Морская компонента ядерной триады

В нескольких своих предыдущих материалах я рассказывал об этапах развития отечественного ракетостроения с использованием пусковых площадок с подводных лодок, как дизель-электрических, так и атомных. Почему у меня такой интерес к этой теме?  Просто бывших подводников не бывает,  а я три года служил начальником медицинской службы подводной лодки 611 проекта, а именно лодки этого проекта дали начало пускам первых баллистических ракет как с надводного, так и с подводного положения.  Нет, наши лодка не модернизировалась под ракетную, но я выходил в море на другой лодке, 629 проекта, которая имела на борту три баллистические ракеты. Это были первые шаги нашей морской компоненты ядерной триады.

Как известно, первая атомная бомба была сброшена на японский город Хиросиму со стратегического бомбардировщика. Именно такие самолеты являлись долгие годы единственным средством доставки ядерных боеприпасов.  Но такие самолеты имеют ограниченную скорость, и хотя летят высоко, но могут быть сбиты средствами ПВО - самолетами-перехватчиками. Со временем, когда авиационная техника совершенствовалась, роль воздушной компоненты уменьшалась. Хотя в США стратегических самолетов по-прежнему много.

Но в послевоенные годы все ведущие страны мира, обладающие ядерным оружием, стали уделять большее внимание баллистическим ракетам, имеющим значительно более высокую скорость и высоту полета, а также её дальность, и менее подверженные поражению средствами ПРО, которая развивалась параллельно со средствами доставки боеголовок, т.е. ракетами.

Вначале баллистические ракеты были только наземного базирования, стартовые их позиции были размещены по территории стран, имеющих ядерное орудие в шахтах. Но средствами как наземной, так и воздушной, а также космической разведки эти шахты могут быть обнаружены и уничтожены, если будет принято решение о начале ядерного удара по противнику.

В последние годы существования Советского Союза на вооружения поступили мобильные комплексы, размещенные как на автомобилях, так и на железнодорожных составах, которые могут постоянно маневрировать по стране. Насколько я знаю, подобных сухопутных комплексов наши противники не имеют.  Видимо, из-за значительной меньшей территории спрятать эти установки намного сложнее, по сравнению с Советским Союзом с его просторами в Сибири и на Дальнем Востоке.

Поэтому американцы, англичане и французы решила размещать свои стратегические ракеты преимущественно на подводных лодках.  Найти такую  субмарину на просторах мирового океана намного сложнее, и даже если она произведен пуск стратегической ракеты, накрыть её ответным ударом будет сложнее.  Поэтому одним из средств обнаружения и уничтожения подводного ракетоносца являются многоцелевые подводные лодки, которые охотятся за ракетоносцами и преследуют их.

Советские подводники, накопившие большой опыт плавания под водой в Северном Ледовитом океане,  в том числе всплытия во льдах и ракетной стрельбы из полыньи во льду, нашли выход.  Самые большие в мире подводные лодки типа "Акула" 941 проекта должны находиться преимущественно подо льдами, неся на борту 20 стратегических баллистических ракет, скрываясь от американских субмарин, экипажи которых не так исскустны в плаваниях подо льдами и хуже знают театр военных действий в Арктике.  Этих атомных ракетных монстров больше всего боялись американцы, поэтому после предательства Горбачева и подписания невыгодного нашей стране договора СНВ-1 именно "Акулы" первыми пошли на утилизацию, хотя срок их службы только начинался и они могли еще долго служить интересам России. Это показывает единственная субмарина этого типа "Юрий Долгорукий", которая стала опытным кораблем для испытания новых баллистических ракет  "Синева" и "Булава", пришедшим на смену "Сатане".

От «Синевы» до «Булавы»
Главным аргументом, который охлаждает пыл «ястребов» Пентагона и НАТО, продвигающих концепцию ограниченной ядерной войны, является «ядерная триада» России, состоящая из сухопутного, морского и воздушного компонентов.

В поддержании ядерного паритета атомные подводные ракетоносцы занимают особую роль, ведь они имеют большую автономность плавания и способны скрытно маневрировать в мировом океане, проводя запуски ракет из подводного положения или всплывая из-подо льдов Северного Ледовитого океана.

Для моряков-подводников Северного флота прокалывание льдов корпусом — не какая-нибудь забава, а учебно-боевая задача. Неожиданное всплытие делает их обнаружение и уничтожение до момента запуска ракет практически невыполнимой задачей для вероятного противника. Даже одиночный подводный крейсер с межконтинентальными баллистическими ракетами «Синева» или «Булава» крайне опасен для врага ввиду возможности нанесения стратегической инфраструктуре противника неприемлемого ущерба.

Стартовая масса ракеты «Синева» — 40,3 тонны. Максимальная дальность — 11547 км, а предельное отклонение от цели — 250 метров. Подводный пуск ракеты может осуществляться на глубине до 55 метров при скорости до 7 узлов, причем шестнадцать ракет могут быть запущены в одном залпе.

Ракета способна нести до десяти боевых блоков индивидуального наведения мощностью 100 килотонн. Бомба, сброшенная американцами на Хиросиму, имела мощность взрыва в 18 килотонн.

Однако, в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений и обязательствами по этому договору оснащение одной «Синевы» ограничено четырьмя боевыми блоками мощностью 500 кТ. Блок «Синевы» при этом не уступает боеголовке американской МБР «Трайдент-2» морского базирования (475 кТ).

Наши разработчики в ходе модернизации несколько уменьшили вес боевого блока, получив дополнительный ресурс по дальности и внедрив эффективные средства РЭБ. Носителями «Синевы» являются подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин», все они находятся в составе Северного и тихоокеанского  флотов ВМФ России. С учетом того, что ракетам с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) требуется большее время для подготовки к пуску («мокрый старт»), компоненты топлива токсичны, и ракета в целом сложнее в обслуживании, ВМФ России постепенно переходит на новейшую твердотопливную МБР «Булава».

Преимущества «Булавы»
«Булава» проще в обслуживании и обладает более высокой надёжностью, хоть и несколько уступает ракетам на жидком топливе по забросу массы груза и дальности. При этом «Булава» значительно превосходит ракеты с ЖРД в технологичности хранения и эксплуатации. Этой ракете не грозит разгерметизация баков, что является одной из самых серьёзных угроз при эксплуатации.

Носителями МБР «Булава» являются новейшие атомные подводные ракетоносцы «Борей» проекта 955. Фото этого ракетоносца на заставке.

Эта баллистическая ракета за счет снижения максимальной дальности и забрасываемого веса получила невероятное преимущество в сокращении «активного участка» разгона, став практически неуязвимой для ПРО противника. На различных этапах проверки МБР были проведены многочисленные испытания, в том числе запуски с подводных ракетных крейсеров Северного и Тихоокеанского флотов как из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке, так и в обратную сторону — атомная подлодка проекта 955 «Владимир Мономах» на одном из испытаний выполнила залповый пуск сразу четырех баллистических ракет «Булава», при этом стрельба велась по полигону Чижа в Архангельской области из Охотского моря.

Дальность «Булавы» — 9300 км. Круговое вероятной отклонение от цели составляет 120-350 метров. Стартовый вес несколько уступает «Синеве» — 36,8 тонн. Общий забрасываемый вес — 1150 кг. «Булава» способна нести от 6 до 10 боевых блоков индивидуального наведения с возможностью маневра по рысканию и тангажу по 100—150 килотонн.

По некоторым данным из открытых источников, изменился принцип разведения блоков. Если ранее баллистическая ракета выводила блоки в район цели методом «рассыпания» их над ней, то на ракете «Булава» применен принцип «виноградной грозди». В рамках межгосударственных соглашений с США Россия была обязана предоставить информацию о некоторых технических характеристиках ракеты «Булава», что наша страна и сделала в соответствии с международными договоренностями. Так что американцы знают, что Россия обладает всеми силами и средствами для гарантированного ядерного возмездия в случае ракетной атаки.

Очевидная фора
По мнению американских экспертов из National Interest, которых трудно уличить в симпатиях к нашему ВМФ, сам по себе забрасываемый вес и мощность боеголовки не являются главным аспектом для оценки МБР такой мощности. А вот возможность уклонения «Булавы» и трудность ее уничтожения на разгонном участке, когда её можно наиболее легко уничтожить со всеми боеголовками — фора, которая очевидна.

Пока двигатели работают и боеголовки не разделились, баллистическая ракета представляет собой крупную и хорошо вычисляемую системами РЛС цель. Ее сравнительно легко обнаружить и поразить. Мощное тепловое излучение двигателей позволяет эффективно наблюдать её спутникам оптической разведки, способным игнорировать средства РЭБ, используемые МБР. К тому же, на разгонном участке ракету сравнительно легко уничтожить осколочным или перспективным лазерным оружием.  Но вот если разгонный участок завершен, а боеголовки разделились и как на «Булаве» являются маневрирующими, уничтожить блоки практически невозможно.

Сразу после разгона выбрасывается и множество макетов-ловушек, надувных шаров из фольги, имитирующих боеголовки, а также облако дипольных отражателей, модули с активными средствами РЭБ.

Количество противоракет, которые потребуются для уничтожения всех боевых блоков и макетов-ловушек на фоне сильных активных и пассивных помех, должно быть огромным. Кроме этого, боеголовки достаточно прочны и жаростойки, они сконструированы для экстремального нагрева и давления при вхождении в плотные слои атмосферы — их не уничтожить осколочным или лазерным боеприпасом.

Потребуется использование кинетических высокоточных противоракет для прямого столкновения, которые стоят намного дороже одной боеголовки «Булавы». Напомним, один комплекс THAAD стоит около $2,3 млрд без РЛС. Стоимость РЛС AN/TPY-2 отдельно — $574 млн. Стоимость одной противоракеты более 21,5 млн долларов.

К тому же в «Булаве» реализовано маневрирование уже на разгоне — для кинетических перехватчиков комплекса THAAD, рассчитанного на обычные баллистические траектории это представляет большую сложность.

Уничтожение ракеты на разгонном участке до разделения боеголовок — приоритетная задача для американской ПРО. Поэтому наибольшую угрозу для морских МБР из подводных лодок представляют эсминцы НАТО с боевой информационно-управляющей системой «Иджис». Однако с эсминцами этого типа справятся наши боевые истребители, оснащенные ракетами «Кинжал» авиационного базирования и береговые ракетные комплексы «Бастион» с ракетами «Оникс»...


Рецензии