1. Введение

Православная Русь 10-17 в.в.
Христианство оказало благотворное влияние на весь мир. Языческий мир – где господствовала сила, богатство, гордость, жестокость, нравственная распущенность – под влиянием христианства постепенно переродился. Основными ценностями стали доброта, любовь, милосердие, скромность, прощение, чистота нравов. Христианство повлияло на всю жизнь человека, на все отрасли его сложной жизни и омыло все и вся. Христианские правила и нормы для жизни стали основой законов всех цивилизованных стран. Христианское учение стало колыбелью новой очищенной христианской культуры.

Православная Христианская Церковь – это та Церковь и то христианство, которое начато Иисусом Христом и потом по его наказу продолжено апостолами. В самом начале определились четыре древних Церкви: Римская - основал апостол Пётр;
Александрийская - основатель апостол и евангелист Марк; Антиохийская - основатели апостолы Петр и Павел; Иерусалимская, основанная апостолом Иаковом. На Первом Вселенском (Никейском) соборе в 325 году были зафиксированы преимущества епископов этих четырёх крупнейших митрополий.

В 330 году императором Константином на месте древнего города Византий была построена величественная православная столица - Константинополь. До 385 года город находился в юрисдикции митрополита Ираклийского. А в 385 году, на Втором Вселенском соборе, Константинопольский епископат поставили вторым по чести после Римского епископа, обойдя епископа Александрийского. Вызвано это было расцветом новой столицы Константинополя и появления имперской новой кафедры. Считается, что её основатель апостол Андрей, который рукоположил первого епископа в граде Византия.

Все церкви считались равноправными и органом высшей власти в православной церкви являлись Вселенские соборы, решения которых обладали статусом непогрешимости. В течение первого тысячелетия учение Церкви утвердилось на семи Вселенских Соборах. В 451 году постановлением IV Вселенского собора титул патриарха был дарован епископам вышеперечисленных пяти митрополий. Позже эти матери Церкви создали другие дочерние церкви, которые тоже стали самостоятельными и равноправными. В христианском Символе веры говорится, что Церковь «соборная», то есть все церкви были равны между собой и общего управления у них не было.

Русь до 988 года была языческой и поклонялись русские люди многочисленным деревянным идолам - Роду, Хорсу, Ярилу, Велесу, Сварогу и др. Многие понимали, что язычество отживало свой век. Князь Владимир понимал, что объединить разрозненные племена русов и обеспечить предпосылки к созданию единого государства могла только общая вера в единого Бога, а не в пантеон языческих богов. Да и бабушка его, святая равноапостольная княгиня Ольга, была христианкой, заповедовав ему эту веру.

Знаменитый церковный историк профессор Голубинский отмечал, что княгиня Ольга, женщина государственного склада ума, приняла христианство, в том числе из государственных побуждений: «Указание на то, что христианство стало верою почти всех народов Европы и во всяком случае есть вера народов между ними лучших, — указание на то, что и между собственными ее сородичами (варягами) началось сильное движение к нему, по примеру других народов, не могли не подействовать на ум Ольги, делая для нее необходимым заключение, что у людей лучших и вера должна быть лучшей».

Те же государственные побуждения подтолкнули Владимира к восточному христианству. В 988 году русский князь Владимир крестился сам, а в 989 году по его распоряжению крестилось все русское население. Согласно летописям особого сопротивления крещению не наблюдалось - народ с радостью принимал княжескую волю: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».

Не было в действительности этого кровавого действа "крестом и мечом", как утверждали многие советские историки. Если и было таковое, то не массово, а лишь в отдельных местностях. Православие оказалось удивительным образом созвучно русской душе, слилось с ее глубинными нотками в единый аккорд, и вскоре русские люди уже не мыслили себя без христианства.

***
В 1054 г. от православной христианской церкви отделилась римская, так называемая католическая, которая стала претендовать на первенство во всей церкви. От нее, в 1517 г., отделились протестанты, которые потом – из за неопределенности учения – разделились на массу отдельных групп (сект). Эти "новые" церкви постепенно отошли от первоначального христианского учения, у них оно очень «разбавленное» и искаженное.

В чем же состоит отличие православия от католицизма? Издревле православная церковь состояла из обособленных, автономных церквей, и истинным главой церкви признавался только Иисус Христос. У католиков же основной идеей является единство между церквями. Хотя католические церкви могут находиться в разных странах мира, все они между собой тесно связаны и признают друг друга членами единой церкви. У католиков главой церкви является Папа Римский, а не Христос, как у православных. Есть и другие существенные различия - в порядке богослужения, в отношении к Богородице, к происхождению Святого Духа, к жизни после смерти...

И все-таки самым главным стало то, что католики стремились подчинить своему влиянию все христианский церкви, ввести их под власть римского папы. Уже в 1204 году начался миссионерский натиск католического Запада на православный Восток. Воспользовавшись некоторым ослаблением Византии, ее западные "братья по Христу" - крестоносцы вероломно напали на Константинополь.

Взятие Константинополя (13 апреля 1204 года) войсками крестоносцев было одним из эпохальных событий средневековой истории и имело далеко идущие последствия для всей Европы. Население Константинополя на момент падения оценивалось в пределах от 250 до 500 тыс. человек — невероятное количество по меркам средневековых городов Западной Европы, в которых редко насчитывалось больше 10 тысяч жителей. После захвата города начались массовые грабежи и убийства греко-православного населения. 9 мая новым императором был провозглашён Балдуин Фландрский, что положило начало формированию целой плеяды «латинских» государств на захваченных крестоносцами территориях. Однако греческая знать на периферии империи не покорилась и продолжала борьбу.

Среди частных причин падения города в 1204 году немалую роль сыграл венецианско-византийский договор 1187 года, по условиям которого византийские императоры сократили свои военно-морские силы до минимума, полагаясь на флот своих итальянских «союзников». Именно корабли венецианцев доставили более 30 тысяч крестоносцев в окрестности Константинополя, который защищали лишь городские стены, да численный перевес его жителей.

После взятия города началось массовое мародёрство. Около 2 тыс. человек было убито в первые дни после захвата. В городе бушевали пожары. В огне были уничтожены многие памятники культуры и литературы, хранившиеся здесь с античных времён. Особенно сильно от огня пострадала знаменитая Константинопольская библиотека.

Осенью 1204 г. комитет из 24 представителей оккупационных сил подписал Договор о разделе Византийской империи (Partitio terrarum imperii Romaniae), положивший начало длительному периоду франкократии. Греческое население массово покидало столицу. К концу крестоносческой власти в разграбленном городе оставалось не более 50 тыс. жителей.

После Четвёртого крестового похода Византия как государство перестала существовать, более чем на полвека; на месте бывшей империи были созданы Латинская империя, Никейская империя, Эпирский деспотат и Трапезундская империя. Часть бывших имперских земель в Малой Азии были захвачены сельджуками. Константинополь сделался столицей образовавшейся на части территории Византии Латинской империи.

***
А сорок лет спустя Рим хищно устремился на Русь, ослабленную монголо-татарским нашествием. На католическом Западе тогда попытался найти опору Галицкий князь Даниил Романович. Историческим итогом этого стала утрата его землею и православия, и русскости. Сегодня Галицкая Русь - плацдарм католической экспансии на Восток.

Северо-восточная Русь пошла по иному пути. Стоявший во главе ее князь Александр Невский, даже находясь в вассальной зависимости от татарского хана, хорошо понимал, что главное зло для Руси - на Западе, там, откуда исходит опасность для православия. И защита православия Александром спасла историческую будущность России. Именно под христианским знаменем происходило усиление, расширение и централизация русского государства, как и защита его от многочисленных врагов.

В 1439 году, когда Византия вновь оказалась под угрозой, на этот рез уже с востока, от турков-магометан, то наивно понадеялись византийцы на защиту от католиков-единоверцев. Ради этого они решились на унию - объединение с католиками. Однако помощи, на которую рассчитывали, они не получили, а в зависимость от папского Рима попрали. Заключение позорного соглашения с католиками было воспринято русскими христианами как измена православию. Патриарх Исидор, подписавший унию, по возвращении в Россию, был осужден и попал в заключение в Чудов монастырь.

Константинополь все-таки пал под натиском турков в 1453 году, и в России это падение было воспринято как закономерная расплата за измену православию. Русский народ не только отверг Флорентийскую унию, но русская церковь стала де факто автокефальной. Даже захватчики, турки-османы, изгнали из Константинополя сторонников унии и признали за Константинопольским патриархатом лишь его православную часть.

Первый русских царь, Иван IV, неоднократно отказывался от разного рода предложений и льстивых посулов от католических прелатов, которые стремились "окатоличить" Россию. Всем известны гордые слова, сказанные Иваном Грозным монаху-иезуиту Антонию Поссевину в 1581 году: «Ты говоришь, Антоний, что ваша вера римская — одна с греческою вера? А мы носим веру истинно христианскую, но не греческую. Греки нам не евангелие. У нас не греческая, а Русская вера!"
При этом великий русский царь решительно отклонил "домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима».

В начале 17-го века, в страшное Смутное время, когда на Русь нагрянула открытая католическая агрессия, монахи Троице-Сергиевой лавры и патриарх Гермоген выступили за православную веру и русское царство. Патриарха Гермогена современники называли «твердым адамантом и неколебимым столпом», который вдохновил русский народ на борьбу за освобождение от польских захватчиков. Эта идея сплотила русский народ, ее подхватили купец Минин и князь Пожарский, собрали рать и отстояли святую Русь!

В середине 17-го века, после реформ патриарха Никона, начался на Руси староверческий бунт. И причина этому было лишь одна - сомнение христиан в правильности нововведенных никоновских реформ и страх отойти от истинной православной веры. Староверы заблуждались, но поражает то, что ради сохранения старинных традиций православия они шли добровольно на смерть, сжигали себя на кострах.

***
Действительно, во всей отечественной истории 10-17  в.в. видим мы эту особую - объединяющую и вдохновляющую роль православия. Принятие христианства святым князем Владимиром, крещение им русского народа — подвиг, равный подвигу святых апостолов, поэтому церковь называет его равноапостольным князем.

Эти события – Крещение Руси и свержение язычества стали началом обновлённой русской государственности. В истории государства будет ещё много тёмных страниц, несчастий, зла, но Русь уже не будет языческой.

Итак, что же дало Киевской Руси принятие христианской веры? Ответ на данный вопрос дается в академическом учебнике истории России МГУ им. Ломоносова:

"На личном уровне христианство поставило личность каждого человека на совершенно новый нравственный уровень: христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

На уровне общества христианство стало государство образующей религией и идеологией: божий слуга, государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув примитивное язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились..».

В этой книге нам хотелось проследить то, каким образом православная вера в течение веков вдохновляла и объединяла русских людей, вела их к высоким достижениям и подвигам. Так случилось, что наши исторические исследования шли от конца, то есть с 19-го века. Вначале была написала книга «Россия 19 века в лицах". Затем "Россия 18 века. Мифы и реалии". Интерес к истории не иссякал и мы уходили все дальше в глубь веков - результатом чего стала эта книга «Православная Русь, 10-17 в.в.".

Список литературы:
1. История России. Учебник. Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева КГ., Сивохина Т.А. — М.: ООО «ТК Велби», 2003.
2. Православие. Римо-католичество. Протестантизм и сектанство. Издание Троице- Сергиевой Лавры, 1992 год. 
3. Царевский А.А. Значение Православия в жизни и исторической судьбе России. Казань, 1898 г.
4. Чем отличается католицизм от православия?  


Рецензии
Все мы в огромном долгу перед добром, от кого бы оно ни исходило. Помнить, чаще упоминать о деяниях этих людей значит нести этот свет по жизни дальше. А значит добру не кончаться.
Таким образом, Полина, и ВЫ приобщаете себя к светочам и людей приобщаете.
Нескончаемого Вам вдохновения в этом добром деле.
С уважением,

Наталья Благушина   17.06.2022 10:11     Заявить о нарушении
Спасибо Наталья! Извините, что пропустила вашу чудесную, художественную рецензию! Вы правы, хочется писать о светлых людях, ведь их сияние освещает и собственную жизнь! И жизнь становится легче и лучше!

Полина Ребенина   11.07.2022 20:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.