станцию Верхне-Черкасово, она же Сяйниё, Sаiniо

(Эльмар Грин. Рассказ Мать.)

Лето. Каникулы.

Август 1978.
Жара.
Я,  шкет, взят моим отцом на месяц на Карельский перешеек. Посмотреть на настоящую жизнь. Мужскую.
Часть линии Ленинградская АЭС- госграница - Финляндия, строится силами треста Западэлектросетьстрой из Белорусии. Мехколоннна номер 3.
Это мы.
Я уже побывал на пикетах. Я смотрел, как устанавливаются опоры. Как раскатываются и натягиваются провода.
Я  видел быт. Работу. И отдых линейщиков.
Одна семья. Все друг за друга. Я видел белые ночи. Я видел Выборг. Я видел множество заброшенных хуторов и одичалых садов возле них. Я видел на скалах следы тяжёлых боёв. Множество костей и разбитой и сгнившей амуниции. Я облазил  руины линии Маннергейма.

Но время подходит. Работы частично закончены. Люди возвращаются на родину. И техника тоже.
В один из дней отец и его непосредственный начальник, главный механик, товарищ Дударенко, утром отравились инспектировать отправку техники, на станцию Верхне-Черкассово. Она же бывшая финская Сяйниё, Sаiniо.

Ещё вчера на платформы были загружены тяжёлые трактора. Краны КЛЭП ,
Тяжелые артиллерийские тягачи БАТ. Я лично видел эту погрузку. И последующее крепление техники.

Утром  я увидел  зрелище, на многие годы повергнувшее меня в простой вопрос.
ЗАЧЕМ?

Пятнадцать единиц техники. Вчера , в рабочем состоянии, своим ходом зашедшие на платформы. Вчера.

Сейчас они представляли жалкое зрелище.
Стекла в кабинах были разбиты. Гидрошланги приводов были порезаны.
Щитки приборов разбиты. Сидения . Обычные сидения трактористов , операторов, были выдраны и порезаны.
И как апогей.
В кабинах высились горы человеческих экскрементов.

Я тогда спросил отца, папа, это что финны нам до сих пор нам мстят? Это диверсанты?

Милиция разберётся, ответил тогда отец.
Насколько я знаю, тогда никого не нашли.

А через неделю отец принес мне книгу. Ветер с Юга. Эльмар Грин.

Я много раз ее перечитывал.
Хотел понять. Почему так.

А сейчас понял ответ.
Не в финнах был ответ .
Ох, не в финнах.
В том , что произошло в августе 1978 года. На станции станцию Верхне-Черкасово, она же Сяйниё, Sаiniо.


Рецензии