Один из владельцев Павловского дворца

               

                Творчество поэтов Серебряного века отличается особым лиризмом
                и проникновенной глубиной. Они оставили свой неизгладимый
                след в русской поэзии начала двадцатого века. Среди них был и
                этот знаменитый в то время поэт, который написал такие строки:

                «Растворил я окно,-стало грустно невмочь,-
                Опустился пред ним на колени,
                И в лицо мне пахнула весенняя ночь
                Благовонным дыханьем сирени...»

                Его звали Константин Константинович Романов. Стихи этого поэта
                были хорошо известны в конце девятнадцатого и начале двадцатого
                века. Он был красивым, успешным и богатым человеком. Позже
                его стихи  начали замалчивать и они стали забываться. И это
                не случайно, ведь Константин Константинович был великим
                князем, одним из правящей династии Романовых. В главном музее
                страны, в Эрмитаже, в галерее Романовых среди царских портретов
                помещен и портрет великого князя Константина Константиновича.
                Не удивительно, что он имел высокий
                социальный статус и занимал высокие посты в государстве.

                Не называя все должностные  назначения, полученные великим
                князем, можно упомянуть только то, что он был генерал-
                инспектором Военно-учебных заведений и президентом
                Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Этого уже
                достаточно, чтобы представить всю общественную значимость
                этой личности. Кроме того он увлекался поэтическим творчеством,
                переводами и драматургией. Всесторонне одаренный князь имел
                в наследственной собственности не только Мраморный дворец на
                Дворцовой набережной, но и много другого имущества,
                представляющего большую материальную ценность. К нему
                относился и дворец в Стрельне, и дворец в Павловске, которые               
                перешли князю по праву наследования. Можно сказать, что 
                Константин Константинович стал практически их последним
                законным владельцем. Его наследникам оставалось только два года
                на то, чтобы владеть и распоряжаться своим имуществом.
                Революция принесла полное изменение в жизни человека и 
                национализацию крупной частной собственности.
 
                Многое связывало великого князя с усадьбой в Павловске. Здесь
                рождались его дети, и здесь рождались многие его стихи.
                Единение с природой давало ощутимый толчок к желанию
                заняться творчеством. Поэтическое вдохновение
                часто приходило к нему после прогулок по аллеям
                Павловского парка. Знаменитый внук Николая Первого получил
                прекрасное образование. Он был учеником историка Сергея               
                Михайловича Соловьева и писателя Федора Михайловича Достоевского.
                Великий князь не был с детства избалован: семья готовила его к
                карьере военного моряка. В 1876 году Константин Константинович
                сдал экзамен по программе Морского училища. С этой страницей
                в биографии великого князя связан тот факт, что он совершал
                дальние морские плавания. Кроме этого он принимал участие
                в Русско-турецкой войне в 1877 году, за что был награжден орденом               
                Святого Георгия. Позже великий князь расстался по состоянию
                здоровья с морской службой и поступил в гвардейские войска.
                Со временем он стал командующим лейб-гвардии Преображенским
                полком. И много еще разных взлетов было в судьбе этого человека,
                много заслуженных поощрений, званий и наград. Благополучное
                течение жизни продолжалось до начала Первой мировой войны.
                Счастливое и мирное бытие семьи Константина Константиновича
                закончилось с гибелью на войне в 1914 году сына, князя Олега.
                Трагическая весть о смерти любимого сына подорвала здоровье
                Великого князя и он скончался летом 1915 года в Павловском
                дворце. Его отпели в Дворцовой церкви. И в последние дни своей               
                жизни он оказался связан с Павловском и фамильным дворцом.               
                Константин Константинович Романов был похоронен в
                Великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости.
                Это было там последнее захоронение членов царской
                династии Романовых. Дальше были революция, гражданская война,
                расстрел царской семьи и физическое уничтожение ее ближайших
                родственников. 18 июля 1918 года, на следующий день после
                тайной расправы с последним русским императором и его близкими
                в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге,
                были уничтожены среди других царских родственников в
                Алапаевске и три сына Великого князя. Они все вошли в русскую
                историю как алапаевские мученики. Семья потеряла с 1914 года
                по 1918 пять человек, включая и главу семьи Константина
                Константиновича Романова. Только с перестройкой в стране
                и с изменением всего политического и экономического уклада
                поменялось отношение к царской семье и к ее окружению.

            В это время стало возможным появление новых семейных погребений
            в Петропавловском соборе и в Великокняжеской усыпальнице.
            С миром упокоилась здесь  почти вся многострадальная семья последнего
            русского императора Николая Второго и он сам. Позже появились
            захоронения Великих князей и княгинь, умерших на чужбине.
              При жизни они выражали желание вернуться в Россию и быть
            похороненными на своей Родине. Что же касается могилы, где
            покоятся три сына Великого князя, погибших в одно и то же время и
            при одинаковых обстоятельствах, то она пока считается
            утраченной. Сброшенные в шахту близ Алапаевска тела были
            обнаружены Белой гвардией Колчака и перевезены в Харбин,
            затем в Пекин. Там они были захоронены на территории кладбища
            Русской духовной миссии. Последующие события способствовали
            тому, чтобы место предания земле останков казненных на
            Родине, скрыть. Целью таких действий было избежать поругания
            над жертвами революционных событий в России.

              Сегодня имя их отца пользуется снова заслуженным уважением.
            Белое надгробие из каррарского итальянского мрамора,
            вделанное в пол Великокняжеской усыпальницы, указывает
            на место захоронения героя этого рассказа. Сегодня вход в
            усыпальницу свободен, к нему ведет длинная галерея, связывающая
            ее с Петропавловским собором. В галерее размещена выставка
            портретов наиболее значимых представителей семьи
            Романовых. Там можно увидеть среди множества других               
            и портрет Великого князя Константина Константиновича Романова.
            Музейный комплекс, расположенный в Петропавловском соборе,
            в галерее и в Великокняжеской усыпальнице уживается в наши дни
            с присутствием православной церкви.  Совершение традиционных
            богослужений стало снова нормой
            по определенным памятным датам. К этим датам относятся дни
            упокоения похороненных здесь членов семьи Романовых.
            От Великокняжеской усыпальницы есть каменная дорожка, которая
            ведет к Невским воротам крепости и дальше к Невской пристани.
            Но даже на значительном расстоянии от этих ворот, в том случае,
            если они распахнуты, хорошо виден Мраморный дворец, в котором
            до революции жила семья Великого князя. Если выйти к гранитной               
            наружной стене Петропавловки, то можно хорошо рассмотреть
            на другом берегу Невы этот дворец, который относится к наиболее
            значимым в городе на Неве. Серый гранит и строгие классические
            формы выделяют его на фоне многообразия других прекрасных
            творений зодчих, создавших парадный облик Петербурга.

                Основанный  в последние годы в стенах Мраморного дворца филиал
            Государственного Русского музея, заменивший ранее здесь
            существовавший филиал Центрального музея Владимира Ильича
            Ленина как идеологически устаревшего, представляет сегодня
            совсем другую тематику. В залах демонстрируются различные
            интерьеры дворца, картины зарубежных мастеров восемнадцатого
            и девятнадцатого веков, взятые из запасников Русского музея.
            Особый интерес представляет рабочий кабинет Великого князя.
            Книги, рабочий стол, удобное кресло... Без всякого сомнения
            в этих стенах были написаны многие из его стихотворных строк.

                Дворец, облицованный гранитом и имеющий облицовку внутренних
            покоев из разных сортов мрамора, предназначался совсем не
            членам царской семьи. Он строился  итальянским архитектором
            Антонио Ринальди по велению Екатерины Второй для ее знаменитого
            фаворита Григория Григорьевича Орлова, участника дворцового
            переворота в пользу Екатерины, которая в дальнейшем стала Великой.
            Согласно распространенной легенде граф Григорий Орлов сделал
            императрице ответный подарок. Он преподнес ей самый крупный
            имеющихся в России алмазов. Драгоценный камень украсил
            Императорский скипетр Екатерины Великой. На всех парадных
            портретах она изображается с ним. Откуда появился этот камень,
            найденный в Индии, в нашей стране доподлинно неизвестно. Также
            нельзя утверждать с точностью, каким образом он оказался у
            Екатерины. Вполне возможно, что она сама его приобрела.
            Григорию Орлову не удалось пожить в роскошном Мраморном
            дворце. Он умер раньше, чем огромный дворец был достроен. Да и
            отношения с царицей к этому времени уже разладились. Она
            выкупила дворец у родственников Орлова и с тех пор там жили
            Великие князья, которых звали « Константин». Их в российской
            истории было трое.
                Революционные преобразования принесли в
            жизнь многодетной семьи Великого князя Константина
            Константиновича, которого в принципе можно назвать последним
            из владельцев, дополнительные беды и страдания.
            Выселенная из дворца советской властью, его супруга Елизавета               
            Маврикиевна, урожденная немецкая принцесса Елизавета Августа
            Саксен-Альтенбургская, вынуждена была поселиться в небольшой
            квартирке с двумя младшими детьми. Благодаря ее постоянным
            хлопотам семье удалось покинуть Россию и переселиться в более
            спокойные страны, не охваченные революциями и гражданскими
            войнами. Двое старших, оставшихся в живых детей, тоже
            благополучно эмигрировали. Таким образом, две дочери и два
            сына Великого князя могли продолжить свою жизнь в эмиграции.

                Самая младшая дочь Константина Константиновича Вера умерла
            в Нью-Йорке в возрасте 95 лет, где и похоронена на русском кладбище.
            Ей достался самый длинный жизненный путь из всех детей этой
            семьи. Она родилась в Павловске, при ней в этой летней резиденции
            умер ее отец. Может быть на чужбине она вспоминала дворец на
            берегу реки Славянки, ухоженный парк с прекрасными скульптурами
            и многочисленные клумбы с цветами. И может быть она при этом
            вспоминала  и поэтические строки своего отца, посвященные
            природным красотам Павловска?


                " Как пленительно-тихо в отцветших полях!
                Наша осень полна обаянья:
                Сколько прелести в грустных, безжизненных днях
                Этой кроткой поры увяданья!"

            А может быть в голову ей приходили совсем другие стихи
            Великого князя, связанные с человеческой болью и страданиями?

                «Когда креста нести нет мочи,
                Когда тоски не побороть,
                Мы к небесам возводим очи,
                Творя молитву дни и ночи,
                Чтобы помиловал господь...»

                А что же произошло в дальнейшем с Павловским дворцом? Суждено
             ли ему было выжить или погибнуть? Однозначно ответить на этот
             вопрос нельзя. Однако слова «он восстал из пепла» правдивы. Дворец
             сгорел в трагические годы Великой Отечественной войны. Благодаря
                умным, умелым и талантливым людям дворец был восстановлен.
                Здесь находится сегодня широко известный дворцово-парковый
                музей-заповедник «Павловск». Он представлен как летняя
                резиденция императора Павла Первого, сложившаяся в единый
                ансамбль в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков.
                Расположенный на возвышенном берегу реки Славянки, дворец
                имеет весьма выигрышное положение и виден из многих уголков
                парка. Построенный шотландским архитектором Чарлзом
                Камероном в стиле неоклассицизма, дворец был в дальнейшем
                дополнен творчеством любимых придворных архитекторов
                первого его владельца. Среди них были и Винченцо Бренна,и
                Андрей Воронихин, и Карло Росси. Внутренние интерьеры
                были оформлены согласно изысканным вкусам Павла Первого
                и его супруги Марии Федоровны. Кстати, она тоже была
                немецкой принцессой. И на своей Родине в немецкой земле
                Вюртемберг ее звали София Мария Доротея Августа Луиза. О
                добродетелях этой немецкой принцессы есть много свидетельств
                в Павловском дворце. Суровые наказания пьянствующих русских
                мужиков также относятся к положительным чертам характера
                этой дамы. Справедливости ради, надо заметить, что и собственные
                дети Марии Федоровны воспитывались в большой строгости.
                После полученных в детстве уроков нравственного поведения,
                Николай Первый, потомком которого и является Великий князь
                Константин Константинович, был достаточно мягок в воспитании
                своих собственных детей. Павловский дворец полон разного рода
               предметов художественного искусства: картины, вазы, скульптуры...
               Семья Павла много путешествовала, бывала в гостях у европейских
               монархов, получала диковинные подарки. Все полученные впечатления
               и привезенные из-за границы предметы легли в основу оригинального
                оформления Павловского дворца. Здесь имеется Египетский
                вестибюль, Итальянский зал, Греческий зал, библиотека,
                картинная галерея, Тронный зал, придворная церковь,
                анфилады комнат, разделенные на мужскую и женскую
                половины и многое другое. В окрестностях Петербурга
                есть три бывшие летние резиденции русских царей,
                восстановленных после войны и активно посещаемых туристами.

                К одной из них и относится Павловский дворец. Особенно
                охотно его посещают французские гости, потому что в музее
                выставлены подарки, полученные от французского короля
                Людовика шестнадцатого и его супруги Марии-Антуанетты.
                К этим дарам относятся серия ковров французских королевских
                мануфактур «Дон Кихот» и туалетный прибор
                Севрской фарфоровой мануфактуры, который представляет собой               
                сервиз, насчитывающий 64 предмета. Ковры были преподнесены
                самим французским королем, а сервиз самой королевой.Собрание
                античной скульптуры, предметов из бронзы, часы, мебель из
                Франции, Англии, Германии, России. Изделия из слоновой кости
                и янтаря, выполненные хозяйкой дворца Марией Федоровной,
                выставлены парадном рабочем кабинете ее супруга Павла Первого.

                Чтобы прочувствовать всю прелесть атмосферы царящей в
                Павловском дворце и в огромном, возможно самом большом по
                своим размерам в Европе пейзажном парке, сюда нужно приехать
                и увидеть все своими глазами. Усадьба восстановлена в том виде,
                в каком она существовала в бытность ее первых хозяев Павла
                Первого и его супруги Марии Федоровны.
               
                А как же наш герой Великий князь Константин Константинович?
                Он тоже не забыт. При входе в музейный комплекс, слева под аркой,
                есть памятная доска, где перечислены имена владельцев Павловского
                дворца. Имя Константина Константиновича Романова там также
                названо. Он был можно сказать последним владельцем этой
                резиденции, если не считать, что два последние года после его
                смерти к наследственному владению приступил его сын князь
                Иоанн Константинович, погибший в Алапаевске.


Рецензии