Когда взорвался Чернобыль

               
         Моя сестра, жительница Киева рассказала такую историю: «Утром, 26 апреля 1986 года я собиралась на работу (в студию Довженко, где работала монтажером фильмов). Мой 9 летний сын Сашка до школы, учился он во 2 смену, захотел с товарищами поиграть в футбол во дворе дома. Вместе мы вышли из подъезда, сын побежал к друзьям, я села в автобус. Подъезжая к центру города, я заметила кавалькаду черных правительственных машин, направляющихся в сторону аэропорта. А в каждой машине были видны женщины и дети.

         Недоумение рассеялось, когда я пришла в студию. Оказывается, взорвался 4й блок на АЭС в Чернобыле. Это была тяжелейшая техногенная катастрофа, которую мир атома знал в своей истории.

         Оказывается, произошло взрывное разрушение четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции близ города Припять... В окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ.
 
         ЦК Компартии Украины и правительство поспешили вывезти своих детей и жен в безопасно место, не поставив в известность народ Украины и Киева. Вот и бегал мой Сашка и его друзья в самый опасный период во дворе.

         А через три дня у него начались сильные головные боли и головокружение. Обратились к врачам, никто ничего не понял. И только один старенький доктор из детской поликлиники сказал – это радиация, срочно везите ребенка к морю и желательно на Кавказ.

         Я даже не спросила, почему именно на Кавказ а не в Крым. Сразу вспомнила, что в Сухуми, в Абхазии у меня есть двоюродные сестра Евгения и брат Владимир. Нашла в своей телефонной книжке адреса и позвонила брату, он был вначале списка. Володька сразу сказал «Бегом на вокзал, на поезд Киев – Тбилиси, как раз успеете, я встречу».

         Сказал, как отрезал. Мы с сыном наскоро собрались и вскоре ехали в вагоне поезда. В Сухуми, куда поезд прибыл вечером следующего, дня нас встретили брат с женой.» Далее продолжу я… тот самый брат. Пока сестра с сыном ехали в поезде, я подошел к моему товарищу – главврачу 2й гор. больницы  Владиславу Абухба, посоветоваться что делать, если пацан поймал хорошую дозу радиации.

          Лучшим лекарством будет, сказал, подумав, Слава – это если ты устроишь его на какой-нибудь турбазе на берегу моря. Йодистая, солоноватая вода Черного моря, воздух, хорошее питание и активный отдых – вот все что нужно сейчас, в самом начале заболевания. А молодой организм сам справится.

          Прямо от Владислава я отправился на турбазу «Золотой Берег» в Гудауте. Работая в системе туризма, я хорошо знал всех директоров турбаз в Абхазии. Вот и теперь, приехав на турбазу, рассказал директору о случившемся с племянником. Нет проблем, пусть приезжают, ответил директор. Оплатив путевки, я вернулся в Сухуми. Вечером встречали поезд из Киева.

           Два дня сестра с сыном побыли у нас, Сашка подружился с нашими детьми, вместе бегали на море, гуляли по городу.
    
  Сашке тогда было 9 лет,дочери Ирене 11,сыну Игорю 14.
 Но наступил день, когда надо было ехать на турбазу. Все хотели проводить гостей. Но в машине все не поместились. Бросили жребий. Выиграл Игорь. Так вчетвером, сестра Элеонора, её сын Сашка, мой сын Игорь и конечно я за рулём, отправились в путь.

         Турбаза «Золотой Берег» находится в живописном ущелье между поселками Мюссера и Бомбора на самом берегу моря. Здесь золотой песок, своя аура, свой климат. Домики уютные, с балконами с видом на море и со всеми удобствами.
          Встретили нас тепло, выделили апартаменты в небольшом флигеле, пригласили на обед, который был очень вкусным для киевлян, с кавказскими блюдами. Сашке очень понравился суп- харчо и он даже попросил добавку.

           За все 24 дня, что они отдыхали на турбазе, они побывали в Ново Афонской пещере, съездили на оз. Рица, посетили Сухумский питомник обезьян и даже участвовали в экскурсии на военный аэродром Российских ВВС в Бомборе.

           Мы с детьми два раза приезжали к ним, привозили фрукты и печеное. Детям очень понравилась турбаза и они потом часто просили повезти их туда. Но кончилась смена, я поехал, забрал киевлян и они еще неделю были с нами в Сухуми. Сашка поправился. Обследования показали, что он здоров. И в средине июня мы проводили их на поезд Тбилиси – Киев, идущий через Сухуми.

      Прошло недели две. На даче мы высадили замечательные по вкусу помидоры сорта «Анаида» (рассаду нам подарили друзья из с.Цебельда). К концу июня уже стали краснеть крупные томаты. Половину плантации мы укрыли пленкой. Поехали в город, что бы привезти еще рулон пленки.
 
            Когда вернулись, плоды открытой части были все в черных пятнах. Более того, на всех трех деревьях грецких орех, с которых мы ежегодно собирали по 3 – 4 мешка орех, листья скрючились и быстро опали.  Деревья стали сохнуть.

            Выяснили, что по всей зоне между морем и Главным Кавказским хребтом прошла огромная дождевая туча, принесшая радиацию из Чернобыля. Испортились многие посадки сельскохозяйственных угодий. Нам же пришлось выкорчевать погибшие растения, зато те, что были под пленкой, дали отличный урожай.
 
            Прошло с тех пор много лет. За чередой событий, потрясших наш мир, войной в Абхазии, вынужденной эмиграцией в Израиль, связи с сестрой и её сыном потерялись. Я тщетно пытался найти в соцсетях Саню, зная, что его мамы уже нет в живых.
            И вот, не так давно, со мной на связь вышел сам Александр Ковтун (Дудиков по матери). Тридцать шесть лет прошло с тех пор, но и он и мы помним эту встречу. Он теперь отец семейства и даже дед.  Живет и работает в Киеве на той же киностудии, что и мать.  И теперь мы нет, нет связываемся по компьютеру, вспоминаем о тех событиях далекого 86 года.

                Владимир Левинтас


 
               


Рецензии