Значение авар. лабиринтообразной паутины- humator
На артефакте доколумбовой Америки из штата Оклахома изображён паук на спине которого левосторонняя свастика. Свастику часто называют в негативном значении "паучьей" символикой. Как ни странно,но отчасти это действительно так. Потому что,по крайней мере,у некоторых народов эта символика объединялось со спиралеобразной паутиной.В горной Аварии,действительно, свастика часто соседствует с изображением паутинообразного лабиринта. Такой же паутинообразный лабиринт (идентичный до мелочей) встречали среди изображений на камнях,приписываемых творчеству восточногерманских вандалов.Оно чаще всего представляет собой клубок спирали,в центре которой может быть свастика,но иногда встречаются варианты без неё. Этот сюжет имеет значение сотворение человека из сгутска какой-то губчатой органики,почти наверняка применявшегося древними индоиранцами для создания галлюциногенного священного напитска хаомы. У всех других дагестанцев,подобная символика отсутствует.Её можно найти в давно непереиздавашейся книге Дебирова "Резьба по камню в Дагестане".
Реконструированное нами обозначение понятия "человек" в аварском языке отражено на каменной резьбе. Эта космогония связана с идеей создания человека в виде клубка губчатой материи (вероятно,гущи хаомы),которая плетётся. Паук играл здесь играл важную роль демиурга и т.п. Клубок назывался homhi,паутина humator,свастика - swerdiro. Ни один из перечисленных терминов не является собственно автохтонным горско-кавказским.Это абсолютно не кавказский сюжет и привнесён на Кавказ саками-хаумаварга (они же -"homorges").Так их называли на заре их истории иранцы.Древнеуйгурских имён с компонетом Kumar (< hwm'r). В др.-уйгурско-немецком языке они помечены как "согдийские".
Дагестанские археологи трактуют их как некие "унверсали,присущие всем первоботным народам". Ничего подобного! Здесь нет никаких "первобытных народов" и нет никаких "универсалий",а если последние и есть,то это или индоевропейцы или конкретно иранцы.Они не принадлежат к символике,которую можно встретить везде. Есть 2 типа паутины,одна в центре которой свастика,а другая без неё. Интересно,что часто рядом можно видеть изображение воды/реки. Нам однажды пришлось разглядывать такую символику на обложке немецкого сайта,посвящённого кельтам.После того,как мы связались с админом сайта,то она нам пояснилила,что она ничего не знает о "древнеаварсих символах",а конкретно это изображение взяла из списка сакральных изображений,оставленных предположительно вандалами в Европе. Мы ответили:"странно,что и вандалы рисовали абсолютно идентичные м аварами символы". На наш взгляд,никакие они не вандальские, а ауархуманские.Они то же самое чертили и в горном Дагестане. Что-либо существенно значимое она объяснить не могла и прочитала мне лишь лекцию на тему: "германцы и кельты это почти одно и то же и у вас эти изображения оставили,видимо,кельты",в чем,естественно, сомневаемся.Потому что это сакральные образы и сюжеты т.н. сака-хаумаварга. Это не их самоназвание,оно им было дано со стороны на заре их истории.
Свастика-чаще всего из области солярных культов,но в данном случае всё же паутина. В аварском языка вся культовая лексика,связанная с этим сюжетом прямо никак не указывает на солнце,а скорее на сырость,влагу,теневую сторону гор.Здесь,на наш взгляд,элементы культа божества Хаомы и одноимённого напитка,которые индийцы называли сомой.Обо всём этом -в том числе о саках-хаумаваргах можно ознакомиться на англоязычном сайте Encyclopaedia Iranica
У параллельного аварства Дагестана,должен был,также бытовать какое-то приношение в жертву каждого сотого,ср.ав. nus "нож; сто",при nusi "паутина"(синоним ав. диал. hum).
Мы не обнаружили солярного культа с иранскими терминами в ав.языке,но есть следы культа Хаомы. Наиболее распространённый вид свастики у аварцев это именно паутиннообразная,клубковая. Не представлены орлы,кони и пр. При культе Хаомы они вообще не нужны. Мифологический змей -уж называется "яйцо-змея",то есть опять "клубок".Когда пишут о жужанях.то нередко указывают,что их сравнивали со свернувшимся в круг червём.
Свидетельство о публикации №222060501662