Падение сценарий

1. ИНТ. КОМНАТА В КВАРТИРЕ ДЯДИ. ДЕНЬ.


Дядя сидит в кресле у окна и медленно постукивает кончиком карандаша о столешницу. Справа от него стоит кресло.  Марта нервно ходит по комнате и не смотрит на дядю.
 

ДЯДЯ
Марта, сколько раз тебе нужно повторять, что брак – серьезное дело! К нему нужно подходить ответственно и осознанно. А не бросаться в омут с головой и бежать за первого встречного.


МАРТА
Но он не первый встречный! Мы давно знаем друг друга. И я люблю Витю. Дядя, пойми, я хочу создать с ним семью.
 

Дядя поворачивается в кресле в ее сторону. Марта останавливается напортив него. Они несколько секунд смотрят друг другу в глаза.


ДЯДЯ
Марта, девочка моя, твой Виктор совсем не тот человек, за которого он себя выдает. Я наводил справки. Ты в курсе, что у него кредитные долги?


МАРТА
Ну и что? Сейчас вся страна в долгах!


ДЯДЯ
А то, что он не разведен тебя не смущает?


МАРТА
(удивленно смотрит на него)
Но этого не может быть! Дядя, ты ошибаешься! Витя любит меня, и хочет, чтобы я была счастлива. А ты – нет.
(она начала повышать голос)
Ты делаешь все, чтобы я страдала! Ты можешь назвать хоть одну уважительную причину, почему я не могу выйти за него замуж? Нет!
(она подняла указательный палец)


ДЯДЯ
Мартуля, успокойся, пожалуйста. Я просто хочу тебя предупредить, чтобы в будущем не было неприятных сюрпризов.


МАРТА
Ты хочешь, чтобы я страдала! Я и так всю жизнь страдала. Сначала погибли мои родители, потом надо мной издевались в школе. Меня вообще никто никогда не любил. И ты меня взял на воспитание из жалости!
(ее голос стал истерически дрожать)


ДЯДЯ
Девочка моя, ну что ты говоришь. Я тебя всегда очень любил, и хочу, чтобы ты была счастлива. Понимаешь? Поэтому пытаюсь уберечь тебя от необдуманных поступков.


Он встает с кресла и пытается обнять Марту. Она вырывается из его объятий и начинает задыхаться. Дядя отпускает ее и подходит к столу. Наливает стакан воды из графина и подносит Марте. Она хватает стакан и начинает жадно пить.

 
МАРТА
Ты не любишь меня! Ты ненавидишь меня! Тебе пришлось потратить свою молодость на мое воспитание, и теперь ты решил отыграться за это! Ты – эгоист! Я… я все равно выйду замуж!


В этот момент она бросает стакан в стену, осколки разлетаются по комнате. Марта выскакивает за дверь.



2. ИНТ. КВАРТИРА МАРТЫ. ВЕЧЕР.


Просторная комната с барной стойкой, на которой выставлен алкоголь, фрукты, закуски. Виктор вальяжно сидит на диване и пьет красное вино. Рядом с ним сидит муж подруги Марты. Они что-то весело обсуждают. Марта и ЛЕНА стоят возле барной стойки и делают коктейли.
 

ЛЕНА
Ты хорошо подумала над его предложением?


МАРТА
Господи, и ты туда же! Да что он вам всем сделал, что вы так против него настроены?


ЛЕНА
Ты всегда знала, что мне он не нравится. Он какой-то скользкий тип. Тем более твой дядя выяснил, что он даже не разведен.


МАРТА
Ну не сказал он мне об этом, ну и что? Мы же не завтра в загс идем. Успеет еще развестись.


ЛЕНА
А долги? Не думаешь, что он хочет с твоей помощью решить свои финансовые проблемы?


МАРТА
(резко)
Не думаю!

Она берет бокал и выпивает содержимое залпом.

ЛЕНА
Ладно, ладно, успокойся. Пойдем к нашим мальчикам.


Они берут бокалы и подходят к мужчинам. Раздают их и начинают что-то весело обсуждать. Вдруг раздается телефонный звонок. Марта берет телефон из кармана, подносит к уху. Она меняется в лице, бледнеет. Бокал выскальзывает из рук, падает и разбивается.


ЛЕНА
Что случилось?


Марта продолжает молчать. Она стоит и смотрит на осколки, по которым стекают алкогольные капли.


МАРТА
Дядя умер.
 

3. ИНТ. КАБИНЕТ СЛЕДОВАТЕЛЯ. ДЕНЬ.


Абсолютно аскетичный кабинет. Два стола, несколько стульев, шкафы с толстыми папками.  На столе у следователя стоит открытый ноутбук и также лежат различные документы. Марта сидит напротив него и теребит телефон в руках.


СЛЕДОВАТЕЛЬ
Когда вы видели дядю в последний раз?


МАРТА
Позавчера. Я приходила к нему поговорить, и мы немного поругались.


СЛЕДОВАТЕЛЬ
По какому поводу была ссора?


МАРТА
Это личное. К делу не имеет отношение.
СЛЕДОВАТЕЛЬ
(жестко)
Что имеет отношение к делу, а что нет – решать мне.


МАРТА
Он против моего брака с Виктором. Поэтому мы повздорили.


СЛЕДОВАТЕЛЬ
Почему он был против?


МАРТА
Ему не нравится мой жених. Он считает, что Витя для меня плохая партия, что он меня не любит и ему нужны только наши деньги.


СЛЕДОВАТЕЛЬ
Возможно, вы были слишком резки с ним, поэтому ему стало плохо. А помочь было не кому.


МАРТА
Он был жив, когда я уходила.


СЛЕДОВАТЕЛЬ
Дождемся результатов экспертизы. А пока вы свободны.


4. ИНТ. КВАРТИРА МАРТЫ. ВЕЧЕР.


Марта сидит на диване, обхватив ноги руками. Смотрит в одну точку. Виктор ходит по комнате, что-то говорит, пытается привести Марту в чувства. Но она его будто не слышит.


ВИКТОР
Что говорит следователь? Что произошло с дядей?


Марта не реагирует. Продолжает смотреть в одну точку.


ВИКТОР
(повышает голос)
Очнись же ты, наконец.
 

Он хватает ее за плечи и начинает трясти. Марта переводит взгляд на него и начинает нервно смеяться.


МАРТА
(с пренебрежением)
Что происходит? Ты меня спрашиваешь? Происходит то, что дяди больше нет! Нет единственного близкого мне человека! Понимаешь?
(голос начинает срываться на плач)
Я наговорила ему гадостей, обидела. Представляешь? Он хотел меня успокоить, говорил, что всегда меня любил и желал только добра. А я …
(она рыдает)


ВИКТОР
Марта, Марточка перестань! Не накручивай себя. Уже все равно ничего не вернешь назад. Тебе нужно успокоиться.
Марта вскакивает с дивана и начинает ходить по комнате, не обращая внимания на Виктора. Слезы текут по ее щекам. Он пытается обнять ее, но она отстраняется.


МАРТА
(продолжает плакать, голос срывается)
Замолчи! Это все из-за тебя! Я пыталась его убедить, что ты единственный и неповторимый, что мы любим друг друга, и оскорбила дядю. А теперь я никогда не смогу попросить прощения у него! Ты понимаешь – никогда! Он никогда не обнимет меня! Он больше не назовет меня «моей девочкой» и не сможет простить меня. Потому что он там, а я здесь.


ВИКТОР
Но это правда – мы любим друг друга…


МАРТА
Замолчи! Это ты во всем виноват! Ты!


Виктор снова пытается ее обнять. Но она вырывается и подбегает к бару. Хватает бокал и наливает в него виски. Выпивает залпом и снова наливает порцию.
 

ВИКТОР
Марта, прекрати! У тебя истерика. Выпей лучше воды.


МАРТА
(голос дрожит)
Уходи! Уходи из моего дома! Я не хочу тебя видеть! Не хочу!


ВИКТОР
Я не могу оставить тебя в таком состоянии. Тебе нужно успокоиться.


МАРТА
Уходи! Проваливай, я не хочу тебя видеть. Да, дядя, ты был прав. Ты как всегда оказался прав.


Она бегает по комнате и в истерическом шепоте повторяет одну и ту же фразу про правоту дяди. Виктор покидает квартиру Марты.


5. ИНТ. КВАРТИРА МАРТЫ. НОЧЬ.


Марта спит. Вдруг раздается телефонный звонок. Она не сразу берет телефон. Он продолжает звонить. Через несколько секунд нажимает кнопку «принять вызов» и слышит голос дяди. От неожиданности она подскакивает с дивана.


ГОЛОС ДЯДИ
Это ты убила меня. Ты виновата в моей смерти. Ты и только ты.


МАРТА
Алло! Кто это? Что за мерзкие шутки?


ГОЛОС ДЯДИ
Это не шутки. Это правда. Ты – убийца. Ты – убила меня.


МАРТА
(начинает нервно дышать и задыхаться)
Замолчи! Это неправда! Неправда! Я ни в чем не виновата! Дядя, поверь, я не хотела ничего плохого.


В трубке раздаются гудки. Марта зло бросает телефон на пол, зарывается в подушке и начинает рыдать.
 

6. ИНТ. КАБИНЕТ СЛЕДОВАТЕЛЯ. ДЕНЬ.
Через день марта снова оказывается у следователя. Она сидит напротив него и внимательно наблюдает, как он заполняет бумаги.
СЛЕДОВАТЕЛЬ
(равнодушно-холодным голосом)
Пришли результаты экспертизы. Вашего дядю отравили.


МАРТА
(удивленно)
Как отравили? Чем?


СЛЕДОВАТЕЛЬ
Пентобарбиталом. Это сильнодействующие снотворное. Передозировка может вызывать остановку дыхания или остановку сердца. В связи с этим ваша ссора с дядей приобретает совсем другие краски.


МАРТА
(возмущенно)
Вы что меня подозреваете?


СЛЕДОВАТЕЛЬ
(спокойно)
Мы проверяем все версии. А вы самый близкий его родственник. К тому же наследство все перейдет вам. Вот вам еще один мотивчик.


МАРТА
Да как вы смеете? Я люблю своего дядю. Да, немного вспылила, но я не убивала его. Он был жив, когда мы расстались.


СЛЕДОВАТЕЛЬ
Мы все проверим. Не переживайте. И если вы невиновны, мы это докажем. А пока распишитесь вот здесь. Это подписка о невыезде. И не покидайте пределы города, пока идет следствие.


Он лучезарно улыбается ей и протягивает подписанный пропуск. Марта растерянно забирает его и молча, выходит из кабинета.


7. НАТ. СКВЕР У ДОМА ЛЕНЫ. ДЕНЬ.


Марта приезжает к своей подруге. Они встречаются у входа в сквер. И медленно идут по дорожке.


МАРТА
(отчаянно)
Лен, они меня подозревают. Представляешь? Считают, что это я убила дядю. Но зачем? Зачем мне это надо? Я же любила его. Он меня вырастил, дал дорогу в жизнь.


ЛЕНА
(успокаивающе)
Не переживай все наладится. Они найдут настоящего убийцу. Просто это их работа подозревать всех. Тем более ты единственная наследница.
 

МАРТА
(шепотом)
Он мне вчера звонил.


ЛЕНА
Кто?


МАРТА
Дядя


ЛЕНА
В смысле? Он не мог тебе звонить, Марта. Он умер.


МАРТА
Но это был его голос. Я узнала его тембр, его интонации. И он говорил, что это я виновата в его смерти.
 

ЛЕНА
Но этого не может быть! Марта, пойми, дядя в морге. Он никак не мог позвонить. Может быть, это был сон?


МАРТА
(нервно)
Нет. Это было на яву. Это точно. Меня разбудил звонок телефона. Я четко слышала голос. Понимаешь?


Девушки останавливаются у скамейки. Марта поворачивается к Лене и хватает ее за плечи.


МАРТА
(задыхаясь, голос дрожит)
Пойми, я не убивала дядю, а он считает, что это я? Как мне с этим жить? Как?


Лена обнимает ее и гладит по голове.


ЛЕНА
Успокойся, пожалуйста. Тебе сейчас нужно быть в форме, не раскисать. Постарайся взять себя в руки. Я понимаю, тебе очень тяжело. Но я рядом всегда, я в любой момент помогу. Только успокойся. 


Марта садится на скамейку и смотрит перед собой. Лена стоит рядом.


МАРТА
Я должна найти убийцу и доказать, что я невиновата.
 

ЛЕНА
Ты сошла с ума? Как ты собираешься это делать?


МАРТА
А как это все делают? Искать свидетелей. Поеду к нему домой и буду опрашивать соседей. Или ты мне предлагаешь сидеть сложа дома руки?


ЛЕНА
Ты уверена?


МАРТА
Конечно. Это единственный шанс доказать свою невиновность.


ЛЕНА
Я поеду с тобой.
 

8. ИНТ. КВАРТИРА ДЯДИ. ДЕНЬ.


Девушки находятся в квартире. Марта ходит по комнатам, осматривает шкафы, столы, ящики. Лена сидит на диване и ждет, когда Марта закончит.


ГОЛОС МАРТЫ
Черт! Здесь ничего нет. Абсолютно ничего, что может указать на наличие посторонних людей в доме. Нет никаких документов, из-за которых его могли убить.
 

ЛЕНА
А, может, он сам отравился? Вдруг что-то произошло, и он решил нас покинуть? Ты не думала об этом?


ГОЛОС МАРТЫ:
Нет. Дядя на такое не способен. Он был здравомыслящий человек и мог справиться с любой ситуацией. Ладно, пойдем.


Лена встает с дивана и выходит из комнаты.


9. ИНТ. ЛЕСТНИЧНЫЙ ПРОЛЕТ. ДЕНЬ.


Девушки стоят возле двери одной из квартир.


МАРТА
Давай, ты наверх пойдешь. А я вниз. Встретимся уже на улице.


ЛЕНА
Хорошо.


Лена поднимается на следующий этаж. Марта остается на этом этаже и звонит в квартиру.


10. НАТ. ПЛОЩАДКА ПЕРЕД ПОДЪЕЗДОМ. ВЕЧЕР.


Лена сидит на скамейке и ждет Марту. Из подъезда выходит Марта и присаживается рядом.


ЛЕНА
Нашла кого-нибудь? У меня все по нулям. Никто ничего не видел и не слышал.


МАРТА
У меня тоже. Но только среди соседей дяди оказался врач – психиатр.


ЛЕНА
(удивленно)
И что? Он что-то знает?


МАРТА
(растерянно)
Нет. Но он мне предложил придти к нему на консультацию. Он считает, что мне нужна помощь.


ЛЕНА
(возмущенно)
Как он мог сделать такие выводы, видя тебя всего 5 минут?


МАРТА
Не знаю. Но он был очень убедителен. Я ему рассказала про звонок дяди.


ЛЕНА
Ты с ума сошла? Он теперь точно решит, что ты рехнулась! Хочешь, чтоб тебя в дурку упекли?


МАРТА
Ничего я не хочу. Я только хочу доказать свою невиновность.
 

11. ИНТ. КВАРТИРА МАРТЫ. НОЧЬ.


Марта лежит на диване и спит. Внезапно звонит телефон. Она протягивает руку к столику, стоящему рядом с диваном, и берет телефон.


ГОЛОС ДЯДИ В ТЕЛЕФОНЕ
Это ты убила меня. Ты виновата в моей смерти. Ты и только ты.


МАРТА
Кто это? Прекратите мне звонить!
ГОЛОС ДЯДИ В ТЕЛЕФОНЕ
Ты – убийца. Ты понесешь наказание!


В телефоне раздаются гудки. Марта бросает его на диван и зарывается в подушки.


12. ИНТ. КВАРТИРА МАРТЫ. ДЕНЬ.


Марта просыпается. Сонная, ищет телефон на диване. Берет его в руку и начинает искать контакты врача – психиатра. Звонит ему и договаривается о встрече.
 

МАРТА
Доброе утро. Это Марта.
ПАУЗА


МАРТА
Я бы хотела с вами встретиться.
ПАУЗА


МАРТА
Да? Хорошо. Когда вам будет удобно?
ПАУЗА


МАРТА
Отлично, я скоро буду.
 

13. ИНТ.КАБИНЕТ ВРАЧА-ПСИХИАТРА. ДЕНЬ.


Марта лежит на кушетке. Врач сидит на стуле рядом.


ВРАЧ
Расслабьтесь, успокойтесь, ничего страшного не происходит. Сейчас я погружу вас в сон, и мы попробуем понять, что же происходит с вами на самом деле.
 

МАРТА
(закрывает глаза)
Хорошо, я постараюсь.


ВРАЧ
(спокойным, умиротворенным голосом)
Когда я скажу пять, вы уснете. А пока представьте: вы идете по пустынному берегу, вам тепло и хорошо. Ветер ласково треплет ваши волосы. Вы чувствуете себя спокойно и счастливо. Вы слышите только мой голос. Один-два-три-четыре-пять. Вы в находитесь в квартире вашего дяди. Что вы видите?


МАРТА
Я хожу по кухне в поисках чего-то. Я не понимаю, что я ищу. Но мне страшно. Я боюсь, что сейчас войдет дядя и заметит мои действия.


ВРАЧ
Постарайтесь вспомнить, что вы ищите?


МАРТА
Я ищу алкоголь. Бутылку вина.


ВРАЧ
Зачем?


МАРТА
(испуганно, начинает нервно ерзать в кресле)
Я хочу подсыпать таблетки в бутылку вина. Боже мой!


Марта начинает сильнее нервничать и метаться.
 

ВРАЧ
На счет три вы проснетесь. Раз-два-три.


Марта открывает глаза и не понимает, что происходит. Она садится на кушетку и трет руками глаза.


МАРТА
Что произошло? Я что-то вспомнила?


ВРАЧ
Боюсь, вам не понравится мой ответ.


МАРТА
(непонимающе смотрит на врача)
Да говорите уже!


ВРАЧ
Вы вспомнили, что именно вы подсыпали какие-то таблетки в бутылку вина. Это вы убили своего дядю.


МАРТА
(вскакивает с кушетки и начинает ходить из стороны в сторону по кабинету)
Этого не может быть! Я не могла! Я любила дядю. Это ложь!


ВРАЧ
К сожалению, подсознание не обмануть. Вы просто не помните, как вы это сделали. Тем более в вашем состоянии забыть эту деталь очень легко.


МАРТА
В каком еще состоянии?


ВРАЧ
У вас биполярное аффективное расстройство.


МАРТА
(останавливается)
Что? Какое еще расстройство?


ВРАЧ
Биполярное. Если коротко – это хроническое заболевание аффективной сферы, характеризуется  наличием маниакальных и  депрессивных эпизодов. Например, вы слышали голос дяди в телефоне. На самом деле это проявление  психотического симптома: слуховые галлюцинации, когда вам кажется, что с вами говорил дядя, обвиняя вас в своем убийстве. И таких признаков депрессивной фазы я могу найти много. Вам нужно лечение.


МАРТА
(крича)
Я не лягу в психушку! У вас не получится упечь меня туда. Я докажу, что вы ошибаетесь.


Марта хватает свою сумку и выбегает из кабинета.


14. НАТ. КРЫША ДОМА МАРТЫ. ВЕЧЕР.


Начинаются сумерки. Марта выходит на крышу. Медленно идет к краю и все время бормочит себе под нос.
 

МАРТА
Этого не может быть. Я не могла убить дядю. За что? Это бред. Это полный бред. Они все сошли с ума. Зачем я отравила дядю.
(слезы текут по ее щекам)
Дядя, милый дядя, прости меня. Прости меня, если сможешь. Я не хотела. Я правда не хотела. Прости меня.


Марта подходит к самому краю и смотрит вниз. Ветер треплет ее волосы, слезы текут по щекам. И она делает шаг в пустоту.


15. ИНТ. КОМНАТА МАРТЫ. ДЕНЬ.


На диване лежит Марта и спит. Вдруг она резко открывает глаза и оглядывается по сторонам. Она не понимает, что происходит. Смотрит на часы на руке. Начинает искать телефон. Находит, берет в руки, включает.
 

МАРТА
(тяжело вздыхает)
Боже мой, неужели это всего лишь сон? Дурацкий сон. И дядя жив?


Марта подскакивает с дивана, одевается и выбегает из квартиры.


Конец.


Рецензии