3. 10. Инкисар Бескорыстие ГАТА3. Хазрат Инайят Ха

Инкисар в терминах суфиев означает самоотверженность. Психология человеческой натуры такова, что человек чувствует склонность бить каждую поднятую голову. Не только человек, но и все живые существа имеют такую ;;склонность. Чтобы защитить себя от этого, многие разумные существа в низшем творении делают норы в земле, чтобы жить там, скрываясь от зверей и хищных птиц. Не успели они поднять головы из своих нор, как их схватили враги, жаждущие их крови. По мере развития человечества человек не сразу ударяет в поднятую голову, но не может не волноваться при виде ее.

Понимая эту тайну человеческой природы и изучая тайну всей жизни, суфий проследил этот дух в его сущности, принадлежащей к источнику всех вещей. Он называет этот дух кабир, или кибрийя, эго или эгоист. Это научило суфиев морали, что не только человек, но даже Бог недоволен самоутверждением. И манеру, которую он принимает, чтобы не возбудить того беспокойного духа,  он называет инкисар, что означает бескорыстие.

Теоретически это мелочь, на практике это великое искусство. Это искусство требует тщательного изучения человеческой природы, оно требует тщательного наблюдения и постоянной практики. Это искусство учит принимать меры предосторожности перед каждым действием в речи или в действиях, чтобы причинять наименьшее беспокойство человеческому чувству. Тщательное изучение человеческой восприимчивости и практика деликатных манер учит человека кисару. Чем дальше он продвигается, тем более обостряется его чувство; поэтому он находит все больше и больше ошибок в своей жизни, продвигаясь вперед по этому пути. Эта тема настолько деликатна, что человек совершает ошибку не только в том, что проявляет гордость или тщеславие, но даже в том, чтобы проявлять скромность или смирение. Инкисар хочет большой тонкости чувств. Нужно уметь видеть свет и тени, создаваемые каждым действием и словом, которое человек делает или говорит. И раз человек овладел этим искусством, он овладел тем же искусством, которое Христос обещал рыбакам, говоря: «Подойдите, Я сделаю вас ловцами человеков».

Суфий придает этому предмету большее значение, чем йог, ибо путь йога — это аскетизм, путь суфия — это развитие человечности в природе. Но, согласно пророческой точке зрения, единственный способ угодить Богу — это инкисар, который выше так называемого добра. Хороший человек, гордящийся своей добротой, превращает свои жемчужины в камешки. Плохой человек, полный раскаяния в своих ошибках, может превратить свои камешки в драгоценности. Самоотверженность угодна не только человеку, но и Богу. В жизни нет ни одного момента, когда Бог не знал бы слова или действия человека; и помимо его слов или действий Бог знает отношение человека, которое очень часто человек скрывает в своих словах или действиях. Ничто не сокрыто перед Богом, Который является совершенным Судьей и Прощающим, и от чьего удовольствия или неудовольствия зависит счастье или несчастье в жизни человека. Следовательно, у человека есть не только задача учитывать удовольствие или неудовольствие своего ближнего, но и долг перед Богом, учитывать, что Богу приятно и что неприятно. Тому, Кому принадлежит вся красота и богатство, слава и величие, человек не может сделать ничего стоящего, кроме одного, а именно бескорыстия.

Жизнь можно представить как здание, в котором есть несколько дверей, через которые нужно пройти, и каждая дверь меньше, чем ваш рост. А так как естественное стремление человека состоит в том, чтобы встать прямо, то при каждой попытке подняться его голова ударяется о косяк двери. И единственное, что может уберечь его от ударов головой о двери, — это наклониться. Именно этот логический урок мудрые превращают в хорошие манеры. Воистину, все, что ведет к счастью, хорошо.

Перевод: Садананда Брамхачари


Рецензии