Птеродактиль. Синдром Цвейга

 
Angelina-007@mail.ru

Это история о тонком мире и эмоциях девочки 15 лет, когда она только готовится стать взрослой и сталкивается с внешними обстоятельствами, которые оставляют в ее сердце гипертрофированный след. «Птеродактиль, Синдром Цвейга» - это минисериал о подростковом одиночестве.  Хорошо воспитанная, начитанная, скромная и достаточно умная девушка Катя сталкивается с проблемами в обществе, то чему её учили, о чем она читала в книгах, в действительности оказывается совсем иным. Иногда она представляет, что видит персонажей из мультфильмов или игр в жизни. Она хорошо фантазирует. Это её вымышленный мир, но в мире реальном стёрлись границы между хорошим и плохим, скромность и вежливость многие считают за слабость. Катя  хорошо рисует, играет в онлайн игры про фей и читает новеллы Цвейга, затем погружается в его биографию и с ужасом обнаруживает факт о том, что Цвейг будучи успешным писателем свёл счёты с жизнью, потому что мир находился на грани войны. Она выступает с публичным докладом в школе и  проводит много параллелей с современной ситуацией в мире. Дома говорит об этом с мамой, в кафе с подругой и она понимает, что глубина её мысли ни до кого не доходит. В диалоге с подругой, которая в ответ на её переживания о мире больше интересуется людьми в инстаграм и вещами, Катя как бы сама себе говорит фразу: «Нам много лет навязывали не тот путь. Но может ещё есть шанс всё изменить… Дело в людях, они не способны объединиться даже в самый критический момент». В ответ на это подруга находит картинку туфель. Она её попросту не слушала. Кате приходят сообщения в VK от пользователя Чакки «Привет. Хочешь не забываемых ощущений.»
Катя безответно влюблена, она делает всё, чтобы выделиться и обратить на себя внимание Марата, парня с параллельного класса. Она пробует подружиться с его родной сестрой Камиллой, которая ходит с ней в художественную школу, но ничего хорошего из этого не получается. Камилла берет и не возвращает некоторые вещи Кати, ворует кольцо, подаренное бабушкой, и втягивает Катю не в хорошую компанию, благо Катя остаётся во всем этом просто свидетелем и с ней ничего плохого не происходит. Потом вообще выясняется, что Камилла всё время говорила, что остаётся у Кати, а сама задерживалась допоздна и мама Камиллы прогоняет Катю из их дома, ссылаясь на то, что она плохо влияет на ее дочь. Марат заступается за Катю. В школе на общем уроке физкультуры он говорит ей о том, что популярность человека напрямую зависит от количества подписчиков в социальных сетях. И Катя начинает меняться и перевоплощается в Кэйт. Начинает вульгарно одеваться, краситься, но она не просто резко превращается из хорошей девочки в плохую, скорее она проводит собственный эксперимент и анализирует себя и окружающих, всё записывает в дневник. Всё что раньше считалось хорошим, по её наблюдениям, теперь считается недостатком. «У тебя недостаточно опыта» говорит ей Марат. И Катя, против своей природы, против того, что совсем юная и ранимая душа и даже тело ещё не готовы элементарно на  гормональном уровне, перейти какие то границы, Катя начинает пробовать раскрыть в себе женщину. А пытается искать отклик в этом обществе. Ей навязывают идею шмоток, хочешь выделяется, покупай лучшее, из за этого у неё получается конфликт с матерью, с которой до этого они жили в полном понимании и даже дружбе. Однажды уронив чашку за завтраком, Катя в шутку делится мыслями с матерью «Представь, я искала значок отмены. Ну, поняла? Я хотела отменить действие, мимолетная такая мысль». Мама не имеет хорошего заработка и вместе с бабушкой покупает ей старомодные туфли, они искренне не понимают, что не так, они тоже белые и тоже на каблуке. У Кати случается истерика, она раздевается догола, надевает туфли и спокойно сообщает маме, что это единственный шанс выделиться в этих туфлях, что сейчас время моды и хайпа.  Хорошая девочка Катя полностью разочаровываться в современных жизненных ценностях, её пугает нависшая над всем миром опасность третьей мировой войны и она приходит к выводу, что уже ничего не имеет значения. Она пускается во все тяжкие, начинает отвечать Чакки, им оказывается 39 летний парень из её города, хочет лишиться невинности с одноклассником, который влюблен в нее с первого класса, ради того самого опыта, но тот не испорчен современностью и он в последний момент проявляет благородство. Катя ругается с матерью, подругой, идёт к Чакки, это небольшая квартира со змеями, пауком и улитками, где на её глазах все употребляют наркотик. Чакки не навязывает ей употребление, даже наоборот не рекомендует, но он всячески рекламирует состояние опьянения, подробно описывая каждый этап чувств. Мать не понимает, что происходит с дочерью, она считает, что это просто переходный возраст, запрещает читать Цвейга и отключает интернет. «Ты не понимаешь, меня не Цвег доводит, а люди и то, что происходит в мире. Посмотри  инстаграм, люди убивают друг друга. Ради чего? Одни на военной операции, другие делают вид, что ничего не происходит, тратят кучу денег на свои удовольствия, делая вид, что всё как прежде. А через несколько десятков лет нам предсказывают гибель от глобального потепления, мы сгорим словно в аду. Думаешь это задумал Бог, нет это человек засунул свои руки, снова решив, что он может управлять природой, а она всем нам отомстит. Мир перевернулся, мама». Мать отключает Кате интернет, она думает это маленькая наказательная мера, но у подростка, который не может ещё себя сам обеспечивать и даже не имеет карты, чтобы оплатить свой телефон, случается настоящая истерика. И Катя встречается с Чакки ещё раз, теперь они наедине, он обещает ей защиту и Катя решается попробовать наркотик.  В школе Марат демонстративно обнимает другую девочку с татуировкой и Катя решает тоже набить тату. По итогу она набивает птеродактиля, так как ей абсолютно всё равно на все смыслы, которые до этого имели силу. Она чётко даёт понять, что разбирается в символах, хорошо знает историю, но сейчас ей наплевать. Катя встречает на улице парня, который похож на образ, который она рисовала на планшете. Это Карл. Они часто видятся и много разговаривают. Он не догадывается, что Катя пошла не по тому пути, но Катя говорит, что она слишком плохая для него, он идеален. Катя снова пробует наркотик и на утро узнает от подруги, что переспала с двумя парнями. Ещё до конца не протрезвев, она говорит, что просто танцевала с ними, что всего лишь набирается опыта, как в играх аниме, где во всем нужен опыт, а суперсила - это экстази. С этими словами она целует подругу. Девочка пулей вылетает из квартиры Кати. В остаточном опьянения она смотрит на телевизор и видит как среди новостей о войне из экрана появляется лик дьявола, который облизывать её длинным языком. Взгляд её наполняется иконками из игры в «стрелялки». А над головой матери она видит пустую иконку из одноклассников «Тебя даже в одноклассниках нет, ты не существуешь». На заработанные на подработке деньги, которые она копила на красивые дорогие туфли, она заказывает наркотик. Чакки уже не так приветлив, он говорит, что сейчас у него другая компания и к нему нельзя. Она выпрашивает наркотик, даже чуть готова переплатить, остаток отдаст позже, оставляет в залог паспорт, на который парень берет «быстро деньги». Вырывается на улицу, забирает заказ. Возвращается домой. Пишет смс Марату, но он хладнокровно заявляет, что гуляет со своей девушкой. Хрустальный мир хорошей девочки рушится на её глазах, она принимает наркотик. К ней приходит Карл приносит плюшевого мишку и цветы. Она анализирует свою жизнь и признается, что на данном этапе ей нужно было только это – Мишка, цветок и подержаться за руку с любимым человеком. Ей не интересен секс, она не умеет целоваться, в ней даже ещё не проснулось желание это делать. Она абсолютно чиста. В школьную группу скидывают пошлые фотографии, которые сделали парни, с которыми она переспала. Все смеются над Катей, тут же придумывают «мемы». Катя вспоминает Цвейга, цитирует – худшее состояние - это одиночество среди людей. Только Карл остаётся рядом с ней. «Только ты у меня есть!», «Меня не существует, ты меня нарисовала!» Карл это лишь плод воображения Кати. Он поднимается на крышу и она следует за ним. Обеспокоенная мать пытается открыть дверь. На сотовый звонит отец, который давно не звонил дочери. Но слишком поздно, Катя уже зашла слишком далеко, она стоит на самом краю крыши… на краю жизни, на краю смерти. И она делает шаг за Карлом по вымышленному мосту к небу, которое словно разбитый экран компьютера распадается на электронные частицы. Звук удара. Внизу женский крик.
Чтобы усилить эффект спутанной виртуальной и реальной жизни – в небе пролетает птеродактиль. И появляются комментарии хейтеров, насмешки тех, чью душу уже совершенно не спасти – «нашла как от экзаменов откосить… ну скажем так, она была не очень симпатичной… как можно из-за пацана такое с собой сделать… она всегда была для меня чудной какой-то… бедная девочка, наверно попала в секту». Это история не о наркотиках, не о половом созревании и даже не о неразделённой любви, это история о страшной, витающей в атмосфере и пугающей умы мыслящих, катастрофической ситуации в мире. О потере ценностей,  зависимости от финансов, социальных сетей и мнения окружающих, этот мир рушится, перестраивается, перезагружается, а может даже в один день будет форматирован. Катя это образ молодого, умного поколения, благополучное будущее которого висит на волоске. После того, когда на экране, на фоне рушащегося неба начнутся титры, появится стрелка от мышки и кнопка отменить действие, Катя вернётся на край крыши, словно в игре. Затем перемотка назад на тот момент, где Катя сидит за столиком в кафе, с  надеждой, но уже обращается прямо в экран «А может ещё есть шанс всё изменить?»
 


Рецензии