор,работающие шоферами,механиками,пастухами,врачами,милиционерами-они рожают детей,строят дома,пекут хлеб,охотятся,празднуют,как могут общие со страной и свои даты,и никто не считает их героями,не знает их имен,их знаем только мы-"памирцы"!


Рецензии