1982 Звёзды

     Доброй памяти моей сестры Эл.
Благодаря повышенной рождаемости в начале двадцатого века - в конце этого века родственников у нас было немало .
А праздники всегда служили поводом для того чтобы всем собраться за длинным столом ,  который состоял из двух частей : раскладного стола - книжки и приставленного к нему кухонного стола . Одним боком он упирался в балконную дверь , а другой его бок был  у большой тройной  двери из Зала .
 На Новый год  на него стелилась  "  Особая " новогодняя клеенка с сответствующей тематикой : необыкновенной красоты ёлочные шары , мишура , банты . Все эти картинки производили на меня неизгладимое впечатление .  И придавали празднику еще больше радости , таинственности и ожидания Чуда.
На Восьмое марта стелилась белая льняная скатерть с выбитыми дырчатыми цветами или белая с оранжево - зелёной  вышивкой  , работы моей бабушки . Она отличалась от типичных розовых розочек вышитых гладью . Это был некий геометрический узор по краям. Теперь я понимаю , что все эти вышивки были предметом гордости хозяйки. Это было одним из элементов интерьера  ,  которым   удивляли гостей .
Однажды , когда мне было 4 года , забегаю  в гостиную  , а там на столе  букет  ,  принесенный кем то из гостей . Прежде меня поразила  его цветовая палитра . На улице все серо и промозгло , хоть и начало весны  , а у нас дома желто - красно - сине - голубая  Радуга  !  с медово  - лимонным  ароматом , который заполнил всю комнату . Это были волшебные колокольчики - Гиацинты в фарфоровой расписной  вазочке , которая стояла между плотно уставленных тарелок с разными блюдами .  Начиная от большой фарфоровой кастрюльки - " Супницы " , заканчивая всякими салатами .  В советское время на праздники было принято ставить Суп  , картофельное пюре , селёдку под шубой , заливное , котлеты , разные солёности собственного производства и даже консервы.  Их давали в сух пайках к празднику. Иногда дед готовил сам гуся с яблоками . ( Однажды я наблюдала за процессом приготовления гуся , подставив табурет к кухонной двери , в которой сверху было окошко.  Огромной десяти сантиметровой иглой , мой дед штопал гуся ,предварительно напихав в его пузо кислых яблок . Вообще дед любил все штопать , для этих целей у него был пластиковый гриб . Он подставлял шляпку под дыру и начиналась " латка " - это когда одни стежки горизонтальные , а другие вертикальные и переплетались между собой )  Гостиная была проходной , и тем временем , пока гости уплетали разные вкусности - мы с сестрой в " дальней "  комнате готовили очередной номер концерта . Вернее это она меня готовила . Уже тогда у нее проявлялись эти режиссёрские способности , которые она смогла реализовать только спустя 30 лет. А тогда десятилетней девочкой она строгим голосом  , повелевала  мне , четырех лет от роду  :
- " Маша падай на колени и возноси руки наверх . Иначе тебя съест бабай ! ! "
-" Не надо бабая.." - умоляюще произнесла я.
- " Понимаешь , есть такая страна - Африка , там несчастные дети , им нечего есть .  Ну с Африкой я уже была знакома , благодаря Чуковскому . Но она , что то говорила про политику и злой капитализм.
- "   Короче , думай , входи в образ  , а я на Сцену ! "
-" Уважааемая публика ! Перед вами сейчас  выступит  Чемпион мира по пению -  Алла Пугачева ! " . Она менялась внешне и  начинала :  " Жил был художник один .. " Лена завернутая в простынь аля - балахон Примадонны , в какой то шляпе ,  стоя на табуретке показывала пародию на певицу .  Следующий номер был с моим выходом . В чем заключался смысл я уже не помню , помню только , что я должна была изобразить голодного , страдающего  африканского ребенка..
Так же для взрослых мы  делали кукольный театр . Этим всем занималась Лена  - она  придумывала какие то поучительные сценки .
Еще одна наша праздничная традиция заключалась в срезании для себя сюрприза .
Последнее воспоминание связанное с дедом и праздником . Это - как он уже еле передвигаясь с завязанными глазами подошел к палке с привязанными призами.
На палку  привязывались какие нибудь вещички , сладости . Например , зефир завернутый в бумагу , носовой платочек не знаю все , что можно было подарить . Это сюрприз . Киндеров тогда в России ещё не было. А сюрпризы я любила . Как получать так и делать их..и не всегда они были радостными ..


Рецензии