Люди играют роли
1
Прошло почти три месяца с моего возвращения в город Л. Живя у старшего сына Глеба, я попросила его замолвить за меня словечко перед младшим Герой, чтобы тот разрешил увидеться с внучкой Мирой. Братья изредка перезванивались и виделись. Узнав, что только вчера они трудились на даче, я напомнила старшему о своей просьбе.
- Я и не вспомнил об этом.
У меня нет привычки ругать людей, забывших о моих наказах: стало ясно, что о себе нужно позаботиться самой. Такой люфт во времени - три месяца - я позволила себе, потому что и так не видела, как осуществить эту идею. Мира жила у сватов в деревне в двадцати четырёх километрах от райцентра, до которого автобусом два часа езды. До деревни на такси - пятьсот рублей. В общем, дорога туда-обратно стоит почти две тысячи.
Но если бы там ждали! Увы, последние три встречи состоялись после моего обращения в опеку. И то в третий раз меня не пустили в дом из-за ковида сватьи. Я не видела внучку почти восемь месяцев. Мире было уже полтора года: месяцы её роста и расцвета прошли без моего внимания и участия, я не могла с ней играть, гулять, обнимать и целовать. В моих глазах это была страшная жестокость со стороны сватов. Я-то ведь не подала на них в суд, сын Глеб просил потерпеть, мол, потом всё образуется, будешь видеть внучку.
И вот я уже три месяца жду, когда сын Гера позовёт на встречу с малышкой: её ведь привозят в город к нему. Но тишина. Я дала возможность сыновьям позаботиться о встречах бабушки с внучкой, они не позаботились. А в это время у меня были свои доводы не проявлять активность. Во-первых, зима. Во-вторых, спина (после катания с горки с дочкиными детишками). В-третьих, ненависть к сватам, лишившим меня радости общения с малышкой. Сватья, получив декретные вместо умершей дочери, безраздельно завладела правом на внучку. А я, как подзаборный пёс, не допущена к этому празднику жизни.
И вот наступила весна. Спина прошла. Никто пальцем для меня не щёлкнул. А разрушительная ненависть копилась во мне. Я не могла простить сватов, пока не устранена причина ненависти - разлука с внучкой. Что ж: если Магомет не идёт к горе, то гора идёт к Магомету.
2
Написала в ватсапе сыну Гере:
- Когда ты организуешь мне встречу с Мирой?
Он ответил сразу:
- Никто тебе ничего организовывать не собирается. Звони им и договаривайся.
Вот неожиданность! Я-то думала, что полгода назад меня выгнали навсегда!
Я позвонила сватье: она сбросила вызов. Позвонила её младшей дочке-студентке Ане: тоже сброс. Позвонила внуку сватьи - Никите:
- Мне никто не отвечает. Тогда я просто приеду сама повидать внучку.
Парень, который живёт у моего сына (пасынок), сухо ответил:
- Вы не девочка семнадцати лет, сами принимайте решение, что вам делать.
Я написала Гере, что "культурная" сватья не отвечает мне, "хамке". Через немного минут перезванивает сватья и назначает мне день - в среду. Быстро Гера сработал с тёщей!
3
Я спросила Геру:
- Что привезти Мире?
- Коляску сидячую и йогурты - она их любит.
И тут мне позвонил старший, Глеб, с претензией:
- Опять ты скандал затеваешь и имя моё приплетаешь!
- Я всего-то сказала Гере, что просила тебя замолвить за меня словечко перед ним! Гера заказал для Миры коляску сидячую.
Через некоторое время Глеб перезвонил:
- Самые дешёвые коляски - пять тысяч. Заказ через интернет.
- Слишком дорого! Мне ещё месяц жить до пенсии! Поищу по магазинам подешевле!
- Вот цена твоей любви к внучке! Денег жалко на коляску! Везде твоё я во главе! Твой эгоизм!
Гера с братом тоже поработал!
Мне повезло: нашла коляску за две тысячи. И вот в назначенную среду я на автовокзале. Оказывается, два утренних рейса отменили. Вообще, всего несколько рейсов оставили. Приезжаю в деревню в 13-30. Стучу в дверь, кричу в окна - тишина. Понимаю, что опоздала: сватья говорила, что в час Мира засыпает. На улице ветер, накрапывает. Я в лёгкой куртке: думала же, что весна! Пищу Гере:
- Не открывают.
- Стучи!
Стучу громче и настойчивей. Наконец, сватья выходит из сеней:
- Надо было раньше приезжать! Автобуса не было? Вы в интернетах лазаете, что ж расписание не уточнили? Мира спит. Ждите на улице, - и заперлась снова.
Дождь хлестал уже вовсю, подстегиваемый холодными порывами ветра. Я спала мало: ночью приехал Глеб с коллегой из командировки, пока готовила ужин, пока убиралась. Заснула под утро. Поэтому я решила нанесённое мне оскорбление использовать с пользой: легла в беседке на кровать, застеленную ковром, прикрылась детским одеяльцем из коляски и подремала с часок. От холода захотелось в туалет. Пошла во двор. Вернувшись, застала сватью на улице. Думаю: она подумала, что я ушла с концами, вот и вышла смело.
- Мира ещё спит, - сурово произнесла бабка (она, правда, моложе меня лет на десять).
- Дайте же войти в дом!- с напором произнесла я. Конечно, я не думала, что мой напор произведёт на неё впечатление. Я уверена была, что на каждом шаге она будет мне препятствовать, но так, чтобы отчитаться потом Гере, что скандалила я. Поэтому я провацировала её на прямой отказ.
- Можете войти в дом, - повторила она за мной: не подготовила свой ответ, думая, что я ушла.
Через некоторое время послышался голосок малышки, непонятно из какой комнаты. Сватья зашла в одну из них в открытую дверь и стала усыплять девочку. Потом легла с ней рядом, так как девочка не хотела лежать, и уткнулась в телефон в какую-то игру.
- Может, Мире пора вставать? - прошептала я.
- Ты что, издеваешься? Она спит столько, сколько хочет! - также шепотом возмутились сватья.
- Это вы издеваетесь! Мне через час уже уезжать, чтобы не опоздать на последний автобус!
Я вышла из комнаты и мельком увидела кружку с кофе или чаем на столе в кухне, где до этого сидела сватья. Мне не предложила. У меня уже начиналась головная боль и сухость во рту, но просить у этой жадины чаю было противно. Да и не дала бы, я думаю. Слишком вызывающе вела себя при мне. На каждом шаге она подтверждала моё мнение о ней, как о гадком человеке. Но - внучку она любила и заботилась о ней, и сын Гера прощал ей всё.
Вдруг сватья принесла в комнату Миру:
- Вы же просили!
Ребёнок прятал лицо в плечо бабушки, но с любопытством оттуда выглядывал.
- Не подходите! Не пугайте ребёнка! Она вас полгода не видела! - строго приказала сватья. Она понесла девочку на кухню покормить, я села напротив и стала играть привезёнными йогуртами:
- А мы пришли в гости! А что это за девочка? А как зовут эту милашку? - и так далее.
Наконец, Мира не выдержала и потянулась ручками ко мне. Сватья перенесла Миру в залу, где на ковре лежали игрушки в бесчисленном количестве. Я начала сажать мягкие игрушки себе на голову, откуда они немедленно падали на ковёр. Девочка была в восторге и вскоре слезла с бабушкиных рук и начала подавать мне игрушки, пальчиком показывая на мою голову, чтобы я вновь и вновь водружала их туда. Они падали, а мы смеялись. Опыт общения с пятью внуками пришелся кстати.
Послышался сигнал подьехавшего такси, и я побежала к выходу под удивлённым взором Миры, которую сватья держала на руках. Девочка не показала ни одной отрицательной черты передо мной: ни капризов, ни криков. Золотоволосый тихий ангел!
4
Написала сыну Гере, что поездка прошла нормально. Получила ответ:
- Я с тобой ещё не начал разговаривать.
Оказывается, мы в ссоре! Дома приняла несколько таблеток цитрамона, поела плотно. А назавтра на весах потерялось два килограмма. Начало першить горло. Целый день брызгала его каметоном, полоскала содой с солью: вчерашнее лежание на улице дало о себе знать.
Поэтому ни в следующую среду, ни через среду я не договаривались со сватьей о поездке. Стояли холод и дожди. Снова мерзнуть на улице я не собиралась: незачем подвергать здоровье риску к радости злых жадюг. Через три недели после 4 мая позвонила вечером сватье. Сброс. Через пару часов - вновь сброс. Никто не перезвонил. Наутро в среду звоню: вновь сброс звонка. А мне и на руку: после обеда на даче включение воды - по средам в этом месяце. Спокойно залилась водой и полила грядки.
Написала сыну, что на три звонка его тёща мне не ответила. Как договариваться, если она звонки сбрасывает? Через время сын шлёт новый номер. Сразу трубка поднята и разрешено в любой день приехать, кроме выходных, но предварительно позвонить. Говорю:
- Вот я и предварительно звоню на завтра.
Не спрашиваю, что привезти, просто покупаю иммунеле и еду в 6 утра. Понимаю, что она ищет повод обвинить меня в чём-то или я сама откажусь от поездок из-за невыносимости условий. А сын-то всё же хочет, чтобы я навещала Миру, и "строит" тёщу. Приходится ей идти навстречу зятю: он же кормилец, платит ипотеку, у него живут и её дочка Аня, и 17-летний внук.
Вообще-то я могу понять сына, почему он не оставил дочку у себя, а отдал в деревню к бабке. Целую неделю работает спокойно. Дома ждут его пасынок и сестренка жены Аня: он как отец для них. В субботу - двухчасовая прогулка на машине с ними в деревню. Едешь себе по просторам: поля, посадки, небо, облака. И приезжаешь к Мирочке спокойный, умиротворенный, любящий. Все проблемы оставляешь за спиной. И встречают тебя мать, отец - правда, не твои, а умершей жены. Но ощущаешь себя в семье, членом семьи. Заезжаешь на кладбище, кладешь цветы на могилку жены - и как будто и нет утраты: ты по-прежнему погружён в её семью, где растёт маленькая твоя отрада - Мирочка.
5
Наутро вышла из дома в 6 утра. Для надёжности решила сократить дорогу и пошла по другому проезду между домами. Обошла длинный забор школы и почти вышла на трассу. Встречный пешеход женщина сказала, что я вышла не на ту трассу. Я не поверила и пошла дальше, Вышла так далеко от автовокзала, что пришлось почти бежать пару остановок, чтобы успеть к отходу автобуса. Как вообще это произошло? И в свои 65 лет я не могу уже бегать. Но успела!
И вот я у дома сватьи. Дверь не заперта! Внучка опять прячется в плечо бабки. Я начинаю играть на ковре игрушками, звенеть своими колокольчиками, играть на игрушечной пианинке. Мира присоединяется ко мне. Опять показывает пальчиками на мою голову, чтобы игрушки падали оттуда. Колокольчики на шнурке крутит вокруг ладошки, они в воздухе позванивают, а я учусь этому вращению у малышки. Раньше я всегда придумывала, как буду играть с детками. Тут же Мира показывала мне свои заделы.
В этот раз сватья не стояла над душой, а пропадала на кухне. Наконец понесла туда Миру кормить. Мои иммунели опять оказались не для Мириного возраста. Сватья начала кормить рисом и котлеткой малышку и сказала мне:
- Положите себе тоже, вон тарелка.
Эврика! Перед поездкой, когда сватья не отвечала на звонки, я сыну всё высказала: и что простудила горло, потому что меня она не впускала в дом полтора часа, и что стакана воды не предложила. Я ведь думала, что и он против моих посещений, поэтому не оставила негатива за пазухой, всё выплеснула. И вот пошли результаты.
Мира стала тянуть руки ко мне: оказывается, захотела, чтобы я её кормила у себя на ручках! Потом мы пошли гулять: вдруг на улице стало даже жарко. Я скатилась со стожка сена, и Мира пальчиком показывала, что она тоже должна скатиться. Еле отряхнула себя и малышку от сухих листьев и трав. А когда катала Миру на коляске, девочка приподнялась вверх, и я догадалась, что она просит её поцеловать. Так несколько раз поцеловала малышку в губы. Не могла позволить себе дать больше ласки. Сама была скована: девочка меня не помнила.
Когда вернулись с прогулки, точнее, когда Мира увидела на улице ту бабулю, обрадовалась и потянулась к ней. Мы и зашли в дом:
- Наверно, Мира пить хочет
Сватья дала внучке сок с трубочкой и спросила меня:
- Вы чай пить будете?
-Да.
- Тогда поставлю вам чайник.
И через некоторое время:
- Идите пейте, я навела вам чай!
Ну просто чудеса! Ни на одну секунду я не поверила в проснувшуюся вдруг доброту сватьи. Она выполняла все пункты, предьявленные мной сыну. Но как легка и приятна атмосфера дружелюбия, пусть даже и разыгранная артистами. Поговорив по телефону с дочерью Аней, сватья сообщила:
- Вы можете успеть на автобус, если выйдете в два часа.
Я так и вышла. Но зашла в магазин у остановки спросить: проехал ли уже автобус на Д?
Оказывается, надо ещё километра три идти до трассы: обратный автобус здесь не проезжает. Ах, сватья! Как ты добра! Хорошо, что я не расслабилась и не доверилась тебе целиком! Пройдя эту деревню и дойдя до следующей, я дождалась автобуса на Д. А потом села на автобус в Л. И смеялась про себя, что не прошла каверза сватьи, которую про себя я перестала называть змеёй и м..зью. Сердце стало чистым, ненависть утекла из него. А перед глазами стояла милая златовласка Мирочка с радостной улыбкой, которая опять показывала мне только добрые черты. Поэтому нельзя было не испытывать к этой малышке любви. Но слёзы наворачивались на глаза:
- Ах, бедная Селена! Как ты рано ушла! Сколько счастья недополучила! Дочка твоя всё ищет взглядом тебя! Ищет, но не найдёт!
Я собирала цветы в огороде и говорила Мире:
- Мы подарим их твоей маме.
И положила их на диван под портретом Селены. Мирочка показывала пальчиком, что надо поднести цветы к лицу мамочки. Подошла сватья и сказала, что она, катая Миру на коляске, навещает могилку дочери и кладет ей цветы.
- А как Мира называет Геру?
- Мама-папа.
Мне хотелось ей рассказать, что образ Селены часто наплывает на мой мысленный взор. Она в цветастом платье, юбке ли, идёт среди луга, глаза теплы, такая красивая! И мне пришла мысль, что она своим светлым образом призывает меня не обижаться на её родных и не забывать Мирочку. Вот я и проявила активность и настойчивость. Но до добрых бесед не дошло ещё. Пока люди только играют роли.
5.06.2022
Свидетельство о публикации №222060500730