Этимология этнонима - Анди

                Этимология  этнонима - Анди .
Общий  обзор.
(Публицистика на русском ,андийском, лезгинском и других языках народов Дагестана).
Андийцы -это один из коренных народов современного Дагестана. Живут они на Северо-западе Республики Дагестан.(В высокогорье Западного Дагестана.) Исторически, села Андийцев расположены на южных отрогах Андийского хребта, по левому притоку Андийского  Койсу .Представитель Андийского народа присягнули на верность России в крепости "Святого Креста" г.Кизляр       15.09.1731 года .Анди -это один из самых больших сёл андийцев. Впервые на этот этноним я обратил внимание в 2009 году в своей книге "Нахи и Даги"2011.там же и охарактеризовал данный этноним. До сих пор секрет данного слова не разгадан. Мы продолжим данное исследование с учетом тех и других  публикации. У Андийцев два диалекта и семь говоров. Самоназвание Андийцев звучит как : Гъваннал от него и необходимо исходит .Приведем некоторые формы экзоэтнонимов
как: Анди, Ании, Андак, Андиу, Андал, Андии, Андиа, Андия.
История Андийцев насыщена  событиями, их хорошо знали на всём Кавказе. Андийцы, андал, или анди, гъванал, здесь часто мы будем повторят эти слова.
Начнем с античных времен. Первые высказывания мы находим у царя Ассирии Саргона -2. В "Торжественной надписи" царя Саргона -2. (Саргон -2. 721-705 гг.до н.э.)в форме "Андиу".Где говорится. что "Он завоевал Телусину Андийца и захватил в этой стране в плен 4200 жителей и их скот".
*На схематической карте "Страны Наири"и прилегающих
областей по Ассирийским источникам 9-7вв. до н.э.
Видно ,что страна под названием -АНДИА находится на
Юге -Западе Каспийского побережья .На Западе -  Зикерту на Севере вдоль Каспийского моря  Каспиана ,(возможно она и входила в состав Каспианы), а на юге - Гизилбунда.
На рубеже нашей эры на Восточном Кавказе Андицев упоминает Страбон и Плиний Старший, В форме Ании,Андаки.
*Напрашивается вывод: девятые -седьмые века до нашей эры Андийцы находились на юге и на рубеже нашей эры они уже оказались на Севере -Восточном Кавказе .И ни кто на это не обращает внимания .Вот Вам и миграция с Юга на Север ,в глубь  Кавказских гор. На мой взгляд -это связанно с постоянными набегами южных соседей на южно -Кавказские  племена и отсутствие централизованной власти в Каспиане. Другая причина  может быть в укреплении
централизованной власти в Кавказской Албании после  вхождения Каспианы в состав Албанского государства и укреплении Северных границ.(на  современных территориях как:Чечня,Ингушетия,Андия,(Серир)Аварал и т.д.).
Однако вернемся к Самоназванию Андийцев.
1.Самоназвание как мы упомянули выше звучит как  Гъван,Гъванал,Гъваннал.
2.Есть  и другая форма как "Куанну",на анд. в форме "Къуанну",(нам кажется она искажена со временем на русский ладь, с учетом андийских диалектов ),от Ганна или Гъанна.(откорня Гъан),а не Къуан.(буква" Гъ" заменена на "Къ"),тем более, что эта буква  профессора М.А.Агларова.
У древних греков мы находим слово как -Эндо, которая означает "внутри",в данном случае внутри гор. В действительности на карте о котором мы упомянули
"Страна Наири" область Андиа находится внутри гор, как бы в каменном мешке.
Так же, в  древне  греческих  источниках  сообщается сведения о древне Албанской храмовой "хора" ,где хора
обозначается сама Кавказская Албания:1. "Естиде тос Албанон  хорас кай  Э Каспианэ".2. "Геноменос  энгойс  Албанойс ".Здесь мы и встречаем слова как:"хорас и генос"

(т.е.слово-Гъен).   А.А.Калантар. Раскопки  древнего Вагаршапата . Ереван.1953г.
В др. греческом языке для обозначения земли использовали несколько слов как: хора,агрос,эргон,Гэ,гэн-ген .ган,(гъен) и т.д.
В лезгинском ,андийском, и аварском языке так же сохранились эти выражения ,в форме произношения как:
На др.Албанском- (Гъен),Гъене ,в значении Земля,Область.
(по Мингечеурским надписям).
На лезгинском - Ген/Гъен- земля ,двор, поселение, участок.
На андийском -Ган/ Гъан. Гъоно,Гъандо -земля, дом, село, поселение.
На аварском -Ган/Гъан, Гъани -земля ,село , поселение.
Х.А.Амирханов.(2009) пишет ,что в общем понятии в значении как Дом она сохранилась  в таких языках как:
Цезском, Гинухском, Хваршинском, Чемалинском, Бежтинском, Гунибском,  Рутулском, Лезгинском.
На Ахвахском-Куна,Коани,точнее(Къоани).(от корня Гъон.)
На Хваршинском-Хуани. (от  Гъон).
На Гунибском-Гъун,Гъон. (от Гъон).Это нам напоминает ,что все эти и другие коренные языки современного Дагестана
родственны меж собой .А разное произношения это уже от диалектов,и говоров. И все это, корнями уходит в Кавказскую Албанию.
Вспомним ,что писал академик С.В.Юшков.
В своих письмах известному Дагестанскому историку профессору  Расулу Магомедову он писал "Пока
Вы не будете считать Албанию страной в котором до 4 века н.э. входил Дагестан, у Вас не сойдутся концы с концами...
Я более чем когда либо убежден в правильности своих  точек зрения. Как до сих пор дагестанские ученные не поднимают  проблем Албании. В "Истории народов СССР"
Академией Наук об Албании написано не правильно.
Почему Вы не  протестуете"? От себя АК. лишь добавлю действительно почему? И почему этими вопросами должны занимается не Дагестанцы... И они что, лучше нас знают  нашу историю?...
Для ясности приведем список некоторых слов ,которые имеют непосредственное отношение к нашей теме как:
Ган.ганна.гъан.гъанна.гъано.гъандо.гъвандо.гъваннал.
гъванал.гъанал.гъаннал.гъани.гъоно.ген.гъен.гъенер.
гъене и т.д.И даже Уанну,уанду,коани,къуан,хуану и т.д.
Гъен- это двор, дом, дворы, село, поселение.
Гъене- это внутри,(внутреннее  поселение).Андийское древнее предание в действительности здесь ,она подтверждается и через лезгинский язык . Поселение на севере с.Анди как Ган, Гъан, Гъанна, (Ган.Ганна-это форма произношения на русском  языке.).
Жители  села Анди  называют себя -ГЪВАНАЛ ,отсюда выражение как: Гъванаб  рек1улъол Адам",что
дословно означает "Люди андийского ущелья",(или котловины).
Муртазалиев А.С в своей книге упоминает множество терминов
 вот некоторые из них:Гора Бахаргъан,и хребет Бахаргъан,(в обеих терминах мы встречаем слово Гъан).Она имеет еще и такую форму как Бахар-ген. Гъен-Гъан).Гъонадул.и т.д. Эти слова близки как ключевые к нашей теме.  Риквани,Аргъвани  Гъванаб,Андийские ворота,Андийская котловина. Сёла  Андийской котловины, такие как:Анди,Гагатли,Риквани,Ашали,Гунха,Зило,Муни,Чанхо.
Риквани-родное село Муртазариева А.С.
В Андийскую котловину проникнут  можно было только через две пути как: 1.Через Мунинское ущелье протяженность  5 км.
2.Через  перевал Буцрах, известный как Андийские ворота,
ширина 200 м.к тому же он была укреплена крепостной стеной с  четырьмя  башнями.
Археологи и исследователи считают самоназвание связанно с местностью .Значит, это топоним,  и связан он с термином, древним поселением на севере села Анди под названием Ганна.(Гъанна),который со временем превратился в форму произношения как Гъванал,(или даже искаженное Къуанну,см.список однокоренных слов).
Отметим, что же общего между двумя терминами как Андиа и Гъванал. Через  языковые  материал .
1.группа слов:  которые искажены и не являются  Кавказского формата.(искажены др.греками урартами,ассирийцами и другими.в.т.числе и кавказцами).
Анди.Андии.Андо.Андал.Андалал.Андия.Андиу.Ании.Андак и т.д.
2.группа слов:
Гъан.Гъанна.Гъон.Гъани.Гъано .Гъоно.Гъандо.Гъванал.
Гъваннал.Гъвандо.Гъванаб.Гъанадул.Бахаргъан.Бахаргъен.
Ключевое слово в первой группе это -Андо, во второй
Гъанди/Гъандо,на подобие слов как : Эндо, Андо  ,Гъандо,
Здесь вступает в дело закон Дэвида Роля( 2002) "смещения бук"
(Э на А и А на Гъ),в Кавказских форматах, буква "Гъ"который в андийском  алфавите предлагается  геменировать с черточкой на верху  т.е.
 по проф. М.А.Агларову.(годы жизни 1935 -2017гг.).
А.С.Муртазалиев  указывает на следующие буквы как:Гъ,К1,
Лъ, Ц, Ч1,которые должны так же геменироватся.(С.21.)   Отсюда не Андо, а Гъандо.(вот в чем здесь секрет).Не греки не урарты  не  ассирийцы не могли произносит данную букву
"Гъ",вот они и произносили её без этой буквы в форме
(Гъ)-Андо .(Эндо-Андо).Уже в русской транскрипции как  Анди .При этом в какой то степени сохраняя значение данного слова ,не как "земля" а как "внутренняя земля".
На андийском языке"Гъани,гъони",означает село,гъванал
означает поселение(или внутренне поселение, внутрен-  ная  земля).При это ещё один географический факт как ,на юге Каспийского моря так и на севере-западе Дагестана Андийская Земля состояла и состоит из "Каменного мешка", т.е. высокогорная  котловина.
Андийские языки имеют такую схему как:
1.Андийскии  язык.
2.Ботлихский  язык.
3.Годоберийский  язык.
4.Каратинский  язык .
5.Ахвахский  язык.
Каждый из них имеют свои ,диалекты и говоры и т.д.
( но - это уже другая тема для языковедов).
информацию А.Муртазалиев  взял из рукописей ученого  Хангерея Салимова.(Рукопись об Андийском языке).
и т д. ( Кн.2012.с.18)
  Откуда же исходить корни данного древнего слова как Гъен или Гъан или Гъон ? Корни данного слова уходят далеко в Кура -Аракскую  культуру и  к племенам данной культуры и далее к Кавказским Албанцам.(нахо-дагестанцам).А древнее  Чохское  поселение в Дагестане   непосредственно является и относится к локальным поселениям Кура-аракской культуры, который и изучал в свое время Х.А.Амирханов.(М.1987) . Как мы подчеркнули выше в языковом материале у  многих народов Дагестана  сохранилось данное слово .
В частности  в лезгинском языке она сохранилась в качестве
теонима (один из теонимов  их более 20).Своенравный и капризный  "Бог Земли" -Ген,Гъен. Первоначально как "нижный ".находящийся внизу  под землей ,далее как ,
Земля ,Страна ,Двор, Дом, Поселение и т.д. Данному слову мы посвятим отдельную статью , и она не одинока  в своем существовании. Например термин Албания-так же содержит формат"Гъ",(Гъен)-Ал+Гъван,(Гъванал).Это самоназвание кавказских Албан -Алгъван. Кавказский высокогорный  цветок -Рододендрон .(на лезгинском языке).см на Прозе .ру. в моем редакции.

Как пишет (на Проза .ру.),Ахад Ибрагимов.(2010).
Кавказский  след."Истину нужно искать в самоназвании
народа",он здесь абсолютно прав. У слова "Анди".в действительности Кавказский след .Самоназвание говорит именно об этом- Гъванал.
Жители самого большого села андийцев себя называют
ГЪВАНАЛ.  "Гъванаб  рек1улъол  Адам".Дословно:
"Ущелье народа Гъанди -Анди".
"Люди Андийского ущелья"
"Мужчина  Андийского ущелья".
И в заключении хотел сказать обратите внимание на часть слова как"гъван".Как часто бывает если слово не поддается расшифровке, то на помощь ему приходит лезгинский или другой родственный язык. В данном случае через сложный термин как Алгъван (Ал+Гъван).
В таких терминах как: Гъан, гъван, гъванал.гъванди, гъвандо,  и т.д. мы и находим соответствующие  корни .
Из всего сказанного мы можем сделать некоторые выводы по поводу истиной этимологии слова Анди  как:
1.Корен этнонима как на( юге так и на севере),связан с
древне андийским языком и народом.
2.В начале как говорится было Слово. И это слово звучал
в форме Гъен,гъено,гъендо,гъанди и т.д.а не(Ген) Генна,др. поселение на территории северного участка современного села Анди.
3.Этот же термин с андийским народом с юга переселился на северный Кавказ, где они и обосновались.
4.Современем  слово" Ганна"(гъан-на),и переходит в форму Гъан, гъван ,гъваннал, гъванал и т.д.
5.Как мы описали самоназвание народа звучит в форме
гъван,гъванал,гъванаб.
6.Жители села Анди в своем языке  сохранили для нас
истинное  значение. Это видно  и из предложения как:
"Гъванаб  рек1улъол  Адам".Дословно означающий.
"Мужчина андийского ущелья".
7. Этимология этнонима  современных андийцев исходит от топонима. Топоним-географическое название горного ущелья-Гъвандо или Гъванди. (Топоним-от др.греч."место + имя .).
История:
Это нука, исследуюшая прошлое, реалные факты и закономерности смены исторических событий и т.д.
Относительно нашей темы у нас есть исторический факт
о том ,что современные Андийцы мигрировали с юга на север в приделах Кавказа.(О котором упоминал Ассирийский царь Саргон-2.(годы жизни721-705гг.до н.э.)
География:
География (от греч. буквально),"Описание Земли" .
География также подтверждает о том ,что область Андиа
(горная область),находилась на южном побережий(т.е .на
юго -западном  побережий)  Каспийского  моря. Более того
Андийцы как горцы  по традиции на севере выбрали именно такую же горную  котловину  ,окруженная
горами и т.д.
Языкознание:
Языкознание,языковедение,или Лингвистика-это наука,
изучающая языки. Его природу, его внутренную структуру,
его историческую развитие и изменения. А фонетика-
(от греч.Слова "Звук"). Это раздел Лингвистики, изучающий процессы связанные с производством и восприятием звуков(т.е.изучение звуковую сторону языка).
Применительно к нашей теме ,слово Анди, искажено, т.е.
заглавный звук произносится  не на Кавказских языках .
Как мы отмечали выше в своих исследованиях-
и как она произносится на родном андийском  языке.
В форме  Гъванди, Гъанди, Гъ-Анди  уже  без геменированного звука как "Гъ"(Анди), андийского алфавита и т.д.
        Примерно так мы и хотели изложить наше видение по данному вопросу. Эта статья целиком и полностью мною посвящена безвременно ушедшему от нас  Арсену (База) Салгереевичу  Муртазалиеву . Амин !




Литература.
А.С.Муртазалиев.  Риквани- там, где  гнездятся  Орлы.
Махачкала.2012. с.11 -14.с17.18.с.21.с.25-27.с.34-41.
М.Б.Бабаханов .Лезгинско-русский словарь.Махачкала
2019.
К.Х.Акимов.Словар.Лезги -урус гафарга.Махачкала 2017.
З.Ризванов .Р.Ризванов.История лезгин.Махачкала.1990.  с.32-35.
М.-А.Садыки. Древняя история лезгин и античные письменные источники. М.1996.
А.К.Седрединов . Нахи и Даги.  (историко-культурные связи).Махачкала. 2011.с.235-260.
М.А.Агларов.  Андийцы.Тарих.Махачкала.1994.№1.
Андийцы.(Краткие историко-этнографические сведения об андийцах).Махачкала.1992.
Андийцы.(Историко-этнографический очерк).Махачкала. 2002.
Х.А.Амирханов.Вестник института ИАЭ. История.2009.с.3-8.
Х.А.Амирханов."Чохское  поселение. Человек и его культура в мезолите и неолите горного Дагестана".
Москва.1987.
Ахад  Ибрагимов."Кавказский  след".2010.Проза.ру.
Дэвид Рол. Генезис цивилизации.(О текучести языковых форм). Москав.2002. ЭКСМО.
Русс.перевод  с анг.  С,Голова.  А.Голов.
А.А.Калантар. Раскопки древнего Вагаршапата. Ереван.
1953.
Полевые материалы  и наблюдения  автора.


Рецензии