1969-1970 гг. Пятый курс

На пятом курсе мы с женой стали жить в общежитии на Соколе. У меня в комнате жил немец из ГДР. Поражало, что он спал в пижаме, чего мы отродясь не носили, и укрывался толстым пуховым одеялом. По утрам он пил кофе. У немцев кофе было в 4 раза дороже, чем в СССР, и они возили полные чемоданы кофе домой при норме 1 кг, но у студентов таможенники не особенно проверяли вещи. Еще немцы везли домой самовары, а мой сосед отвез для отца арифмометр «Феликс». Его отец был мелким предпринимателем (что допускалось в ГДР), и ему надо было выполнять экономические расчеты.

7 октября немцы праздновали день образования ГДР. В честь 30-я образования республики был устроен конкурс на знание ГДР. Первый тур был заочным и ребята из моей группы помогли ответить на некоторые вопросы. Второй тур был очным, на который прошли мы с женой. Кроме нас на сцене актового зала были еще два студента. По результатам второго тура мы с женой набирали наибольшее количество очков. И вот последний вопрос: результат матча сборных ГДР и СССР по футболу. Я футболом не интересуюсь, от слова вообще, жена тоже. Нам из зала кричат разные результаты, но большинство правильно. Жена дала ответ, полученный из зала, а я не поверил и дал другой ответ. В результате жена получает первый приз – поезду к ГДР, а я занимаю второе место и получаю кожаный портфель, а в нем альбом с фотографиями лучших мировых фотографов.

В осенний семестр у нас проходят занятия преимущественно по специальности и экономике, а во время весеннего семестра мы пишем дипломный проект. У меня основное время уходит на расчеты на ЭВМ.

В апреле распределение. Все москвичи остаются в Москве: они идут работать преимущественно в конструкторских бюро по проектированию систем управления. Декан сетует, что я не женился на москвичке, а то меня бы оставили на кафедре. Но я не теряю надежды поучиться в аспирантуре, хотя по правилам нашего вуза в аспирантуру принимали только после 2-х лет работы после окончания вуза.
Нас, не москвичей, осталось в группе немного, но и для нас не было большого выбора места работы. Передо мной были три варианта: Чимкент, Воскресенск, Редкино.

Аспирант у шефа был из технического вуза Чимкента (Казахстан), и шеф предлагал поехать туда преподавателем. Я как романтик стал рассматривать это вариант. Поговорил с мамой, которая также в свое время поехала в Туркмению. Но мама предупредила, что там всегда на первое место будут ставить местное население, также буду решаться любые вопросы.

Воскресенск – это Подмосковье, особые условия прописки, но для меня готовы были добиться разрешения на проживание в Московской области. Мне хотелось быть поближе к Москве, чтобы было удобно ездить в вуз, когда я буду в аспирантуре. Прада, городок из-за цемента не сахар, да и контингент там проживал не самый интеллигентный.

Редкино (Калининская – теперь Тверская область) – поселок городского типа, расположенный на расстоянии 39 км к юго-востоку от Твери. Там находился филиал ОКБА (Опытно конструкторское бюро автоматизации). Из плюсов – близость Москвы (до Москвы 129 км). Из минусов – жизнь в поселке на границе двух областей со все убогостью бытия, с отсутствием хорошей библиотеки.

За несколько дней до распределения шеф предложил еще один вариант – Тульский филиал ОКБА, где его аспирант-заочник Вильский был начальником одного из подразделений (до Вильского был другой начальник, которого назначили директором ОКБА в Редкино). Здесь были сплошные плюсы: областной город, областная научная библиотека, до Москвы 3 часа на электричке.

На распределении я согласился на Тульском филиале ОКБА с предоставлением жилья. Но, когда я вышел в коридор, ко мне подскочил невесть откуда взявшийся Баренцвейг и с огорчением узнал, что я уже распределился. Он быстро «нырнул» в комнату, где заседали комиссия по распределению и радостный вернулся:
- Я договорился, что ты можешь поменять место распределения на Воскресенск ко мне в лабораторию, получишь Подмосковную прописку!
Да, было интересно получить такую прописку, но я уже смирился с мыслью жить в областном городе, а не в глубоко периферийном, запыленном Воскресенске.
- Я собираюсь в аспирантуру, – говорю я.
- Будешь учиться заочно.
- Нет, я хочу очно.
- Мне не очень интересно, чтобы ты ушел в очную аспирантуру.
- Хорошо, я подумаю, – сказал я.
Честно говоря, я уже принял решение и не собирался его менять.

Диплом у меня получился исследовательским: было очень много математики, да и расчеты на ЭВМ были у меня одного со всего курса. Но по требованиям кафедры на защите надо было представить обязательные плакаты, которые для моей работы были чем-то чужеродным. Например, требовалось представить общий щит управления процессом с приборами контроля. У меня такого не было, было несколько приборов и все. Требовалось показать план и разрез цеха. Вместо цеха у меня была комната с плазмотроном – устройством около 20 см в диаметре и около полуметра длиной. Но пришлось изобразить «план цеха» и «разрез цеха». Требовалось крупно показать установку датчика на технологической трубе. Здесь было просто – показал, как термопара встроена в трубу. Дополнительно у меня были плакаты с формулами.

Моя защите прошла хорошо. Только возмутило замечание декана. Я рассказываю о решении сложнейшей задачи оптимального управления, а он говорит, что у меня изображена тонкая стенка патрубка, в который вставлена термопара, что породит ошибку измерения температуры (он был неправ, т. к. неправильно оценил толщину стенки по чертежу). Защита прошла отлично.

Из нашей группы не пошла на защиту одна студентка – считала, что не все успела сделать. Она в свое время окончила школу с золотой медалью и была великой перфекционисткой, диплом вовремя сделать не смогла. Самое интересное, что через два года я ее встречаю в институте – она все еще не защитила диплом – все считала, что не все успела сделать.

В нашем вузе учиться на отлично было чрезвычайно трудно. Я имел в дипломе несколько троек и не очень расстраивался по этому поводу, поскольку меня одного из потока приглашали через два года в аспирантуру. Из всего потока в 100 человек красный диплом был только у одной студентки.

У нас не было никакого торжественного вручения дипломов. Я принес в отдел кадров подписанный в разных инстанциях «обходной лист» и получил диплом и значок-ромбик, символизирующий, что я окончил вуз.

Свои вещи из общежития, а у меня уже накопилось достаточное количество коробок с книгами и вещами, сдал в камеру хранения общежития и уехал в Евпаторию. Жене надо было доучиваться еще полгода – в их спецгруппе читали еще несколько специальных дисциплин, а пока она уехала на практику в Бийск.


Рецензии