Что такое русская литература? Эссе
ЧТО ТАКОЕ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЭССЕ
Из своих детских лет, проходивших в советские годы, я сохранил воспоминание о фасаде одной из находившихся рядом с нашим домом в Гавани (я жил тогда в первых новостройках Гавани в Ленинграде, недалеко от пассажирского порта тех времен) средней школы, построенной по распространенному в этот период типовому проекту - на одной стороне фасада этого здания школы были расположены барельефы с изображениями в профиль «ликов» Маркса, Энгельса и Ленина, а на другой стороне фасада школы располагались барельефы с «ликами» Пушкина, Тургенева и Льва Толстого.
Барельефы эти были огромными, занимали всю правую и левую стены фасада здания. И были видны издалека.
Конечно же. На них были изображены не просто лица великих людей. А именно «лики Святых». Ни больше ни меньше.
И вся советская религия становилась ясна сразу - по одним этим изображениям ее почитаемых «святых.»
С одной стороны это - основатели марксизма-ленинизма. А с другой стороны - избранные великие писатели земли русской. Им тоже поклонялись как святым в советские времена. И даже сами биографии великих русских писателей составлялись тогда именно как биографии святых.
Я ничего не хочу сказать плохого об официальном Православии. Но в России оно со времен Петра Великого превратилось в «казенное учреждение», которым управлял Синод, возглавляемый каким-нибудь Генералом высокого звания.
Просвещенное русское общество и в ХУ111 и в Х1Х веке было в целом равнодушно к официальной религии, к казенному Православию. Искало иных духовных идеалов и в них и уверовало в конце концов - религиозно поклонялось в частности большой русской литературе. Видело в творцах этой литературы святых и пророков, достойных почитания и поклонения.
Так и сложился первоначально культ творчества и самой личности Пушкина - культ боговдохновенного поэта-пророка, чья Муза была божественна, чья личность была одухотворенной и возвышенной во всем и всегда.
Знаменитая речь Достоевского на Пушкинского юбилее об этом ярко свидетельствует. И сама эта речь Достоевского - как Евангелие от Достоевского…. Евангелие о Пушкине и о его деяниях, поучениях и пророчествах.
Так сложился религиозный культ Пушкина в России. Причем, этот культ сформировался уже в старой царской России, а вовсе не в России советской.
Характерно в этом плане то, что писал о Пушкине и его судьбе знаменитый христианский философ Вл. Соловьев - Пушкин мол не мог убить Дантеса на дуэли… Иначе нравственная незамутненность его великого и возвышенного образа пропала бы. И Пушкин вынужден был бы тогда всю жизнь каяться в содеянном и едва ли не уйти в монастырь на вечное покаяние.
Для Вл. Соловьева Пушкин - именно христианский святой. Не создатель неких замечательных поэтических шедевров, а великий проповедник одухотворенных идеалов небесной «чистой красоты» и несказанной небесной гармонии.
И в этом же ключе постепенно стали воспринимать творчество Пушкина и сам его образ и широкие массы более или менее просвещенного и образованного населения России.
А после большевистского переворота и после утверждения власти большевиков над всей Россией культ Пушкина только разросся до гигантских масштабов, усилился и стал непререкаемым - хоть в чем-то критиковать или якобы недооценивать Пушкина теперь было официально запрещено советскими властями.
Я как человек, более тридцати лет своей жизни проработавший в Пушкинском Доме (Институте Русской Литературы Российской Академии Наук) знаю это, что называется, «из первых рук».
Пушкинский Отдел был в нашем Институте самым большом, самым казенным и по существу самым мелкий и даже жалкимс по своим исследовательским интересам и задачам - там изучались самые мелочи текстологии пушкиноведения (вплоть до последней запятой в черновых рукописях Пушкина) и там Пушкина превозносили и восхваляли на все лады разного рода обученные и бездарные филологини, которым это было официально поручено.
А мои хваткие товарищи по исследовательским изысканиям, из числа тех кто умело «выезжал» за счет дифирамбов Пушкину в своей карьере в первых ряды «филологов-специалистов» не стеснялись и так говорить - «Я многим обязан Пушкину. Пушкин меня кормит. Кем бы я был без Пушкина в нашей Москве».
Бывший же многолетний Директор Пушкинского Дома Н.Н. Скатов громогласно заявлял тогда по телевидению, что мол Наталья Николаевна Гончарова (жена Пушкина) - это Русская Мадонна.
Конечно же Святой Пушкин должен был соединить свою жизнь с Русской Мадонной. С кем же еще?
Об Анне Керн же (любовнице Пушкина в годы ссылки в Михайловском) писали тогда неизменно плохо - она Пушкина компрометировала своим обликом и поведением.
Одна Кремлевская поэтесса, некая Васильева (дочь приближенного к высшему кремлевскому начальству конструктора знаменитого танка Т-34) даже выдвинута «спасительную» для высокой нравственности Пушкина версию, что якобы шедевр любовной лирики поэта «Я помню чудное мгновенье» был посвящен Пушкиным вовсе не избыточно любвеобильной Анне Керн, а другой и в высшей степени целомудренной девушке.
Версия эта никакой серьезной научной критики не выдерживает.
Но она для советских времен чрезвычайно характерна - Пушкина тогда надо было во что бы то ни стало возвеличить и сделать Святым.
К литературе в собственном смысле все это имело лишь отдаленное отношение - искали объект для общенародного поклонения. А партийные начальники для этого мало подходили.
Церковь же с ее культом православных святых была оттеснена на периферию советской жизни, унижена и использовалась советскими коммунистическими властителями только в «подсобных» целях - для так называемой советской «борьбы за мир» в частности.
Однако, в целом в советском культе литературы едва ли было что-то зловредное - этот культ учил людей с уважением относиться к художественному слову, ценить труд одаренных писателей и уважать их.
Недавно в воспоминаниях некогда известного поэта, Д. Самойлова, я встретил строки о том, что когда в годы его юности его стихи и стихи его близких товарищей похвалил и приветствовал авторитетный тогда Сельвинский (это было еще до Великой Отечественной войны) они - большие друзья и мечтавшие о творчестве и о счастье юноши, обнялись и восторженно твердили в эйфории после встречи с Сельвинским - «МЫ -ПОЭТЫ!».
И Давида Самойлова и его товарищей можно было понять - путь поэта, советского поэта, обещал в те годы процветание и славу, уважение всего советского общества.
Конечно, возможна была тогда и иная судьба - трагическая судьба Бориса Корнилова, Павла Васильева, Нарбута, Бабеля, Мандельштама и многих других
Диктатура Сталина не знала пощады. И бывала практически неуправляемой в своих карательных чистках.
Но об этом молодые и амбициозные поэты старались тогда не думать - верили, что их ждет сказочное благополучие и почет Симонова, Исаковского. Твардовского, Шолохова и Алексея Толстого.
На этих «корифеев» и равнялись. Хотя и знали, что они по большому счету - приспособленцы.
И в известном смысле не удивительно, что гибель советской власти повлекла за собой и гибель русской литературы. Постепенно, но неумолимо русская литература стала вырождаться уже в 1990-годы. И в новом ХХ1 веке она погибает окончательно.
Ведь писатели должны на что-то жить. И им как и всем людям хочется уважения окружающего общества. Хочется признания значения их творчества и их достижений.
А всего этого нет ныне. Новая власть в России литературу не понимает. Не любит. Не считает ее эффективным инструментом воздействия на общество. Не заботится о литературе и литераторах.
С появлением и распространением Интернета все меньше стали покупать книги в бумажном варианте. Писателям постепенно стало не на что жить.
Трудно представить нынешнюю молодежь обнимающей друг друга в восторге от того, что кто-то (а кто? - пусть воскресший из мертвых мэтр нашей культуры академик Д.С. Лихачев) признает в них настоящих поэтов как это некогда было с Д. Самойловым и его товарищами.
Путь поэта в наше время есть ПУТЬ В НИКУДА.
Я не случайно вспомнил в этой связи о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве. В годы моей юности он приветствовал меня и как поэта и как необыкновенно одаренного литературно человека. Это действительно было.
Д. С. Лихачев говорил и писал об этом моему отцу. Я был у Дмитрия Сергеевича дома и он узнавал и помнил меня долгие годы при встречах в Пушкинском Доме после этого моего визита к нему.
Но что это изменило в моей судьбе? - Ничего.
В советские поэты меня решительно не приняли. И даже в постсоветское время. В 1990-годы, в число официально публикуемых поэтов меня упорно не принимали.
Ведь господин реформатор Гайдар и господин приватизатор Чубайс отдали бывшим советским редакторам литературных журналов эти журналы (включая стоимость их помещений и т. д.) в частную собственность.
И этим узаконили в литературе советские вкусы и саму «советскую духовность (или бездуховность)».
Такие нелепые и непрофессиональные «реформы в литературе» фактически отменили в России саму литературу.
Да, Президент наш по старой традиции уважения власти к деятелям литературы и культуры навещал Солженицына раз или два в его нажитом на западные деньги особняке.
Да, наш Президент в былые годы использовал старика Даниила Гранина как сопровождающего по «памятным местам» Петербурга
Когда приезжал с «частным» визитом в свой бывший родной город.
Но никакого понимания катастрофической ситуации в литературе со стороны нынешней власти - нет и в помине.
Плевать нашим властителям на литературу. Они ее не понимают, не читают. Не любят и не ценят.
Признаюсь, что я тоже стал им в этом подражать - я не читаю нынешних литературных журналов, не поддерживаю знакомств среди их авторов и издателей. Не стремлюсь куда-то «пробиться» в литературе (да и куда собственно пробиваться? В главные графоманы?)
В приватизированных журналах старые советские пердуны печатают все ту же самую стародавнюю поддельную и дешевую есенинщину –« ой малина ты малина, чудо-ягода моя…» Или если пролезли в редакцию неутомимые представители еврейства, начинается старая народная еврейская песня - «Восток мол я не понимаю (под Кушнера), мне ближе Запад и Америка, где сытно кормят богачи… «
Под эту старую песню еврейские эмигранты собирали свои чемоданы для отъезда из России еще и в советские времена. И сейчас они поют эту свою любимую песня во весь голос.
Пусть поют.
А я думаю о другом.
Я всю жизнь свою отдал литературе. Просто отдал - и все.
Даром можно сказать.
Меня за это не расстреляли как Павла Васильева и Бориса Корнилова. Но на меня наплевали. Просто наплевали. «Как будто вовсе я не человек» (это строка из одного «душевного» стихотворения Евтушенко где озверевший пьяный муж насилует свою жену).
Россия меня не «изнасиловала» (и советская и антисоветская). Я как-то выживал всегда. Пусть и убого на взгляд со стороны.
Но я же человек со своим достоинством все таки, со своими живыми чувствами.
И мне противно когда я не только не получаю ни копейки за свое творчество, но и похвал не слышу никаких.
Литературные журналы, видя мою творческую биографию - Пушкинский Дом, книги о Розанове и Соловьеве, доктор филологических наук, знавший и Д. С. Лихачева - соглашаются нередко опубликовать мои стихи.
Хотя стихи мои им непонятны. А эссе мои им кажутся ниспровергающими авторитеты.
Я вовсе не скандалист «по призванию» как Маяковский. И вовсе не неожиданный для культурной России «самородок» как Есенин.
Но я живу в эпоху когда старые формы русской поэзии безнадежно истрепались. Они стали штампами.
И писать так как писала Ахматова или Пастернак стало просто невозможно.
Не говоря о поэзии «детских криков» Евтушенко и Вознесенского. И им подобных.
Новое время требует от поэзии новых форм, малознакомых русскому стихосложению - требует свободного стиха и верлибра.
Хотя я уже, отдав свою дань и тому и другому, постепенно возвращаюсь в стихах своих к признанию и свободному использованию рифмы…
Но я убежден при этом – полного возвращения к рифме в мировой поэзии уже не будет никогда.
Советская антикультура просто законсервировала вкусы и ценности отжившей свой век поэзии у нас в стране. И это - как долгая и тяжелая болезнь.
И от нее культура наша отходит только сейчас. А государство нынешнее остается к этому процессу безразличным.
Хотя - вот мой опыт - в патриотическом интернет-журнале «КАМЕРТОН» - недавно опубликовали сорок девять кажется моих стихотворений (огромная журнальная подборка!). А журнал этот явно имеет спонсоров «в структурах власти» и даже платит гонорары.
Или другой пример - интернет-журнал «Русский переплет», охотно печатает мою эссеистику. А у этого журнала тоже явно есть и спонсоры и покровители «на властном верху».
Я как поэт и как человек вне политики. Но я не могу не видеть, что новые люди которых призывает на службу порой наше государство ныне лучше и грамотнее старых советских литературных жуликов и пердунов.
Равно как и новые ценности, утверждаемые новыми литературными изданиями – несравнимо лучше этого идейного отстойника, которым являются ныне бывшие советские литературные журналы.
В старых советских журналах господствует пошлость. Господствует угодничество (причем - уже неизвестно кому). И господствует давно отжившая свой век убогая советская эстетика.
Год назад я крайне тяжело перенес коронавирус. Вся моя семья заболела. И жену и взрослого сына потом забрали в больницу. Я думал - я выдержу, не заболею. Но - вирус сломил и меня в конце концов. Было очень плохо. Я потерял сознание. Хорошо, что выздоравливала моя жена и уже вернулась из больницы. И она организовала мою эвакуацию в больницу без сознания.
Что это было со мной - так и не понятно. Врачи говорили - это мол эпилепсия… Какая эпилепсия если я уже целую жизнь без нее прожил? И ничего такого раньше со мной не было никогла…
Так вот в больнице два молодых человека очень хвалили Запал, где они уже бывали. И где им очень нравилось бывать и жить.
Запад покоряет своими благами тех кто имеет деньги.
Это бесспорно. Но на Западе не любят Россию и русских.
Хотите вы жить в том мире где вас очень не любят ? - Живите.
Но помните мудрые слова Василия Розанова - «лучше есть краюшку хлеба у себя дома, чем пироги из чужих рук.»
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -
Свидетельство о публикации №222060600627