Качество или количество?

Час назад стали известны победители премии «Лицей» – пожалуй, самой престижной для молодых авторов. В кругах поэтов сразу же разгорелись нешуточные страсти, как это всегда бывает у творцов с тонкой душевной организацией. Но поэзия – не моя стихия, поэтому речь пойдет о прозе.
 
С текстами счастливчиков из шорт-листа организаторы предлагали ознакомиться уже давно: на сайте премии выложены отрывки из произведений авторов со ссылками на полный текст работы. Осилить за сравнительно небольшое время 10 полноценных книг возможным, конечно, не представляется. Поэтому я для себя решила, что судить буду только по представленным на суд отрывкам.
 
Конечно, это не совсем правильно – не зная замысла , сюжета и развязки произведения, объективной быть сложно. Однако с точки зрения словесного мастерства, стилистики, красоты речи такой прием очень эффективен. Это как шоу «Голос» – по «мимолетному виденью» определить настоящий талант.
 
Итак, десять финалистов. На первый взгляд, выбор весьма широк. Но по мере ознакомления картина тускнеет. Предлагаю сначала разобрать работы названных победителей, после чего я предложу свою тройку лидеров.
 
1. Екатерина Манойло. Роман «Отец смотрит на Запад»
Радует, что это не самый слабый текст в подборке. Однако впечатление портят повторения («с каплями пота на блестящих на солнце щеках»), смешение стилей («светилось отреше;ннои; скорбью <> волосы, похожие на стекловату»), одновременно трагичное и отрешенное повествование… В отрывке с сайта автор представляет нам картину горя – смерти ребенка. Но написано это словно сводка новостей – гроб вынесли, Наина завыла, Серикбай замер. Нет живости, нет какой-то цепляющей нити… Текст напоминает ученическое упражнение, выполненное прилежным студентом на твердую пятерку. Считать ли это промахом? Каждый сделает вывод для себя.
 
2. Михаил Турбин, роман «Выше ноги от земли»
Этот текст вошел в мою личную тройку победителей. Добротный, вызывающий уважение, ладно скроенный. Сравнения здесь уже более необычные («Кожа, белая, как просветы среди ветвеи;»). И все же ученическая нотка так и норовит проскочить – «Вот он летит по коридору к шумному свету прие;много отделения. Его встречает санитар и травматолог. И Заза — хирург. Лысыи;, страшно бровастыи;. Илья подходит к нему и протягивает руку». Слишком просто, нет какой-то писательской изюминки, нет крючочка, за который хочется ухватиться, чтобы автор унес тебя в свой мир. Я хочу видеть Врача, спасающего ребенка, но вижу лишь текст с бесконечным словом «Руднев»…
 
3. Алексей Колесников, сборник рассказов «Ирокез»
Честно говоря, вспомнить этот текст было сложнее всего. Возможно, потому что я не люблю поток сознания. Возможно, потому что не смогла с первого раза осилить отрывок полностью.
«Смотрю на город через грязное окно — начинается снег. Моряк обижается, что я молчу, некоторое время разглядывает мое; лицо, а потом засыпает, сидя на стуле. У него задрался краи; маи;ки — виден белыи; жирныи; живот с серыми волосами. Водка закончилась.» – этот отрывок претендует на самые бесполезно потраченные 1,5 минуты моей жизни. Водка как-то скрашивала жирный живот моряка? Жирный живот как-то компенсировал недостаток водки? Вопросы, кругом вопросы…
 
И вот я читаю весь отрывок, и в самом конце натыкаюсь на такую простую фразу:
«Наконец он спле;вывает в снег и спрашивает:
— Кто ты?
Я отвечаю:
— Бог.
Уже не пытаясь сдерживаться, вспоминаю старый анекдот про наркоманов, которые выясняли, кого же из них Бог отправил творить добрые дела. Занавес.
 
Итак, обещанная тройка моих личных победителей:
1. ИГОРЬ БЕЛОДЕД. Сын мои;, Павел!
Автор с глубоким чувством стиля, пониманием языка. Писатель, которого приятно читать. Даже в отрывке чувствуется не текст ради текста, а заложенная мысль, глубина. Однозначное первое место.
2. МИХАИЛ ТРУБИН, роман «Выше ноги от земли»
3. АРТЕМИЙ ЛЕОНТЬЕВ. После прочтения сжечь

В заключение хочется отметить, что практически все тексты (за исключением работы Игоря Белодеда) произвели на меня гнетущее впечатление. Это не уровень самой известной литературной премии страны. Что лишний раз доказывает - не в количестве авторский листов мастерство. Не плодите графоманов, господа организаторы.
 
С текстами можно ознакомиться на портале Год литературы.
Рада буду узнать, согласны ли вы с моим выбором.


Рецензии