1967-1968 гг. Третий курс

На третьем курсе наконец-то появились дисциплины, близкие будущей специальности. Я относился к учебе без фанатизма, погружаясь только в те дисциплины, которые мне нравились, параллельно занимаясь научными исследованиями.

После второго семестра у нас была двухнедельная практика. Мой шеф предложил мне пройти практику в г. Воскресенск на асбестоцементном заводе. Со мной изъявил желание поехать еще один парень с нашей группы.

Воскресенск находится в 80 км на юго-восток от Москвы, куда мы доехали на электричке. Город произвел удручающее впечатление – он весь был засыпан цементной пылью.

Пришли на завод, откуда нас направили в общежитие, где поселили вдвоем в одной комнате.
На заводе была лаборатория автоматики, начальник которой Баренцвейг Б.В. был аспирантом у моего шефа. Для сбора материалов для диссертации Баренцвейг Б.В. проводил исследования по изменению влажности асбоцементного полотна от интенсивности инфракрасного нагрева. Мы помогали ему снимать динамические характеристики сушки асбоцементных плит.

Когда мы начали прорисовывать спад влажности асбоцементного полотна после включения обогрева, то обнаружили, что вместо плавной ниспадающей линии изменения влажности вдоль полотна на ней получаются семь волн. Мы долго размышляли над природой этого явления – было непонятно как при плавном изменении параметров получаются волны.

Тут мне пришла идея измерить длину окружности валков, проталкивающих полотно. Оказалось, что на 2 метра полотна приходится семь оборотов валка, т. е. причиной волн могли быть валки. Но почему? Тут я понял, что это может быть от искажения круглой формы валка. Когда валки со стороной с большим радиусом сдавливают лист, то вода из этого места листа уходит, а когда валки соприкасаются с листом частью с малым радиусов, то вода остается.

После работы на заводе мы бродили по городу и купались в Москве-реке.

Продолжение: http://proza.ru/2022/06/07/519


Рецензии