ЛЕТО 1991 ГОДА

(НАШ ДВОР)
Глава 1


День был похож как близнец, на все остальные скучные дни городского лета.
Так получилось, что вся детвора нашего двора разъехалась по бабкам, по деревням, сёлам и по всяким курортам. Во дворе остались только я и мой друг Васька.
На последнем издыхании от скуки мы лежали в тени угла двора на теннисном  столе, голова к голове и молчали. Яблоки и прочая снедь нашего сада уже только одним своим видом вызывали оскомину. На кино денег, как всегда,  не было, да мы и не очень хотели в жару тащиться в центр  города... Чем заняться? Как убить время? Домой идти не охота, там сразу не дадут скучать, запрягут моментально. Уфффф... Так и помрём на столе. Но лес не без добрых зверей. Кто - то явно услышал наши жалобы, исходящие из глубин наших сердец, и решил таки развлечь нас...
- Эй, лежебоки! Артур, Василий! А ну, идите сюда, помогите слегка!
Наш сосед, из домика, что в глубине сада, уже четвёртый день пытался съехать на полученную в городе квартиру. Мы нехотя поднялись и поплелись к домику.
- Чё надо?
- Ребятки, заработать хотите?
Мы переглянулись.
- Кто ж не хочет.
- Тогда помогите из подвала на грузовик перенести коробки. Плачу наличными.
Мы не сговариваясь, хором спросили
- Скока?
- Двадцатку, по червонцу на брата, идёт?
- Идёт- сказали мы хором, - но деньги вперёд.
Когда два червонца плавно перекочевали в наши карманы, мы, поплевав на руки , прыгнули через люк в полу - в подвал. Коробок было не много, но и не мало. Просто так два червонца не платят. Короче, мы подаём, наверху принимают и грузят на грузовик. Работа закипела. Через час  сосед на верёвке спустил нам вниз кувшин с молоком.
- Пейте и отдохните, грузовик скоро вернётся.
Молоко было холодное и очень кстати, пить хотелось, как будто не пили всю жизнь. Напившись, уселись на коробки, поглядывая на отверстие в потолке, ожидая команды. Ваське, надоело сидеть, он начал обследовать подвал.
- Сделаем здесь штабик. Всё равно никто жить здесь уже не будет, и снесут его.
- А тут внизу забацаем спортзал, будем заниматься боевым самбо и каратэ, учебники уже у меня - сказал я.
Мы начали дуреть, изображая бесконтактный бой. Тут я со всего размаху двинул по стене ногой. Стена сразу же прогнулась и один кирпич провалился в никуда. Мы кинулись к отверстию в стене.
-Тащи фонарь,- зашипел я.
Васька схватил лампу, которая освещала подвал, и подтянул провод к дырке в стене. Мы втолкнули в середину ещё пару кирпичей и увидели в центре маленькой комнатушки люк в виде полумесяца. Это, как потом  оказалось, был подземный ход. Мы быстро замаскировали дырку в стене и с нетерпением стали ожидать грузовик, который мы загрузили, кажется,  за пару минут. Короче, нам накинули ещё пять рублей, за скорость и оставили наедине с нашей тайной. Жизнь начинала бить ключом.


 
Глава 2


Когда последняя коробка была подана наверх, Васька хотел было тоже вылезть из подвала, но я успел схватить его за рубашку.
- Ты куда? Стой и не рыпайся - прошипел я.
- Понял, не дурак - ответил Васька и тутже вывернул лампочку.
Наверху, над головой, ещё кто-то пробежал туда-сюда.
- Вроде ничего не забыли, сказал голос и послышался шум ключей запирающих со двора входную дверь в дом. Васька ввернул лампочку, и мы ударили друг друга ладонью в ладонь.
- Васёк, давай осмотримся, что мы имеем? Верёвок - никаких, ломика тоже.
- Имеем полки и всякие старые журналы. Ой, Артур, компот сливовый!!!
- Немедленно уничтожить.
Я взял трёхлитровую банку и оторвал с неё крышку. Пили по очереди, обливаясь и хохоча. Когда последняя слива была сведена, мы уселись на ящик, чтобы обсудить дальнейшие действия. Если бы вы только знали, как нам хотелось побыстрее нырнуть в люк и вместе с тем, хотелось всё обыграть потаинственней, и мы нарочно растягивали удовольствие. Дорастягивались до того, что послышался шум ключей открывающих входную дверь в дом со двора. Васька кинулся к лампочке, но я остановил его:
- Сидеть!
- Ребята, вы здесь?
В подвал,  через отверстие в потолке, свесилась голова соседа. Мы как два придурка, положив руки на колени, сидели на ящике.
- Пацаны, ради Бога простите! На полдороги вспомнил про вас. Небось, перепугались бедные. Гнал назад, как сумасшедший, простите, всё не нарочно, спешка, вот и...
- Ладно, с кем не бывает. Забыто, только ты не говори ни кому, а то смеяться будут, оно нам надо? Слушай, а оставь нам ключи от дома, всё равно тут никого не намечается. Мы себе тут пионерскую комнату оборудуем.
- Ага, одну уже такую комнату пионерскую накрыли в трёх кварталах отсюда, а главное, что пионерки все были в одной форме одежды - наголо и пионеры им под стать. Артур, даже не проси. Вот вам ещё, за испуг и на мороженое, сказал сосед и протянул пять рублей.
- Ну, а в туалет сходить можно?
- Давай Васёк, только по-быстрому, я ещё разгружаться должен и всё на четвёртый этаж тарабанить.
Когда грузовик выехал со двора. Меня охватила такая злость, что дело сорвалось, что я хотел уже швырнуть, что-нибудь в окно проклятого дома.
- И чего бы я дергался? Все равно у нас ничего нет, подготовимся и полезем, - стал успокаивать меня Василий.
- Ага, полезем, под двери закрытые на ключ, или ты открыть умеешь английский замок?
- А для чего я, по-твоему, в туалет ходил? Там окошко, и я его понимаешь, того. Заходи - не хочу.
- Так ты оставил окно открытым? Вася, я вами гордюсь!
И мы опять ударили друг - друга ладонью в ладонь.
- Артур, а мы нехило подзаработали?!!
- Ну, если бы каждый день так, а пока на эти бабки придётся просто закупить всё для спуска и продвижения, если таковое произойдет. Гони бабки сюда, у меня понадёжнее будет. Пошли у меня есть идея. (продолжение следует).....


Глава 3


Мы даже не заметили, как на землю спустилась вечерняя мгла и зажгла звёзды над нашими головами. Проводив грузовик, мы сразу же вооружились тетрадкой, и карандашом, чтобы дотошно записать и расписать, всё, что может пригодиться нам в дороге. Мы были не как  те наивные Том и Гек, у нас за плечами был огромный книжный запас информации о кладоискателях и нам оставалось просто всё взвесить и продумать досконально. На клад мы, честно говоря, не очень рассчитывали, но приключеньице, хоть малое, из этого люка мы надеялись выкачать. Был тут же составлен список необходимых вещей и оборудования, для продолжительного пребывания под землёй. Первым пунктом было - уболтание предков о нашей мнимой рыбалке с ночевкой. После того, как наш сосед, Олег-прилипон задремал на скале и, свалившись в море, остался там навсегда, наши предки не очень охотно собрались отпустить нас  ночью рыбачить. Второе - верёвки или канаты. Решили смотаться в рыбачий посёлок и одолжить, там этого добра сохло и валялось на берегу навалом. Свечи и продукты нужно было купить, а так же мел, бечёвку для запускания воздушных змеев, фонарики с запасными батарейками и питьевую воду.
- Ну вот, вроде и всё, - сказал Василий, закрывая тетрадку. - Артур, жди - я мигом.
Минут через двадцать Васька вернулся с какой-то огромной сумкой через плечо.
- Айда, посмотрим, что это за люк?
Как два шпиона мы тихонько пробрались к опустевшему дому. Васька встал мне на плечи и открыл окно в туалете. Я подал ему сумку и он, забросив её вовнутрь  подтянувшись на руках, уселся на подоконнике. После того, как он исчез за окном, я разогнался и подпрыгнул, уцепившись руками за подоконник. Выход силой и - я в окне. Точно, во мне умер домушник-форточник, с такой ловкостью в детстве я лазил по крышам, окнам, балконам. Окна в доме были не занавешены и луна, с любопытством наблюдая за нами, освещала нам путь своим бледным светом. Вот вход в подвал.
- Васёк, подожди. Этот деятель пробки вывернул я видел.
Я пошарил рукой под стенкой.
- Вот она, нашёл. Хорошо, что с собой не забрал.
Я ввернул пробку, и мы спрыгнули в подвал.
Васька включил лампу и начал методично вынимать из сумки, как иллюзионист в цирке, разные вещи и раскладывать их на ящике. При этом он корчил такие рожи, что мой живот, казалось вот - вот лопнет от смеха. Я шепотом умолял его перестать, ссылаясь на уже появившиеся колики в животе. Последним, что Васька извлёк из сумки, были два малых ломика-фомки.
- Ну, за дело, - скомандовал он, и мы двинулись к стене.
Первых шесть- семь кирпичей вылезли, как по маслу, а остальные... Короче, пока мы отколупали отверстие, в которое мы могли бы протиснуться, пропели первые петухи. Через отверстие в стене мы попали в комнатушку три на три метра(3х3). Ровно по центру был люк. Не сговариваясь, мы тут же поддели и приподняли крышку. Поднесенная лампа, не очень помогла, заглянув вовнутрь, дна мы не увидели...
 
Глава 4-я

 
Мы уже целый час лазили на четвереньках вокруг люка, пытаясь хоть как-то прояснить для себя, с чем мы имеем дело. С мыслей сбивал и вводил в заблуждение люк. Уж очень он смахивал на современный, но так как специалисты по люкам мы были не важные, то и разобраться толком не смогли - современный он или старинный. Пытались применить хоть какие-то знания, но это было выше наших сил...
Васька плюнул вниз. Ничего. Взяли кусок кирпича, величиной с кулак и бросили вниз. Через некоторое время услышали тихое - хлюп! Бросили второй, но уже на счёт. Досчитав до пяти, скорчив умную физиономию, Васька, глядя на часы и закатив глубокомысленно глаза к потолку, стал водить пальцем по воздуху, делая вид, что что - то считает. Мне надоело созерцать эту клоунаду, и я спросил: - «Мне разуться или тебе своих пальцев хватит посчитать?».
Васька тут же изобразил на лице гримасу сожалеющего, которого сбили со счёта, когда результат уже почти был в руках. Было поздно, и дурачиться не было времени, мы пришли к единогласному умозаключению, что метров вниз много, штука глубокая, и без верёвок нам тут делать нечего. Плюс внизу вода. Поставив крышку на место, мы выбрались из дома.
Свежий воздух и предутренняя прохлада заставили нас слегка съежиться, ночи у нас, как ни странно-прохладные, море рядом.
- Ну, что, до завтра?
- Васёк, а тебе не кажется, что мы слишком долго ковыряемся на одном месте? Уже давно пора было бы залезть, вылезть и разбогатеть, мы уже тут третий день Муму насилуем... !
- Завтра последний день, просто нужно всё закупить, приготовить и тогда...
- Закрой рот, Цицерон, сглазишь!
- Тьфу, тьфу, тьфу - сказали мы и постучали друг-друга по голове.
- Завтра, в восемь под подьездом!
- Есть, Сэр, - сказал Василий и так резко развернулся с сумкой за плечами, что чуть не снёс мне голову. Хорошо, что он не услышал, что я ему на это сказал, после того, как он скрылся в подъезде дома. Я долго ворочался в постели, не мог заснуть. Меня кто-то душил, обливал водой. Потом ударил об стенку, стенка развалилась и я очутился среди развалин. Дальше, что снилось, не помню. Проснулся от сигналов, исходящих от Васькиного "Рейнджера" (папаша Васьки иногда баловал его, разрешая прокатится на зависть всем подросткам). Выглянул в окно, оценить погоду и заодно попросить Ваську не сигналить. Но разве это возможно, если есть у дурика пибикалка? Через пару минут, мы уже гнали по шоссе в сторону рыбачьего посёлка. Нужны длинные веревки, и мы знаем, где их есть. Верёвки мы раздобыли быстро, только вот уехали не сразу.
Скажите, разве можно приехать к морю, к голубой волне и уехать?
Это нужно или больным быть, или не любить море. Мы задержались почти на два часа - плавая и ныряя. После моря мы рванули за остальным снаряжением, согласно списка. Каждую покупку мы обмывали порциями мороженого. Веселью, нашему не было предела.
Эх, детство моё, где ты? Золотые были денёчки. Короче, подходил к концу четвёртый день наших "стремительных сборов". Меня уже по-настоящему начинали раздражать Васькины слова: нужно всё взвесить, нужно ко всему быть готовыми, нужно, что бы всё было под руками. Я готов был плюнуть на всё, взять верёвки и идти сам, но это же Васька. Кто ещё есть у меня? Мы складывали сумки каждый у себя дома, "замыливая всем глаза", сборами на рыбалку. Отец спокойно наблюдавший, как я всё упаковываю в рюкзак, не выдержал:
- «Я еду с вами, уж очень смачно ты всё складываешь, меня аж завидки берут".
Моё счастье, что мама напомнила ему, что их завтра ждут друзья на даче и ни о какой рыбалке даже не может быть и речи. Отец тут же отступил и занял прежнее своё место на диване с газетой в руках, изредка поглядывая на меня и вздыхая.
В четыре часа дня я вошел с чёрного хода во двор, где меня уже ждал, со своим рюкзаком на плечах, Васёк.
- Ну, вперёд - скомандовал я. Но не успели мы сделать и трёх шагов, как в окне появилась моя мама и прокричала:
- "Горе луковое, удочку - то возьми".
- Сбрось мне её, не охота возвращаться, дурная примета.
Мама вышла на балкон и бросила удочку вниз. Удочка, зацепившись за бельевые верёвки, описала дугу и приземлилась на балконе у соседей. Пока мама ходила вниз, пока достучалась и объяснила, что к чему, прошёл ещё час. Приблизительно около шести вечера, мы двинули со двора. Выйдя со двора, Васька, быстро сбросив рюкзак, помчал наверх, на разведку в сад. Обычно в саду, кто-то вешал или собирал стираное бельё, или выгуливал своё дите. Нам не очень хотелось попадаться кому-либо на глаза. Через три минуты Васька вернулся. Он был бледный, как полотно, глаза были на мокром месте, нижняя губа дрожала.
- Там, там, блин...
Я не понял в чём дело. Первое, что стукнуло мне в голову, что Ваську кто-то обидел. Я рванул наверх. Порву как Тузик грелку! Что за дела, в родном саду и... Тут я остановился как вкопанный, лишившись дара речи. Возле чисто расчищенной площадки, где недавно возвышался дом, стоял бульдозер. Возле гусениц прямо на земле сидел соседский сын Никола и пил кефир из бутылки... Почти на согнутых ногах (ноги подкашивались и отказывались служить) я приблизился к месту "катастрофы".
- Никола, это чего?
- Чего, чего? Вот последний жилец выселился, и сносим... А-то не успеют выселить, как кто-то сам вселяется и не выгонишь. Теперь всё, лавочка закрыта. Я сел в траву и обхватил голову руками. - Доковырялись... Боже, как всё классно начиналось...

P.S. Ровно через полгода. Море, пляж, мы скучаем в шезлонгах.
- Васё, скажи, ты никогда не задумывался, откуда у нашего соседа, что съехал из сада, вдруг так резко появилась кооперативная квартира, машина? Ведь  всё время в одном и том же пиджаке, бутылки пустые подбирал? Эх...жаль всё таки, что мы в люк не попали...
- Дааа уж...


"ДВА ГОДА СПУСТЯ"
(К МЕЧТЕ).ЧАСТЬ-1
из серии "Наш двор"
продолжение рассказа "Лето 1991 года"

Пронзительный свист на самой высокой ноте, на которую способен только подросток нашего района и области, разорвал утреннюю тишину субботнего утра... Явно свистел профи. После третьего свиста было уже ясно, кто свистит, а после истошного крика под окнами дома: "Артииии, Артуууур!!!"- сомнений не было - Васенька. Выглядываю сонный в окно:
- Чего тебе, таблетки кончились от головы, ты чё вопишь?!!!
- Выходи, дело есть!!!
- Щас, только шнурки поглажу... У тебя чё, в будильнике уголь кончился? Ты знаешь который час?
Рядом открылось окно и сиплый голос соседа пообещал, что если мы сейминут не заткнёмся, то он устроит нас на отдых в "пионерский лагерь" на территории милиции.
- Щас выйду, дай хоть спокойно морду лица  умыть.
Через десять минут, я с куском хлеба, намоченного в воде и обвалянного в сахаре, стоял, жуя, напротив Василия и слушал его скачущую по событиям и времени историю-доклад.
- Арти, слушай меня внимательно и не перебивай. Ты видел у нас за садом трактор траншею начал рыть под телефонный кабель?
- Ну, видел… Ты что, хочешь и себе домой проложить?
- Не перебивай, я же просил.
- А ты покороче не можешь? А то, чувствую, придётся биографию тракториста выслушать.
- Ну, я тогда вообще ничего говорить не буду, и вообще - что за дела? Почему сам жрёшь? А я - что, не люди?
- Ладно, держи кусок, не ершись, давай по порядку… Что там с трактористом?
Васька засунул весь хлеб в рот и попытался продолжить говорить с полным ртом. Вот ради интереса – попробуйте! Потом вместе посмеёмся. Я терпеливо переждал его потуги съесть весь кусок как можно побыстрее, и только он закончил, сразу сказал, что всё было очень интересно и могу ли я пойти домой доспать, так как всего только полседьмого утра на часах? Вы бы видели Васькино лицо… Глаза налились кровью... Короче, если бы не моя улыбка, Васька убил бы друга.
- Ну, Васёк, я пошутил, чего там стряслось? Жив тракторист?
- Да иди ты к чёрту со своим трактористом,- завопил Василий, - трактор провалился, тебе это что-то говорит, балда?
Меня аж передернуло...
- Ход????
- Ну да, а ты - тракторист, тракторист…
- Васька, это - шанс.
«У нас выходной день в запасе, трактор начнут тащить только в понедельник утром» - быстро соображали мы. Двадцать минут на сборы. Нас как ветром сдуло. Через двадцать минут мы уже с удочками и рюкзаками выходили со двора. Сделав небольшой крюк по улочкам и подворотням, мы благополучно влезли в сад с той стороны, где шли земляные работы. Почти по-пластунски подползли к трактору и очутились между гусеницей трактора, которая осела и поэтому трактор оказался на брюхе, и дырой в земле с метр в диаметре. Быстро надели резиновые сапоги. Привязали к нитке фонарик и начали опускать медленно вниз. Оказалось не очень высоко, метров пять и ещё чуть-чуть. Так, привязываем крупную верёвку к гусенице трактора, спускаемся.... Я пошёл первым. Когда ноги коснулись дна, сердце сделало скачок и встало на место.
- Давай рюкзаки!!!
Медленно, по очереди, вниз поползли рюкзаки, а за ними - Василий.
- Ну, что там у нас? Так, налево - это вход, который завалили, значит, нам - направо.
Включили фонари. Стены оказались выложены огромными камнями, потолок полукруглый - арочный, пол земляной - утоптанный и ни малейшего признака сырости. Привязав бечёвку для воздушного змея к верёвке, по которой спустились, мы двинулись медленным шагом вперёд...



"ДВА ГОДА СПУСТЯ"
(К МЕЧТЕ).ЧАСТЬ-2
из серии "Наш двор"
продолжение рассказа "Лето 1991 года"


Честно говоря, даже не берусь объяснить, чего мы ждали от этой вылазки-путешествия. Мы не жили на таинственном острове, где зарыто не мерянное количество кладов. Через нашу местность не проходили дороги Степана Разина. Просто необузданное любопытство, тяга к неизвестному и новому руководила нами. Мы уже третий час шли по коридору, освещая дорогу фонарями. Стены и потолок с самого начала, как заявили о себе, так и не менялись ни по высоте, ни по ширине. Зато пол вел себя очень странно. Мы никак не могли понять, почему он то земляной, то посыпан галькой, или вдруг выложен большими ровными квадратными каменными плитами. Шли строго один за другим. Я впереди, сзади на расстоянии трёх метров, привязанный за пояс к верёвке, Василий... Второй конец верёвки был привязан к моему поясу. За плечами рюкзак. В левой руке я нёс очередную разматывающуюся бечёвку от воздушного змея, в другой руке была палка (колено от удочки). Ею я простукивал пол впереди себя. Пока пол был земляной, мы шли не останавливаясь, но когда появились плиты, мы пошли медленнее, с какой-то опаской. И не зря. Через десять метров от лёгкого прикосновения палки пол вдруг качнулся, и квадрат в два на два метра вдруг провернулся, как на боковых шарнирах, и, как ни в чём не бывало, занял исходное положение. Я дотронулся ещё раз - пол повторил свой "фокус". Мы замерли, мысль о том, что мы могли влететь в эту ловушку, немножко встряхнула нас...
- Ну, что, идём дальше, а, Васёк?
- Ясное дело!!!
Я снял рюкзак, отставил его в сторону, разогнался и прыгнул через зловещие квадраты. Васёк тут же переправил мне рюкзаки и тоже перепрыгнул. Всё вроде хорошо, но, приземляясь, Васёк разбил часы. Только этого нам не хватало. Ну, что ж, должны же быть и жертвы. Вот - нате. Так мы преодолели первое встретившееся нам препятствие. Вперёд!  Страшно потом жалели, что не заглянули под пол, а что там? Были так взволнованы, что просто не сообразили. Да и время поджимало, уж очень хотелось увидеть, что там впереди. На глаз трудно было определить, сколько мы прошли. Часы разбили. Уже и бечёвки кончились, и батарейки меняли в фонариках, а нескончаемый коридор всё петлял и петлял, поворачивая то налево, то направо. Никаких тебе ниш, никаких комнат, никаких чудес. Однообразие уже начинало надоедать и раздражать. Уже и не разговаривали. Шли молча. Где-то в глубине души уже и не очень радовались, что попали сюда. Через час молчаливой ходьбы Василий вдруг остановился и дёрнул на себя верёвку.
- Что там у тебя стряслось?
- Арти, иди сюда, смотри.
Василий направил луч света фонарика на стенку. На ней мелом были нарисованы три стрелки. Это Василий мелом отмечал наш путь, чтобы не заблудиться.
- Арти, тебе это ни о чём не говорит?
- Мдааа, клёво - мы уже час, как ходим по кругу. Это же надо, три раза подряд ты отметил почти в одном и том же месте, всего каких-то пятьдесят сантиметров разницы, сказать кому-то - не поверят… Во дела!!!!
- Чего радуешься, только этого нам и не хватало, вот тебе и ровный коридорчик.
- Что ж, Васёк, идём еще на один круг, но уже повнимательней, чует моё сердце, что не зря мы петляем.
Мы шли, внимательно осматривая каждый камешек, каждую трещинку, каждый подозрительный бугорок. Через метров двадцать от начала осмотра нам уже хотелось смотреть телик, читать книжки или просто сидеть дома, а не в подземелье.
Чтобы совсем не упасть духом, решили подкрепиться. Устроили привал. Нужно было отдохнуть слегка и решить, что делать дальше. Выбор был не богатый - вернуться, или идти вперёд, до конца. Мы решили не возвращаться. Второй раз таким случаем судьба нас не побалует. Вперёд, любой ценой! Слегка подкрепившись, мы повеселели. Сидели, прислонившись к стене, попивали водичку из фляг и кидали камешки в пустую консервную банку, которую укрепили на стенке коридора. Было интересно кинуть камешек так, чтобы он, отскочив от стенки, попал прямо вовнутрь банки.
- Что-то у меня не очень получается. Как ты это делаешь?
- Васёк, а ты смотри, куда и как кидаешь. Ты не кидай куда попало, а старайся попасть в этот чёрный камень над банкой, от него отскочив, камешек попадёт точно в банку...
Тут нас как током шибануло... Мы переглянулись. Мысли у дураков сходятся, говорят. Чего это вдруг среди стольких разноцветных камней, всего лишь один - чёрный?  Мы поближе подобрались к камню и стали его обследовать. Камень, как камень, но что нас к нему так тянет?
- А ну-ка, Васёк, зажги свечу, и давай её сюда к камню.
Василий достал из рюкзака свечу, зажёг её и передал мне.
Я с нескрываемым волнением поднёс свечку к камню. Пламя свечи вздрогнуло и, отклонившись на нас, погасло, будто его кто-то задул... 


"ДВА ГОДА СПУСТЯ"
(К МЕЧТЕ).ЧАСТЬ 3
из серии "Наш двор"
продолжение рассказа "Лето 1991 года"

Я не знаю, как у Василия, но у меня сердце так пустилось в пляс, что я отсел в сторону и, отхлебнув водички из фляги, молча переждал эту "грудную дискотеку". Успокоившись, я подполз к Василию, который всё пытался принюхаться к воздуху вокруг камня.
- «Двортерьер», ты чего учуял там?
- Как ты думаешь, там нет газа? А то ковырнём, а оно как бабахнет?
- Не думаю, оно бы бабахнуло сразу, как только свечу поднесли.
- И то верно, значит маски одевать пока не будем?
- Карнавальные, что ли?
- Да нет, я у отца стащил в гараже два газовых респиратора и перчатки резиновые. Мало ли.
- Ну , Васёк ты даёшь! Не голова, а дом советов. Получишь премию с первой пенсии. Ну что, за работу? Как ты думаешь, что там?
- Можно посчитать и определить. Давай, Арти, ты у нас - отличник, ты и считай.
- ОК. Три часа мы шли пока ты не грохнул часы.
- Ну, и что?
- Не перебивай, двоешник!!! Человек в среднем идёт со скоростью пять километров в час. Значит, приблизительно пятнадцать уже есть. Два раза меняли батарейки в фонариках, а они рассчитаны на три часа работы. Это ещё шесть часов, или тридцать километров.
- Вместе сорок пять километров.
- Оооо! Василий, ты делаешь успехи, тебе просто сам Бог велел думать только в экстриме (эти шуточные слова в последствии стали пророческими, в экстремальных ситуациях я в жизни не встречал сообразительней человека). Так, что ещё?  А, три бечёвки для воздушных змеев, в среднем по сто пятьдесят метров. Это, грубо говоря, пятьдесят километров. Делаем погрешность на скорость, мы шли медленно. Итого: километров тридцать по расстоянию и сейчас , где-то десять часов вечера, если не ошибаюсь. И, если приблизительно провести линию-маршрут, как мы шли, то мы где-то в районе старого польского кладбища. Нормально, мы бегали и больше по горам, друг Василий, начнём-с? Василий достал молоток и зубило. Через часа полтора, сменяя друг друга, мы вырубили в стене круглое отверстие диаметром, где-то в сто двадцать сантиметров. Почему круглое? Это была, наверное, бетонная труба со стенками толщиной в двадцать сантиметров. Куда вела эта труба и для чего она, было не понятно. Фонарики вырывали из темноты кусок в длину метров двадцать, дальше шёл поворот, и мы ничего не могли разглядеть.
- Полезли, что ли?
- Давай!
Мы одели наколенники, перчатки на руки, респираторы надели на головы, пока не на лицо (мало ли что), прицепили сзади рюкзаки и полезли на четвереньках по проходу.
За первым поворотом, фонарики высветили решетку, она была такой плотной, что пролезть между прутьями нам не светило ни в коем разе.
- Арти, как ты думаешь, какая задача этой решетки?
- А мы сейчас увидим.
Я вытащил из рюкзака нашу пустую консервную банку и швырнул её прямо в решетку. Послышался щелчок, повалил чёрный едкий дым и банка вспыхнув, сгорела в электродуге вместе с прутьями. Вот где нам пригодились респираторы. Сквознячок был отменный, дым рассеялся быстро.
- Интересно с какого света сюда протянуты провода, - не унимался Василий.
- Это аккумулятор, вернее, конденсатор, на один заряд. Решетка-охранник, вот её назначение.
- Давай вперёд, а то Новый год здесь будем встречать, всезнайка!
- Вася, я разве против? Вперёд, так вперёд!
Мы пролезли ещё метров десять и уткнулись в квадрат какого-то железа - метр на метр, это явно была дверь, но как её открыть? Мы подлезли к ней вплотную и начали обследовать сантиметр за сантиметром. Закралось сомнение, а вдруг это не дверь, но свеча показала наличие сквозняка и мы продолжили поиск. Не знаю почему, но любое начинание, движение или вообще что-нибудь у нас всегда начиналось, да и сейчас так же, не смотря на прошедшую кучу лет и возраст - с маленькой перепалки, безобидного микроскандальчика. Традиция, что ли? Вот и сейчас.
- Вася!!! А поаккуратней нельзя со свечкой, всё позаливал, меня облил, двери позаливал, смотри, как насвинячил, доверь тебе что-нибудь.
- Да ладно тебе, что ты,  в вечернем костюме, вот лишь бы повыступать.
Васька вытащил из-за голенища сапога нож и начал отковыривать, соскабливать стеарин с двери.
- Не забудь отполировать потом.
- Не тошни, не нравится - не мешай другим работать, сиди и не дёргайся.
- Ой, щас разрыдаюсь, какая речь, жаль, что Любаша не слышит.
Васька провернулся в воздухе как ящерица, и остановился с ножом возле моего горла:
- А вот этого не надо. Хорошо?
- Идиот, - процедил я сквозь зубы, - убери перо, а то я за себя не ручаюсь.
- Шутка, - сказал Василий и, как ни в чём не бывало, продолжил шкрябать дверь.
- Арти, ты раньше это видел? - вдруг спросил он.
Я придвинулся с фонариком к двери. Вместе со стеарином Васька отковырнул какую-то смоляную пробку. Мы её раньше не заметили даже. Под пробкой было спрятано небольшое квадратное отверстие. Василий достал из рюкзака маленький наборчик инструментов для слесаря и вытащил отвёртку. Больше ничего подходящего не нашлось. Мы засунули в отверстие отвёртку и провернули. Наше счастье, что было не заминировано, или ещё чего-нибудь в этом роде. Дверь, не смотря на давность, (как бы это получше выразиться - стародавность, что ли?) открылась без шума и пыли. Вы думаете, мы увидели вход или ещё, что-нибудь в этом роде?
Ничего подобного - глухая стена, прямо за дверью. Мне почему-то стало так обидно, что мы впустую потратили столько времени, что попались на такую дешёвую подставу, ведь финиш уже казался не за горами. Короче, я с такой силой двинул ногой по стене, что она проломилась, и рухнула вовнутрь какого-то помещения.
Мы схватили фонарики и одновременно рванули к двери, застряв в ней.

"ДВА ГОДА СПУСТЯ"
(К МЕЧТЕ).ЧАСТЬ 4
из серии "Наш двор"
продолжение рассказа "Лето 1991 года"


1.
Картина, которая открылась нашему взору, заставила нас рвануть что есть силы назад. Зрелище, я вам скажу, из разряда не очень приятных и неожиданных. Мы чуть не сшибли лбами два гроба, которые покоились на поперечных балках семейного склепа, в котором мы очутились. Нас обуяла такая "радость", что мы были готовы бросить всё и не бежать, а лететь с этого "долгожданного места".
- Арти, ты угадал, мы точно припёрлись на кладбище. Только этого нам не хватало, и всё…
- Мдаа, ситуация. Что будем делать? Поворачиваем назад?
- А я почём знаю? Можем и повернуть… жалко, конечно, что так получилось, но - а что делать?
- Васёк, только выслушай меня без смеха и серьёзно.
-Ты когда говоришь - без смеха, мне сразу хочется ржать, чтобы ты и без смеха, разве это будешь ты?
- Вась, ну, соберись.
- Ок! Что там у тебя?
-Давай приподнимем крышки и только посмотрим, а?
- Нееет, уж увооольте - эээто без меня!
- Чего ты боишься? Посмотри на даты на гробах -1833 год. Там даже пыли уже не должно быть. Это же прошлые века. Сто шестьдесят лет прошло, понимаешь?
- Хочешь, иди и открывай, я тебя здесь подожду.
- Давай ломик и большую отвёртку. Пойду сам, если ты так ссышь.
- Ладно, не выступай, кто ссыт-то?
Мы надели респираторы, перчатки и полезли к гробам. Гроба были не простые. По надписям и знакам мы поняли, что это похоронены знатные господа - паны:  мужчина и женщина.
- Ну, Васёк, с кого начнём-с?
- А чего ты меня спрашиваешь?
- Действительно, сейчас постучу по крышке и спрошу у них, кто, мол, желает первым на солнышко?
- Смотри, Арти, если тебе вдруг ответят, чтобы в штанах ничего не оказалось.
- Не боись. Начнём-с с мадам. Мадамов всегда хоронили в украшениях.
- Подожди, Артур! Прикинь, мы из простых искателей приключений автоматически превращаемся в расхитителей склепов, а это уже подсудное дело.
- Я же сказал, только посмотрим, не нужны мне ихние цацки.
- А если не нужны, тогда и не тревожь усопших.
- Поздно, уже приподнимаю крышку. Гроб оказался пустым. В него никогда никого не клали. Ни одной пылинки, только деревянная, видно хорошо просмоленная изнутри, конструкция, которую будто не коснулось время. Быстро вскрываю второй-та же картина. Пусто, и всё. Мы офонарели. В чём же фишка, что за декорация?
2.
Мы с одной стороны обрадовались, что мы - не воры, а с другой стороны - такой облом.
- Василий, ты что-то понимаешь во всём этом?
- Приблизительно. Есть версия, что кто-то застолбил место, проставив дату рождения, даты смерти - смотри, нет, а сам преспокойненько врезал дуба и захоронен в другом месте.
- Вот, вот на это и рассчитывал тот, кто нагромоздил всю эту декорацию. Эх, Вася, Вася! А ещё книжки читаешь. Ты посмотри, какой ход сюда ведёт, причём, ход этот ещё нужно найти, если не посвящён в тайну его расположения.
- Арти, интересно, а что ты думаешь об этом всём?
- Где-то здесь, прямо у нас перед глазами - разгадка, просто нужно посмотреть повнимательнее. Мы стали пялиться на каждый камешек, на каждую царапину чисто выбеленного склепа. Насмотревшись вдоволь, взялись простукивать.
Хорошо, что у входа никого не было, а то вот бы обрадовался, услышав стук и голоса из склепа, который запечатан. Стучание тоже результатов не принесло.
- Васёк, а как ты думаешь, почему в бетонированном склепе пол земляной?
- А я знаю? - пожал Васька плечами. - Вдруг покойникам захочется огород развести.
- Ну, я серьёзно спрашиваю, времени нет, нужно домой двигать.
- Что тут сложного - двигать? Вышибем входную дверь из склепа и мы на свободе, тем более, что склепы не замуровывают наглухо, так, слегка - колышки там, замазка.
- Ты на себя посмотри, на что ты похож, весь в земле, штукатурке и закопчённый ещё. Нас с рюкзаками, в таком виде, сразу же в отделение отправят, а у нас и документов-то никаких… Будем куковать на нарах, до второго пришествия.
- Прогулочка, блин, то, что надо!
- Есть ещё один шанс: копнуть пол, может, чего нароем?
- Ааа, всё равно терять нечего - давай.
Мы достали штыковые лопатки и молча стали врезаться в податливый грунт. После того, как мы углубились по всему периметру почти на полметра, всё стало ясно - пора идти домой.
-Так, Арти, завязываем, с меня довольно. Всё, хочу домой, в душ, жрать и смотреть последние новости про закрома Родины. Василий в сердцах швырнул лопатку в угол. Лопатка, как по маслу вошла на весь штык в землю и остановилась, издав звук соприкосновения железа с железом. Мы почти на цыпочках подошли к лопатке, как бы боясь вспугнуть надежду. Осторожно расчистили место. Так и есть, квадратная дверца, точно такая же, как и перед входом в склеп, через которую мы влезли.
Ну, просто близнецы.
- Прикидываешь, Васёк, мы её открываем, а там стенка и на ней написано -"Приходите завтра".
- Подожди, ещё не открыли, теперь здесь голову суши, что и как.
- А что тут сушить, ищи пробку, как на той предыдущей…
- Арти, ты гений.
- Я знаю.
Вася посмотрел на меня, но почему-то промолчал. Может, согласился! Действительно, пробка была на точно таком же месте и дверцу мы открыли чик-чак. Но то, что мы увидели, привело нас в замешательство. Мы как будто открыли крышку в игре - "Пятнадцать". Только вместо кубиков с цифрами, которые нужно было выложить по порядку, там были кубики с какими-то чёрточками и закорючками. Явно нужно было выложить рисунок. Но какой? И что дальше? А вдруг выложим, и сработает детонатор?
- Ну, Арти, кто-то себя считает гением? Уперод! Я даже мешать не буду...
- Ха, ха - очень смешно. Ладно, пропустите шпециалиста по ерунде к обьекту.
Я сел по-турецки возле дверцы, подперев голову под подбородком кулаками, и уставился на этот "краксворд", Васька с двумя фонариками в руках встал позади меня, освещая головоломку.
3.
Первое, что пришло мне в голову, что я где-то уже это видел. Я сидел, не двигаясь минут десять, а потом стал быстро складывать, передвигая то взад, то вперёд, то вообще по кругу кубики. Точно, я вспомнил. Моей сестрёнке подарили недавно такую игрушку друзья, которые приехали погостить из Вроцлава, из Польши.
У меня уже получалось однажды сложить этот рисунок. Польский герб - орёл. Через минут двадцать, когда последний кубик встал на своё место, что-то в середине зажужжало. Мы отскочили от коробки, как ошпаренные, и залегли , прикрывшись рюкзаками в противоположной стороне склепа, подальше от не внушавшей доверия  жужжалки. Через минуту, коробка перестала жужжать и приподняла поднос с игрой. Мы осторожно сняли поднос и заглянули вовнутрь, стукнувшись при этом лбами.
Да, да, да!!!
На дне стоял кованный сундук с большим навесным замком.
Мы тут же привязали к ручкам сундука верёвки, перекинули их концы через балки, на которых стояли гробы и, поднатужившись, вытащили тяжеленный сундук из ямы.
- Ну, теперь возитесь ещё и с замком, не настрадались.
- Ну, это как два пальца "абасфальт", - сказал Василий, и, достав из кармана гвоздь и одним движением вскрыл замок. Он вообще будто рождён для этого. Василий и сейчас шутит, что родился "медвежатником", но в роддоме его подменили. Сундук был полон всякой всячиной. Тут были золотые кубки и несчетное количество монет золотых, всё было вперемешку с камнями, которые так сверкали и блестели, что было больно глазам.
Цепочки, колечки и перстни, были в таком количестве, что казались золотым хламом среди нитей жемчуга и золотых крестов с распятиями и без, усыпанных мелкими бриллиантиками. Чтобы всё описать, не хватит ни меня, ни целой книги. Мы стояли, как заворожённые, не в силах пошевелиться. Первым, как бы из шока, вышел Васёк.
- Ну, вот мы и богаты, Арти, ты чувствуешь, что мы оооткоооопааали? Это же можно теперь... Можно, можно…
Я подумал, сейчас он сойдёт с ума и тогда уже ничего будет не можно.
- Василий, успокойся!
- Да перестань, это же можно не работать, не учиться... Это же всё теперь наше и Земля, и небо. Арти, ну, что ты, как истукан? Ну, скажи хоть слово.
- Говоришь, не учиться… небо? Вот, лишь теперь я поеду учиться, небо точно будет моим, со всеми тучами, облаками, шоб я издох.
- Арти, а я?
- Что ты?
- Я с тобой, или мы уже не друзья, ведь ты мне, как брат, не ужели ты меня оставишь.
- Вот и отлично, значит, делить не будем,- сказал я и захлопнул крышку сундука. Вперёд, к мечте! Нас ждало небо, пламенные моторы и стальные крылья!


P.S. В понедельник утром мы стояли и наблюдали, как вытаскивают трактор из провала. На провал никто и не обратил внимания. Пригнали два грузовика с землёй, засыпали и продолжили работы, как ни в чём не бывало.
- Василий, а ты обратил внимание, что в стене был не только один чёрный камень, а метров через пять - торчал зелёный, а ещё через три метра - белый...
- Арти, ты, что думаешь, что...?
- Прикинь, Васёк, сколько в наших краях  ещё есть всякого  не обследованного?
А.К.


Рецензии