25 лет блужданий по интернету

Безусловно, я – фанат интернета. Иначе и быть не может. Интернет – главный инструмент моей профессиональной деятельности и важнейший канал информации о происходящем в мире, это – связь с культурой и искусством. И так происходит не год, не два, не десять, так я живу четверть века. Я не выбирал такой режим, образ жизни, он сложился «естественным» образом.


Когда в конце 90-х я стал медленно и робко выходить из почти пятилетнего профессионального молчания, первым объектом моих исследований стал интернет. Я живу в Силиконовой долине, и интернет уже тогда окружал меня. Это было и ново, и интересно. По вечерам я учился в колледже и информацию по многим изучаемым курсам можно было отыскать в интернете, а в американской образовательной системе, где учебная нагрузка определяется количеством units (unit – мера сложности и продолжительности курса), которые студент «берет» (take) в семестре и году, мне было выгодно писать курсовые исследования. Мой профессор, мудрый и добрый афроамериканец West согласился со мною, что изучение российского интернета может быть зачтено по курсу marketing. Насколько я помню, самое сложное в обосновании этой темы заключалось в том, чтобы убедить профессора в существовании в России интернета.


В конце концов я написал две курсовые работы, а в 1999 году в петербургских журналах были опубликованы сразу три статьи: «Российский политический Интернет», «Российский интернет: новое русское чудо» и совместно с Артемом Шадриным «Социология на Российском Интернете: в начале долгого пути». К тому времени я был автором нескольких десятков различных публикаций, но радовался как когда-то, впервые увидев свою статью в журнале.
Но еще более важным результатом было осознание огромных возможностей интернета в научной работе. Уже в 2000 году появились статьи: «Онлайновые опросы популярны в США. Готова ли к ним Россия?» и «Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия», которая, как мне говорили позже, подтолкнули некоторых российских исследователей к использованию этого метода при изучении рынка и общественного мнения.


И в том же году была опубликована статья «Дж. Гэллап – наш  современник: К 100 летию со дня рождения», которая – тогда этого нельзя было предвидеть – стала триггером для моих методологических и биографических поисков в области маркетинговых исследований и анализа общественного мнения. Вот где открылся простор для блужданий по интернету. Прежде всего, сбор разного рода информации о прошлом: биографии людей, живших в XVIII-XX веках, газеты и журналы последних полутора веков, каталоги книг по многим направлениям моей новой темы, данные о работе университетских кафедр, содержание многочисленных научных архивов. Из домашнего компьютера я мог заказывать нужные книги или ксерокопии журнальных и газетных публикаций, все это было недорого или высылалось в качестве подарка, покупал через недавно возникший amazon.com нужные старые книги, нередко почтовые расходы были в несколько раз выше стоимости нужных мне книг, иногда с автографами авторов, познакомился с деятельностью ассоциации трехвекового (многопоколенного) клана Гэллапов и т.д. В целом, уже в начале века интернет оказался эффективным, многоцелевым инструментом историко-научного исследования. Собранные материалы отражены в пяти книгах и десятках статей.


В силу ряда обстоятельств активная фаза работы над прошлым изучения общественного мнения завершилась в 2008 году, в частности потому, что началось исследование настоящего и будущего. И здесь я еще в большей мере углубился в уже заметно окрепший интернет.
Без каких-либо явных внешних сигналов, импульсов в начале 2008 года я задумал изучать только что стартовавшую президентскую кампанию. В первых строках предисловия книги по материалам анализа президентской борьбы сказано: «В первые дни 2008 года у меня не было даже смутной идеи заняться мониторингом начинавшейся тогда в США президентской избирательной кампании. Но вскоре такая идея появилась, потом решение было принято, и у меня началось весьма необычное время. Ночи стали короткими, утра – ранними, а дни – долгими. Но их постоянно не хватало. Недели не отделялись одна от другой выходными, а специфическая тепло-мягкая погода Северной Калифорнии, где я живу, не позволяла, выглянув в окно, замечать переход весны в лето, а лета – в осень» (1).


В книге приведено также мое письмо моим друзьям-коллегам – руководителям Фонда «Общественное мнение», из него видно, что на первом месте для меня была не борьба за Белый дом, а особенности изучения электората, вызванные развитием интернета: «Не обсуждая с вами, я в последние полтора месяца начал отслеживать то, как Институт Гэллапа и ряд других институций вкатываютсяся в анализ предвыборной ситуации в США. По многим параметрам эта президентская кампания обещает быть очень интересной.
Во-первых, драматическое положение в экономике страны и война в Ираке создают ту социально-политическую атмосферу, в которой мало кто решается на прогноз исхода выборов; платформы демократических и республиканских кандидатов очень близки.
Во-вторых, развитие Интернета меняет привычную систему взаимодействия политиков с населением. Пресса, ТВ в ряде аспектов сдали свои позиции перед чатами, блогами и другими онлайновыми форумами.
В-третьих, то, о чем я писал выше, – растущая эффективность онлайновых опросов.
Если вы поддержите мою инициативу, то я в ближайшее время обозначу основные направления этого мониторинга Сейчас, например, Институт Гэллапа фактически ежедневно вывешивает новости выборов-2008. <…> Я думаю, вам и мне (в меньшей степени) безразлично, кто победит; у меня пока нет установки на демократов или республиканцев. Но нам может быть интересен методический опыт изучения избирателей в ситуации, действительно трудно прогнозируемой».
Работа оказалась очень трудоемкой, весьма непростой, но плодотворной в научной отношении и азартной. Статистика опросов электората страны и штатов показывала, каким образом формировались установки избирателей, и благодаря десяткам сайтов полстерских организаций, газет и журналов, отдельных аналитиков, все можно наблюдать в реальном времени.


В 2008 году новые сетевые возможности оглашения электоральной динамики дали рост новым методам прогнозирования итогов выборов. На заключительном этапе выборов, когда за Белый дом боролись Барак Обама и Джон Маккейн, ежедневно можно было сопоставлять результаты опросов многих полстеров, и это позволило обоснованно говорить о преимуществах и слабостях различных методов сбора первичной информации, сравнивать рабочие характеристики традиционных процедур опроса и новых – онлайновых. Впервые последние работали не хуже личных опросов.
Затем мониторинги были проведены в 2012, 2016 и 2020 годах, в той или иной степени результаты этой работы регулярно размещались на сайте  https://fom.ru и в facer book. Эти наблюдения многое дают для понимания развития электорального сознания и поведения. Одновременно они позволили лучше понять роль интернета в избирательном процессе. Если в 2008 году фокус внимания был сосредоточен на свойствах нового в те годы онлайнового опроса и новых прогностических моделей, то в следующие годы обнаружился переход к новой парадигме видения избирателей, электоральной кампании, прессы, поведения кандидатов в президенты и роли опросов в освещении этой важнейшей политической акции. Сегодня все пронизано интернетом, онлайновый опрос – лишь элемент новой электоральной культуры. Таким образом, мы наблюдаем не только смену догэллаповского этапа в изучении общественного мнения населения Америки на гэллаповский, но и становление постгэллаповского этапа. Грядущая избирательная кампания 2024 года даст нам много нового в понимании динамики политической системы страны, в которой практически все население пользуется интернетом и сетевая коммуникация по многим направлениям эффективнее прессы и телевидения.


Когда в 2004-2006 годах я начинал изучать историю современной российской социологии, мне было ясно, что в этом случае интернет не даст мне того исследовательского и коммуникационного простора, к которому я привык при исследовании прошлого-настоящего различных срезов массового сознания американского населения. Причин для такого допущения была масса, однако все же сохранялось мое стремление к работе в IT-пространстве. Так возникла мысль об использовании электронной почты для проведения биографического интервью. В таком решении было соединение опыта проведения почтовых опросов населения Ленинграда на рубеже 1970-х – 1980-х годов и знание схем онлайновых опросов. Поначалу я не думал о выборке, предполагалось побеседовать с некоторыми давно знакомыми социологами старшего возраста, участвовавшими в становлении послевоенной советской социологии. Именно они и делали историю нашей науки. Единственная технологическая сложность заключалась в том, что далеко не у всех в те годы электронная почта была установлена на домашнем компьютере.


Однако довольно скоро я пришел к убеждению в том, что история должна быть многолюдной и писаться многими.  Так начался мой опросный марафон продолжительностью в 16 лет. Процесс интервьюирования закончился в 2020 году, это жизнь в социологии 2018 исследователей первых семи поколений и одного представителя восьмой профессиональной когорты. Это история, прожитая теми, кто создавал, создает и будет создавать до середины XXI века российскую социологию. Сегодняшним молодым предстоит готовить социологов второй половины этого столетия и начала XXII. Живой процесс преемственности. И все эти биографии представлены в интернете в виде «Большого портрета» https://www.isras.ru/index.php?page_id=3074. Уверен, ценность этого коллективного описания движения российской социологии будет расти.
Моя самая большая мечта: пусть, если не в скором времени, то через два-три... десятилетия кто-либо продолжит интервью с социологами восьмого-девятого... поколений.


Складывается очевидный вывод. Мои блуждания по интернету продолжаются уже четверть века. Это поиски информации и (спасибо моим друзьям) размещение результатов сделанного. Похоже, за все эти годы, месяцы, дни и часы мы срослись.
Потому в последнее время я стал нередко натыкаться в интернете на то, что относится ко мне, но размещено в нем не мной. Например, фотографии, несущие в себе следы деятельности моих давно умерших родителей... А недавно мне встретился сайт https://www.koob.ru/doktorov/, на котором размещены тексты 22 моих бумажных и сетевых книг. Радуюсь, что они есть, и немного грущу, что не все. И есть сайт с четырьмя видео моих лекций в «Шанинке» и Европейском Университете в СПб, представленных на youtube (https://rideo.tv/doktorov/). Всегда интересно взглянуть, каким я был.
Спасибо интернету!


1. Докторов Б. Явление Барака Обамы. Социологические наблюдения. - Москва, Издательство «Европа», Институт Фонда «Общественное мнение», 2011.


Рецензии