Планета детства под созвездием Добра

Воспоминания могут, только отведи меня в детство, в тот чудесный период беззаботной жизни моей. Оно никуда не девается детство, оно каждым прошедшим днем уходит в нас, и где-то так таится, чтобы потом вернуться и напомнить о хорошем и дорогом сердцу моменте. Мой «Берег детства» школа, в которой я училась вдалеке от дома и семьи в городе Казани, для детей перенесших полиомиелит.                Сколько всего было интересного и познавательного, так много узнавали мы на уроках от своих учителей. Каждый день был открытием, каждый урок дарил радость познания и я этим дорожу до сих пор. Мы все благодарим судьбу за то, что нам так в жизни повезло с учителями, со школой и друзьями школьными. Моим первым учителем в казанской школе была Александра Федоровна Капралова. Очень помнится первый день знакомства с моей школой, с первой учительницей и воспитателями класса и новыми друзьями. Конечно же, для каждого человека Родина начинается со своей семьи, школы и любимой учительницы и моими одноклассниками, с теми, с кем мне придется вместе провести не один день, а может и подружиться на всю жизнь. Сейчас уже по прошествию времени, длиною в сорок лет я могу сказать это и произошло мы дружим и по сей день. Но сейчас речь не об этом. Мне было первое время трудно адаптироваться, меня тянуло домой, но это было так далеко в Башкирии, а учиться мне предстояло в Татарии, теперь это тоже моя вторая родина. А тогда школа стала моим домом, учителя были, как родители и одноклассники стали моей семьей. Наша любимая Александра Федоровна проявляла к нам столько заботы и внимания, что во время занятий забывалось, что мой дом очень далеко. Но было и так, что и на увлекательных уроках ДОМ представлялся живо и я как бы мысленно была там рядом с моей мамой. Очень ясно помню, что иногда Александра Федоровна проводила увлекательные уроки не по предметам, а в игровой форме. Однажды, было это в классе третьем быть может, она предложила нам составить слова из букв слова СМОРОДИНА. Для нас всех это было впервые, в новинку так сказать, играть в слова, вернее искать их в одном большом слове… Александра Федоровна объяснила суть этого способа новых слов через перестановки букв, в результате, которого получаются новые слова. Сделать это надо было за определенное время, минут за пять-десять, по окончанию которых учитель спрашивал первого ученика, а остальные вычеркивали из своего списка названное слово. Кто-то к примеру написал быстренько десять слов поднимал руку и читал составленные слова. Моими первыми словами помню были: Родина, род, дом, сом, народ…, потому что все эти слова переносили меня в родной мой край звучного курая, где на пристанционном Разъезде Усень стоял наш дом, в саду росла та самая СМОРОДИНА красная и черная. А когда мы всей ватагой ходили на речку, где по ходу в лесполосе лакомились очень вкусной золотистой смородиной. И все это была моя малая РОДИНА, начало начал нашего РОДА. Казалось бы, простое слово СМОРОДИНА, а было столько приятных воспоминаний на уроке о своем детстве: гуляния по полям, где собирали цветы, сиденья на берегу реки, когда купались и грелись на песке жарким летом. А еще те самые СОМЫ, которых ловил отец, а я боялась их чистить из-за длинючих усов и внушительных размеров рыбы, в животе которых находились или пескари маленькие или головлишки. А другие рыбешки попадались в МОРДУ, такое приспособление в помощь рыболовам. СМОРОДИНА…, и так мы ученики, сидим за своими партами и старательно выискиваем новое слово, прикрывая тетрадку ладошкой, чтобы не видел и не списал сосед. Много слов тогда мы нашли: романс, синдром, домино, морда, донос, народ, домна, норма, радио, домра, роман, осина, донор, роса, морс, нора, анис, мода, сода, мина, марс, нос, сон, дар, ас… Слова существительные нужны были только в этой игре-уроке. Я помню, что я последнее слово назвала Домино, когда очередь дошла мне отвечать и кто-то его вычеркнул один человек, а мне Александра Федоровна сказала, что , я молодец, нашла еще одно длинное слово. А оно у меня появилось, потому, что это была любимая игра нас детей в детстве, там дома, мы играли в рыбу.
До сих пор вспоминается тихий голос Александры Федоровны, ее мягкая улыбка на лице, такой она запомнилась, наверное, не только мне одной. И уроки проходили интересно очень. Мы очень полюбили словесные игры, головоломки разгадывать и ребусы, но мне запомнились еще и уроки внеклассного чтения, что проводила Александра Федоровна. Она читала и начиналась сказка.... Только эту чудесную сказки мы готовы слушать были и слушать бесконечно, но Александра Федоровна всегда останавливала чтение на самом интригующем моменте, чтобы тем самым заинтересовать нас до следующего урока чтения. Вот такие настоящие уроки жизни преподавала нам наша первая учительница, которая очень любила свою профессию. Но главное она любила детей, то есть нас, ее учеников. На таких занятиях мы расширяли кругозор свой, много чего узнавали, кроме разбора домашних заданий и обсуждения литературных произведений. Александра Федоровна умела все так понятливо объяснить, преподнести новою тему, что многочисленные правила уже казались легкими. Она рассказывала истории из жизни, чтобы нас заинтересовать чем-нибудь помимо учебы, учила через них быть дружными и исполнительными, грамотными и сильными. По- доброму, ненавязчиво мы получали наши жизненные знания.
Я до сих пор восхищаюсь богатством и широтой ее знаний. Наряду с профессионализмом нашей Феи - учительницы была всегда видна ее добрая и искренняя душа и большая преданность своему любимому делу.
На уроках мы учились по-новому взглянуть на прочитанное, переосмыслить и найти в этом что-то полезное для себя лично, а ведь это были только начальные классы. Александра Федоровна объясняла все доступно и научила нас разбираться во всем в первую очередь самостоятельно. Наше трудолюбие, любознательность, упорство приближали нас всех к новым и новым победам, которые мы даже не замечали, но они не проходили мимо глаз нашей чудесной Александры Федоровны. Я восхищаюсь ее терпением: мы все такие разные были, а она могла к каждому найти подход, могла успокоить, пожалеть порой, подбодрить при необходимости. Она жила нами, она огорчалась и радовалась вместе с нами. Мы, ее ученики были успешными рядом с ней, а еще счастливыми вместе. И МЫ были единое целое, дружным классом, одной СЕМЬЕЙ.
И столько судеб и надежд прошло через душу нашей Александры Федоровны, нашей доброй и отзывчивой МАМЫ, она столько добра нам дала, но это не мешало ей быть к нам требовательной по необходимости, но всегда справедливой. На наших уроках было всегда очень интересно, потому что каждый день она рассказывала новый материал с увлечением. Александра Федоровна для нас не просто была УЧИТЕЛЬ, и наставник, но, что главное закадычная подружка и большой друг, которому мы могли запросто «открыться» и довериться, а она по-матерински трогательно поглаживая по спине и, приобняв, находила разумные слова, полные добра и нежности. И мы были счастливы, что нас поняли и приголубили.
Ведь тогда каждому из нас было легче справиться с невзгодами, когда сталкивались с добром и злом, преодолеть препятствия на своем непростом еще детском пути.
Лучистый свет добрых глаз учительницы нашей вселял в наши души доброту. И эта доброта в нас живет и приумножается  и по сей день.

А тогда на уроках даже играя в слова, мы проявляли свою эрудицию, не зная, что называлось это Анаграммами, такой литературный прием применяли мы познавая себя тоже. Для меня ШКОЛА была планетой счастливого детства со светлой верной дружбой, и символом всего была доброты, чистота помыслов и красота души и наших поступков, так мы учились жизни, делая шаг за шагом, взрослея каждым днем.

Мы учились и жили в школе, воспевая преданность стране и друг другу славными песнями, что и сейчас на слуху и не забыты нами. А еще в школьных стенах зарождались главные в жизни мечты, которые мы уже взрослыми воплощали в нашу реальность сегодня своими делами.
Наша школьная жизнь была кипучей, активной и творчески красивой. Это было нам всем подарком от доброй судьбы, хотя и непростой, если не сказать сложной.

Спасибо этому ДОБРОМУ ВРЕМЕНИ, благодарю каждого УЧИТЕЛЯ школы и ЖИЗНЬ, что подарила мне МАМА. Я состоялась,как личность, я живу и радуюсь каждому дню.

В этом мое счастье... Как же  мне повезло на людей, которые встречались мне по судьбе и на события, которые происходили потом.


30.05.2022 г.


Рецензии
С огромным интересом прочитала рассказ. Тем более, что сама репетитор. Знаю, что к детям порой найти подход очень и очень непросто. Вам, действительно, повезло с учителем. Вспомнила своих учителей и поняла, что такого идеального, доброго, отзывчивого и талантливого педагога видела всего один раз. В пятом классе у нас была такая учительница по английскому. К сожалению, другие учителя и директор школы её возненавидели, распустили грязнейшие сплетни и выжили с работы. Но она открыла свои курсы. Они работают до сих пор.

Елизавета Герасимова 3   06.06.2022 21:13     Заявить о нарушении