Миражи - Вера Холодная

               
 Взгляд  Веры  Холодной  напоминает  улыбку  Джоконды  -
                Он   столь  же  загадочный.
               
                Писали  ее  современники.
      Я люблю  слушать,  как  поет  Клавдия  Шульженко,   видел  ее  на  сцене,  много  читал о ней ….  Меня  заинтересовало   то,  что  она  хотела  стать  знаменитой  актрисой,  как  Вера  Холодная.   Загадочная  фамилия!  Почему  я  ее    не знаю?  Подумал и  вам,  будет  интересно  узнать  о  талантливом  человеке. 
     Работа по поиску   началась  как  обычно.  И  в  то же время  -  внутри  с  тревожным  ожиданием.  Обратился  к  интернету.   Нашел. Читаю.  К  моему  удивлению  -   Вера  Холодная,  для   своих  почитателей,  стала   святой  (то есть  жертвой!) – кино,  поэтому – то  имя  ее не забыто.  Ее  жизнь  была  похожа  на  длинный  рулон кинопленки.  Киноателье  Харитонова,  гнало  фильм  за  фильмом.  Она,  как  писали  кинокритики,  оказалась  вмонтирована  в  годы  войны:  1914 год  -  1919 год.  Этого  мало!  Подумал  я.  Ищу.
       Смотрю  на  экран. Нашел  материал  -   Вера  в  последних  классах  гимназии  играла  в  любительских  спектаклях.  А однажды  - шел 1908  год  - на гастроли  из  Петербурга  в  Москву  приехала знаменитая  Вера  Федоровна  Комиссаржевская.  Давали «Франческу    да Римини»   итальянского  писателя.  Вера   была  потрясена   игрой  актрисы.  Как она  вспоминала:  «С   того  вечера  я  заболела сценой!» 
     Мышкой  двигаю   дальше,  читаю: -   В 1910 году  Вера  окончила  гимназию  и  на  выпускном  балу  познакомилась  с  молодым  юристом  Владимиром  Холодным.  Они  танцевали.  Владимир  отправился     с  девушкой  гулять, читал  ей  стихи  Николая  Гумилёва.  Вера  не знала  их,  и  слушала,  затаив  дыхание.  Владимир  читал,  читал.  Они    начали  встречаться.   С помощью  стихов  он  влюбил  Веру  в  себя.  Так  Вера  Левченко  стала  Верой  Холодной,  фамилия  похожая  на  псевдоним.
     Последующие  находки,  придали  азарт!  -   Когда  появились  кинотеатры.  Вера  не  пропускала  ни  одного  нового  фильма.   И вот,   смотрит  фильм    с  Астой  Нильсон.   Веру поразила  ее  естественное  поведение  перед  камерой.  Она  не заламывала  рук,  не  закатывала  глаза,  не запрокидывала  голову.     С  каждым  новым  просмотром  фильмов, она  заметила,     игра  артистов на  экране  менялась.  Режиссёры  стали   понимать  –  что преувеличенная   мимика и  карикатурные   жесты   не  обязательны      в  немых    кинокартинах.
       Читатель  спросит,  зачем  я  о  ней  пишу?  Да  все  просто  -  мы,  кто  пишет,  как  археологи,  вскрываем  культурный  слой  жизни  людей.   Как  археологи  перетираем  пальцами, страницы  книг.       При работе  теряется  ощущении  времени.  Все  отступает  перед  вечной  красотой.  …  Это  круто!
    Читатель!  У  меня  появился,    успех  в поиске.  Читаем!   -  Однажды,  как и всем  молодым,  ей  пришло  в  голову  -  почему  бы  не попробовать,  себя  в  качестве  киноартистки?  Первый  опыт  был  неудачным.  При просмотре  отснятого  материала  режиссёр  Гардин  воскликнул:  «  Ничего  у  нее не выйдет!»  Убийственный  диагноз.            
     Жизнь  не  стояла  на  месте.  В  клубе  «Алатр»  Вера  познакомилась  с  Ханжонковым .  В  отличие  от  Гардина,  увидел  в  лице   молодой  женщины  нечто  завораживающее.   А  режиссер   Евгений  Бауэр  понял,  что  Вера  Холодная  -  просто  находка,  «натурщица» небывалой  красоты.  Притом с  готовым  сценическим  именем.  Сразу    поручил  ей  главную  роль  в  своем  фильме  «Песнь  торжествующей  любви»,  по  повести  И. С. Тургенева.   Сначала  Вера  испугалась  играть  серьезную  роль,  экран   часто  искажал  черты,  но  ее убедили, попробовать, она согласилась.   Ей не пришлось ничего  играть,  она     сама была  замужем. 
                -  Я  извиняюсь!   Именно в  этом  месте,  мне  захотелось  сделать  пометку  на  полях:                -  оно,   охарактеризует   Веру   Васильевну  как  жену:  1915 год.  Август  месяц.  В это время  она  получила    известие   о  том, что  ее  муж Владимир  Холодный  тяжело  ранен  под  Варшавой.  Она  взяла  у  Ханжонкова отпуск.  Отправилась  на  фронт. В  госпитале  Вера  не  отходила от  мужа.   И, с  Божьей  помощью,   выходила  мужа.  Поручик  Холодный  получил  награду  -  Георгиевский  крест  и  шпагу  с  золотым  эфесом.  Выздоровев,  отправился  на  передовую.  Это  русский   характер.   Продолжим.
       Постепенно  она  слилась  с   образом  тургеневской героини – верной  жены,  которую  посредством   музыки  гипнотически  пытаются  соблазнить  друг  дома.  У  нее  получилось!  Критик  В. Веронин   в      1917  году  писал  о  Вере,  что  «артистка  импровизировала  игру,  режиссер  импровизировал  артистку».   «Песнь  торжествующей любви»  считается  одной  из  лучших  российских  дореволюционных  картин.  Зрители,  привыкшие  аплодировать  в  театре. По  окончании  фильма,  в   зале  вставали,  провожали   овациями   каждый  фильм,  с  ее участием.
    Я  стал   просматривать  старое  немое  кино.  И  растерялся,  прошло  100 лет,  фильма  с  участием     Веры  Холодной  не  нашел.  Как  мне   теперь,  артиста    описать,   в   образе,  действие?   Задумался,   закрыл  компьютер.  Мысли  меня  медленно  возвращали  в  прошлое.  В  памяти  всплыл  образ немого  кино  - «Чарли  Чаплин!»  Этот  человек  фейерверк. Его  походка,  тросточка.  Его  четкие движения,  смотришь,  будто  он  тростью  пишет  в  воздухе  крупными  буквами  слова!  Читайте  по  губам!  В  зале  звучала  живая  музыка.  С   первых     секунд  становилось   все понятно.  Как  все  было.  Зрители   смеялись!  Все  крупным  планом.  Понял – надо писать  о  человеке!
        Да!   Константин  Сергеевич  Станиславский  пригласил  Веру  Холодную  в Художественный  театр,  предложил  роль  Катерины  в  «Грозе». Для  многих  артистов  это  было  мечта.  Холодная  не  знала,       как  ей  поступить.   В театре над  одной  ролью  работают  год. А  потом  на  сцене   играют  одно  и  то же  десятки  раз.  Она  сравнила  театр  и  кино.  Поход  зрителя  в  кинотеатр,  напоминает  поход   в   картинную  галерею.  В  кинозале  на  экране  последовательно  проходят  кадры.  Люди  оживают.       Живут  интересной  для  зрителя  жизнью.  За  год  ее  снимают  в  десятке  различных  ролей.  Любовь  к  кино  пересилила.
       Читаю  новый  материал.  В  стране  война,  революция.  Жить становилось  тяжело.  Ну  и?  Вера  Васильевна, когда-то  в  детстве  шила  платья  куклам.  Жизнь заставила  все  вспомнить,  она  стала   кроить  платья    для  себя,  портниха  сшивала  ткань. Это удивительно!  Вы посмотрите на фотографию  -  правильно.   Шляпы Вера  делала сама.   Прически  перед  съемкой  делала  сама.  И самое  главное,  вы    не поверите  -  духи  для  себя  изобретала.  Смешивала  популярные   «Роз  Жасмина»  и  «Кеши».       Прямо  на  коже  руки. Получала  неповторимый  запах,  которого  не было  ни  у  кого.
     Азарт  поиска!  Ночь,  работаю.  Новая  страница: 1915  год.  На  пороге   дома  Веры Васильевны  появился   Александр  Вертинский.  С  конца  1914 года    он  служил  санитаром  поезда,  курсировавшим  между  фронтом  и  Москвой,  получив  ранение,   оставил  службу.  Вертинский  был  знаком  с  Верой,      ее  мужем  по  клубу  «Алатр».  Вошел, поздоровался,     протянул  Вере руку  и сказал: «Я  привез  Вам  письмо  от мужа».  Принес  радостную  весточку.    После   этого,  он  часто  заходил  к  Вере   Васильевне.  По  словам сестры  Сони,   он  садился  на  стул  и  молчал.  Потом  пытался  петь,  но  его  песни  не  вызывали   у  Веры  ни каких  чувств.  Она  занималась  своими  детьми.  У нее их  было  двое. В  1912 году она родила  дочь  Евгению,  потом  удочерила  девочку  Нонну. Ей самой  всего  было  21 год. 
Однажды,  когда  она   играла  с детьми,  Вертинский  запел, своим   необычным   голосом:
      «Ах, где же  вы, мой  маленький  креольчик,
       Мой  смуглый  принц  с  Антильских  островов,
      Мой  маленький  китайский  колокольчик,   
     Капризный  как  дитя,  как песенка  без  слов?» … 
Вера  встала,  посмотрела  на  Вертинского,   на  детей.  Видимо  среди  них  она  увидела  себя.  Вера  с  ранних  лет  научилась  читать.   С возрастом  предпочитала  книжки  о  морских  приключениях. Она       себя  чувствовала  флибустьером,   черным   мстителем  испанских  морей!   Она  захлопала в  ладоши,   почувствовала  в  нем  талант.
    Вера  попросила  директора  Театра  миниатюр  М. А.  Арцыбушева  устроить  выступление  Вертинского.  Там  и  засияла   звезда  печального  Пьеро.
    О  грустном.  Я  даже  вздохнул,  понимаю -  надо.   В  1916  году  муж  вернулся  с  войны  инвалидом.  Владимир  Холодный,  когда  уходил  на  фронт,   жена  для всех  была  просто  Вера.  Через  два года.  Когда  он  вернулся  -  она  стала  королева  экрана.  Критики  писали: - У  Веры  Холодной  на  экране -   глаза  кажутся  иконописными.  Кино  стало  доступно  многим.  Экран  растиражировал  образ Веры  Холодной.  Она  вошла  в  сердце  каждого  зрителя.   Многие  полюбили  кино.  Кинокритики  писали: «Неужели подобную  художественную  красоту нельзя  сохранить?  И она  погибнет,  изорвавшись  по  театрам?»  Увы,  так  все  и  случилось.
     В  июне 1918 года.  В  Москве,  в  ателье  Харитонова,  сняли  последний  фильм  с  участием   Веры:  - «Мещанскую  трагедию».  Труппа  уехала  на  юг.  До  Одессы  добирались  8  суток.  Одесса  была  оккупирована  немецко – английскими  войсками.  Пошли гастрольные  концерты.  Жила  она  в     гостинице   «Бристоль»,  на  Пушкинской  улице.  Ее  гостиный  номер  -  так  же,  как  в Москве, -    мгновенно   превратился  в  репетиционную  залу.  Мать  ее,  Екатерина  Сергеевна,  вместе  с дочерью  Надеждой, младшей  Соней  и  внучкой Женей сняли  частную  квартиру.  Съёмки  шли  своим  чередом.   Война, не хватало  пленки.
       Вера  Холодная  не  только  снималась  в  кино,  она участвовала  в  концертах.   8  февраля  1919 года Вера  Холодная  приняла  участие  в  благотворительном  концерте.   По  воспоминаниям  администрации  гостиницы,  Вера  Васильевна  плохо  себя  чувствовала.   Но не отказалась  от выступления.  В  гостинице  было  холодно.   Мать  перевезла  ее  к  себе,   на   квартиру.  Веры  Васильевны  становилось  хуже,  ее лечили   одесские   медицинские  светила.  Однако  спасти  ее  не  удалось.  16 февраля 1919  года  ее настало.  Газеты  написали:  Вера  Холодная  умерла  от «испанки».  В  подтверждении  этому  заголовку,  в  газете  написали:  «Вчера  в 4  часа ночи   при  огромном  стечении  публики,  состоялся  вынос   тела  Веры  Холодной…»  Позднее  в  газете  появился   странный  заголовок: «Смерть  при  загадочных обстоятельствах!»  Похоронили  Веру  Холодную   в  Одессе. 
      Я  прочитал,  что  где -  то  сохранился  фильм  с  участием  Веры  Холодной  «Миражи»?  Мне  захотелось  найти  его  но,  получил  ответ «Кино фабрикант  Харитонов  эмигрировал  на  запад  и  увез        с  собой  кинопленки,  там  они  и  затерялись». 
      Смерть  в  1919  году  вырвала  королеву  с  экрана.  Но  это  Одесса!  Одна  за  другой  стали  рождаться  версии   об  убийстве  актрисы…?   Существовали  версии,   согласно  которым  артистка  была    непосредственной  участницей   эпохальных  событий!?      
     Со  временем  Вера  Холодная  ушла  в  тень,  вместе  с эпохой.  Для   многих  из  нас  она  -  незнакомка   немого  кино.


Рецензии
Добрый день, Алексей! Спасибо большое за интересный рассказ о Вере Холодной. С удовольствием прочитала историю её личной жизни и работе в кино. Очень жаль, что она умерла так рано. Болезни не жалеют никого.
С уважением,

Людмила Каштанова   20.02.2023 14:55     Заявить о нарушении
Как хорошо, что сохранилась фотография.По её лицу видно, что эта женщина умела любить.

Андрей Жунин   20.02.2023 16:26   Заявить о нарушении
Согласна. Про неё был поставлен фильм "Раба любви".

Людмила Каштанова   20.02.2023 16:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.