Этимология термина Кубачи

 Этимологическое значение термина Кубачи.
Поселок городского типа Кубачи распложен в75 км. от гор. Дербента в Дахадаевском районе,  рядом с селом Уркарах РД.
Координаты :42-05 с.ш. 47-36 в.д.Высота расположения равна 1647м.на ур. моря.
Самоназвание ,(местное название)произносится в такой форме как: Угъубаже(Г1гъубаже),в русской транскрипции в форме -Угьбуг или  Угбуган.
Современное название Кубачи упоминается около с 1467 года. С тех пор она протерпела ряд изменения в форме произношения как:
Губеши, Гюбеши, Гёбежи, Губечи, Кюбечи, Кубачи.
*См.Куба. Буква К на Гч/з тюркский язык  А Ши это село. Слово Угбугтакже меняется: Угбуг-Угъбуг, Угъбуган, Угъбугьан

В народе сохранились такие версия или предположения как:
1.Якобы Кубачинцы выходцы из соседних территории.
Отчасти эта версия имеет под собой основания .Все народы Кавказа так или иначе на протяжения веков перемешались с места на место в силу различных обстоятельств .Это происходило и во время Кавказской Албании и т.д.
2.Якобы Кубачинцы выходцы из Персии.(не состоятельно).
3.Якобы Кубачинцы выходцы из Европы.(не состоятельно).
На эти версия можно ответит коротко так .Современные Кубачинцы  - это древние Кавказские Албанцы, и ни каких сомнении здесь не должно быть .Как и другие народы и народности современного Дагестана. Мнение автора АК.
Проанализируем что же пишут наши ученые и исследователи по этому поводу. И дадим свои ответы на эти вопросы и рассуждения.
1.Профессор А.А.Магомедов пишет ,что у Кубачинцев имеется три этнонима как:
1.Персидское -Зирихгеран.
2.Тюркский-Кубачи.
3.Собственное -"Вубугьан","Вубуган".
2.П.Н.Петров.(1827-1891гг.)исследуя этноним Кубачинцев в 1866 году пишет что они называют себя "Аугвуган(Аугьвугьан).
3.Р.Ф.Эркерт.( 1821-1900гг.), исходя  из армянских источников,усматривает в самоназвании Кубачинцев  древнее название страны Кавказской  Албании (Агван,Алван).
4.Профессор Л.И.Жирков.(1885-1963гг.) так же считает возможным сблизить самоназвание Кубачинцев  с племенным  названием Албан (Алгъван).
5.А.М.Дирр. (1885-1930гг.).Отмечает,что Р.Эркер сопоставляет название"Аугван" с армянским "Агван",название албанцев.
6.К.В.Тревер.(1892-1974гг.) 0на   пишет ,что... "не только в самоназвании Кубачинцев, в местном его произношении сохранился термин"Албан",но и своеобразный язык жителей аула Кубачи восходит к  Албанскому языку".

7.Академик И.К.Орбели.(1887-1961гг.)Сам по происхождению Албанец из народа Удин.
 В 20-х годах приехал специально с экспедицией  изучит этот вопрос  писал ,что... "в числе уведших в горы Албанцев,  теснимых более доступных и более влекущих к себе захватчиков, частей страны из разновидностей албанских племен, сохранивший в своем племенном наименовании несомненно, древнее название свой страны "Албании".
Термин Кубачи.
Теперь когда мы кое ,что выяснили для себя .
Коротко рассмотрим отделано данный термин и его значение через языковые материалы. Кубачи один из древних терминов Кавказа. Как отмечает профессор А.А.Магомедов.
У Кубачинцев  имеется три этнонима  как:
1.Персидское-Зирихгеран.
2.Тюркское-Кубачи.
3.Собственное ( Местное)-Вубугьан.
Рассмотрим каждый из них в отдельности.
1."Зирихгеран",что это за термин и откуда? После того как Кавказская Албания распалась с приходом арабов  на его бывшей территории образовались государственные образования как: Серир, Дербент, Лакз, Шандан, Табасаран,Гумик,Кайтаг,  Зирихгеран, и др.Ключевое слово здесь-"ЗИРИХГЕРАН"(Зирих-Геран). Естественно она искажена и вовсе не персидского происхождения. И вот почему. Попытаемся ее расшифровать через лезгинский язык наверняка он имеется  в даргинском  в кайтагском и   кубачинском  языках.(или в диалектах),в соответствующих формах звучания. Приведен лезгинские древние слова как:
Зар -это золото.
Зар- это ,имя собственное, жен имя Зарбар. Золотые цвета.
Заргар-это ювелир(Зарга),золотарь.
Зергер- это кузнец(ремесленик)
Зербаф- это золотистая нить.
Зарлу- это золотой.
Заргарвал - это профессия золотаря.
Зерегьат -это инструмент  ювелира, или оружие.
Зереч1аш- это инструмент ремесленника.
Зеригьат- это оружие, инструмент.
Зариф(зериф)- изящный.
Зермат- это оружие и т. д.Группа этих слов целиком и польностью  подходят к искаженному термину -"Зиригхеран".Его форма звучания может быт искажена, сперва Персами(Иранцами ),и затем уже арабами. Это местный Кавказско-Албанский термин ремесленно-ювелирного происхождения. Она состоит из трех частей как:
Зирихгеран-(Зирих+Гер+ан).Первую часть слова "Зирих" мы указали на верху . Корень здесь Зер,Зар,Зир,даное слово получается при смешении букв как : "Е"  на  "А" и  "А" на "И" и обратно, согласно закона Дэвида Роля.М.2002.(смешения букв и знаков).
Вторая часть это "Гер", так же искажена такого слова в принципе нет ,то есть ,есть но она суда не подходить по значению."Гьер"-это животное баран. По значению более всего подходит слово "Гьар"-это "печь в кузне(в кузнечном мастерском).Значит слово Гьар искажена на Гер, потому что ни в иранском ни в арабском такой буквы нет ,она принадлежит кавказским языкам  (ГЬ,  ГЪ,  и даже ГЪ,с черточкой на верху).
Более подробно см. слова Хъар и Гьар на "Проза .ру" в статье
"Этимология термина Гаргар" (в моем редакции).
Третья част  термина -это окончание в форме -"Ан".
Оговорим какие здесь произошли  смешения букв  под
воздействием других языков и диалектов, в т ч и русского.
В месте буквы"И"в начале  должна быть буква "Е",в месте
буквы "Х",в середине должно быть "ГЬ",И в слове "Гьер"
в месте буквы "Е",должно быть буква "А".Получается в данном чисто  кавказском термине смешены следующие буквы как: "Е","ГЬ" и "А".   Как мы видим в лезгинском
 языке сохранился данный термин в различных значениях Заргьар в ед.ч.Заргьарар в мн.ч. и т.д.
2.Тюркский -Кубачи.
В источниках отмечается ,что это термин тюркского происхождения. Также отмечается ,что она  поверглась значительным изменениям  Давайте разберемся так ли это.
Отмечается ,что данный термин появился в источниках впервые около 1467 году и назвалась по разному в форме произношения как  Кубачи,(Къубачи),Гюбечи.  Известно также и другие формы как: Кюбечи,Кубачи,Губеши,Гюбеши,
Гёбеши, Губечи. Кто сильно интересуется данным термином посоветую   прочитать  статьи в моем редакции на "Проза.ру", как: "Кура-значение и происхождение слова"."Кубан- история и этимология гидронима".
Здесь же мы коротко остановимся на некоторых моментах
значения гидронима -Кубачи. Данный термин начинается с заглавных букв как :Куь (ку. в русс. транс.), (а не Кю,гу,гю,гё),эти все искажения  действительно с тюркскогоязыка и тюркоязычных народов. Где "Куь" это вода и водная среда  у древних  Кавказских Албанцев.
Где мы встречаем данный гидроним в современности.
1.Река Кура в Азербайджане.
2.Река Куба на территории Азербайджане.
3. Город Куба в современном  Азербайджане.(Губа на азерб.)
4.Поселок Кубачи в Дагестане.
5.Село Куби-Куба в Дагестане (у лакцев).
6.Река Кубан (Кубань)в Краснодарской области.
7.Област в Краснодарском крае.и т.д.
В Дагестане термин одновременно является и топонимом и гидронимом. Известно ,что местность не далеко от                с. СиртычТабасаранского района называется "Кюбачи"(Кубачи).
Согласно преданиям  старожилов, нынешние  Кубачинцы
переселились на современное место (участок земли),
именно от туда. Данное предание переписано со слов старожилов  в 1968 году .(как полевой материал, к сожалению  автор мне не известен). Кроме того,
сохранились родственные слова  как: Кураба-"переселенец",Курух-"участок".
Куба-Существительное, -это тухум.
Кьуба- это магал.
Къубу- это канал , искусственное  русло для воды.
Къубу  -это колодец.
Кубави-это житель кубы.
Кубачи-житель с.Кубачи ,где "чи или жи " означает "наш".
Кроме как искажение на тюркском  других корней мы здесь не находим.
3.Собственное.(местное , самоназвание).
Как же сами себя называют Кубачинцы. Все учённые и исследователи такие как : А.Магомедов,П.Петров,Р.Эркер,Л.Жирков.А.Дирр, К.Тревер,
И.Орбели, признавали ,что Кубачинцы- это древние Кавказские  Албанцы. Рассмотрим местные диалектные
варианты  самоназвания как:
1.Угъбугьан.Угбугьан.  Ургбуган.
2.Вубугъан.Вубугьан.  Вубуган.
3.Аугьвугьан.Арбикъан. Арбукани т.д.
В своем труде "Генезис цивилизации "Дэвид Рол приводит целый схеме  "текучести языковых форм"(т.е.смешение букв).Здесь происходит тоже самое .Самоназвание состоит из двух частей как:
1.Урбу, Вубу, Арбу.(здесь, чередуются заглавные  буквы как У.В.А. Бкувы переходят У в В, в А и наоборот).По закону Дэвида Роля.
2.Гьан, Гъан, Къан.(здесь чередуются буквы-Гь,Гъ.Къ.).
Что же означает первая часть термина?.
Что касается др. албанского термина он искажена ,т.е.она начинается с формата" Ал". (а не Ур,  Ву , Ар.),более близко подходит третий вариант формат "Ар".(Ал/Ар).Эта относится к особенности  диалектов народа."Ал"-это древнее божество "высоты" у многих народов Кавказа.(см.Происхождение термина  Албания на
 Проза.ру.).в моем редакции.
Что же означает вторая часть термина?.
Гьен -на лезгинском языке это земля ,двор.
Гьоно-на андийском это село ,поселение.
Гьани-на аварском,село поселение.
Къан-на даргинском-это участок ,поселение.
Гьан-на кубачинском это село, поселение ,участок.
В широком смысле на кавказских языках она имеет значение как:земля,двор,участок,село,поселение,страна и т.д. Разные народы как на Кавказе так и вне его название Кавказских Албан называли по разному как:
Албания, Алпа, Алван,Албан, Алгьван, Алуанк, Алвани , Урбуган, Вубуган, Арбуган, Арран, Аран и т.д.
Чем больше диалектной раздробленности ,тем больше различных форм произношении терминов, тем более на Кавказе. Удачи Вам!

Литература.

 М.Б.Бабаханов. Лезгинско-русский словарь.Махачкала .
2019.
К.Х.Курбанов.(Словарь.)Лезги-урус гафарган. Махачкала 2017.
Б.Б.Талибов.Русско-лезгинский словарь .Махачкала.1992.
А.К.Седрединоа . С.А. Седрединов. Народные термины К.
Албании-современного Дагестана и Чечни. Махачкала.
2016.с.115-118.
М.Р.Гасанов. Загадки этнонимов Дагестана. Махачкала. 1997.с.30-40.
А.А.Магомедов Кубачинский язык.Тбилиси.1963.с13.14.
А.А.Магомедов. Даргинские этнонимы//Мацне.(Вестник).
Серия язык и литература.Тбилиси.1991.№.4.с.143.
Л.И.Жирков. Язык аула Кубачи.//ученые записки ИЭНК.
Народов Востока.1.М.1930.с.256.
А.М. Дирр. Современные названия кавказских племен.
СМОМПК.г.Тфлис.1909с.11.с.17.
К.В.Тревер."К вопросу  о культуре Кавказских Албан".М.1960. К.В.Тревер."Очерки по истории Кавказских Албан"М,-Л.1959.с.336.
И.А.Орбели и Тревер.К.В."Сасанидский металл".М.-Л.1935.
с.15.19.И.А.Орбели.Албанские рельефы и бронзовые котлы//Памятники эпохи Руставели. Л.,1939.с.304.
Петухов П. Н ."Кавказ"1866.№№.86-87.
А.Камаров.  Национальности  Дагестанской области.//Записки Кавказского отдела ИРГО кн.8.раз.5. Тфлис.1973.с.15.16.
Р.Ф.Эркер."Кавказ и его народы".Лейпциг.1887.(на нем.яз).
с.194.
Дэвид Рол."Генезис цивилизации".М.2002.ЭКСМО.Русс.пер.
с анг.С.Голова.А.Голов.


Рецензии