Последняя правка

Муравский шлях в мире средневековой Москвы.
Поход в силе тяжкой крымского царя.



Содержание.

Пролог.

Часть 1. Выход царя.

1. Крым. январь 1571 года. Пробуждение.
2. Берлин. 1923 год. Лео Багров и Книга Большого Чертежу.
3. Перекоп. Февраль 1571 года. Рубикон пройден.
4. Санкт-Петербург. Публичная библиотека.  весна 2022 года. Вожи и Судбищенские ворота.
5. Приазовье. Безводные степи севернее Крыма. Февраль 1571 года.  Мир созданный водой.
6. Харьков. 12-й археологический съезд.  Август 1902 года. Встреча лучших умов.


13. Весна 2022 года. Тульский кремль. Червленная гора.
14. Апрель 1571 года. Изюмский брод. Испытание водой.
15. Май 2015 года. Муравский шлях. Первое путешествие.
16. Апрель 1571 года. Верховье Сейма. Метание коша.
17. Лето 1932 года. Москва. Сыроечковский против Ловягина. Подтасовка истории.
Часть 3-я. Метание коша и  Громадная татарская петля.
18. Апрель 1571 года.  Верховье Оки. Внезапный рывок.
19. 1960-е годы. Сербина и Мартакова.
20. Май 1571 года. Злынское поле.
21. Начало 19 века. Санкт-Петербург. Путешествие графа Шувалова.
22. 24 мая 1571 года. Московский пожар. Радости победителя.
23. Май 2008 года. Угрим да Лопин. Как из трёх линий сложить квадрат.
               

Часть 2. Стояние царя.

6. Март 1571 года. Токмак-могила. 200 километров северо-восточнее Крыма. Как накормить табуны?
7. Санкт-Петербург. Публичная библиотека. Весна 2022 года. Что нужно для победы?
8. Конские воды. Март 1571 года. Потомок Чингизхана.
9. Весна 2022 года. Публичная библиотека. Центр Днепро-Донского междуречья.
Часть 3-я.  Поход царя.

10. апрель 1571 года
11. Март 1571. Между Орелью и Береком. Киев или Москва?
12. Осень 2021 года. Район села Судбищи. Отчаянием ознаменованная битва.
13. Апрель 1571 года. Мож и Коломак. Скифский рубеж.
Часть 4-я Ход царя.


Часть 5-я. Приход царя.

Часть 6-я. Сожжение Москвы.

Часть 7-я Царёв отход.
Часть 8-я Приход царя.
Приложения.























1. Январь 1571 года. Крым. Пробуждение.


Каждый добрый хан обязан,
 в исполнение древнего обычая,
хотя однажды видеть берега Оки
 для снискания воинской чести.
Карамзин.



Январским утром 1571 года в Крыму проснулся человек, которому суждено было сделать то, что уже совершали его предки, и то что никогда больше не повторяли ни один другой завоеватель. Он должен был сжечь Москву.
Его звали Дивлет Гирей, по отцу он был потомком  Чингизхана, по матери двоюродным братом султана Сулеймана Великолепного. Он был Великий Хан Великой Орды Повелитель Двух Материков.
Москва – город русских находился более чем в  1 600 километрах к северу от его владений в Крыму. Там была столица его брата Ивана Васильевича.  Гиреи первыми из Чингизидов в 1474 году признали Рюриковичей братьями, то есть ровней.

Это было на берегу Сейма – реки,  которая течет с запада на восток ровно посередине между Крымом и Москвой. Затем Крым и Москва раздавили Большую Орду, которая кочевала между ними и обладала правами Золотой Орды. Крым получил золотоордынские ярлыки, а Москва… Москва почему-то решила, что обрела независимость и началась крымско-московская война….

Душа и мозг другого человека потёмки, но зная жизненный путь человека можно понять его мотивы и поступки.


О чём же мог думать великий хан?


1. Он хорошо знал пространство между своими землями и Москвой. Это был личный опыт. По списку походов хана видно, что год из года он изучал разные пути, лично водил свои войска к Оке – главной речной преграде перед Москвой, русские называли её Берег.
Разными маршрутами в разные годы хан со своим войском оказывался то у ключевых переправ, то у русских крепостей, петлял, хитрил, но в 1555 году враг заманил его в ловушку.
Тогда в Судбищенских воротах он потерял двух своих сыновей. Тогда он отдал приказ, не имеющий логики, но давший волю мести. Вместо быстрого отхода он остался добивать русских и не сумел…
Но знания хана не были абсолютными. Цена информации о бродах через Оку стоила дорого. Это была не цена жизни одного человека, или нескольких людей. Это была цена жизни целого рода. В 1571 воины Дивлет-Гирея поймали служивых русских татар. Они не убили их и не пытали, как это делалось обычно, ведь те обещали показать три брода через Оку. Царь не только пожаловал их, но и отыскал их семьи и поселил их в Крыму.

2. Хан хорошо знал, что русские год от года совершенствуют свою оборону, число их сторожевых и разведывательных отрядов между Крымом и Москвой растёт. Он знал, что за ним следят, и весть о том, что он пересечёт северную границу Крыма Перекоп достигнет Москву прежде чем он соберёт свои войска для похода. Тогда русские сторожа будут следить за каждым ключевым участком между Москвой и Крымом, а русское войско выстроится на берегу Оки. Сытые и отдохнувшие они будут ждать, когда его воины после долгого похода полезут (реки в 16-17 веке лазили, а не форсировали) через Оку.

3. Хан знал, что русские будут охотится за его кошем (запасными лошадьми), которые он должен оставить между Москвой и Крымом отдыхать. Силы одной лошади не хватит что бы пройти 3200 километров в обе стороны. Русские начали свою охоту на его кош, тогда в 1555 году, а затем совершенствовали её год от года. Крепости на Сейме каменный Путивль и Рыльск давали им такую возможность.
4. Хан знал, что главная опасность его похода не само сражение, а тот момент, когда он начнёт отходить и его усталых, рассыпавшихся в беспорядке воинов «возвратных людей» начнут преследовать русские и бить их по частям и по одиночке.

                Зачем хану Москва?


Дивлет-Гирей не был свободным человеком. И жизнь хана в Крыму лишь глупец может назвать спокойной и безопасной. Его ханство находилось в вассальной зависимости от Османской империи. Крым маленький полуостров и его берега открыты ударам с моря. Также легко его могли атаковать соседи с Кавказа или спустившиеся по Днепру к Крыму казаки. Не так важно решились они на это самостоятельно, поступили  на  русскую или союза Польши и Литвы (Речь Посполиты) службу. Кроме того, Московский брат, или просто московский (они так друг друга и называли «крымский» и «московский») мог натравить на брата своих союзников ногайцев или калмыков или донских казаков.
Кроме того, не каждый год был подходящим для долгого похода. Орда очень зависела от того как перезимуют лошади. И две три снежные тяжелые зимы могли погубить всю орду.
Всего в 600 километрах от Крыма находился большой город на Днепре Киев, принадлежавший полякам. За добычей гораздо проще и безопасней было ходить туда. По воле султана он мог быть отправлен в поход не то что в Европу, но даже в Персию. Но Москва….
Когда-то это была часть империи Чингизхана. Теперь же год от года её мощь росла. Она уже отняла Казань и Астрахань у мусульман и перекрыла маршруты в Мекку среднеазиатским братьям. Когда-то добыча, Москва превратилась в смертельную опасность. И всё что мог противопоставить её Крым - это изматывающие ежегодные набеги и страх перед сокрушающим нападением на столицу. Вера в то что однажды они соберутся в единый кулак и вернут прежние счастливые времена была чуть ли не государственной идеологией всего Крымского ханства. И главной опорой этой веры было то что Крым с 1507 года на протяжении 64 лет не переставал искать решение этой задачи.


14 марта 1571 г. на р. Альма он собрал
военный совет, на котором было принято окончательное решение идти походом
на «московского», а 5 апреля хан двинулся с Альмы к Перекопу, выйдя за
который, присоединил к своему войску ногаев, кочевавших в таврических
степях45.


Рецензии