Лидия Николаевна Делекторская

                Имя героини моего рассказа не известно широкой публике. Она
                не относится к известным актрисам или законодательницам моды.
                Она также не является политическим деятелем или бизнес-вумэн.
                Кто же она в таком случае, если о ней говорят, пишут и приносят
                свою дань уважения известные люди? Историю жизни этой
                женщины можно узнать в Эрмитаже на выставке творчества
                знаменитого французского художника Анри Матисса. Среди
                других картин этого основателя постимпрессионизма находятся
                два портрета Лидии Делекторской. Они были написаны в
                разное время и в различной творческой манере.
                По традиции художник дарил
                своему секретарю по одной картине в год. Со временем эти
                картины составили целое состояние для женщины, которая
                когда-то эмигрировала из революционной России на юг Франции.
                Потеряв в юности родителей, умерших в Сибири в гражданскую
                войну, молодая девушка по милости судьбы нашла себе приют
                в далекой стране в семье художника. Вначале она была сиделкой
                для  больной мадам Матисс, а позже стала секретарем самого
                Анри Матисса и долгие два десятилетия своей жизни оставалась
                в этом статусе. Она была единомышленницей художника,
                помогала ему воплощать в жизнь его художественные замыслы
                и ухаживала за больным и престарелым творцом нового стиля.
                Впервые я познакомилась с ее биографией в музее. Рядом
                с портретами, размещенными в непосредственной близости друг
                от друга, висит табличка. Она дает пояснения по поводу написания
                этих картин и личности героини.
                Как известно, картины Матисса отличаются
                яркими кричащими красками, за что его творчество
                удостоилось титула «фовизм». В переводе на русский язык
                это значит «дикий». Однако у художника появилось много
                последователей и он возглавил целое течение в живописи,
                известное под этим названием. В Эрмитаже выставлены
                картины мастера, приобретенные в свое время московским
                меценатом, купцом Сергеем Ивановичем Щукиным, а также те,
                которые были приобретены его другом Иваном Абрамовичем
                Морозовым.
                В Эрмитаже также находится серия картин,
                преподнесенных музею в дар русской эмигранткой
                из Франции  Лидией Делекторской. Она была из тех, кого
                называли « эмигрантами первой волны». Западная Европа,
                в первую очередь Франция, получили цвет русской нации.
                Это были в основном люди образованные, знавшие в прошлом
                лучшие времена. Они покинули Россию из-за революции и
                гражданской войны. Для многих из них это были вопросы жизни
                и смерти. В силу разного рода обстоятельств молодая девушка
                оказалась тоже в изгнании, где случай свел ее с Анри Матиссом.

                Творчество этого знаменитого французского художника
               представлено в залах Эрмитажа  31 картиной.  Наибольшей
               популярностью пользуются его две монументальные картины.
               Они называются «Музыка» и «Танец». Эти полотна выполнены
               всего в трех цветах: красном, зеленом и синем. Они предназначались
               для украшения вестибюля в доме мецената. Однако, судьба этих
               картин сложилась более удачно. Они приобрели мировую
               известность и выставляются в одном из самых больших музеев
               мира, в Эрмитаже. Картины очень наглядно представляют,
               какое значение в творчестве Анри Матисса имел цвет. Искусствоведы
               утверждают, что именно цвет играл главную роль в произведениях
               художника.
                Что же касается меня лично, то мне больше всего на
               экспозиции нравится картина «Арабская кофейня». Картина была
               написана в 1913 году после поездки художника в Марокко. Цвет,
               которому трудно подобрать название, заполняет все пространство
               кофейни. Предметы и люди изображены в переливах бирюзового цвета.
               Атмосфера отдыха и полной релаксации выражена отсутствием
               у героев картины глаз, носа, губ... Состояние полного душевного
               покоя запечатлено в стенах этой арабской кофейни.
                Что же касается
               ранее упомянутых мной портретов, то они были выполнены
               художником в 1939 и 1947 годах. На портрете «Молодая женщина
               в синей блузе» еще хорошо обозначены черты лица, голубые глаза
               и белокурые волосы Лидии Делекторской. Русская красавица
               имеет трогательную и, кажется, совсем беззащитную натуру.
               Недаром, по воспоминанием, супруга художника ревновала к ней
               своего мужа. Лидия Делекторская стала музой, помощницей и
               любимой моделью мастера. Она имела хороший художественный
               вкус, была хорошо воспитана и неплохо образована. У себя на
               Родине в городе Томске до смерти родителей, которых она
               потеряла в тринадцать лет, Лидия воспитывалась в семье
               русских интеллигентов. Ее отец был врач. Художник оставил
               изображение своей натурщицы примерно в девяноста картинах.
               Жизнь Лидии Делекторской в течение двадцати пяти лет была
               связана с домом ее покровителя и его творчеством.

                Второй портрет является воплощением мастерства
                Анри Матисса, выраженного яркими красками. Тем не менее,
                несмотря на то, что картина выполнена в стиле «фовизм», тонкие
                черты лица девушки видны и здесь.
                После смерти художника
                она занялась переводческой деятельностью. Ее называют одной
                из лучших переводчиц русской и советской литературы. Особенно
                хорошо ей удавались переводы о природе и русских людях.
                Любимым автором у нее был Константин Георгиевич         
                Паустовский. Кроме переводов Лидия Делекторская писала
                статьи о своем любимом художнике Анри Матиссе.

                Свою историческую далекую Родину она не забыла и после
                смерти Матисса передавала через советское посольство в
                русские музеи подаренные ей картины. В 2002 году в Москве
                была организована и проведена выставка «Лидия Делекторская-
                Анри Матисс». На ней были представлены 200 предметов,
                которые состояли из картин, книг, фотографий, документов.
                Все это было было подарено нашей соотечественницей  в
                разное время в музеи страны. Сегодня творческое наследие Анри
                Матисса в России сосредоточено в двух музеях: в музее
                изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина
                и в Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже.

                Она умерла в 1998 году во Франции, но согласно ее воле
                прах Лидии Николаевны Делекторской захоронен в России
                в Павловске. Это в пригороде Санкт-Петербурга.
                В Париже есть русское кладбище, которое называется
                Сен-Женевьев-де-Буа вблизи Парижа. Там есть могила с надгробной
                плитой, где написано имя Лидии Делекторской. На этом кладбище
                упокоились многие русские писатели и поэты, почитаемые в России.
                Основанное в 1927 году, это место стало последним пристанищем
                для русских в Париже. Сегодня здесь насчитывается 15 000
                православных могил.
                Здесь можно поискать могилы Ивана Бунина, княжеской семьи
                Юсуповых,  Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, Андрея
                Тарковского и многих других.
                Надгробие на могиле Лидии Делекторской в Павловске
                хранит такую надпись: «Матисс сохранил ее красоту для
                вечности». Она здесь на Павловском кладбище тоже не одинока.
                Если побродить по кладбищу, то можно найти захоронения
                известных людей. Например здесь находится могила  архитектора
                Александра Павловича Брюллова. И как положено здесь есть часовня
                в честь Николая Чудотворца. В ней можно помолиться о всех
                упокоенных на этом кладбище.
               
               


Рецензии