МоА-090 Календарь - 11. Шавуот
Пятидесятница, или на иврите Шавуот, впервые была у горы Синай на 50-ый день выхода евреев из Египта. И ознаменовалась она тем, что народу израиля было даровано через Моисея Десятисловие на двух скрижалях. Поэтому в иудаизме пятидесятница называется не только Шавуот, но и Праздник дарования Торы (Учения). Так почему бы и нам не насладиться гармонией структуры и внутреннего баланса 10-ти заповедей?
Десятисловие записано в: Исход 20-я и Второзаконие 5-я, главах. Коротко:
1. Я Господь, Бог твой.
2. Да не будет у тебя других богов.
3. Не произноси имени Бога напрасно.
4. Соблюдай день субботний.
5. Почитай отца твоего и мать твою.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не ври.
10. Не завидуй.
Структурно заповеди разделены на два блока: первые пять,— что нужно делать по отношению к Богу; и вторые пять,- что не нужно делать по отношению к человеку. Отчётливо видно, что каждый блок (скрижаль) начинается с наиболее важной заповеди и идёт вниз по значению.
Другими словами: самое главное иметь Богом Творца вселенной (1). Затем: не иметь со-богов, кумиров (2). Не злоупотреблять Его именем. Например я могу попросить хорошую работу, мотивируя тем что я верующий и поэтому буду вести себя ответственно (3). Далее, не работать в день покоя (4). И в конце: уважать родителей (5). Вы скажете: а как же родители попали в "Божью" скрижаль? Именно, родители даны Богом, и ради Него мы их уважаем, не зависимо от того, достойны ли они этого по нашему мнению.
И наоборот, стремление вверх, к богопочитанию, начинается с уважения к родителям. Если хочешь быть ближе ко Всевышнему, научись прежде всего уважать данные Им авторитеты (5). Затем постарайся соблюсти повеления Всевышнего; день покоя (4). Ещё важнее: не злоупотребляй Его именем (3). Уже большая высота, если никакие кумиры не играют в твоей жизни никакой роли (2). И наконец, ты научился доверять Всевышнему все уголки твоей жизни, руководиться Им (1).
Так же и в "человеческой" скиржали мера ущерба ближнему идёт сверху вниз. Максимум,- это убийство, то есть забрали всё (6). Меньший ущерб, когда мы отнимаем от партнёра его половину, прелюбодействуя (7). Затем, когда присваиваем чужое имущество (8). Ещё меньший вред наносим словами, ложь (9). И самый малый вред от наших помышлений зависти (10).
И наоборот, стремление не грешить начинается с мыслей. Даже и не думай о грехе (10). Тем более не говори зла (9). И тем более не делай зла; кража (8). И уж конечно не греши в сговоре; блуд (7). И ни в коем случае не убивай (6).
Эти две скрижали образуют баланс богопочитания и человеколюбия, что объединяется в праведность, как две стороны одной медали. О чём говорил Иисус: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим... Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждаются весь закон и пророки». (Матфей 22)
Свидетельство о публикации №222060500572