Как девки замуж выходили про Ксюню

   Всего то у Тимофея было в выживших из девятнадцати рожденных  шестеро детей, из них пятеро-девки.

    Третья по старшинству среди сестёр - Оксана. Она была  хорошая работница, скромница и иногда любила пошутить.  Дробненькая, невысокая, ладненькая, акуратненькая, черноволосая, да курносая, круглолицая, всегда немного из полуопущенных век посматривала, улыбаясь уголочками рта. На улицы она ходила, где молодежь собиралась, и бусики у неё были праздничные, и платьишко нарядное в мелкий цветочек сама себе шила. Выгодная партия она была из хорошей семьи с правильными устоями, верующие и все в семье её работники хорошие, выносливые и совестливые. Отработает ударно день звеньевой в поле и вечером, после того, как поможет управиться по дому (откуда только силы брались),  шла на уличные молодежные посиделки, да и танцы там были. Любила она пошутковать, не обидно, так, для разговору.
 
   Был там видный парень, на всю деревню жених желанный для девок- высокий, статный  темноволосый и курчавый красавец с ярко голубыми  блестящими глазами на нежно-смуглом лице под ровными дужками выразительных бровей, Степан- герой девичьих грёз. Ну и Ксюша на него заглядывалась. Что ж она, не как всё что ли.
     Мамушка Ксюни  София, как глянет в окно, а Степан если аккурат мимо под окнами важно вышагивает и ей раскланивается издаля, то она так вздыхает:"Ой, хорош! Да кому же такой зять достанется!"

   И вот, в один из вечеров, произошла у Степана размолвка с его любушкой, и он притворился сильно пьяным, упал на дорогу и лежит, пытается вызвать в любоньке сочувствие. А его любезная поддернула плечиком, фыркнула и, подбоченившись, переступила через него  и пошла дальше, виляя  бедрами. Ксюня удивилась такому отношению, а вдруг человеку плохо и помощь нужна. Подошла, стала Степана тянуть-поднимать и подставила своё девичье хрупкое плечико ему , да  и повела его до дому, а то вдруг замерзнет на земле лёжачи, простудится, заболеет. Жалостливая она была, привыкшая заботиться о всех. А как до дома дотащились, то Степан сразу встрепенулся, приободрился,  и как  ни в одном глазу хмельного  и не было, говорит:"А пойдёшь за меня замуж? Ты вон какая добрая, заботливая и жалостливая. Это я проверял какая как ко мне относится, ту и в жены возьму. Я давно к тебе приглядываюсь. Приду свататься". Ксюня закрутила головой: "Вот ушлый парень, а я тут жилы рву, тяну его на себе. А за это вот возьму и соглашусь, пойду за тебя замуж, коли не шутишь! Как назад слово возьмешь?"

    Посмеялась и ушла к себе в дом, вздыхая радостно о том, какой хороший итог вечера был. И мечтать девице боязно о таком было. Эх, полюбить бы, на свидания побегать к Степану, полетать на крыльях влюбленности, да ночками звездными под соловьиные трели погулять, прижавшись плечом к плечу...

  А наутро, ни свет, ни заря, будит её батяшка и с удивлением говорит:" Дочка, а за тебя сваты пришли! Иди, встречай гостей! Что отвечать - то будешь? "

Ксюня спросонья изумилась:" Какие ещё сваты?"
 -" Да Степан пришел с братом и крестной! Просит тебя за него замуж отдать! Говорит, что у вас договорено уже. Только я вот не возьму в толк когда это вы успели, ведь и не женихались вовсе."

-"Батя, да правда, вчера вечером он предложил, а я возьми и согласись,  я ж думала, что мы шутили!"
 -"Ну что ж, иди прихорашивайся и выходи к людям ответ теперь держи!Пойду тогда привечу сватов-то!"

    Пока гости в дверях присказками торговались:"У вас товар, у нас купец.."  и так далее, как принято при сватовстве, то за это время Оксана мигом прихорохорилась, нарядное платье насмыкнула, волосы пригладила и вышла из горницы к гостям.

-" Пойдешь за меня замуж? Я пришёл, как и обещал. Я не шутил. Я все обдумал, пока ты меня домой вела. Это я вас в проверял, кому я нужнее! "
-" Ну.... Ладно,  пойду, коль  пообещала! "
-" Тогда бери пачпорт и пошли прямо сейчас в сельсовет расписываться!"

        И пошла она, сама себе не веря: мне и такой красавец достался, да я только и мечтать о нём могла. Вот люди-то удивятся.

   Обратно когда шли из сельсовета после росписи, то остановились перед её домом и Степан строг сказал: "Пять минут тебе, иди бери свои дерюжки, постелю, ну,  что там у тебя из твоего девичьего приданного есть и идём теперь в мой дом жить, прощайся со своими, теперь ты мужняя жена."

    Оглушенная такими скоропалительными событиями Ксюня покорно пошла, взяла узел большой со своим приданным  и пошла следом за молодым мужем  в его дом , благо жил он через три двора от её родительского дома.

  Тут бы и сказочке конец и сказать бы, что жили долго и счастливо... Но, нет. Как был  Степан со своей красотой общественным достоянием, так и остался. У женщин был нарасхват, приходил домой часто от очередной приветливой любушки под хмельком, а на упреки жены отвечал кулаками. Очень буйный был во хмелю, казачья вольная кровь кипела в жилах.
 
   Хотела Ксюня в очередной раз после побоев уйти назад к своим родителям, да уже непраздная была и родители отправили её с узелком вещичек назад, к мужу:"Хватит нам и безмужней Фёклы с дитём на шее, которая от своего мужика ушла, так у неё же вон какой непримиримый характер! А ты иди, смиряйся, язык прикусывай, на гордыню свою наступай, хозяйствуй и живи!У тебя получится. Сама согласилась, тебя никто не гнал за него замуж!"

  Так и жила, смирялась, терпела мужнины загулы и побои, изнуряла себя работой так, чтоб никаких горьких мыслей не возникало. Утешала себя:" Хоть гуляка, да мой! Многие о нём мечтают, а женился на мне! Хоть раз в год выйду с ним под ручку, а любо посмотреть, как картинка. и люблю же я его, аж мочи нет. Ну что ж, что бьёт и изменяет, есть кого терпеть. А у иных мужья чамошные, кривые, косые, сопливые, а туда ж себе бьют и изменяют , а жены терпят, а было б за что терпеть. А у меня ж всё ж таки вон какой красавец, любимый, всем завидно. Потерплю. Бог терпел и нам велел.! Так и дети у нас же ж есть, всё красивые получились."

   Вот так рассуждая и жила Оксана, родила подряд восемь детей, двое из которых родились мертвыми, замученные в утробе непосильным трудом матери и побоями отца, ещё один мальчонка умер десяти месяцев от роду, заболев  пневмонией. Потом уж организм, видимо,свой лимит исчерпал, больше дитёнков не было. От обид, видно, детки не зачинаются.

   Пятеро деток  выжили, выросли, создали свои семьи и прошли долгий путь к прощению отца, хоть он их любил, как мог и никогда не обижал, но они были свидетелями всей его вольной "казачьей" жизни.

  А Ксюня после смерти Степана непрестанно его оплакивала и ежечасно молилась  о спасении его души и говорила: "Господи, мир мне не мил без моего любимого, прости меня, Господи, грешную! Но дай мне пожить ещё пару лет, чтобы отмолить душу усопшего, грешного раба твоего Степана, ибо надеюсь встретить его там! Как же мне там без него-то?" И через два года непрестанных молитв и одинокой жизни, как и заказывала, почила с миром на руках у своих детей, пронеся свою любовь через всю свою трудную жизнь.


Рецензии