Ольга Арефьева Я двигаюсь в сторону От

Авторы: Михаил Зимородок и Ольга Пащенко

Я двигаюсь в сторону От,
И больше никто со мной не идёт,
Никто не поёт о том, что никто,
Кроме меня, не движется
В сторону От.

Всё шито-крыто у тех, Кто,
Они запивают железом слова,
Их экскаватор шагает вперёд,
Их бронепоезд, увы, не идёт
В сторону От.

На клавишах снега танцует плеть,
Я иду спиной, чтобы не смотреть,
Чтоб не успеть, чтобы опоздать
К часу, когда они будут петь оду од
Стороне От.

Они забывают о том, что их ждёт,
Но они не забудут нажать на курок,
Xоть мушка сломалась и ствол не бьёт,
Они целят в цель, а не наоборот,
В сторону От»
Ольга Арефьева
Сторона От
3:16

В сопряжении со струнно-смычковыми и народными инструментами эти строки дают глубокий пронизывающий эффект. Что это за загадочная сторона От? Где ее искать? И надо ли нам туда? Мы послушали отрывок из песни Ольги Арефьевой и группы «Ковчег», которая вошла в одноименный акустический альбом.

Певица, музыкант, композитор, актриса, а ещё и танцовщица — это только малая часть того, что можно сказать про Ольгу. Творчество певицы «Ковчега» музыкально и текстово исключительно разнообразно. Всё, к чему она прикасается, становится поводом для песни и приобретает неожиданно глубокий смысл. Ольга Арефьева — самая многожанровая певица в нашей стране. Её работы простираются в диапазоне от народной музыки, фолк-рока, реггей, и шансона до эстрадной песни, блюза, арт-рока и визуального театра. Её учителем по вокалу был сначала Валерий Борисович Гуревич — известный педагог, вырастивший многих певцов, а затем Лев Валерьянович Лещенко. Ольга ведёт тренинги, ставит спектакли, пишет книги — например, «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной». Сегодня мы поговорим о музыкальном творчестве Ольги и окунёмся в её произведения. Она — одна из тех, кто доносят до слушателя чувства и мысли по-разному: иногда прямо и ясно, а иногда извилисто и неожиданно.

В основе «Стороны От» лежит тема ухода прочь от плоского и жадного мира. Куда этот уход? Это не примитивный эскапизм, не бегство от реальности, а подъем на новые уровни, часть из которых уже нематериальны.

В том же альбоме звучит весьма саркастичная песня «Забор» — про мелочное тщеславие людей тусовки.:

«Скажи, что за люди толпятся здесь,
Кто они и кто сюда их звал?
Здесь негде встать и негде присесть —
Этот дом для них слишком мал».

Под бодрую мажорную музыку хочется танцевать, но острый текст задевает более глубокие слои смыслов

«В толпе болтунов, лицемеров и пьяни —
Попутчики, зовущие себя друзьями».

А чего же им нужно?

«Хотят твою кровь, хотят твою душу,
Хотят твою плоть, хотят твои кости.
Мы закрыли глаза, мы заткнули уши,
Мы не звали, но гости заходят без спроса»

Незваные гости злоупотребляют гостеприимством открытых творческих людей. Сплетни, зависть, спаивание музыкантов и мелкое самоутверждение через «я пил с таким-то». Каждый борется с этим по-своему.

«Я окружаю тебя забором,
Я окружаю себя забором,
Я не хочу, чтоб чужие люди
Твое тело и душу делили поровну».

Такие «гости» хотят втянуть всё, до чего дотянутся. На яркий свет таланта собирается не только поддержка, но и паразиты.

«Они любят тебя, но эта страсть
Для них — то же, что деньги и власть,
Сегодня ты — козырная масть,
Завтра эта мразь толкнет тебя в грязь»

Корыстный человек зажевывает другого и делает вид, что ничего не происходит. Казалось бы, на этом стоит человеческий мир.

«Так любят жрать и водку пить,
Так спешат, чтоб по дешевке купить,
Чтобы с грязью смешать твои слезы и пот,
Чтоб, когда ты ешь, заглядывать в рот»

Бороться сложно и бесполезно, это заложено в человеческом характере.

«Они что угодно дадут за то,
Чтоб поглазеть как горит твой дом,
А после в компаниях наперебой
Хвастать тем, что знакомы были с тобой».

Насмешливое и болезненное описание овеществления, объективации одним человеком другого Ольга доводит до яркого абсурда в песне «Мебель» из альбома «Ангел и девочка». В альбоме «А и Б» об этом же есть песня «Горицвет»: «В пути от ангела к зверю звезда умирает от жажды».
Ольга Арефьева и Ковчег
Забор
4:27

Поговорим о любви. «Мыловар» — ещё один шедевр альбома «Сторона От». Это сюжетное продолжение «Забора», но теперь песня о предательстве любимого человека.

«Логический круг, нордический юг —
Мой мальчик в плену очарованных сук,
Я просто любила тебя целовать,
Знай, это больше, чем стол и кровать!
Где ставить свечу, если в храме сарай?
Так снимай с себя тело и голеньким — в рай!
Кто летает духом, кто летает в теле,
Но все ли отдали всё, что имели?
Цветы — волосам, паруса — кораблю,
Я не ведаю слов, кроме слова «люблю»,
В моих небесах я заметила небо,
Как жаль, что со мною ты больше там не был!

Неистребимые людские пороки вытесняют любовь из сердец. Выход можно найти только духовно поднявшись над телесным. Так ли это просто?

«Но я буду «да», даже если ты — «нет» – твердо говорит автор.
В песнях «Температура любви» из альбома «Снег», «Полюби меня» из него же, «Почерк» с диска «Театр» героиня готова на страдание ради любви, взывает к тому, кого она любит, но вряд ли будет услышана.
Ольга Арефьева и Ковчег
Мыловар
4:03

Война – это неправильно. Антимилитаристские нотки песен «На хрена нам война», «Дезертир», «Дорога в рай» ярко выражают мнение автора на эту тему. В «Дезертире» Ольга поет от лица солдата, который не хочет воевать.

«Кусай себя в локоть, целуй себя в зад,
А меня моя мать не пускает умирать,
А моя жена не хочет спать одна
И детям врать, что я приду опять.
Я – дезертир в борьбе за мир,
Не за совесть, а за страх».

Это смело – напялить на себя считающуюся позорной стигму дезертирства и подставиться под насмешки и ненависть. Поэты могут позволить себе озвучить запрещенные чувства, и Ольга смогла. Оказалось, что многие думают так же, только не решаются сказать вслух.
Ольга Арефьева и Ковчег
Дезертир
5:31

С этого же альбома меня вдохновила «Мама-мама». Забавно, что после неё на альбоме идёт песня «Только не плачьте» – у меня не плакать не получилось.

«Наступает время нам на пятки,
На горло и на хвост,
Бери свои манатки —
Нас кинули, нам кинули кость»

– впечатляющее описание суровых русских реалий: бессмыслицы, безвременья и бесправия. Аналогично у БГ: «Подмога не пришла» или «Изумрудный город». Мысли схожи, но очень по-разному выражены.

«Мама-мама, что мне делать в чужой стороне,
В неизвестной войне, на убитом коне в нелогичный приход?
Мама-мама, почему я всё время вовне,
В этой странной возне на разбитой плюсне ковыляю вперёд?»

– безответные риторические вопросы нашего времени, безнадежная констатация, основная тема сурового сибирского рок.

«Мама-мама, и в строю, и в бою, и в раю
Нас научат плясать па-де-де на воде и в свободном труде.
Аммагамма, я летаю в тягучей среде,
Не пойму, я в беде, или это так надо, я жив или где?»

Учитесь, панки, выступающие на Нашествии на фоне танков.
Ольга Арефьева и Ковчег
Мама-мама
4:59

А мы идем к визионерской поэзии, просвету между жизнью и смертью – это, конечно же, «Смотри на этот свет». Мне показалось (могу ошибаться), что Ольга описывает ощущения человека, который ещё до конца не понял, что с ним случилось.

«В доме проснулись мухи, бабочка, даже комар,
Долго топлю — теплее становится, но не жар.
Смотрю на руки на теле как на странный предмет:
Это на самом деле? Проще поверить, что нет»

Кажется, лирический герой понимает, что умер.

«Многим владею — ну вот хотя бы прекрасный скелет.
Хочешь — лежи, балдея, хочешь — танцуй балет,
В шкафу со скелетом разные органы чувств и грусть,
Крыльев, похоже, нет. Проем меж лопаток пуст»

Мир начинает выглядеть иным, чувства становятся странными, место в мире – неопределенным:

«Мне бы поплакать — впрочем,
От этого толку нет.
Эти пустые очи не источают свет,
Дал мне Господь так много,
Что обижаться грех.
Смотрю на свои ноги,
И разбирает смех».

Но вместо того, чтобы отчаяться и испугаться, душа осматривается и ищет продолжения пути. Она давно стремится выйти из круговорота земных вещей найти себя в высшем, нематериальном мире:

«Ну, для чего на планете эти сгустки тепла?
В воине и поэте снова мои тела,
Что это за вожжи гонят меня в круговые пути?
Господи ты мой, Боже, как бы к тебе прийти?

Похожими вопросами озадачивают песни «Флейта», «Мастер Смерти», «Danse Macabr». «Сопромат» и «Полночь» тоже обязательно должны быть в этом абзаце.
Ольга Арефьева и Ковчег
Смотри на этот свет
5:15

Выгоревший священник и беспородная псина поддерживают друг друга – вы сразу узнали эту, казалось, бы, печальную, но на деле мощную и жизнеутверждающую песню.

«У попа была собака,
Она спасала его от мрака,
Она давала ему тепло,
Когда, казалось бы, всё сгнило»

Песня о взаимопомощи, о духовном родстве человека и животного. Человек в этой песне стал не царём, а братом природы, её другом, опорой. Собака отвечала ему любовью и дарила утешение и радость.

«Собака вертела хвостом и носом,
Она задавала кучу вопросов –
Нет, не про то, почему он плачет,
А про бегать, гулять и играть в мячик!
И вот на места становились звёзды,
А в голове исчезали вопросы,
Он снова читал страницу про «Отче»,
И путь в небеса становился короче»

Животное своей безусловной любовью выручало одинокого священника, потерявшегося в экзистенциальных кризисах. Но собака не бессмертна, в отличие от Бога:

«Билось – и вот пробилось сердце,
Однажды она не смогла согреться.
Дул ветер из терций и белых акаций,
А она не смогла на лапы подняться.
И поп сидел у её постели,
И его волосы быстро седели.
Он держал её лапу и говорил ей:
«Ну что ж ты, собака, ну что же ты, милая!»

Песни Ольги пронзительные, печальные и безнадежные, но они же призывают нас верить в наши бесконечность и неуязвимость.
Ольга Арефьева и Ковчег
У попа была собака
5:54

Музыкальные эксперименты Ольги не запросто поддаются примитивной классификации. «Асимметрия» сыграна с элементами рэпа и тяжёлого рока. Песня «Не рок», особенно версия 18го года – чистый рок, самоотверженное искусство, невзирая на название с частицей «не». И неожиданный шедевр в свадебно-похоронном стиле – Шансон-Ковчег, «В пятницу 13-го». Это ли не настоящее? Если нет – то я явно не разбираюсь в музыке.
Но Ольге мало, недавно она выпустила детский альбом! Одноименная заглавная песня – «Как я стал клоуном». Клип вышел ещё до официального релиза альбома, и меня поразил.

«Я хотел быть космонавтом, я хотел быть лётчиком
Говорил я маме: «Завтра в небо очень хочется!
Мне хотелось быть хирургом, а потом пожарником.
Только стал я демиургом в маленьком театрике».

Мы вырастаем, и детские мечты претворяются в реальность совершенно не так, как представлялось. Мальчик вырос и стал клоуном – артистом, который дарит воображаемые миры, но настоящее счастье. Провал это или достижение? Ведь по сути все артисты, даже самые великие – и есть клоуны, особенно для кого-то, что считает нематериальное несуществующим. Кто он, артист? Шут, пророк, неудачник, волшебник, дурак? Он достоин презрения или восхищения? Этот вопрос настолько прост и изящен, что даже и добавить нечего.
Ольга Арефьева
Как я стал клоуном
3:20

Песни о природе и живом занимают в творчестве Ольги немалое место. Названия альбомов об этом тоже говорят – «Хвоин», «Письма бабочек», «Божия коровка». А мы послушаем песню с альбома «Хина».

«Я всего лишь дерево на горе,
Я вижу мир во зле и добре.
Гора на взморье, море в дыре,
А я лишь дерево на горе»

Ольга как пифия говорит от лица деревьев, намекая, что люди напрасно считают их неодушевленными.

«Я молодое и сильное дерево,
Встречался с победами и потерями,
Ствол и кора мои полны чудес,
Но я не могу победить лес.

Это дерево в огромном и неизведанном мире полно амбиций, надежд, споров и противоречий. Оно сталкивается с жестокостью и болью, но ничего не может сделать. Главная опасность для дерева – не стихии, а потребитель-человек.

«Я только дерево, я на горе,
Я вижу острие намеренья в топоре.
Отпилили рёбра мне, улыбнулись до;бро мне,
Я вчера живой был – теперь в костре.

Главный герой видит, как на глазах погибает его родина – лес. И убит сам. Разворачивается драма разрушительной для всего живого деятельности человека и его конфликта с природой. Но вездесущее осознание парит над болеющим миром, и оно бессмертно. Почти о том же и песня «Киты».
Ольга Арефьева
Дерево
4:15

«Чернокожая» духовность, в отличие от строгих хоралов величественных религий белых людей, весела, танцевальна и пронизана сексуальностью. «Намгуара», «Черный воин», «Джа пустит трамвай из болота в рай» – у Ольги целый ряд реггей-хитов. Она поет:

«Сильный Намгуара быть богатым не хотел наотрез.
Сильный Намгуара своим людям подарил всё, что есть»

Бескорыстие и щедрость веселого бога органично вплетаются в гимны счастливой жизни, так не свойственные мрачному уральскому и сибирскому року, но, несмотря на это, запросто выходящие из-под пера Ольги. Так же, как и в предыдущих песнях о загробной жизни, Ольга с лёгкой иронией сказочника повествует о том, что смерть – это лишь продолжение жизни, а не её конец. Конец приходит телу и материальному миру. Но герои Ольги сталкиваются с более высокой, необычной и вездесущей реальностью. Многие ее песни содержат намеки на то, что всё живущее переходит из одного состояния в другое. Например, в песне «Начинай»:

«Начинай эти слезы,
Меня, сеял Бог, а сам принес мороз.
Я в рост пойду весной цветком или сосной,
А сейчас я мерзну»

Образ перекликается с темой смысла жизни в песне «Время»:

«Время не устает,
Даже когда отстает,
Время порой встает,
Но мы-то бежим»

Жизнь в понимании солистки «Ковчега» – это нечто вне времени. К этому же отсылают «Никто не умер, никто не ожил», «Смерти нет», «Бессонной ночью».
Ольга Арефьева и Ковчег
Начинай
5:02

Но, далеко не все песни группы «Ковчег» легко понять. «Андеграундный рай» очень сильно разбередил сильными эмоциональными образами, но оставил при этом много вопросов. Лично я вижу в этой песне отсылку к политическим темам: войне и порочному устройству общества, пропаганде и действительности, лжи и правде. Горькая ирония прикрыта показным цинизмом:

«Настоящий герой – это мертвый герой,
Ну а кто еще жив – тот предатель идеи,
Собери всех, когда ты решишь умереть –
Публика любит смотреть на смерть.
Красная армия, реющий флаг,
Белые кони, большой кулак,
Девочка, поющая взрослые песни,
Знает что, но не знает как».

«Публика» – та же, которая в песне «Забор» приходит поглазеть на зрелище гибели героя. Увы, самосожжение героя всегда превращаются в шоу для обывателей. Но, несмотря на жесткий и нелицеприятный тон, Ольга строит свои псалмы из любви, а не войны. Приведу строки из песни «Это Родина моя»:

«Шапки прочь — поет козодой,
Как молитва клекот и вой,
Звери плачут, боль не тая,
Это Родина моя.

Родина Ольги – это горний мир, но и здесь есть место его вибрациям.
Ольга Арефьева и Ковчег
Это родина моя
3:44

Подводя итог анализу творчества Ольги и «Ковчега» я хочу назвать лучшую на мой взгляд её песню. Это «Сделай что-нибудь». Вот мы и вернулись к альбому «Сторона От». Ростки всех рассмотренных нами идей каким-то чудесным, необъяснимым образом уже пробились в этой ранней композиции. Чрезмерная искренность Ольги, её нежность и любовь, смирение и попытки что-то изменить, вера в запредельное – всё уже есть в этой песне. Потому закончить статью я хочу отрывком из этой работы:

«Укажи мне путь – от ночи до трамвая,
Укажи мне путь – ты его знаешь,
Помоги мне найти его,
Сделай это,
От лета до лета, от рассвета до рассвета!
Помоги им всем, ты это можешь,
А у меня нет кожи…»
Ольга Арефьева и Ковчег
Сделай что-нибудь
4:58

    P. S. Уважаемая Ольга Арефьева, на случай, если вдруг вы это читаете, я хочу ещё раз поблагодарить вас за то, что вы несёте нам своё творчество, и вместе с тем пожелать удачи в будущем! Оставайтесь такой же, какая вы есть – уникальной и неповторимой!


Рецензии