Личность - это Истина

Личность - это Истина.

Истина- от слова «Истинный, Настоящий», «настоянный» в течение долгого времени. Вино, например.
 
Истинный живой организм – тот организм, что хорошо приспосабливается к окружающей среде и быстро размножается. Все проходит через угасание и смерть, но возрождается только истинное, жизненно- устойчивое. Это физические  и ментальные организмы: растения, животные, города, произведения искусства- многие проявления человеческой культуры.

В списке примеров, представленных в  работе «Твердь земная и небесная- Личности», есть много  городов, населённых пунктов, что умирали как живые организмы, но и возрождались потом. Это -  и большие, и малые объекты, но все они, если продолжают жить и сегодня,- истинные , настоящие, «настоянные» на времени приспособления к окружающему миру, мирам. Все они- Личности с большой буквы.

Вселенная хранит в своих «закромах» и память о тех живых организмах, что боролись за своё существование, но не устояли, исчезли из своей собственной жизни и окружения, в котором находили силы для жизнедеятельности. В физическом мире остались только следы  присутствия  их жизни.

Среди них город Мангуп, Мерв ( Гяур- Кала),  Баальбек, Давань, Бактрия, Храмовая гора. Они, каждый в своё время, состоялись как Личности.

Мангуп (Мангу;п-Кале;; укр. Мангуп, крымскотат. Mangup, Мангуп) — средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма. Историческое название — Дорос. Столица княжества Феодоро (Крымская Готия), затем турецкая крепость.

География.  Мангуп-Кале расположен на плато горы-останца Баба-Даг, от тюркского крымскотат. baba — отец, da; — гора (также встречался вариант Баба-Кая). Наибольшая высота составляет 583 м. Гора представляет собой отдельно стоящее возвышение, круто обрывающееся к югу.

С северной стороны гора имеет четыре протяжённых выступа, называемых мысами. Самый западный выступ именуется Чамны;-буру;н (крымскотат. ;aml; burun, диалектное произношение ;amn; burun — мыс с соснами), второй с запада — Чуфу;т-Чеарга;н-Буру;н (крымскотат. ;ufut ;a;;r;an burun — «мыс вызова евреев»), следующий — Элли;-буру;н (точный перевод не известен, существующие версии — «Ветреный мыс», «Греческий (эллинский) мыс») и, наконец, самый восточный — Тешкли;-буру;н (крымскотат. te;ikli burun — «мыс с дыркой», получил своё название из-за сквозного грота, образовавшегося в результате обрушения искусственной пещеры, называемой Барабан-Коба).

Между мысами пролегают овраги, каждый из которых также имеет своё название: с запада на восток — Табана;-дере; («Кожевенный овраг»), Гама;м-дере; («Банный овраг») и Капу;-дере; («Воротный овраг»).  (География острова- сообщество большого количества живых организмов- содружеств в общем движении жизни).

История: В 1 тыс. до н. э. на плато жили племена тавров — предположительно остатки индоариев катакомбной культуры, которая происходит в свою очередь от ямной культуры, так же испытали влияние белозерской культуры.

1790 Мангуп покинули последние обитатели — община караимов. В овраге «Табана-Дере» сохранились остатки караимского кладбища.  (История Мангуп- это соединение множества живых организмов в пределах своего времени. Это общая жизнь крепости, людей,времени проблем).

Мерв (туркм.),  Гяур-кала — древнейший известный город Центральной Азии, стоявший на берегу реки Мургаб в юго-восточной части Туркменистана, в 30 км к востоку от современного города Мары, рядом с современным городом Байрамали.

Древний Мерв являлся крупнейшим городом Средней Азии. Площадь его шахристана (часть города внутри городских стен)  достигал 350 га.  Мервский оазис был  заселён уже  в конце 3-го — начало 2-го тыс. до н. э. На рубеже нашей эры Мерв — один из главных городских центров Парфии. В III в. н. э. в городе появляются первые христиане. Здесь формируется могущественная Мервская митрополия- христианский центр.

После арабского завоевания Средней Азии в VII в. при  Аббасидах Мерв — один из главных центров арабской книжной учёности, обладавший десятью библиотеками. Город был известен как дом для иммигрантов из арабских стран, а также из Согдианы и других стран Центральной Азии. В период с 813 по 818 год, временное проживание халифа аль-Мамуна в Мерве фактически сделало город столицей всего халифата. При Текеше в 1193 году город был окончательно присоединён к Хорезму.

В этот период Мерв расширился до своих самых больших размеров — арабские и персидские географы называли его «матерью мира», «местом встречи великого и малого», «главным городом Хурасана» и столицей Восточного исламского мира. Письменные источники также свидетельствуют о большой библиотеке и медресе, основанных Низамом аль-Мульком(визирь: 1064—1092), а также о многих других крупных культурных учреждениях. Базар Мерва считался «лучшим из базаров крупнейших городов Ирана и Хурасана» (Herrmann 1999).

После арабского завоевания Средней Азии в VII в. обретает вторую жизнь как плацдарм для завоевательных экспедиций на север и восток. При Аббасидах  Мерв — один из главных центров арабской книжной учёности, обладавший десятью библиотеками. Город был известен как дом для иммигрантов из арабских стран.

В период с 813 по 818 год  город стал  столицей всего халифата ( исламское государство 7-9 веков, возглавляемое халифами). Расцвет города начинается при правлении династии Саманидов.

Своего наивысшего расцвета Мерв достиг в середине XII века, когда султан Санджар  сделал  его столицей государства Сельджукидов.  В это время Мерв поражал современников размахом своих построек и огромным населением, которое, по некоторым оценкам, было больше, чем население Константинополя и Багдада. Продолжал оставаться крупнейшим центром Средней Азии и при хорезмшахах( титул правителей Хорезма с 4 – 19 века.

Демография.   Нынешними жителями данного оазиса являются в основном туркмены из различных этнографических групп. В Мервском оазисе также имеются относительно крупные меньшинства белуджей и брагуев.

География.   Оазис Мерв расположен на реке Мургаб, которая течет из Афганистана, на южном краю пустыни Каракумы. Великая горная цепь, Паропамисада и Гиндукуша  простирается от Каспийского моря до Памира. Через этот промежуток или вблизи него параллельно текут на север реки Теджен и Мургаб. Таким образом, они превращают Мерв в своего рода сторожевую башню над входом в Афганистан на северо-западе и в то же время создают ступеньку между Северо-Восточной Персией и  государствами Бухары и Самарканда.

Инфраструктура: Цитадель Эрки - Кала  восходит к эпохе Ахеменидов; Городище  Султан- Кала- ядро столицы турков- сельджуков; раннее средневековое городище Гяур- Кала с руинами нескольких буддийских и христианских  монастырей и двухэтажных замков вельмож; цитадель  Шахрияр-арк- сельджукский казармы и дворцовые сооружения, а также мавзолей Санджара; южное городище Абдула- хан- Кала ( последние застройки Мерва).

Большая и Малая Гыз-Гала-  небольшие крепости с гофрированными, словно сложенными в складку, наподобие гармошки, стенами.

Давань (более точно Даюань, кит. упр. пиньинь D;yu;n; др.-перс. Suguda Фергана от согд. ;r;'n, Паркан— древнее среднеазиатское государство, существовавшее с III в. до н. э., занимавшее центральную и восточную часть Ферганской долины. С периодом расцвета государства Давань совпадает развитие мархаматской археологической культуры.

Название.  В китайских хрониках ферганское государство именовалось Даюань, что в переводе с древнетюркского: «очень красивое, живописное место».  Персы называли это государство «Согд».  Но наиболее вероятно —  Давань/Да-юань/Ta-юань, «Великий Юань», буквально «Великие Ионийцы», китайцы встретили эллинизированное население на территории Ферганской долины во время первого контакта с Парканой.

В V в. в летописи «Бейши» встречаются топонимы «Лона» или «Полона». В VI-VII вв. территория Давани известна под названием Боханна или Бохан. В VII — начале VIII вв. в летописи «Таншу» Фергана упоминается как «Ниньюань». Все названные выше источники указывают на соответствие данных названий топонимам «Давань» или «Тайюань».

Стоит отметить, что слово «Фергана» не встречается в источниках древнего периода. Фергана VI—VIII веках именовалась в зарубежных источниках Фейхань, Бохань, Паханна. Основу данного топонима нужно искать только в раннем средневековье. Вероятно, это связано с сакско-согдийским синтезом.  Исходя из этих транскрипций и согдийского обозначения Ферганы, древнее звучание реконструируется как Фар[а]гана или Фрагана,  которая в греческом варианте никак не могла стать Париканой.

Э. Херцфельд (а вслед за ним и многие другие) считал, что название связано с племенем парикании, упоминаемые наряду с ортокорибантиями, однако эта теория подвергалась неоднократной критике. Есть версия, что паргона этимологизируется из иранских диалектов как «котловина, замкнутая горными хребтами», «межгорная долина».  Название региону могло дать и персидское  (Farghaneh), что значит «разнообразный».

История.  Первое письменное упоминание о достаточно сильном государстве этого региона встречается в китайских источниках III веке до н. э. Столицей был город Эрши (Ура-Тюбе; развалины у совр. Мархамат в Андижанской области). Его окружали ряды укреплений.
Центральная часть была обнесена стенами с башнями, сложенными из сырцового кирпича. В Паркане было до 70 малых и больших городов, рассредоточенных по отдельным оазисам. Через Паркан проходил Великий Шёлковый Путь.

Язык государства был близок к языку согдийских, парфийских народов. Население по различным данным составляло 300 000—500 000 человек. Данные антропологических исследований показали, что жители Паркана относились к европеоидам, у них были глубокие глазницы и густые бороды.

Основа экономики Паркана — орошаемое земледелие, ремесленничество и коневодство. Стоит отметить, что Ферганская долина также испытала на себе влияние таких древних государств, как Империя Ахеменидов и Греко-бактрийское царство, что также отразилось на историческом наследии народов населявших эту территорию.
Китайский путешественник и дипломат Чжан Цянь в 128 г. до н. э. впервые прибыл в Даюань. В I веке до н. э. Сыма Цянь собрал его записи в «Ши цзи» («Исторические Записки», гл. 123 «Даюань ле чжуань»). 

Упоминания о Паркане исчезают примерно в V в. н. э.
При династии Тоба Вэй Давань называлась Полона.  При Тан - Нинъюань ( то есть "умиротворённое"). В VII веке завоёвано тюрками. Ван Циби был убит западно-тюркским ханом Каньмохэдо ( Тон-багатур). Его выбил из города Ашина Шуни .  Он остался жить в долине. Ему наследовал сын Эбочжи ,  который правил в городе Кэсай. Сына старшего брата Киби — Аляоцань стал ваном в городе Хумэнь. В 658/659 году Аляоцань принял танское подданство у Тан Гао-цзуна.
Правительство: Есть старший и младший царь (ван) с титулами: Фуго-ван  и Фу-ван.Города.  Более 70 городов, обнесённых стенами и имеющих предместья. Общее население несколько сот тысяч человек.
 
 
Баальбе;к (араб. ;;;;;;;;;;;, Ба’лабакк, Бальбек; Баалат; др.-греч. ;;;;; ;;;;;, Гелиополь,  Гелиополис,  Илиополь)— древний город в Ливане. Расположен в 65 км к северо-востоку от Бейрута на высоте 1130 м.

Впервые Баальбек упоминается в документах, относящихся к XIV веку до н. э., к временам египетского фараона Эхнатона, установившего на территории Египта и подвластных ему земель культ солнечного божества Атона.

Несмотря на то, что местность была заселена с глубокой древности, сведений о городе встречается крайне мало до завоевания Финикии Александром Македонским в 332 г. до н. э. Уже в то время город был крупнейшим религиозным центром, где поклонялись Ваалу (отсюда название) и Дионису. Греки отождествляли Ваала то с Зевсом, то с Гелием — богом Солнца. Когда после смерти Александра Финикия отошла к Птолемею, тот переименовал город в «Гелиополь» (др.-греч. ;;;;; ;;;;;).
В 200 г. до н. э. финикийский Гелиополь был завоёван Антиохом Великим.

С IX века в регион стали проникать тюрки. Баальбек становился частью таких тюркских государств, как государство Тулунидов (9 век), Ишхидов (10 век), Сельджуков (11 век), Мамлюков Египта (13 век), Тимуриды (15 век), Османской империи (с 16 века)
В 1759 году сильное землетрясение практически до основания разрушило и без того почти опустевший город.

Уже в XVI веке в Европе стало известно о наличии здесь грандиозных руин, которые стали обязательным пунктом посещения европейскими путешественниками в XIX веке. Флобер, Твен и Бунин оставили описания своих впечатлений от Баальбека. Полномасштабные раскопки были начаты немецкими учёными в 1898 году и продолжались пять лет. После Первой мировой войны расчисткой участка занимались французы.

В Баальбеке сохранился в руинах грандиозный храмовый ансамбль, состоявший из пропилеев, богато украшенных резьбой дворов (в одном из них открыты остатки большого здания алтаря), Большого храма (т. н. храма Юпитера), хорошо сохранившихся Малого храма (т. н. храм Вакха или Меркурия) и круглого храма (т. н. храм Венеры) с четырёхколонным портиком.

В XIII веке территория ансамбля была превращена в крепость (сохранились остатки стен, башен). К востоку от пропилеев — руины Большой мечети и минарета.
Храм Юпитера представляет собой большое сооружение: некоторые блоки основания весят 800—1000 тонн. В известной степени, это сооружение превосходит пирамиду Хеопса, самый крупный гранитный блок которой (камень над входом в камеру царя) весит 90 тонн.  Самый же большой блок в Баальбеке, называемый «Южный камень» (от древнего арабского названия «Гайяр эль-Кибли»), который так и не был вынут из каменоломни, но по всем признакам намеренно был подготовлен для завершения платформы, достигает веса 1050 тонн (в 2014 году, после раскопок рядом с «Южным камнем», был обнаружен блок весом около 1650—1670 тонн.

Главную загадку Баальбека представляет терраса, на которой стоит храм Юпитера. В её кладке находятся три плиты — Трилитон Баальбека, — весом порядка 800 тонн (согласно одной древней легенде, эти блоки лежали здесь вечно и считались священными). Эти блоки расположены на высоте 7 метров.

Галерея:  Храм Вакха. Коринфские капители, украшающие храм Вакха.  Коринфские капители в Баальбеке. Экседра. Современный гор. Реконструкция храмового комплекса Баальбека с высоты птичьего полёта 1921 года, согласно результатам немецких раскопок 1901-1904 год. Римский Гелиополис и его окрестности во II и III в. Руины мечети Баальбека, ок. 190. Вероятные остатки средневековой мечети перед некоторыми из крепостей мамлюков. Баальбек и окрестности, ок. 18. Самый большой камень в Баальбеке, обнаружен в 2014 г. Фрагмент карты Турции в Азии 1911 года, показывающий бывшее железнодорожное сообщение Баальбека. Карта израильских бомбардировок во время Второй ливанской войны. Баальбек был одной из главных целей: было сброшено более 70 бомб. Схема руин Баальбека 1911 года после раскопок Пухштейна.(С видом на юго-восток храм Юпитера с надписью «Храм Солнца. Баальбек. Немецкая карта Малой Азии и Сирии 1873 года с рельефом, иллюстрирующим долину Бекаа (Эль-Бекаа). Баальбек ок. 1700г. Баальбек в 1880-х годах. Баальбек в 1894 году. Баальбек в 1910 году, после прихода железной дороги. Остатки пропилея, восточный вход на место. Руины Баальбека, обращённые к западу от гексагональной площадки в XIX веке.

Руины восточного портика, Баальбек, леди Кэтрин Тобин (1855). Оставшиеся колонны храма Юпитера. Профиль из шести столбцов. Пропилеи Храма Вакха. Вход в храм Вакха в 1870-х годах. Висячий краеугольный камень в 1920-х годах. Экстерьер храма Вакха в 1920-х годах. Интерьер храма Вакха в 1920-х годах. Стена и ров Баальбека в 1891 году. Архитектурные орнаменты в храме Юпитера. Руины базилики Константина в 1891 году. «Камень беременной» в начале 20-го века, Храм Юпитера на заднем плане. Скульптура крыши Цереры. Скульптура на крыше, предположительно Марка Антония. Скульптура на крыше, предположительно, Клеопатры. Скульптура крыши неизвестной фигуры. Столб в Яате. Куббат Дурис.(Сообщество).
Яркий пример возрождённого города,  исторической области Бактрия – Административный  центр  Хатлонской области Республики Таджикистан  город Бохтар (в прошлом Курган-Тюбе), названный так в честь исторической области Бактрии - современный город.

Бактрия(бактр. ;;;;;, Bakhlo; др.-греч. ;;;;;;;;;, Бактриана от др.-перс. Baxtri-; перс. ;;;;; ,;;;;; тадж. Балх, Бохтар; узб. Balx) — историческая область, на сопредельных территориях современных Таджикистана, Узбекистана и Афганистана, между горной цепью Гиндукуш на юге и Ферганской долиной на севере.
Столицей страны был город Бактры на территории северного Афганистана. Бактрийцы говорили на вымершем бактрийском — иранском языке индо-иранской подгруппы индоевропейской языковой семьи.  Современные таджики, юг Таджикистана и север Афганистана,  являются потомками древних бактрийцев.

На востоке Бактрия граничила со страной паропамисадов и Гандхарой, на северо-западе с Согдом, на юге с Арахозией. На юго-западе — с Гирканией.
Современная Бактрия представляет собой равнинную страну в среднем течении Амударьи. Границами Бактрии на севере являются отроги Памира, на юге — Гиндукуш. Сердцем Бактрии был обширный оазис в пустынной дельте одной из рек, стекающих с отрогов Гиндукуша. Центром оазиса был город Бактры  (или Бактр/Балх), давший название всей стране.

Западно-европейские учёные называют Бактрией географический регион, северной границей которого была река Амударья. Бактрию отличало выгодное географическое положение на перекрёстке путей с севера на юг (из Великой степи в Индию и к побережью Океана) и с запада на восток (из стран Средиземноморья в Китай). Такое положение, наряду со сказочным плодородием края (Страбон: «…в Бактрии зёрна размером с наши колосья»), позволило занять Бактрии видное место в истории с незапамятных времён. Согласно исследованиям Н. И. Вавилова, Бактрия является родиной многих культурных растений, в том числе — пшеницы.

Южная или Левобережная Бактрия с середины XIX века входит в состав Афганистана: провинции Тахар, Кундуз, Балх (исторический центр Бактрии), Джаузджан, частично Фарьяб, Саманган и Баглан. Территории Северной (Правобережной) Бактрии являются частью юго-западного Таджикистана, включая Бадахшан и столицу страны Душанбе, а также южных областей Узбекистана. (Сурхандарьинская область и другие).

Известно о существовании Бактрийско-Маргианского археологического комплекса — одной из цивилизаций бронзового века, которая существовала на территории современных восточного Туркменистана, южного Узбекистана, северного Афганистана и западного Таджикистана с XXIII по XVIII вв. до н. э. — в одно время с Индской цивилизацией в Пакистане и  Древне- Вавилонским  царством в Междуречье.

После убийства законного наследника, сына Александра Македонского — Александра, и его матери — Роксаны в 309 году до н. э., а также «волны» царских провозглашений (306/305 год до н. э.) к 300 году до н. э. оформилась система новых эллинистических государств. Селевк I и его сын Антиох I создали империю Селевкидов и основали целый ряд греческих городов на востоке Ирана, и на некоторое время греческий язык стал основным языком империи.

Тем не менее, удалённая от Греции, культура Бактрии все же продолжала носить на себе отпечаток греческих традиций. Смешение западных и восточных культурных традиций дало миру культуру Гандхары, пережившую империю на многие столетия.
В самой Бактрии пришлые кочевники довольно быстро восприняли традиции оседлой культуры. В частности, об этом свидетельствуют гробницы представителей знати, открытые советскими и афганскими археологами под руководством Виктора Сарианиди в поселении Тилля-тепе в Северном Афганистане. Удельный правитель одной из групп юэчжи Куджула Кадфиз в начале I века н. э. основал новую Кушанскую империю, владения которой охватывали прежние территории Греко-бактрийской. Бактрийские города и поселения: Бактры (столица), Александрия Эсхата, Александрия Кавказская, Александрия в Арахозии, Антиохия Заяксартская, Деметрис, Сиркап, Ай-Ханум, Дальверзин-Тепе.

С IV века нашей эры, название Бактрия, как и название народа исчезло из исторических хроник. Возник новый термин Тохаристан, который сохранился до наших дней в форме названия провинции Тахар в северном Афганистане.
От слова «Бактрия» получил своё название двугорбый верблюд — бактриан. В конце XX века по имени Бактрии была названа область Бактрия на спутнике Юпитера Ио.

Правители: Золотой статер греко-бактрийского царя Евкратида — самая большая золотая монета античности, Бактрия со столицей Бактры (ныне Балх). Артабаз (330—328 до н. э.). Клит Чёрный (328 до н. э.). Аминта (328—325 до н. э.). Филипп (325—321 до н. э.). Стасанор (321—312 до н. э.). 312 до н. э. — завоевание Селевка[16]. Греко-бактрийское царство (256 — 55 до н. э.)

Просьба к читателям-  быть внимательными при чтении следующих рассуждений. Они- самые свежие и тоже неожиданные для меня. Суть в том, что  Сознание Шрёдингера  применимо и к примерам, что имеют место в работе о городах-Личностях.  Кто не знаком с данной статьей , просьба  прочитать, чтобы материал  верно вписался и в работу «Твердь земная и небесная- Личности».
 

В «Сознании Шрёдингера» речь шла о том, что Сознание ( движение) проявляется в процессе ощущения живого организма, Сознание присутствует( спит)  в материи, которая не ощущает себя. Движение( материя Сознания)  не умирает и не исчезает. В спящей  материи  движение снова материализуется, и появляются новые живые организмы.

Города  , населенные пункты, природные живые объекты( горы, реки, долины, леса), живой климат тоже в своей жизни проходят те же процессы материализации Сознания (Движения) -   ощущения и  не- ощущения.

Перечисленные «останки» древних цивилизаций( Мангуп, Мерв, Баальбек, Давань,   Храмовая гора) сегодня проходят процесс не- ощущения себя как живого  организма.. Процесс ощущения или возрождения нового Сознания- впереди, потому что эти объекты- тоже живые. Какие новые живые организмы материализует новое Сознание в них?  Червячки? Нет, конечно: города возрождают люди, тоже наполненные Сознанием, Энергией Движения. Кто они или он будут стоять в  их зарождении, время покажет, но уверена, что это  будут уже не наши с вами современники. Оживут развалины, возможно,  и не развалины, или  поднимутся  новые стены  нового города, и «Твердь земная» даст приют и старому, и новому городу,  и жизнь будет бить в них ключом, как и в других  живых сегодня  организмах.

Вопрос: все ли развалины прошлого возродятся к новой жизни? Не думаю: возродиться способен только истинный организм, что легко приспособится и развернётся в новой жизни во все стороны. Перечисленные города - Личности, что жили в согласии с соседними живыми организмами,  поэтому оказались  сильными и наполнили своё содержание содружеством, сотворчеством, соединением и согласием с теми живыми организмами, что были  рядом и помогали общему приспособлению к окружению.

Личности возродятся и возрождаются в своих деяниях: книгах, фильмах, картинах, сказках  и так далее. Говорят, что все возвращается, вернее, вращается. Но возвращается только истинное, способное легко войти в свою новую  жизнь, в новое Сознание.

Сколько раз будет возрождаться  истинное? Неисчислимое количество раз оно способно вновь приходить и продолжать жить. Важно то,  чтобы на все «приходы» нового   живого организма хватило бы  Сознания ( Энергии Движения).

Храмовая гора (ивр. ;;;; ;;;;;;;;;;, Хар а-Баит, она же ивр. ;;;; ;;;;;;;;;, Хар а-Мория; араб. ;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;, аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф — «благородное святилище») — обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, находящаяся с восточной стороны Старого города Иерусалима. Длина с севера на юг около 480 метров, с запада на восток около 300 метров. Высота — 740 метров над уровнем моря.

Наиболее священное место для иудаизма и третье по святости для ислама. На территории Храмовой горы находился Первый, а затем и Второй Иерусалимский Храм. Здесь же, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм. В настоящее время на территории Храмовой горы расположены мусульманские культовые сооружения — мечеть Аль-Акса и Купол Скалы.

Период Первого Храма.   Согласно Танаху (2Цар. 24:18-25, 1Пар. 21:22-25, 2Пар. 3:1), участок земли, где был впоследствии построен Иерусалимский Храм, царь Давид купил у иевусея Аравны (Орны). На этом месте Давид воздвиг жертвенник Богу Израиля, а его сын и наследник престола Соломон построил Первый Храм. В течение четырёх веков Храм являлся местом превозношения единого Бога. Здесь же располагался Верховный суд и законодательный центр. В Храме проводилась ежедневная служба с жертвоприношениями, а три раза в год во время праздников все евреи-мужчины были обязаны приходить сюда.

Храм просуществовал с начала X века до н. э. до 586 года до н. э(согласно еврейской традиции — между 832 годом до н.э и 422 годом до н. э.). Первый Храм был разрушен Навуходоносором при подавлении восстания последнего царя Иудеи Седекии против Вавилона.

После возвращения евреев в Иерусалим из вавилонского пленения в 538 году до н. э. (согласно еврейской традиции — в 368 году до н. э.) на этом месте под руководством Зирубавеля бен-Шеалтиэля и первосвященника Йеошуа бен-Яхоцодака началось возведение Второго Храма. По библейскому рассказу, из-за помех, создаваемых другими народами,  работы были прерваны и возобновились только 16 лет спустя. Строительство продолжалось на протяжении четырёх лет. Затем Храм был освящен и на несколько веков, до разрушения во время Иудейской войны,  стал духовным, общественным, законодательным и судебным центром для еврейского народа
До настоящего времени сохранились участки стен, построенных Иродом вокруг Храмовой горы. Сохранились со времен Второго Храма и восточные ворота, расположенные ниже Золотых Ворот. Реконструкция Храма была продолжена наследниками Ирода — Агриппой I и Агриппой II вплоть до Иудейской войны (67 год н. э.). Храм Ирода просуществовал до 70 года н. э., когда был разрушен и сожжен римлянами под предводительством Тита.

В 638 году Палестину захватили арабы. Их предводитель Халиф Омар лично посетил Иерусалим и молился на Храмовой горе. В 687—691 годах, по повелению Абдул аль-Малика, над камнем Основания, где до разрушения Храма находилась Святая Святых, был воздвигнут Купол Скалы, знаменитый своей позолоченной крышей. В южной части Храмовой горы мусульманами была построена мечеть Аль-Акса. Первоначально это было деревянное здание, сооружение которого датируется не позже 679 года. Мечеть отстраивалась заново не менее 5 раз. Каменное здание, сохранившееся до нашего времени было построено в 1035 году.

В XVI—XX веках Палестина находилась под властью Османской империи. Под руководством Сулеймана I Великолепного в Иерусалиме развернулось грандиозное строительство. Были отстроены заново стены города и, в том числе, стены Храмовой горы. В 1552 году стены Купола Скалы были украшены керамикой.
Название.  Гора Храма (;; ;;;;, хар ха-Байт, дословно «гора дома») — это название упоминается в книге пророка Исайи 2,2: «В конце дней утвердится гора дома Бога над горами, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы».
Гора Мория (;; ;;;;;;, хар ха-Мория) — упоминается, в частности, в книге Паралипоменон II 3,1: «И начал Соломон строить дом Господа в Иерусалиме, на горе Мория».

Есть несколько толкований значения слова Мория: Указание, учение (;;;;;) — так как отсюда исходит учение для всего мира.  Благовоние «Мор» (;;;) — так как в Храме воскуряли благовония. Страх (;;;;) — так как здесь страшились Бога. Гора Сион (;; ;;;;, хар Цийон). В настоящее время Сионом называют другую возвышенность, также расположенную в Иерусалиме.

События, которые согласно еврейской традиции произошли на Храмовой горе:  Сотворение первого человека Адама. Адам совершил жертвоприношение Богу. Каин и Авель соорудили жертвенник и принесли здесь жертвы. Ной принес жертвоприношение после выхода из ковчега. Авраам приготовляет своего сына Исаака для жертвоприношения Богу. Праотец Иаков видит здесь сон. Царь Соломон построил Первый Храм, простоявший 410 лет. Через 70 лет после разрушения Первого Храма здесь же был воздвигнут Второй Храм, простоявший 420 лет.

Иерусалимский Храм служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу, а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах, Шавуот и Суккот).

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле — к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме — к Храмовой горе.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм, который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.

Многочисленные мидраши говорят о святости Храмовой горы даже в отсутствие Храма: «И когда Храм разрушен, и когда он не разрушен Божественное присутствие не покидает это место»,
«Хоть он и разрушен, Всевышний не уходит оттуда»,  «Ты отвечал на наши молитвы, когда был отстроенный Храм. И сейчас, когда там гора, Ты тоже отвечаешь, как сказано (в Псалмах 3:5): И ответил Он мне с горы святой Своей. Сэла!».
Согласно еврейскому закону святость различных участков Храмовой горы не одинакова. Самое сердце Храмовой горы предназначается для здания Храма. Туда имеют право заходить только священники-коэны, исполняющие службу. А в самое внутреннее помещение, называемое Святая Святых, которое должно располагаться возле Камня Основания, вход разрешён только первосвященнику, и только в Йом-Киппур. Евреям, очистившимся от всех видов ритуальной нечистоты, дозволено заходить на территорию, предназначенную для Храмового двора. Наименее свята наружная часть Храмовой горы. Только туда могут заходить  не- евреи.
Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида, святость Иерусалима и Храмовой горы остается в силе и после разрушения Храма.
 
В настоящее время на Храмовой горе расположены лишь религиозные святыни ислама, что является постоянным предметом раздора между мусульманами и иудеями, и одной из причин арабо-израильского конфликта вообще. Существует несколько проектов совмещения на Храмовой горе святынь нескольких религий, однако ни один из них не имеет пока реальной перспективы осуществления.

Сознание Шрёдингера мне подсказывает, что Храмовая гора – «благородное  святилище»,   сегодня спит. Не  материя, а  движение ( оно и есть материя)  отдыхает, потому что всякая материя способна уставать. Сон человека- тому подтверждение. Сегодня -  период не- ощущения Сознания( Движения) спящей материей. Процесс возрождения нового живого организма – Иерусалимского Третьего Храма обязательно впереди.


Рецензии