Столица закатов

Город – это, конечно, прежде всего люди, которые в нём живут. Не хочу пафоса, но, поверьте, Нижний Новгород – это город хороших людей.
Потому что  не припомню я такого, чтобы представители города, в который только собираешься попасть, начали помогать уже в Питере.
Подруга Лана, с которой мы задумали эту авантюру с самостоятельной поездкой, хрупкая миниатюрная девушка, а ей предстояло не только возить меняя, но и переводить происходящее вокруг на дактиль.
Так вот нижегородцы стали помогать уже тогда, когда я выходила из такси на московском вокзале.
С этого, пожалуй, и началось наше общение с городом.
Вот тут меня спрашивают, как, собственно, вообще хватило ума, или, скорее, безрассудства поехать вдвоём в незнакомый город? Одна не видит, не слышит и пользуется инвалидной коляской, другая слышит с помощью импланта и видит не очень хорошо, особенно в темноте. И как же решились?
В этом огромная заслуга моего тренера, руководителя турклуба для людей с особенностями «Масштаб плюс» Андрея Юрьевича Гостева. Андрей не только личным уникальнейшим примером туриста, который, несмотря на слабое зрение, не боится никаких препятствий, заразил нас желанием отправиться путешествовать, узнать что-то новое, а заодно и протестировать доступную среду. Кроме того, совместные тренировки и поездки по Питеру показали нам, что в одной связке мы можем всё. Тут главное не недооценивать свои силы, но и не переоценивать их. Не злоупотреблять помощью окружающих, но и не отказываться от неё. Короче, всегда на позитиве и только вперёд.
Мы так и делали.
 
Выйдя из поезда, мы решили не брать такси, а проехаться в метро, воспользовавшись службой сопровождения. К слову, такого опыта в Питере у меня еще не было. Теперь буду учёная. Как нас с моим «Феррари» долго-долго фиксировали друг на друге, а потом ещё к чему-то прикрепляли, запомнится надолго. Ребята из службы очень старались. Помнится, год назад у нас в метро меня на эскалатор и обычные лестницы поднимали исключительно силой мужских мышц. И я при этом испытывала достаточно острые ощущения. Почему дома мне не пришла мысль обратиться к специальной службе, почему для этого нужно было уехать в другой город, понять постараюсь как-нибудь потом.
После долгожданной доброй, тёплой встречи с друзьями, у которых мы и жили все дни пребывания в Нижнем, отправились на первую пешеходную прогулку по городу. Искали парк. Заблудились и уже собрались идти домой, когда к нам подошёл прохожий и предложил помочь.
Таким образом в парке светлоярском мы всё же побывали.
А в парке Светлоярское озеро, с уточками, к слову. Ощущение весны точно такое же как у нас: едва-едва.
И озеро; и парк с таким красивым названием я отыскала в интернете. Оказывается, парк Светлоярский был открыт к 750-летнему юбилею города, в 1971 году. А Светлоярское озеро считается одним из самых чистых водоёмов Нижнего Новгорода.
Следующий день. 1 мая.  Мы едем на экскурсию. Тоже пешеходную по историческому центру города.
Мы узнаём о ночлежках, о когда-то бурно развитой торговле рыбой. Про рыбу говорят, что в наши дни она очень дорогая. Но я то и дело улавливаю запах свежей рыбки.
В Питере в это время так же дело обстоит с корюшкой. В моём детстве продавали на каждом шагу, сейчас кое-где, иногда и тоже дорогая.
Мы с Ланой обратили внимание – не буду врать; что с восторгом - на рельеф дорог. Почти постоянно то вверх, то вниз. Лане особенно тяжело было, когда шли вверх, я старалась подкручивать колёса, чтобы ей помочь. А для меня было больше и нагрузки, и эмоций при спуске; тут я колёса, наоборот, как могла; удерживала. И это порой оказывалось не просто. Было даже страшновато, потому что знаю не понаслышке, что если дать колёсам катиться вниз как вздумается, моё «Бмв» обязательно перевернётся и это может быть неприятным.
Но, к счастью, обошлось.
После экскурсии ходим по городу, Лана читает таблички.
Рады были знакомству с исторической и архитектурной гордостью города Рождественской церковью, которую основал и выстроил на свои средства в 1696 году купец Григорий Дмитриевич Строганов.  Интересна ситуация с закрытием церкви при жизни Петра Первого. Петру не по душе пришлось сходство черт лица спасителя на иконах с чертами Строганова. В том смысле аж, что холопу молиться он не будет.
Ого-го! Характерец у Петра Алексеевича!
Дальше наша прогулка завела нас в гущу первомайского  праздника. Ленты, воздушные шары, музыка, знакомые с пионерского детства призывы «Пролетарии всех стран соединяйтесь»..
В один не самый прекрасный момент колесо моей коляски за что-то зацепилось. Меня слегка тряхнуло, отчего сумка, лежавшая на коленях, полетела вниз. Сумка - хорошее дело сама по себе, но главное – в ней лежит мой айфон – моё средство общения, связи,  информации и бог знает ещё чего.
- Лана, - кричу, - стой, сумка упала.
Чувствую, что мы продолжаем отходить от места происшествия.
Может, Лана не заметила.
- Сумку надо поднять, - уже ору.
Сумка вернулась на место и тут Лана объяснила мне, что то, за что зацепилось колесо моего долбанного «Запорожца», было ничем иным как трамвайными рельсами. Трамвай мог появиться в любой момент. И, короче, при расстановке приоритетов Лана решила, что спасать в первую голову надо меня. Я очень благодарна за это своей подружке, как благодарна и трамваю, который всё же не появился. Мой Айфон за время общения со мной видел немало гадостей. Им не раз проверяли на прочность как пол в доме, и в квартире, так и собачьи зубы. Но испытание трамвайными колёсами он бы, думается, вряд ли выдержал.
Сегодня снова Нижний, на этот раз Новгород. Приглашаю вас прогуляться вместе по столице закатов.
Если говорить о доступной среде, то в целом город доступен, но вот, например, от желания попасть в Дарвинский музей пришлось отказаться, потому что нам сказали, что там большие лестницы. Колясочнику там тяжело. Зато много доступных экспонатов для людей с проблемами зрения. Сама не видела, мы не стали рисковать.
Так же столкнулись с конкретной недоступностью, когда, пардон, потребовалось по нужде. Лана обошла около десяти, если не больше кафе и других заведений в поисках туалета. Бесполезно, везде оказалось нужно преодолевать лестницы. Обрадовались, когда нам посоветовали платный общественный туалет. Увы, заведение оказался тем самым локотком, который не укусишь, как известно. Других общественных заведений означенного направления не попалось вовсе.

Но зато в тот же день мы дошли до Кремля. Сказка! Мы в Нижегородском Кремле.
Солнце садилось, у нас было не так много времени, но мы всё-таки прогулялись, проникаясь всем этим чудом.
Сильное и устрашающее впечатление произвела военная техника. Зенитка, а особенно танк. Я и не предполагала, что он такой огромный. Мы с Ланой душевно пожелали друг другу никогда не узнать, какой эта машина бывает в действии.

Следующий и последний полный день нашего пребывания в Нижнем Новгороде обещал быть самым интересным. На этот день была запланирована экскурсия, которую для нас организовал председатель организации «Инватур» Андрей Буланов в рамках проекта «Доступное гостеприимство». С Андреем я и раньше по работе была немного знакома виртуально, тем более мне хотелось познакомиться с этим интересным человеком лично.  К тому же радостно было, что с нами едут наши друзья, Ира и Дима, они также работают в этой организации.
И вот мы все собираемся и я в который уже раз удивляюсь, как Нижегородцы умудряются, как в старой песне про КВН, «Не оставить в стороне никого, никого». В данном случае я о себе, любимой. Вроде бы компания большая, такая, в которой тотально слепоглухой практически всегда чувствует себя жителем другой планеты. Но вот я не чувствовала. В этом, безусловно, огромная заслуга Ланы, но только этого было бы точно недостаточно.
Знакомство состоялось: Экскурсовод майя с бодрым, прямо-таки ясным голосом, волонтёр Даниил, Андрей и Ирина. Ирина представилась дактилем, что было особенно приятно. Позднее я узнала, что она является руководителем досугового центра для слепоглухих «Плот».
Экскурсия начинается с вопроса, к какому пласту общества мы себя относим, бедному или богатому.
Ээээ! Так уж прямо к беднякам себя причислять не хочется, а для того, чтобы ощутить себя миллионером, мне, пожалуй, не хватает этих самых миллионов.
Оказывается, это тема для размышления, тем более; что эта экскурсия удачно перекликнулась со вчерашней. Вчера ночлежки, а сегодня дома богатых купцов.
Прогулка по Рождественской улице.
Я переспросила год основания Нижнего Новгорода, Майя повторила чётко,  я даже услышала и запомню на всю жизнь: 1221 год.
А дальше была целая россыпь ярких историй. Памятники, например, «Соляная афера» - две калоши и мешок соли, мальчик-булочник
замечательно иллюстрируют рассказы экскурсовода в том числе и для незрячих.
Каждое перемещение к новому экспонату – новый рассказ, новое впечатление, и зачастую имена знаменитостей, посетивших город: Пушкин, Екатерина вторая ну и, разумеется, всё тот же Пётр первый.
А ещё, как при встрече со старым знакомым, обрадовалась рассказу о Нижегородской ярмарке, куда когда-то съезжались со всего мира как на главное торжище России. О нижегородской ярмарке у писателя Николая Свечина, которого я много читала, хорошо так, художественно написано.
Трудно выразить удовольствие от мысли, что довелось и мне побывать, хотя не на самой ярмарке, но в тех местах, где она проходила.

После экскурсии было душевно, вкусно, приятно посидеть в  грузинском ресторане «Бакладжан». На самом деле хачапури, долмы, да ещё и под прекрасное грузинское вино мне показались настоящим искусством кулинарного мастерства.

А потом мы поехали на стрелку. Те, кто видят, думаю, оценили красоту заката на побережье Волги. Мне запомнились слова первого встреченного нами нижегородца о том, что Нижний Новгород – столица закатов.
Уверена, что тот закат над Волгой был очень красив. Пусть я этого не увидела, но, клянусь, прочувствовала всей душой.

Дорогие мои, спасибо за этот пережитый праздник нескольких дней в Нижнем Новгороде.
С трепетом, благодарностью и любовью посылаю туда; в город неотразимых закатов и необыкновенно чутких людей свой питерский привет. Замечательному, доброжелательному, очень обаятельному Андрею Буланову, экскурсоводу Майе, Даниилу, организации Инватур, любимым моим друзьям Диме и Ирише и всем, всем, кто встретился нам в эти дни.
Обнимаю и жду вас в гости.
П.С.
Когда мы с Ланой ехали в такси от Московского вокзала до моего дома, я в очередной раз стала делиться с подружкой впечатлениями.
- Ты всё ещё вспоминаешь, - заметила Лана, - а я уже думаю над тем, куда поехать в следующий раз.
Я не могла не согласиться с подобным подходом. И теперь вот тоже думаю: куда?
Может быть, вы посоветуете?


Рецензии