Жизнь прожить - не поле перейти. Часть 8

   Время свадебных приготовлений и покупок прошло быстро – настало время «запоя», «сватовства» и договорённости о предстоящей свадьбе между родителями жениха и невесты.

   Николай увидел директора совхоза на улице и подошёл к нему с личным вопросом:

 – Николай Сергеевич, у меня на эти выходные намечается сватовство в посёлке Трубеж. Я хотел бы у вас попросить бортовой автомобиль, чтобы мы с родителями съездили туда обратно и в понедельник вернулись бы на работу.

   Николай Сергеевич внимательно выслушал просьбу Николая, улыбнулся, а потом сказал:

 – Бортовой автомобиль я тебе выделить не могу – идёт уборочная кампания, и каждая машина в хозяйстве на счету. Поедешь свататься на моём УАЗике, я сейчас дам команду своему водителю.

   Утром к дому Вороновых подъехал УАЗик, начищенный до блеска. Юрий Васильевич надел свой новый костюм, шляпу и сел на первое сиденье как названный отец. Мама Вера и Николай сели на второе сиденье. За поворотом скрылось село, и УАЗик резво покатил по грунтовой дороге, потом по асфальтовой, а последние километры он ехал по булыжной дороге, уложенной ещё в довоенные годы. Сватовство прошло отлично, сватья побывали у всех родственников Ольги и даже в отдалённых деревнях.

   Когда в очередной раз Николай вышел из-за праздничного стола, то на улице увидел грустно сидящего водителя УАЗика Оськина Владимира. Пить-то ему нельзя было – он за рулём.

 – Володя, ты о чём задумался, сидишь такой грустный? – спросил его Николай.

 – Да я вот думаю, надо сходить посмотреть колодцы – они у них глубокие или нет? А то приеду домой – меня спросят, а я и не знаю!

 – Так сходи и посмотри! – сказал ему Николай.

 – Глубокие! – восхищённо ответил Владимир, когда заглянул в колодец.

   Свадьба Николая с Ольгой состоялась через неделю. Уборочная кампания к тому моменту в совхозе уже закончилась, и директор на свадьбу выделил свой личный автомобиль и бортовой автомобиль, оборудованный под людей. Кортеж под гармонь и свадебные песни поехал на свадебные торжества в посёлок Трубеж. По приезду будущая тёща Николая всех гостей разместила на ночлег: кого отвела к соседям, кому постелила на сеновале, кому постелила на летней веранде. Словом, всех устроила предварительно, пока ещё были все при памяти. Но и, тем не менее, праздничное угощение с выпивкой и закуской началось вечером в четверг. Кто постарше, выпил, закусил и ушёл на ночлег. Кто помоложе, пошли на танцы в парк, который располагался сзади усадьбы дома невесты.

   Утром состоялся обряд выкупа невесты. Её спрятали от жениха, и сватья, как бы, пытались пройти в дом, а их не пускали и просили выкуп наличными деньгами. Деньги у Николая были припасены, и он спокойно выкупил невесту, давая за неё сначала пятирублёвые купюры, потом десятирублёвые и двадцатипятирублёвые. Представители невесты оценили жениха и сказали:

 — Не жадный! Мы пропускаем тебя к твоей невесте для дальнейшего бракосочетания!

   Николай вручил букет цветов Ольге и поцеловал её в щёчку. Они вышли во двор, где их ждал украшенный свадебный автомобиль «Москвич – 412». Молодые прошли и сели в автомобиль. За свадебным автомобилем последовали на своих машинах родственники. Через несколько метров кортеж свадебных автомобилей был остановлен жителями соседней улицы посредством натянутой верёвки.

 — Наливайте за молодых! Иначе не пропустим!

   Короткая остановка, и каждому желающему была налита хрустальная рюмка водки, предложен хлеб, солёный огурец и свежая мясная котлета. Русские традиции живут и до сей поры в сельских поселениях, и эти остановки ещё трижды были повторены на пути следования молодой пары.

   Церемония бракосочетания прошла на высшем уровне: музыка, цветы, кольца, фотографии на память и с родственниками тоже.

   Подъехав к дому невесты, молодые шли по красной ковровой дорожке во дворе дома, постеленной заранее, от калитки забора и до порога дома. Их осыпали лепестками роз, под ноги сыпали зерно и просо. Трудно сказать, к чему такой обряд, но вполне понятно — это было пожелание молодым счастливой семейной жизни.

   Свадьба длилась три дня, и было всё только хорошее.

   Господь Бог послал молодожёнам хороший дождь, чтобы они жили счастливо и имели полный достаток. И поэтому, после застольных песен, в меру опьяневшая публика выходила на мокрый луг, чтобы показать свою удаль молодецкую и высказать своё остроумие посредством народной частушки.

   Начиналось всё с того, что виртуоз-гармонист, по просьбе гостей, начинал играть «Русского», и толпа желающих выходила в круг, примерно по восемь человек, — и над посёлком неслись задорные русские частушки.

   А после дождя или по вечерней росе акустика звука увеличивалась примерно в три, а может, и четыре раза, и воспринималось это всё вообще по-другому, чем в жаркую погоду.

Первыми начинали мужчины:

Ох ты, тёща моя!
Дай ты мне напиться!
Твоя дочь подо мной,
Плохо шевелится!

Мужчинам отвечали женщины:

Ой, ты зять, ты мой зять!
Что-то мне не верится!
Под хорошим мужиком
И бревно шевелится!

   И это противостояние длилось часами. Частушки были разными, в том числе и матерные, но они никого не смущали, а наоборот, веселили окружающую публику, которая пришла поглазеть на незабываемые моменты русской свадьбы.

   Для любопытного читателя приведу несколько озорных частушек, которые пели на свадьбе:

Ах, какая я была!
В "девках" интересная.
В "девках" девку родила.
Замуж вышла. Честная!

Ах, солома ты, солома!
Яровая Белая!
Не рассказывай, солома,
Что я в "девках" делала!

Трактор едет, трактор пашет.
Тракторист платочком машет.
Мне за дымом не видать:
«Дать ему или не дать»?!

Полюбила лейтенанта.
И майора хочется.
Говорят, что у него
По земле волочится!

Я купила колбасу
И в карман положила.
Ох, уж эта колбаса!
Меня растревожила!

"Девки" наши, дайте Саши.
Саша очень хочет еть.
Не дадите, девки, Саши —
Саша может умереть!

Нас хотели закорить,
Не на тех наехали.
У нас залётки шофёра,
Мы сели и уехали!

Я бывала. Всем давала.
Сидя на скамеечке.
Не подумайте плохого —
Из кармана семечки!

   У русской частушки есть начало, но нет конца, и она, как река, течёт по всей России и набирает свою силу за счёт отдалённых деревень и посёлков, где ещё до сегодняшнего дня можно встретить истинных ценителей русской частушки:

   «А свадьба без русской гармошки и русской частушки – это не свадьба, а так — одно название!»

   Начало: http://proza.ru/2022/05/26/31

   Продолжение следует: http://proza.ru/2024/12/29/843


Рецензии
Русские традиции проведения свадеб в сельских районах сохраняются, но в адаптированных вариациях. Это касается обрядов, одежды, меню и развлечений.

Наталья Скорнякова   15.01.2026 00:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.