Неодолимая притягательность Тангейзера Тангейзер,

 Неодолимая притягательность "Тангейзера"

"Тангейзер", опера Вагнера, концертный зал Мариинского театра, 4 июня 2022 года

Недавно я подвела итог своего общения с операми Вагнера: я люблю три - "Летучий голландец" (1841), "Тангейзер" (1845) и "Лоэнгрин" (1848) . Оказалось, все они относятся к романтическому, так называемому дрезденскому, периоду творчества Вагнера, когда у него еще не было такого могущественного поклонника и покровителя, как баварский властитель Людвиг II, который мог реализовать все самые смелые замыслы композитора, не было еще и своего театра в Байрёйте, а "Кольцо нибелунга" проглядывалось лишь в туманных перспективах. Все три оперы были написаны в 1840-е годы в том же порядке, как и перечислены, фактически в течение семи лет, и они характеризуются не только мелодической мощью музыки, но и проникновенным лиризмом и яркой выразительностью.

В этот раз на "Тангейзера", музыка которого просто околдовывает, я, можно сказать, побежала в концертный зал, неимоверно обрадовавшись возвращению полусценической постановки, потому что смотреть полновесную версию на новой сцене Мариинки с рейхсканцелярией, офицерами в серой узнаваемой униформе, франкфуртским борделем и Елизаветой, жрицей продажной любви, у меня нет никаких сил и желания! А тут такой подарок!
И состав исполнителей вдохновлял: Михаил Векуа,
Наталья Мурадымова, Татьяна Павловская, Павел Янковский, Глеб Перязев.
Хотя в "Тангейзере" меня прежде всего привлекает именно симфоническая, а не вокальная часть. Что-то необъясно властное, захватывающее, почти гипнотическое, есть в главной мелодии оперы, которая сначала робко пробивается в первых тактах увертюры, потом крепнет и наполняется силой ближе к ее середине, обретая захватывающую мощь. Ее, словно ветер, овевают легкие, чарующие подголоски, будто пытаются сбить ее с торжественного уверенного движения к ясной цели. Но она неколебима, никакими ветрами не сдуешь эту главную тему! Дивная танцевальная часть увертюры: бабочки летают, птицы поют, солнце светит, радуют красоты природы! Незамутненная энергия жизни, сменяется в музыке тревогой, потом - победным ликованием. Торжество главной мелодии! Как выразительно играет это оркестр под управлением Валерия Гергиева! Все голоса и подоголоски звучат совершенно отчетливо, как отработана фразировка и нюансировка, как прочувствована каждая мелодическая линия, осознана каждая музыкальная деталь! Ювелирная работа, итогом которой становится грандиозное музыкальное полотно невероятной выразительности и силы! (Интересно, что в какой-то момент в увертюре возникает четко узнаваемый фрагмент, использованный в американском фильме "Звуки музыки" в припеве песенки про ноты "Do-re-mi": "Doe, a deer, a female deer,
Ray, a drop of golden sun
Me, a name I call myself,
Far, a long, long way to run").

Главная музыкальная мелодия постоянно витает в опере, символизируя главенствующее христианское начало и духовный долг, ее робкий зачаток возникает и при появление богини Венеры в гроте горы Вартбург в первой сцене спектакля. Она сопровождает смиренное шествие пилигримов, торжественно знаменует их возвращение с отпущением грехов из римского паломничества и достигает кульминации в финале, когда искупительная смерть благочестивой Елизаветы дарит спасение заблудшей душе Тангейзера, который никак не может сделать выбор между плотскими удовольствиями и радостями, и духовными идеалами, как того требуют христианские догмы. Победный гимн христианской вере звучит в финале оперы как торжество святости, триумф непорочной жертвенной любви и духовного начала над плотским! Любимая тема Вагнера - женщина как источник спасения и искупления. Почему она его волновала именно в таком ключе?
А сколько светлой танцевальной музыки рассыпано по всей опере! И в чертогах богини любви, и перед состязанием певцов-рыцарей.
Вокальная сторона оперы тоже порадовала! Замечательный дебют Глеба Перязева в роли ландграфа Германа. Мятежный и неукротимый Тангейзер Михаила Векуа. Впечатляющий благородный рыцарь Вольфрам Павла Янковского. Тоскующая, но решительная Елизавета Натальи Мурадымовой. Пленительная искушающая Венера Татьяны Павловской. И хор звучал очень впечатляюще! Все эти голоса органично вплетались в общую музыкальную канву, заставляя внимательно следить за развитием драматической истории духовных исканий главного героя: как обрести на земле блаженство, не переступая запретную черту христианских догм? Романтический сюжет оперы убеждает, что в земной жизни это невозможно. Для примирения тела и духа кто-то должен умереть.
Философско-нравственная сторона оперы Вагнера сегодня, похоже, для многих потеряла свою актуальность, почти везде в христианском мире побеждает плоть, причем, в самом ее греховном варианте, и воинствующе отстаивает свое право на торжество над духом.
Но музыка оперы от этого ничего не теряет, она продолжает волновать, будоражить и увлекать. И главная ее мелодия, на мой взгляд, лучшая из всех, созданных Вагнером, пройдя через горнила войн, диктатур и человеческих трагедий, сохранила свою непреодолимую притягательность и обрела новые гуманистические краски звучания в контексте всех мировых событий, произошедших за почти 180 лет со дня создания "Тангейзер", гениального творения Вагнера.


Рецензии