Старик бедолага

Щепинские рассказы, или Яшкины были.
*семейная хроника-основана на реальных событиях*

                = СТАРИКОВСКИЕ БУДНИ" =

                - быль -

"...Отойдите господа палачи на пару шагов от скамьи, и не мешайте Творцу молиться за нас"
                Пётр Каховский

Я, не успел пожить в Раю
Да и достоин ли...не знаю,
Уж лучше быть Святым в Аду,
Чем быть в Раю иным... бесправным

Смешался стон в седой молитве
Судья ли Бог,кто скажет нам?
Свечой сгораю я в неверии
С молитвой к матушке в устах...
перевод с французского Кн.Щепин-Ростовского А.Н. 1911 г. Симферополь

Странное поведение  ангелов в лабораториях небесной канцелярии, в результате чего погода в Москве,  в начале лета 2022  года, изумляло и расстраивала старого князя Александра Сергеевича Щепин-Ростовского  своим  явным, как женщина непостоянством. Вчерашние, да и только-только прошедшие полчаса назад ливни и гроза, вперемежку с припудренным  носиком тепла, помешали ему отремонтировать свою "Волгу", нещадно гремевшую при её заводке от прогоревшего глушителя на весь двор и беспокоивший своим рёвом не только соседей по дому. Они, пока правда не жаловались, по причине того, что старик редко ездил на ней, раз два в месяц  не более, но сердитые взгляды проходивших мимо мамаш с детишками говорили ему о многом.
Страховка на машину в мае закончилась, а с таким нервным напряжением его леворукой техники пройти тех осмотр не было никакой надежды. Вот и сидел он дома целыми днями, и от безделья смотрел кинофильм  Протазанова " Бесприданница". Телевизор, свой старый, но бесконечно дорогой ему "Рубин-106", он его уважал за неистребимость и качественное изображение, настройку и подгонку которых ему сделал местный умелец Пётр Петрович Сонцев, с которым он познакомился в ростовском монастыре на могиле его прадеда Сонцева Петра Ивановича, гвардии полковника одного из лихих полков самого Суворова. Тогда, в 2000 году, князь посещал могилу своего предка и вот такой случай... Сонцев, старый, высокий  и непомерно могучий в своих размерах старик, вечно чем-то не довольный и кричащий на соседей по всякому обнаруженному им поводу и без оного, по своей сути был добрым и жизнерадостным русским по крови человеком, но отчаянно скрывал сие по причине того, что боялся делать добро поимённо. Сам он, был из очень древнего дворянского рода Сонцевых, обедневшего по причине войн, революций и принятия его батюшкой  Петром, линии большевиков в 1918 году. Он был необычайно умён и  сообразителен во всех вопросах электрики, инженерии и современной электроники, что для старика было необычно и даже редчайшим в современности случаем, скорее даже исключением. За свои задумки, изобретения и работы, он мог-бы с успехом стать лауреатом многих премий, но его скромность отравляла ему жизнь, и для знакомых и незнакомых людей всё делал бесплатно и по дружески. Он не особо любил зарубежные цветные телевизоры, за их жестокую правду, а этот чёрно белый "Рубин", был как и его вся жизнь в последние годы чёрно-белой.
Александр Сергеевич, был благодарен старику за многое, и как дитя радовался его успехам, умению и их особой дружбе, которая заключалась в их дальнем родстве. Сейчас, слушая романс в исполнении любимой своей актрисы, он испытывал ностальгию по ушедшим годам и своим утерянным товарищам.
Сама Алисова, ему была знакома, отец называл её "Чёрным Ангелом Смерти", так вот с актрисой Ниной Ульяновной Алисовой, он был знаком с 1934 года, вернее даже не столько ему, по причине малолетства, а его батюшке, с которым гуляя по Киеву, спасли от смерти юную девушку на песчаной косе-берега Днепра и Почайны впадавшей в Днепр (ранее Славутич). Бедняга,совсем ещё дитя, от какой-то там без ответной любви хотела утопиться, и если бы не отец, то и не сбыло-бы такой замечательной актрисы. Старик задумался и вздохнул обречённо от мысли того, что как же так случайность может влиять на поступки людей и как распоряжаются с ними судьбы людские в этом неумолимым в своей жестокости мире.

Судьба мелькнёт угаснув тихо
Звездой таинственной, чужой
Искрой мелькнёт в Кассиопеи
Моём созвездии Богов...
Князь Щепин-Ростовский Д.А. 1855 год. Курган.

Старику как-то вдруг стало неспокойно на душе, он вспомнил как они с батюшкой принимали в деревне Чухча, баньку по чёрному, когда в центре комнатушки прогорал, отдавая камням свой благодатный жар костёр, при том нещадно  очерняя стены баньки копотью. Жара и тепла, помнится, нам  хватало на долго.
Те вечера и ночи в деревне, он запомнил на всю жизнь.
И, словно терзая душу вдруг вспыхнувшем пеплом отцовских  рассказов и его историй о " грешных словах "  балагура человеческих судеб, батьки Махно, с которым он дважды в своей многоликой судьбе встречался в одном из сёл "Житомирской жижи". в то время, при негласных  по приказу Льва Троцкого, переговорах в 1918 и 20 годах, дядья отца, князья Александр Николаевичи. Махно, тогда зайдя по хозяйски к ним в хату, внимательно оглядел сидевших за столом двух "красных" командиров и как-бы случайно там оказавшегося офицера Врангеля. Своих ординарцев он усадил с белогвардейским офицером. Всем присутствующим в хате, было ясно, что здесь разыгрывается хорошо спланированный спектакль. Он сел на лавку у окна, ловко забросив ноги на подоконник окошка, и как отрезал словом, намекая на стоимость его помощи красным в деле Крыма. Слова, брошенные атаманом казалось как-бы небрежно и крайне дерзко:
" - А Бог-то чужой, а курка-то чужая, а хлопцы-то чьи???".
Мы, как вспоминал отец, даже не сразу поняли, что он имел в виду и в ожидании молча смотрели на его лощёную и наглую физиономию, явно понимающего и дававшего нам понять кто ныне здесь хозяин.
Штабс-капитан, что сидел за столом казалось  вспыхнул от негодования, ибо он знал цену договора  штаба барона Врангеля и этого проходимца незалежной, и не ожидал что придётся ещё раз торговаться, на что он по чести не был готов, да и скорее всего не имел таких полномочий. Атаман же, бивший  красных  и при удобном случае белых, а то и немцев с венграми в придачу, с усмешкой глядя на внезапный  приступ злости у офицера, показал ему канчуком где находиться дверь и выход при этом. Тот молча вышел из-за стола и неспеша оправив портупею, направился к выходу. Нележайчики, как мы, рассказывал отец, числили батьку и его банду, прозывая между собою оное лицо в штабе, вдруг  разразившись громким хохотом, крича тому и нам во вслед, прекрасно понимая ситуацию на тот момент и сложившуюся обстановку. Разные люди в одних и тех же ситуациях, и более того, при хлипких обстоятельствах ведут себя одинаково красиво  мерзко.
Знаете, что этот офицер прошептал мне когда проходил? Жаль, что Вы не слышали.
- Россия, дышит так называемой Свободой и без Вас господа большевики.
 Так, вот уж слух у атамана,  услышав сие батька, ему ответил на сей пассаж:
- Европа, впрочем как и Россия, уже заполонила все тропы и дороги Украины-Гуляй Поле, своими головами. Я помню поимённо тех, кто мешает нам и клевещет на меня.  Я желаю создать собственное государство, а как известно, создать государственную основу, без идеологии и средств пускания крови господам, просто невозможно. Как-то так. И это господа, ещё только начало пути, и даже русский Бог бессилен в этом.

Старый князь, налил из  старого отцовского самовара, привезённый им своим родным в Москву, ещё в 1900 году, " свежего" кипятка, добавил крепкой заварки, три ложечки сахара и с наслаждением принялся за чаепитие. Дожди за оконцем казалось закончились и сквозь разрывы облаков неожиданно проглянуло закатное Солнце, впрочем, как оказалось совсем не надолго и через полчаса опять пошёл дождь...Князь огорчённо высматривал за окном тучи, понимая, что и завтра его старушка "Волга" останется в одиночестве. Неожиданно раздался телефонный звонок, оказалось, что звонили из Боливии передавая ему привет от детей и родных, которые просили передать слова благодарности за присланные  им копии родословий и других документов, привет Пал Палычу и Николаю Андреевичу Гребенюку...

фото Кн.Щепин-Ростовский
тайные тропы: княжеская казна Ростова


Рецензии