Известные люди Фидий

Интересные и малоизвестные факты из жизни известных людей

"Он был великим мастером, его скульптуры  остались непревзойжённым в веках, а огромная двенадцатиметровая статуя из дерева, слоновой кости и золота  Зевса Олимпийского -  признана одним из семи чулес света"


Фидий (греч. ;;;;;;;, ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перикла.

Википедия

Сидящий на троне Верховный Бог, суровый и величественный  подпирает головой потолок храма Мастер подходит поближе к творению своих рук и спрашивает: "Ты доволен,Зевс?"В ответ раздается удар грома и черный мраморный пол у ног статуи трескается.  Это грозный Зевс дает понять что он доволен.
Так по легенде завершилось создание одного из семи чудес света -статуи Зевска Олимпийского. Его автор -великий лревнегреческий скульптор - Фидий.

О его жизни осталось очень мало сведений . По асей вероятности   Фидий родился в Афинах в начале пятого   столетия до н. э .
Принято считать, что Фидий  родился около 490 года до н.э.

Ученые выдвигают предположения о том, что его отца звали Хармид.

Не сохранилось точных подтверждений тому, кто стал наставником скульптора. В некоторых источниках его потенциальными учителями называют  скудьпторов Гегия, Агелада и Полигнота.

Детство и юглсть Фидия  пришлись на время греко-персидскиз войн.
Он помог правителю Афин , полководцу. Пермклу  разработать план и реконструивать согласно его Афины.

Первой работой Фидия , которая украсмла холм в акрополе  в Афинах стала статуя Аполлона, за ней последлвали статуи Афродиты Урании и Афины покровительницы города Афин.
Первые работы греческого скульптора были выполнены из меди и мрамора. Статуи посвящались богам или воспевали исторические события. Новаторство, привнесенное Фидием в профессиональную сферу, заключалось в том, что он стал совмещать слоновую кость и золото в скульптурах. Эксперты также обращают внимание на мастерство автора в изображении обнаженного тела под одеждой.

Несмотря на то, что произведения ваятеля не дошли до наших дней, сохранились описания выполненных им монументов. Работы скульптора признаны шедеврами древнегреческого искусства. Дебютное произведение в моеументальной живописи посвящено Марафонской битве. В композиции воспроизводился образ Мильтида в окружении фигур греческих богов и мифологических персонажей. Памятник находился в Дельфах.

Фидий работал над оформлением храма Тесея в Афинах, а также стал автором изваяния, посвященного амазонке. Оно было установлено в храме Артемиды.
В период с 446 по 438 год до н. э. он  трудился над статуей Афины в Парфеноне. Она была изготовлена из золота и слоновой кости с применением инновационной техники. Высота монумента, по свидетельству Плиния, достигала 11,5 м, а в руках Афина держала богиню победы Нику, меч и щит. На внешней стороне последнего изображалась битва амазонок. Скульптура символизировала мощь Афин и героическое прошлое полиса.

Всю жизнь  Фидий проработал  скульптором и архнитектором во многих  греческих городах - в основном в Дельфах, Олимпии, Афинах Платеях.
Основная тема его творчества была - восхваление греческих богов и героев.

В Олимпии Фидии создал самое главное  и аеличественное своё творение  колосс Зевса Олтипийского, четырнадцатиметровую статую воседаюящего   на троне божества.  Фидий изготовил  статую из дерева, затем покрыл тело Зевса пластинами из розоватой кости, а  одежду тонкими листами золота. в руках  его находился скипетр с восседающим на нем орлом и крохотная Ника

Скульптор украсил трон барелтефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Статуя Зевса была до такой степени поразительна,  по техническому исполнению,настолько грандиозной и одновременно гармоничной,  что современники назвали её одной из семи чудес свет
К ним помимо   статуи Фидия Зевса в Олимпии (435 г. до н. э.)
древние относили:
-Пирамида Хеопса (2600 лет до н. э.)
-Висячие сады Семирамиды (605 г. до н. э.)
-Храм Артемиды в Эфесе (560 г. до н. э.)
-Мавзолей в Галикарнасе (351 г. до н. э.)
=Колосс Родосский (280 г. до н. э.)
-Александрийский маяк (3 век до н.)

Люди приходтли в храм Зевса, где находилась его статуя,не только чтобы поклониться почетаемому ими божеству, но и  полюбоваться великому творению ис кусства.

Византийские императоры, преклонявщиеся перед античностью  , бережно перевезли статую Зеввса Олимпийского в Константинополь.
Но в пятом  веке дворец византийского императора
Феодосия Второго горел и деревяный колосс тоже стал  жертвой огня.  Так погибла уникальная статуя работы древнегреческого скуцльторара. Сохраанились только описания этой скульптуры и на изображениях на монетах.

Фидий владел новейшими лоя своего времени знаниями.
позволявшими ему донести до людей красоту и гармонию .
Новаторство, привнесенное Фидием в профессиональную сферу, заключалось в том, что он стал совмещать слоновую кость и золото в скульптурах. Эксперты также обращают внимание на мастерство автора в изображении обнаженного тела под одеждой.

О последних годах жизни Фидия почти ничего неизвестно.
Согласно одному из  трудов полководца Павсания -Фидий последние годы жизни творил в Олимпии. Кстати . в этом произведении он подробно описывает место расположения  в этом городе мастерской скульптора.
На этом месте археологи  провели раскопки и обнапужили развалины здания масиерской Фидия.

Неподалёко от неё была  обнаружена  яма , кула сбрасывали отбракованные детали  Там археолагам посчастливилост обнаружить отлитые копии тоги  Зевса. пластины из слоновой косим , бронзовые гвозди и даже донышко  кувшина  с выцарапвными на нём словами "Принадлежу Фидию ".

Большую работу  Фидий вёл как архитектор. Он создавал новый ансамбль Афинского акрополя, разрушенного персами. Кроме того, его авторству принадлежит статуя Афины Промахос, установленная около 460 года до н. э. на Акрополе в Афинах в честь триумфа над персами.

Этот бронзовый монумент  не сохранился, равно как и Афина Лемния, бронзовая скульптура, описание которой доступно для потомков исключительно благодаря копиям. Не дошло и изваяние Афины Ареи, располагавшееся в Платеях. Датой его создания считается период с 470 по 450 год до н. э. Материалом для статуи послужили позолоченное дерево и пентелийский мрамор.

Искусствоведы причисляют Фидия к основоположникам европейского искусства. Его аттическая школа скульптуры, организованная во второй половине 5 века до н. э., была популярной, а последователи мастера творили в технике высокой классики, сочетавшей тенденции эпохи. Древний грек работал вместе с подмастерьями, а также в сотрудничестве со скульпторами Алкаменом, Мироном и Агоракритом. Ученики мастера участвовали в оформлении Парфенона. С Колтом и Паненом Фидий трудился над изображением Зевса Олимпийского.

О смерти великого скульптора известно нам  благодаря  древнегреческому истрику Плутарзу.
По его словам лружба с Периклом дорого обошлась Фидию. Враги правителя Афин стали и врагами скульптора.
Завистники уговорили одного из помошников  Фтдия составить на него донос, будто тот при сооружении для храма статуи в Парфенон - утаил золото  . Но по совету предусмотрительного Пеикла  он взаесил взвесил зололтые пластины до.начала сотвоения статуи, а так же сделал их снимающимися от остова статуи Когда золото сняли со статуи и  взвесили-Фидия признали невиновными. На этом зависники не успокоились.
Скульртора обвинили в  богохульстве -оскорблении богов - якобы на щите Афины среди прочих изображений -Филий поместил собственный профиль и профиль своего друга Перикла Как развиваоись дальнейшие события точно неизвестно.

По одной версии жители  внесли залог за Фидия т его отпустили в Олимпию, где он вскоре умер., По другой версии Фидий скончвлся в афинской тюрьме, либо умер от горя и лишений , либо покончил собой, приняв  яд.

Что касается личной жизни  Фидия, то известно , что он не был женат, детей не имел.
Как и многие древние греки, имевшие отношение к творчеству, Фидий состоял в романтических отношениях с молодыми людьми. Его возлюбленным стал элейский юноша Пантарк, известный тем, что в 436 году до н. э. стал победителем в 86-й Олимпиаде.

Существует предположение, будто имя человека, сыгравшего важную роль в личной жизни скульптора, Фидий увековечил, нанеся в виде надписи на палец статуи Зевса Олимпийского. Правда, по некоторым данным, такая отметка имелась на скульптуре Афины Парфенос или на монументе, посвященном Афродите Урании в Элизе.

Три века спустя политик и оратор Цицерон писал о Фидии : "Когла он создавал Афмеу и Зевса  перед ним не было иного оргинала которым он мог воспользоваться, но в его дуще и был прообраз красоты которым он воспользпвалв материи.

Фидий изобрел золотое сечение, которое обозначается в алгебре греческой буквой фита — ;.
Скульптор имел представления о законах оптики. Однажды он соперничал с Алкаменом, получив заказ на статуи Афины. Планировалось, что изваяния установят на колонны. Грек изготовил скульптуру из расчета высоты постамента, но на земле она выглядела уродливо, за что Фидия упрекали. Тем не менее после водружения монумента на возвышение оказалось, что мастер учел массу нюансов, о которых не подумал оппонент Алкамен.

В честь Фидия помимо золотого сечения назван кратер на Меркурии

Приложение:

Список наиболее известных работ Фидия.

Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Афины Промахос
Статуя Афины Парфенос
Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы и т.д.)
Статуя Афины Лемнии
Статуя Афины Ареи
Статуя Деметры
Статуя Коры
Статуя Анадумена
Статуя Гермеса Людовизи
Статуя Тибрского Аполлона
Статуя Кассельского Аполлона


Рецензии