Социософия, 18

52. Мораль преобладания в четверке
53. Этика единицы
54. Этика четверки - почитание

МОРАЛЬ ПРЕОБЛАДАНИЯ В ЧЕТВЕРКЕ

Мораль преобладания выражена, в частности, в обществе четверки, в котором хорошо проявлена тройка. Такой четверкой был Советский Союз и сегодня является Российская Федерация.

С первой половины XX века эта мораль - стиль революционной демократии, которой Антон Деникин в своих мемуарах противопоставляет истинную русскую демократию. Это стиль большевиков и Ленина, идущих под флагом борьбы за интересы рабочих и крестьян. Мораль преобладания в СССР выразилась в гегемонии рабочего класса, интересы которого были поставлены выше интересов других.

Но мораль преобладания имеет, кажется, более глубокие корни, которые уходят далеко в историю.

Так, в народном сознании русское связывается с добром, а зло, понятно, - нерусское. Эта идея выражена в сказках, где Иван борется со всякой нечистью и в трудной борьбе побеждает, русское торжествует, преобладает. В сказках перед нами часто предстает Иван в окружении нечистой силы, упоминается "русский дух" как дух очищающий. Так мораль преобладания приобретает здесь мистическое измерение.

Это отношение к русскому сохраняется в современном обществе. Смысл вопроса "ты что не русский?", который люди с иронией задают друг другу, по-другому можно передать фразой "ты что с Луны свалился?" или, например, "из какой норы ты вылез?".

А когда говорят о русофобии, вероятно, хотят сказать "вы нас не понимаете - мы же русские" (т. е. иные). В этом страхе русофобии выражено требование особого к себе отношения. Но на деле этот самый страх предстает ксенофобией, обычной ксенофобией, которая маскируется под патриотизм и верность национальным корням.

Эта этническая фишка русских используется против инородцев. В РФ можно наблюдать преобладание русского, в культурном смысле это моноэтническая страна, где русская культура является культурой всех этнических групп, а если перестает быть, как произошло в Чечне Дудаева, то такая группа сталкивается с серьезными проблемами.

Мораль преобладания выразилась также в отношении к языкам народов, имеющих свои республики в составе Российской Федерации. Не так давно Госдума приняла закон, который делает необязательным изучение национальных языков в школах этих субъектов.

Большевики же наделяли преимущественными правами класс рабочих и крестьян, что, по их мнению, было оправдано исторически (Маркс, "Капитал"). Этому классу приписывали такие качества, как открытость, честность, готовность прийти на выручку, сознательность. С ним начали отождествлять себя русские. Но это, очевидно, был не самый лучший выбор, учитывая его низкий культурный уровень. Почему же он был сделан? Не по доброе воле, надо полагать. Те недобрые силы, с которыми борется в русском фольклоре Иван, взяли верх, пленили его, и он временно оказался в их компании.

И теперь (впрочем, это продолжается уже сотню лет) Ивана считают угрозой для себя в остальном мире.

Но мораль преобладания была и в нацистской Германии, эта мораль свойственна любым шовинистам.

Шовинизм может быть не оформлен в конкретной идеологии, его прочные основания есть в морали преобладания, которая сама по себе влияет на отношения Российской Федерации и Украины, Грузии, Прибалтики, Молдовы и т.д.


ЭТИКА ЕДИНИЦЫ

Владение (идеология первого качественного этапа истории) перекликается с державностью. Следовательно, государственная власть должна быть проводником высшей справедливости, Божией правды (не только человек - образ Бога на земле, но и она тоже должна соответствовать). Идею мессианства можно понимать именно в этом ключе, как чаяния справедливого образа правления, в соответствии с волей Божией. Это должен был обеспечить мессия у иудеев, и в частности, Иисус Христос. Но среди иудеев к его приходу бытовал другой взгляд на задачи государства. Насколько правильным он был? Очевидно, об этом можно судить по тому, как начальники народа обошлись с Христом.

И отношения между властью и человеком, таким образом, не должны сводиться к отношениям начальника и подчиненного, но и власть и человек с точки зрения их миссии должны рассматриваться как равновеликие.

В Евангелии есть загадочный эпизод с омовением ног учеников. Почему уважаемый учитель, чудотворец моет ноги ученикам, которые по своему статусу ниже? Это вызвало решительный протест Петра. Но Иисус сказал апостолу, что, если тот не позволит омыть свои ноги, то не будет иметь части с ним. «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам», - сказал он. В контексте вспоминается еще один эпизод, когда Иисус сказал: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».

В этих словах выражена этика единицы. Этика единицы должна быть и этикой любой власти, только тогда она будет оправдывать свое звание.


ЭТИКА ЧЕТВЕРКИ - ПОЧИТАНИЕ

Четверка, город - это подобие рая на земле. Это место, куда был изгнан Адам и где под влиянием материальности изменилась природа Адама. В четверке человек получает новые границы, он понимает, что его завоевания велики. Практически он получил независимость от природы, окружающей среды; но змей не дремлет и внушает человеку в четверке идею независимости от Бога. Набирает силу материализм, который отрицает Божественный акт творения. Это - взгляд из города со всех сторон окруженного стенами, который не может проникнуть дальше этих стен. Материализм всецело обусловлен условиями жизни в четверке. Но даже идеалисты здесь оказываются не на высоте. Это видно на примере Израиля времен Христа, четверка больше не может вместить Божественное. Она стала отдельным царством и, следовательно, у нее должна быть своя этика. Этика четверки - это этика почитания. Но объектом почитания является не Бог, а царь, руководитель государства, руководитель провинции, города, начальник.

Во втором историческом цикле объектом почитания были родители (патриархальное общество), но это кажется нам более естественным.

В четверке объектом почитание стал чиновник, функционер. Особенно это выражено  у китайцев, где почитание чиновника сделалось почти религиозным.

Заповедь «не сотвори себе кумира» можно отнести прежде всего к городу, к четверке, которая поклоняется не только «золотому тельцу», но и множеству других кумиров (чего нет, кстати, в пятерке, где остался «золотой телец»).

Почитание четверки подменяет правильное почитание, Богопочитание, почитание Творца.

Бог не владеет больше четверкой, которая становится независимым царством, где действуют собственные законы. Царь в четверке может стоять выше Бога, он может запретить веру в Бога, закрыть храмы.

Этой ситуации противопоставляется, в частности, идея православного царства, Святой Руси, которая не будет убегать за городскими станами Божественного откровения. Это идея царства, основанного на правильном почитании. Как она осуществляется сегодня и осуществляется ли? О национальном говорят (хотя не понятно, что имеют в виду под национальным), но молчат о правильном почитании. При этом, необходимо всего лишь правильное позиционирование себя к Богу, к началам жизни.

«Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно…»


Рецензии