Мари Лаво - Королева вуду из Нового Орлеана

Мари Лаво стала известна миру в титуле "Королева вуду", но была ли она на самом деле такой злой и таинственной, какой ее изображали?

В Новом Орлеане 19-го века госпожа Лаво доказала всем, что вуду — это гораздо больше, чем втыкание булавок в кукол и выращивание зомби. В то время как белый мир отвергал ее как злую оккультистку, которая практиковала, по их мнению, черную магию и устраивала пьяные оргии, чернокожее общество Нового Орлеана знало ее как целительницу и травницу, которая сохранила африканские системы верований, соединив их с верованиями Нового Света.

На протяжении десятилетий Мари Лаво каждое воскресенье проводила духовные церемонии исцеления и веры на площади Конго в Новом Орлеане. Место сбора угнетенных чернокожих города, которым не разрешалось собираться публично в большинство других дней, площадь Конго по воскресеньям давала им единственный шанс пообщаться.

И хотя церемонии Мари Лаво вуду позволяли прихожанам исповедовать свою веру, белые, буквально шпионившие с ближайших деревьев, сообщали сенсационные рассказы об «оккультных пьяных оргиях» и называли Лаво злой ведьмой. Но подлинная история Мари Лаво гораздо богаче и многограннее, чем подстрекательские мифы, которые существуют уже более века.

Родившаяся около 1801 года, Мари Лаво происходила из семьи, отражавшей богатую и сложную историю Нового Орлеана. Ее мать, Маргарита, была вольноотпущенницей, прабабушка которой родилась в Западной Африке . Ее отец, Шарль Лаво, был мультирасовым бизнесменом, который покупал и продавал недвижимость и рабов.
Согласно некрологу Лаво в New York Times , она ненадолго вышла замуж за Жака Пэрис, «плотника своего цвета». Но когда Пэрис таинственным образом исчезла, она вступила в отношения с белым луизианцем, родом из Франции, капитаном Кристофом Домиником Глапионом.

Хотя Лаво и Глапион прожили вместе 30 лет и родили по крайней мере семерых детей, они, вероятно, никогда не были официально женаты из-за законов, запрещающих смешанные браки.

Любимая и уважаемая в городе, Лаво обычно принимала «юристов и адвокатов, законодателей и их советников, плантаторов и свободных землевладельцев и торговцев и крупных ремесленников» Нового Орлеана в своем доме. Она раздавала советы, высказывала свое мнение о текущих событиях, помогала больным и принимала всех, кто приезжал в город.

«В ее узкой комнате было столько же остроумия и скандалов, сколько в любом из исторических салонов Парижа», — написала The New York Times в ее некрологе. «Были бизнесмены, которые не отправили бы корабль в море, не посоветовавшись с ним о вероятностях плавания».

Газеты того времени называли ее «главой женщин Вуду» или «Королевой Вуду». Но что на самом деле сделала эта женщина?

Лаво, которая, вероятно, узнала о вуду от своей семьи или африканских соседей, наполнила свой дом алтарями, свечами и цветами. Она приглашала людей — как черных, так и белых — на пятничные собрания, где они молились, пели и танцевали.
Будучи жрицей, Мария Лаво вела и более сложные ритуалы, например, в канун дня Всех Святых, после которого на берегу озера она и другие зажигали костры, танцевали и ныряли в священные водоемы.

Но хотя люди всех рас посещали Лаво и присутствовали на ее церемониях, многие белые люди никогда не принимали вуду как законную религию. Белые люди, которые были свидетелями ритуалов, иногда делали их сенсациями, и за пределами Нового Орлеана распространялись истории, в которых вуду описывалось как темное искусство.

Действительно, белые протестанты видели в этом поклонение дьяволу. А некоторые чернокожие священнослужители считали вудуизм отсталой религией, которая могла помешать расовому прогрессу в Соединенных Штатах после Гражданской войны.
Даже «Нью-Йорк Таймс» , написавшая довольно восторженный некролог Лаво, писала: «Суеверным креолам Мари казалась продавщицей черных искусств и человеком, которого нужно бояться и избегать».

В целом, Мари Лаво за свою жизнь сделала гораздо больше, чем провела церемонии вуду. Она выполняла заметные общественные работы, такие как уход за больными желтой лихорадкой, внесение залога за свободу темнокожих женщин и посещение заключенных в тюрьмах, дабы помолиться с ними в последние минуты их жизни.
Когда она умерла 15 июня 1881 года, ее широко прославляли газеты Нового Орлеана и других стран. Некоторые, однако, танцевали вокруг вопроса о том, практиковала ли она когда-либо вуду. Другие пренебрежительно отзывались о ней как о грешной женщине, устроившей «полуночные оргии».

Много загадок остается о Мари Лаво. Но несомненно то, что ее подъем был бы возможен только в Новом Орлеане


Рецензии