Этимология происхождения термина- Дарго

Этимология происхождения термина- Дарго.
Предки Дарго-Даргинцев  несомненно являлись частью Кавказских Албанцев. Предки современных Даргинцев  как и другие народы Дагестана прошли через многие исторические испытания.
Этимология этнонима современных Даргинцев до сих пор не разработана. Имеются некоторые версии и предположения как:
1.Якобы - Дарго происходит от Персидского, где
Дар-это "дверь, ворота".Га -это "место". Другая версия тоже иранская Дарго происходит от Дар-"ворота" и Гун -это "Гунны","Ворота гуннов".
2.Дарго -это территориальное объединение сел.
3.Древнний город Таргу в долине р.Гамры Озень к северу от г.Дербента ,якобы от этого названия происходит общее название  Дарго- Даргинцы.
4.Якобы Дарго- происходит от тюркского или монгольского слова "Дугри",в значениях как "справедливый, ровный, прямой"и т.д.
5.Версия Р.М.Магомедова.Слово  Дарго означает
"Внутренность, нутро".Далее мы коснемся этих версии и предположении......
И так  мы имеем дело  с Этнонимом, Гидронимом, и
Топонимом .Кроме того по своему опыту знаю каким
трудным бывает значение слов ,которые состоят из трех букв и т.д.
Этноним-это название народа  Дарго.(Даргинцы).
Самоназвание Даргинцев -Дарган ( Дарганти,мн.ч.
народ-Даргва), коренное население Дагестана.
Язык даргинцев относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи языков.
Гидроним -это название реки Дарго-х1ерк,
правый приток реки Казикумухского  Кайсу.
Топоним-это географическое понятие, рельеф в данном случае, горная местность -Дарго.Это название
природного объекта на Земле.(или объекты связанные с поселениями людей)и т.д.
Для начало приведем известные нам слова и термины с корнем Дар как:
Дар,Дарг, Дарго,Дарга, Даргва,Даргав, Дарги, Дархах,Даргуа,Даргъу,Даргилар,Дарканти,Даркан,  Дарваш,Даргин,Даргинец,Акуша-Дарго.Таргу/Даргу, Дуриг1и,Даргала,Даркал,Даргияр,Даргьан.
Остановимся на некоторых высказываниях наших земляков как:
Проф. А.А.Магомедов пишет, что "Даргинский язык среди языков Дагестана, обнаруживает большую диалектную раздробленность..."  Например(от АК,) на разных диалектах даргинского языка слово Дарго произносится по разному как:
Дарга- на Акушинском.
Даргва- на Урахинском.
Даркква- на Муйринском и т.д.
Проф.Гасанов С.М.    Пишет: "полагают ,что название Дарган нужно связывать не с  территориальным расположением даргинцев ,а с кровно родственным отношением племен.(АК.здесь необходимо учитывать и то и другое...)"
Проф. Р.М.Магомедов  пишет:"Полагают, что
"даргинец"произошло от слова "Дарга",т.е. местности, куда представители даргинского  населения собирались для разрешения общих вопросов, касающихся всего общества".
Доктор истор.наук  Османов М.-З.Пишет ,что: "Ареалом сложения  даргинского племени служила приморская, предгорная и горная к северу от Кайтага до Махачкалы".
Все эти высказывания до конца не разработаны и не доведены до логического конца.
Что касаемо Ареала. Приморская, предгорная и горная, то это большой и очень важный  отдельный вопрос для Дагестана, бывшей К.Албании. Мы частично остановимся на ней. Ещё в свое время Страбон писал "Албаны больше привержены к скотоводству и стоят ближе к кочевникам..."(11,4,1.)
Нам необходимо расшифровать данное высказывание . Скотоводы Кавказских Албан не могли существовать без двух взаимосвязанных основных вещей как:
1.Вертикально-зональное районирование .
2.Кочевье скота с гор на равнину и обратно.
В этом и заключается ареал расселения не только
даргинцев но и всех других горцев Кавказа и т.д.
*Остановимся на ключевом словосочетание как : Дарган ,Дар-Ган.  Дар+Гьан. Где на наш взгляд и скрывается загадка данного  Этнонима.
Названия- самоназвания, современного  народа Даргинцев.
Данный термин состоит из двух частей как:
1.Дар,на др.лезгинском языке - имеет ряд значения как:тесно,тесный,теснина,тесное место, тесное ущелье, тесный проход,узко,узкое место и т.д. Для
наглядности приведем ряд значении как:
Дар- тесный
Дарчка- тесное место
Дар дегьне- тесное ущелье.
Дар хьун- потесница.
Дарагъ- гребен.
Дарадар- тесный ,трудный.
Дарал-тоска(трудное переживание).
Дарвал- нужда.
Дарам- деловой шум.
Дарамат- большие горы, большой дом, здание.
Дарваза- ворота.
Даргъач- виселица.
Даркал- узкий переулок.
Дарах- дорога.
Дарту- инструмент плотника.
Дарчар- стойка, шпалера.
Даргъа- сборщик налогов.
Дарги, даркъу - даргинец.(даргияр-мн.ч.).
Наверняка некоторые слова сохранились и в современном даргинском языке и в диалектах
в том или в других формах произношения.
Что касается ср.Иранскрго языка у них также имеется  данное  слово, но произносится оно по другому как:
Дару/Дара,что означает  "ворота или дверь".Деру-
"холм". Деру къара - это" крепость на холме",значит речь здесь идет не совсем  о тесном месте. Нам кажется это слово чисто Кавказского формата и здесь мы находим больше слов чем в персидском языке. И скорее всего она попала к ним из Кавказских языков.
Как соседи мы имели с иранцами тесные контакты, культурные и языковые. Однако как иранцы так и арабы ни когда не вмешивались в топонимические названия местных кавказских народов, а те или иные искажения конечно происходили и т.д.
На Кавказе очень много "Узких мест"т.е.проходы, ущелья и т.д. Да и сам Кавказ в географическом плане  целиком является узким и трудно проходимым местом. Об этом нельзя забывать. Проход между двумя водными преградами как Каспийским и Черными морями, а также двумя хребтами как: БКХ и  МКХ. Внутри же этих горных систем находится очень  много не проходимых участков. Самые известные из них это, Дарьялское ущелье на севере и Дербентский проход на юге Кавказа.
Оба эти термина содержать в себе корен "ДАР" ,
(Дар-ял и Дар- бент),с лезгинского языка дословно переводится как:" Узость -тяни","Узкая плотина",
На счет значения Дербента см. на "Проза .ру." в моем редакции.(ста. Древний Дербент).Об этих проходах люди знали спокон веков а другие проходы были мало известны о них знали только местные коренные народы и т.д.Все эти и другие проходы и узкие места
с юга на север относились к ВСС Кавказа (Великая сигнальная система.) Сюда же  относилась и интересующая нас проходы как: Дарга, Дарганти,
(Дар-ган-ти).Как указывал М.-З Османов."Ареал расселения даргинцев, это Приморский, Предгорный и Горные районы с северу от Кайтака до Махачкалы.
АК.вернее от нижней части БКХ.(где располагался др. Кайтаг и до горы Таргъум (Тарки).
Это горная  часть и считалось внутренним,(нутром)-Дарган.
А между горой и море на 3-х километровом участке  также находились укрепления как и в креп .Дербент.
Которая перекривила этот участок между морем и горой.
История термина Дарган, уходит в седую старину.
Птолемей в свое время упоминал,"Между р.Сулак и р.Самур расположено территория под названием
Хайдак".(3в.до н.э.).Спустя много веков вспомним что.пишет  Ибн Русте автор "Книга драгоценных ожерелий"(пер.пол.10 в.)."На западе Хайдака,стоят стены большого древнего города
Жалоги,говорят,что эти стены старше города Хайдака"
Вывод:(АК).Значит эти места нашими  предки Албанцами  были освоены за долго до иранцев и арабов. А местные проходы , укрепления и стены относились к ВСС., великой сигнальной системе на Кавказе с юга на север как вдоль  побережья Каспийского моря так и по горным проходам и т.д.
Географическое положение интересующей нас территории- Дарган. К тому, что мы уже упомянули добавим ,что расположена эта территория на Северо-восточном склоне БКХ и Юго-Заподной Прикаспийской низменности занимая крайне южное положение. Рассмотрим географические координаты
данного района.41-11и 44-59 с.ш. 45-07и 48-35 в.д.
Координаты районного центра Маджалис-42-12с.ш.
47-83 в.д. Координаты горы Тарки-тав-42-56 с.ш.
47-02 в.д.гора также ориентирована на Северо-запад
и вытянуто по берегу Каспийского моря.
Предгорная зона. Средняя высота предгорной зоны
в основном 500-600 м.над ур. моря иногда достигает до 1000-1200м.Горная зона. Высоты здесь доходят
до 1500-2700 м. А внутри этих территории расположены, возвышенности, плоскогорья, плато,
в которых находятся ущелья, теснины узкие долины.
Например ,ущелья с высокими отвесными стенами
которые достигают от 170 до 600 и более метров  в высоту и т.д.В цело эта территория и назвали в древности "внутренним" (нутром)и т.д.
В географическом плане если мы посмотрим схему (карту),Орографию ( от греч.)"гора-пишу. описываю"
то все становится на свои места.
И так из всего сказанного  мы можем сделать  вывод что в широком географическом смысле Дар- Дарган - это, большая горная территория. В локальном смысле- это узкий горный участок -ущелье и т.д.

2.Вторая часть .Ган, вернее не Ган, а Гьан,Гъан.Изучим, что же она может означать. Данное слово имеется почти во всех наших Дагестанских коренных языках как:
На древне Албанском -Гьени.(в Мингечеурских надписях, в значении село, страна, земля).Заглавные буквы могут быт разные как:Гь,Гъ,и Гъ"гаменированая буква с черточкой на верху).
На -Лезгинском- Гьен это теоним. Гъен, гъенер,это село, двор(ы), участок земли.Теоним-собственное имя божества,(от греч."Бог"присоединенное к имени
собственной).
На Андийском-  Гъани,или гъоно, это село,или поселение.
На Аварском -  Гьани ,это село ,поселение.
На Даргинском- Гьоно-земля ,поселение,страна.
Во всех этих и др. родственных языках необходимо считать ,первоначально в древности слово ге, гъе,гъен,гьено,и т.д.,был теонимом .Гъен-или "Гъан-это"Бог земли"и означал нижний, последний, подол,(который находится под землей),и далее как    Земля, двор,поселение и т.д. Во многих языках данное слово к сожалению позабыто.В усеченной форме она встречается как:гьо,гьа,(гъан)гье,гьи, и т.д.Гъан-Это древний теоним
Кавказских народов, в различных формах произношениях как: гъен,гъан,гъон и т.д.Источник История лезгин .1990. с.34.Более подробно.
(См.на Проза.ру.Происхождение термина Кайтаг ).
В топонимике у др.лезгин на Кавказе я заметил, что
название топонимов в горах, спокон веков называли -сопоставляли с частями тела человека и его одежды как:
1.Кук- это голова, в горах  макушка горы.
2.Хев- это воротник, воротник горы.(отсюда назв.племени Хевсуры).
3.Хыр-это груд человека, в горах холмистый участок.
4.Къуьн- это плечо, топоним "плечо" горы.
5.Эч1- это бок  горы ,боковина человека.
6.Мет,метт это холм, похожий на колено человека.
*7.Гъен,Гъетегь(или Этег)-это подол ,нижняя часть горы, (отсюда и Кайтак).Нижняя часть верхней одежды человека.
8.Гъил-это рукав,в горной части скалистая местность.
9.Далу или кыл- это задняя часть горы, у человека это спина ,(хребет),горные хребты как:БКХ и МКХ.
*10.Дар-это узкое место в горах, узкий проход(ы).
11.Дагь-это гора, горцы образно  связывают большого и сильного человека с горой.
*12.Жалгьан или Джалгьа-(Жалоги) это топоним в горной местности, у человека или животного это "крестец" и т.д.
Таргу,точнее-Таргъум.
Более подробно про имя собственное я описал в статье на "Проза .ру", под названием "Эпоним Таргъум"(Материалы по имени)от 05.05.2022г.
Здесь же мы остановимся на некоторых моментах .
Прежде всего опишем где мы встречаем данное имя собственное, как- Таргъум.
1.Кура-аракские племена.Б.Б.Пиотровский.История народов северного кавказа.М.1988. с.50.
1.Родословное Кура -араксских племен  там же.
2.Библия  в так наз. "Таблице народов"(Гл.10.ст.3.)
Таргьум,Таргамус.            
3.Гора под называнием Таргъум над городом Махачкала. РД.
4.Поселок Тарки, на Восточном склоне горы Тарки -тав.
5.Таргу(Таргъу) древнейший городище в Каякентском районе РД .
6.Древний город в горах  Ингушетии -Таргум и т.д.

В Заключении вернемся к слову "Гъен"-"Гъан".В этом слове происходит смешения букв (Е на А и обратно),
по закону Дэвида Роля. В лезгинском языке она звучит в форме Гъен  на даргинском в форме Гъан,
при одних и тех же значениях.
И так мы подошли к заключению ,в нашем термине
Даргъан, мы имеем две части или два слова как :
Дар и Гъан , соединённые между собой (Дар+гъан).
Которая является самоназванием даргинского народа ,которая живет спокон веков  на данной Земле, т.е. на "Узкой земле". Имеется в виду  на
Земле между Большим Кавказским Хребтом на юге
-западе и Каспийским морем на востоке. Относительно этнонима Дарган-Даргинцы, можно сказать следующее.Это народ ,который живет на
данной земле ,и взял себе наименование этого
участка Земли .Такова этимология в кратком изложении происхождения  данного этнонима .


Литература.
З.Ризванов. Р.Ризванов. История  лезгин. Махачкала.1990.с.32-35.
Б.Б.Пиотровский. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца 18 в.
М.1988. с.50.
Акимов К.Х.Лезги -Урус гафарган. Махачкала .2017.
С.Б.Юзбекова. Русско -лезгинский словарь.
Махачкала.3013.
А.К.Седрединов .Нахи и Даги.(историко культурные связи).Махачкала.2011.Раз.4.Лезги и Дарги.с.165-233.
М,-А.Садыки. Древняя история лезгин и античные письменные источники.М.1996.с.72.там же Страбон
"География" (11,4,1.).
М.Р.Гасанов.  Загадки этнонимов Дагестана.
Махачкала .1997.с.30-37.
Магомедов А.А.Даргинские этнонимы.Тбилиси.1991.
М.З.Османов.Даргинцы. Наш Дагестан.1993.№№.   163.164.
Магомедов Р.М.История Дагестана.Махачкала 1968.
Гасанов С.М.Очерки даргинской диалектологии.
Махачкала.1970.с.8.9.
Дэвид Рол .Генезис цивилизации.Москва.2002.
ЭКСМО.Русс.пере.с анг.С.Голова.А.Голов.
Полевые материалы автора .(АК.)


Рецензии