Свобода воли и тождество личности

Про то, чего как бы нет, но оно как бы есть.

Существует ли свобода воли, как способность действовать в соответствии со своими целями, невзирая на причины (обстоятельства)? Можно так сказать, если понимать, что цель тоже является причиной. То, что мы называем свободой воли, это ситуация, когда целевая причинность сильнее остальных. Действительной её как бы и нет, но есть что-то, что мы так называем.

Была такая критика ТФС, заключающаяся в том, что параметры реально полученного результата практически никогда не будут точно совпадать с запланированными и содержащимися в акцепторе результата действия. Не играет ли и где-то здесь своей роли феномен реконсолидации памяти? Если я захочу освежить в памяти то, как выглядело здание моей старой школы, дойдя и посмотрев на него. То оно для меня одновременно и цель и результат и реконсолидирующееся воспоминание. Скорее всего, во внешнем облике здания что-то изменилось, но для меня это то же самое здание, что хранилось годами в моей памяти. То же самое по каким-то важным ключевым признакам и потому что удовлетворило ту потребность, которую было запланировано удовлетворить. У меня есть такое наблюдение, что когда долго думаешь над какой-то проблемой, потом наконец решаешь её, радуешься только первые полчаса. После понимаешь, что это же всегда было очевидно, решение прямо на самой поверхности лежало. Хотя до этого я точно помню, что долго мучилась. Это начала, видимо, подмена совершаться - то, что я только примерно себе представляла, стало заменяться на теперь уже готовое решение. Потому что это и было искомое, реально полученный результат это тот же, что и запланированный. А я один и тот же человек. (Либо это там просто нейронные пути оптимизировались, что не отменяет первую гипотезу).
С более глобальными и отставленными во времени целями тем более маловероятно точное совпадение результата запланированного и реально полученного. А всё, что меня настоящую со мной из прошлого связывает, это эти якобы общие цели. На что я намекаю? Если в этом континууме результатов через реконсолидацию сохраняется (искусственное) тождество чего угодно, то почему бы и не тождество личности?

Ну и до кучи феномен специализации нейрона явно же имеет отношение к проблеме универсалий. И их тоже как бы нет, но они как бы есть.

Меня в ТФС больше её философские аспекты интересуют, да. Я считаю, очень продуктивная теория, которая может предложить множество решений и чисто философских проблем.


Рецензии