История в лицах. Ибн-Сина

    Абу  Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Хасан ибн-Али ибн-Сина(Авиценна)
             (16 августа (сентябрь?)  980 г. - 18 июня 1037 г.)

Прозвища: Князь врачей, Первый мудрец,  Авторитет истины.
Титулы: Лидер среди мудрецов, Гордость страны, Великий исцелитель.
Происхождение: из Балха по отцовской линии, из-под Бухары - по материнской.
Места жизни и деятельности: Афшани, Бухара, Ургенч (Гургандж), Абиверд, Мерв, Нишапур, Тус, Горган, Рей, Казвин, Хамадан,  Исфахан.
Семья: отец Абдаллах, мать Ситара, брат Али Махмуд; по некоторым сведениям, имел в юности жену, скоро умершую.
Учителя, наставники: хатиб Убайд, Исмаил Захид, Абу Абдаллах Натили, Кумри, Масихи.
Друзья и ученики: Убайд аль Джурджани.
Визави:Бируни, Абу-Саид.
Покровители: Мамун II, Кабус, Сайеде-хатун, Шамс ад-Давл, Ала ад-Давл.
Гонители:
Современники: Гвидо д'Ареццо, Ярослав Мудрый, Константин IX Мономах, Мурасаки Сикибу,

Литература:
В.Смирнова-Ракитина.  Повесть об Авиценне.
В.Воскобойников.  Великий врачеватель.

Это занятие проходит в тесной связи с предыдущим "К югу от Великой Степи". Среди многих ярких имён, связанных с расцветом культуры Средней Азии и Закавказья в IX - XI веках, общеизвестно имя Ибн-Сины,  которого в русской традиции часто называют Авиценна.
Родом Ибн-Сина из небольшого селения близ Бухары Афшана. В те годы клонилась к концу мощь державы Саманидов, возникшей как отпавшая часть Халифата. Бухара - главная столица саманидских эмиров была крупным культурным центром, о котором до наших дней напоминает мавзолей Исмаила Самани.
Личное имя Ибн-Сины - Хусейн. Абу-Али - имя, данное мальчику в честь пророка Али, которого чтут исмаилиты - к ним относился Абдаллах ибн-Хасан.
Отец явно хотел, стобы сын вырос прославленным человеком, и дал ему длинное имя, включающее имена его деда, прадеда и даже прапрадедушки. Запомним: Сина - прапрадед учёного. О детстве Ибн-Сины мы знаем кратко,  но немало для того времени,  потому что он сам описал свою жизнь до 30 лет.
Отец был управляющим поместьем эмира, будучи родом из Балха на севере нынешнего Афганистана. Вначале он учил мальчика. Мать, Ситара, из здешних мест. Школу Хусейн посещал на протяжении 10 лет. Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда.
К десяти годам он прекрасно читал по-арабски,  знал Коран.  «Я выучил весь Коран. Теперь я могу задать свои вопросы?» К нему на дом приходил приезжий учитель Абу Абдаллах ан-Натили. Как и его отец, первый учитель был исмаилитом. Грамматике учил мальчика другой учёный человек, Исмаил Захид.
Уже в 14 лет он был признан одарённым в науке, превзошедшим своего учителя. Подросток с увлечением читал по-арабски Аристотеля и комментарии к нему Аль-Фараби. «... я 40 раз читал книгу «Метафизика» Аристотеля, пока слова не отпечатались у меня в памяти, но смысл некоторых понятий был неоднозначно скрыт. Я был в отчаянии и считал, что у меня нет пути познания этой науки. Однажды, возвращаясь из книжного базара в послеобеденное время я встретил странствующего продавца книг. Он держал в руке одну книгу и спонтанно предложил мне купить её. Я купил «Комментарии к «Метафизике» написанные Абу-Насром Аль-Фараби. Я прочитал книгу полностью по пути к дому. По истине, я нашел в ней ответы, и ранние трудности стали легки в понимании. Я стал очень счастлив от полученного знания. На следующий день, я отправился раздать милостыню путникам и нуждающимся, чтобы выразить благодарность Всевышнему за решение моей проблемы. Мне было всего лишь 17 лет...»
К занятиям медициной привлек Ибн Сину известный врач и автор основного медицинского учебника того времени - Абу Сахл Масихи. 
«Затем я пристрастился к науке врачевания , — говорится в автобиографии , — и стал читать книги посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук , и , конечно , я преуспел в ней в кратчайшее время так , что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных , и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления . что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет».
В 17 лет Хусейн вылечил от тяжёлой болезни правителя Саманидов, когда никто из придворных врачей не мог подобрать ему правильное лечение.  Хусейна назначили личным врачом правителя. Правда, через год эмир Нух умер, но его сын, новый эмир, оставил юношу при себе. Молодой учёный большую часть свободного времени  тратил на изучение книг в богатой дворцовой библиотеке. Он начал переписку с Бируни, который уже был известным учёным, будучи на семь лет старше. В зрелые годы Авиценна говорил, что к 18 годам он уже изучил всё, что можно, а в дальнейшем только дополнял эти знания.
В 999 г. Бухару постигла катастрофа - погром города во время его захвата тюркскими войсками Караханидов. Была уничтожена библиотека, эмир бежал на запад.
В 20 лет, он уже являлся автором нескольких книг:
Обширной энциклопедии.
Изданий по этике.
Медицинского словаря.
Отец умер в 1002 году. Ибн-Сину преследуют и обвиняют в ереси. Молодой человек вынужден бежать из Бухары. Весь его дальнейший путь странствий напоминает на карте полумесяц, выгнутый на юго-запад, по траектории Великого шёлкового пути из Средней Азии в Иран.
С этих пор он поменял много покровителей, встретил и друзей, и недругов, то возвышался при дворах, то был гонимым,  но всегда занимался наукой, врачевал и обучал других. А вот семьи не создал - говорят, что у Абу-Али была в Бухаре юная жена, но она то ли пропала без вести в случившееся лихолетье,  то ли вскоре умерла. Больше сведений о личной жизни учёного мы не имеем.
Судя по всему, перенеся много опасностей  в пути, Ибн-Сина приезжает в столицу Хорезма - Гургандж.
В Хорезме он работает вместе с Бируни. Туда приехал и его наставник Масихи. Хорезмшах Мамун в начале XI века был одним из самых просвещённый тогдашних государей,  ценившим учёность и пытавшимся сделать Гургандж её центром.
У хорезмшаха сложился кружок, который счасто называют Академией Мамуна. В него входили также визирь Сохейли, видные умы Среднего Востока Хаммар и Аррак.
Однако уже через несколько лет на Хорезме усилил давление правитель Газни грозный и тщеславный султан Махмуд. В 1008 г. он потребовал, чтобы Мамун отправил своих учёных к нему. С учениками вспоминаем его по легенде о гонораре Фирдоуси.
Ибн-Сина скрылся от посланцев Махмуда Газневи, пытавшегося приманить его к себе ко двору. Авиценна вместе с Масихи решил перейти через Каракумскую пустыню. Старший друг в пути умер от голода и переживаний, а его товарищ добрался до Мерва и далее.
В Нишапуре Ибн-Сина проводит диспут с известным философом Абу-Саидом. Был он и в Тусе и мог видеть Фирдоуси.
В Горгане его учеником стал Убайд, известный затем под именем Аль-Джурджани (по другой версии, тот происходил из Гурганджа, и стал учиться у Авиценны ещё там).
Новая остановка - Рей, где ему покровительстанет мать правителя Сайеде-хатун. Но всюду рыщут агенты Махмуда...
В 1016 году Ибн Сина остановился в Хамадане (бывшая столица Мидии).
Вылечив эмира от желудочного заболевания, он был назначен визирем, министром-советником. А Хорезм в следующем году стал добычей Махмуда...
Деятельность на государственности посту привела в конце-концов к недовольству Ибн-Синой чиновников, у которых он обнаруживается злоупотребления. Эмир в конце-концов распорядился выслать Ибн-Сину за пределы своих владений, но как гласит легенда,  через 40 дней сильно заболел и приказал вернуть его обратно. После смерти Шамс ад-Давла учёного обвинили в желании перейти на службу к его брату, который не признал нового  эмира, в Исфахан.
После наветов завистников Авиценна провёл четыре месяца в заточении. Конец этому положило занятие Хамадана исфаханским правителем, и в результате в ту же темницу попали гонители учёного.
Эмир Ала ад-Давл был повелителем Авиценны последние 14 лет его жизни (1023-1037). Исфахан, 100-тысячный город,  по своим масштабам тогда был сопоставим с Бухарой до конца Х в. Относительно спокойная жизнь позволила Ибн-Сине сосредоточиться на своих трудах.
В 1030 г. был завершён его врачебный "Канон"(«Ал-Канун фи-т-тибб»).
1 том: медицинская наука – описание острых хронических заболеваний, их диагностика, лечение, хирургия.
2 том: рассказы о простых лекарствах природного происхождения. 
3 и 4 тома: рекомендации лечения болезней человеческих органов, переломов тела. 
5 том: описание свойств сложных лекарств самостоятельного приготовления Авиценны, а также с указанием ссылок на древних врачей Европы и Азии.
Впечатляют познания философа о пульсе. Он описал в книге все его возможные виды и состояния. Авиценна стал первым врачом, давшим определение таким сложным заболеваниям, как чума, желтуха, холера. Исправление вывиха плеча обыкновенным надавливанием до сих пор носит название «метод Авиценны».
Темперамент человека по нему делится на горячий, холодный, влажный и сухой характеры.
До сих пор медики цитируют афоризмы Авиценны...
"Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва"."Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи".
В мае 1032 г. учёный наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. Он сконструировал радиальный астронимический инструмент для определения некоторых сферических координат светил
Есть его труды в механике (теория вложенной силы), в музыке (произведения по теории вокального искусства). Ему приписывают изобретение музыкального инструмента гиджака.
Всего насчитали 453 его книги разного научного направления. Далеко не всё дошло до нас...  Но всё же 274 его труда!
Согласно убеждениям Хусейна наука делится на три категории:
Высшая.
Средняя.
Низшая.
Он не был суфием и не сомневался в Боге.
"Душа похожа на стеклянный светильник, знание есть свет, дающий огонь, а мудрость Бога — масло. Если светильник горит, ты жив, если он погас — ты мертв".
Земля есть тело мирозданья, душа которого – Господь.
И люди с ангелами вместе даруют чувственную плоть.
Под стать кирпичикам частицы, мир из которых создан сплошь.
Единство, в этом совершенство. Все остальное в мире – ложь.

Стихи Ибн-Сина писал на фарси.

Тайн хранить не умеет глупец и бахвал,
Осторожность поистине выше похвал,
Тайна — пленница, если ее бережешь ты,
Ты у тайны в плену, лишь ее разболтал.

О том, что у тебя болит живот,
Больному говори – здоровый не поймет.

Душа, ты связана с желанием и страстью.
Спеши: мгновению обязана ты властью.
Любви не покупай, богатств, чинов не требуй,
Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.

(Перевод С. Липкина)

Его считал своим литературным учителем родившийся уже после кончины Ибн-Сины, но также работавший в Нишапуре и Исфахане Омар Хайям, который, как и Ибн-Сина, писал их для себя, для души. Стихами написаны и такие философские произведения, как «Трактат о любви», «Птица». Широко известна стала написанная по-арабски повесть  «Хай ибн Якзан» («Живой, сын Бодрствующего»).
Убайд аль-Джурджани, его любимый ученик, который провел с ним более 20 лет жизни, многое написал о своём устоде.

От праха чёрного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Долгие отлучки в походы правителя и, главное, набег на Исфахан войск Масуда Газневи, в результате чего был разграблен его дом, сильно ухудшили состояние Ибн-Сины.
«Мы умираем в полном сознании и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали». Он умер 18 июня 1037 г. от тяжелого заболевания желудочно-кишечного тракта, с которым ему справиться не удалось. Согласно завещанию, его имущество предназначалось бедным, а все рабы должны были быть отпущены. Сначала Ибн Сину похоронили возле городской стены Хамадана.
Считают, что спустя 8 месяцев после церемонии похорон его тело перевезено в Исфахан для погребения в мавзолее эмира. Но в Хамадане тоже показывают скромную гробницу, ныне помещённую за ограду  в мемориальном комплексе, воздвигнутом после землетрясения 1950 г., к 1000-летию со дня рождения Ибн-Сины по  мусульманскому календарю. 12 колонн мавзолея символизируют отрасли знаний, где проявил себя великий  энциклопедист.
Можно попытаться перечислить эти отрасли.
Есть и другие баснословные рассказы об учёном - например, как о чудодее. Существует легенда, что при жизни Хусейн создал снадобье, позволяющее жить вечно. Этот секрет он рассказал своему лучшему ученику. Когда же учитель умер, то молодой юноша пытался воскресить тело старца. Ему почти это удалось, но в последний момент, шокированный изменениями в теле ученого во время проведения ритуала, он выронил волшебный сосуд из рук и не смог завершить начатое. Помолодевшее вмиг тело снова перешло в состояние дряхлости.
Говорят, что он был в Хамадане влюблён в принцессу Ясмин и поэтому так и не женился.
Говорят, что он мог работать ночь напролет, временами освежая себя бокалом вина. Говорят, что в Исфахане его встречали, ведя по устланным по улицам коврам... Конечно,  за века сложилось много различных легендарных деталей великой жизни.
Вопрос ученикам: О чём свидетельствуют такие легенды?
Дополнительные вопросы: Абу-Райхан аль-Бируни также был величайшим учёным-энциклопедистом мусульманского мира. Он в основном провёл жизнь кабинетного учёного, подчинился Махмуду. Бируни прожил 75 лет, а Авиценна - всего 57. Как вы считаете, почему Ибн-Сина предпочёл для себя более трудную жизнь?
В XII веке работы учёного были переведены на латынь и стали известны в Западной Европе, где его стали называть Авиценной. А в XV веке труды Авиценны уже читали по-ирландски. Хотя Авиценна жил довольно далеко от Европы, на долгое время он стал самым известным европейцам восточным учёным.
Национальным достоянием его считают по крайней мере в трёх странах: Узбекистане, Таджикистане и Иране. Но учёный, писавший свои трактаты по-арабски, стал одинаково известен во всём мусульманском мире. Его многие века почитали в Азербайджане, Турции, Ираке. Более ста лет татарские дети читают сказку об Ибн-Сине Каюма Насири.
В Турции вышла сравнительно недавно монография «Ибн Сина – великий турецкий ученый»...
Есть два фильма кинематографистов Средней Азии - "Авиценна "и  "Юность гения". Также об Ибн-Сине снят иранский сериал и написана опера в Катаре.

Лев Ошанин
Вступление к роману в балладах "Талисман Авиценны"

В поэзии рифма бывает бесценна,
А закон консонансной рифмы таков:
Медицина рифмуется с Авиценной
Вот уже десять летящих веков.
С Авиценной рифмуется звездное небо,
Математика, музыка, солнце и тьма.
С Авиценной рифмуется быль и небыль
И поэзия даже сама.

Почему он внезапно ворвался в мой стих,
Этот мальчик, такой необычный и странный?
В десять лет уже знал он все суры Корана,
А в шестнадцать всю книжную мудрость постиг.
Кем хотел объявиться он?
Законоведом? Астрономом? Слагателем пышных поэм?
Не искал он путей к этим легким победам.
Он, посмевший однажды воскликнуть: — Зачем?
Навзничь падает воин, пронзенный стрелою,
Гаснет мальчик, еще несмышленыш совсем.
Умирает в слезах та, что жгла красотою,
Гибнет друг, самый близкий на свете…
                — Зачем?
Смерть приходит от капли змеиного яда,
От огня, что в груди не остудишь ничем,
От руки палача, от внезапной прохлады,
От ничтожной занозы, от жажды…
                — Зачем?
Люди, стрелки бессонных хронометров сверьте,
Если с вечностью вы принимаете бой.
Он пошел по земле развязать узел смерти
И того, кто посмеет, позвал за собой.
1976-1980


Рецензии